Методы и приёмы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) на уроках музыки.
методическая разработка по музыке

Цибульская Елена Владимировна

       Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети, имеющие двигательные расстройства, речевые нарушения, задержку психического развития.

Особенно задержаны в развитии те высшие функции, которые тесно связаны с двигательными анализаторами: пространственными представлениями, способность узнавать предмет на ощупь, соотносить  размеры и форму предметов.

Неустойчивое внимание, недостатки памяти ведут к медленному накоплению знаний. Особенности учебной деятельности учащегося с НОДА определяются различными нарушениями речи. Отдельные звуки не произносятся, речь не выразительна, голос монотонен. Детям трудно сразу ответить, им требуется время на подготовку к ответу, настройка речевого аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_i_priemy_raboty_s_detmi_s_ovz_na_urokah_muzyki.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методы и приёмы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) на уроках музыки.

       Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети, имеющие двигательные расстройства, речевые нарушения, задержки психического развития.

Особенно задержаны в развитии те высшие функции, которые тесно связаны с двигательными анализаторами: пространственные представления, способность узнавать предмет на ощупь, соотносить  размеры и форму предметов.

Неустойчивое внимание, недостатки памяти ведут к медленному накоплению знаний. Особенности учебной деятельности учащегося с НОДА определяются различными нарушениями речи. Отдельные звуки не непроизносятся, речь не выразительна, голос монотонен. Детям трудно сразу ответить, им требуется время на подготовку к ответу, настройка речевого аппарата.

Отмечается также, что учащиеся с ДЦП характеризуются высоким уровнем невропатизации, низкой самооценкой. Но это зависит от тех условий, в которых живут дети. Дети, которых любят, несмотря на недуг, доброжелательны, открыты для общения и даже умеют похвалить себя. Без  сомнения они обладают повышенной чувствительностью, остро реагируют на неудачи.

Для успешной организации учебной деятельности учителю важно:

- быть готовым работать с особенными детьми (внутренне, психологически);

- быть способным к такой работе.

Но даже, если ты прочтёшь всё книги по данной теме, не узнаешь готов ли ты к работе с такими учениками, пока не столкнёшься с подобным.

Эффективность твоей работы зависит от жизненного опыта, от педагогического опыта, от специальных знаний по данной проблеме, но и от уровня адаптации всех участников образовательного процесса – родителей, детей, учителей.

Если ты принял детей и дети, и родители приняли тебя, можно смело разбираться с теми трудностями, которые возникают в процессе обучения музыки. При разработке АООП для детей с НОДА в разделе «Музыка» мы столкнулись не только с проблемой определения специфики содержания, но и в отборе специальных музыкально-педагогических технологий, позволяющих реализовывать коррекционно-развивающую направленность воспитательно-образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей детей.

Решить эти проблемы нам позволил качественно новый подход к отбору содержания и методам музыкального воспитания в условиях коррекционного образования.

Вводная часть - музыкально-ритмические упражнения

Основная часть - слушание музыки, подпевание и пение, музыкально-дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах.

Заключительная часть - рефлексия

Менять форму организации музыкально-образовательной деятельности мы посчитали нецелесообразным, а изменили подход к отбору содержания и методике проведения музыкально-образовательной деятельности. Основной принцип в подходе был определен нами, с одной стороны с учетом, специфики музыкального искусства, а с другой — природой и характером имеющихся нарушений в развитии детей, посещающих наше образовательное учреждение, а именно, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). У этой категории детей можно выделить ряд ключевых особенностей в развитии: общее недоразвитие крупной и мелкой моторики, вялость мышечного тонуса или гипертонус, моторная неловкость, нарушения всех видов координации, ориентировки в пространстве, снижение показателей двигательной памяти, слухового внимания и, как правило, расстройство эмоционально-волевой и коммуникативной сферы. Следовательно, для таких детей, моторное развитие является не менее важной задачей, наряду с их когнитивным развитием.

Исходя из выше перечисленных особенностей в развитии детей с НОДА, виделось целесообразным в вводной и заключительной части урока, где дети осуществляют двигательную активность, применять методы, приемы и средства коррекционной ритмики.

Эффективное лечебно-коррекционное воздействие музыки и движения на организм человека было доказано в 19 веке Э.Ж.Далькрозом. Разработанная им система получила широкое распространение в области лечебной педагогики. Сущность ее заключается в развитии чувства ритма и координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогало достигать автоматизма в самых сложных движениях. Именно из этой системы выросли коррекционная ритмика, логоритмика и фонетическая ритмика, двигательная и танцевальная терапия. Коррекционная ритмика, как одно из ведущих средств коррекции, позволяет не только развивать общие музыкальные способности ребенка, но и эффективно решать коррекционно-развивающие задачи,

формировать рефлексивное понимание собственных кинестетических ощущений, обучать детей произвольной регуляции и управлению эмоциональной и мышечной активности; корректировать и развивать все виды координации (статической, динамической, зрительно-моторной); развивать все виды внимания; формировать навык выполнения движения в соответствии с невербальным (музыкальным) или вербальным образом.

Таким образом, в водной части урока я использую

- упражнения на регуляцию мышечного тонуса,

-упражнения на развитие внимания и памяти,

-упражнения на ориентировку в пространстве

-упражнения на развитие чувства ритма и темпа,

- психогимнастику.

Примеры упражнений:

«Флажок». Цель: регуляция мышечного тонуса мышц рук. Оборудование: флажки (по два на каждого ребенка). Описание упражнения: дети стоят или сидят на стульчиках. Под громкую музыку дети, подняв руки, машут флажками над головой. Под тихую музыку флажки опускаются, руки отдыхают. Смена характера музыки производится несколько раз.

«Замри». Цель: развитие слухового внимания, выдержки. Описание упражнения: Дети под музыку, в соответствии с характером, свободно двигаются по залу ( если это возможно). По сигналу педагога: «Замри!» дети застывают на месте и ждут следующего сигнала. Когда музыка начинает звучать, дети вновь начинают двигаться, пока не последует очередной сигнал: «Замри!». Сначала рекомендуется останавливать движение на 3-4 секунды, затем время постепенно можно увеличивать в зависимости от возраста детей.

«Часы». Цель: развитие чувства темпа и координации движения рук с темпом музыки. Описание упражнения: дети стоят в шахматном порядке лицом к педагогу. В соответствии с темпом музыки, дети изображают, как идут часы (в зависимости от моторного развития ребенка это могут быть наклоны корпуса вправо и влево, либо скользящие вдоль туловища движения рук). С окончанием музыки движения прекращаются. Каждый следующий раз педагог изменяет темп музыки.

Психогимнастика. «Фея эмоций». Цель: развивать умения передавать различные эмоции через выразительную мимику. Оборудование: красочно оформленная «волшебная палочка». Описание упражнения: Дети стоят в кругу. Педагог с «волшебной палочкой» движется по кругу и поет:

Фея к вам в гости сегодня пришла, (Дети стоят, поставив руки на пояс,)

Разных эмоций вам принесла. (выполняют повороты корпуса. Педагог двигается внутри круга.)

Рот ладошкою прикрыла  (Дети закрывают рот ладонью.)

И улыбку (другая эмоция) Педагог взмахивает палочкой.

Подарила (Дети показывают нужную эмоцию.)

В заключительной части урока, наряду с традиционными уроками включены качественно новые, которые способствуют развитию зрительно-моторных координаций, общедвигательной моторики, развивают и совершенствуют слуховое и произвольное внимание, все виды памяти. Примеры:

Игра «Повтори за мной». Цель: развитие чувства ритма, слухового внимания и памяти. Описание хода игры: Дети двигаются по классу в соответствии с музыкой, при окончании музыки учитель говорит: « Внимание! Повтори за мной!» и прохлопывает короткий ритмический рисунок. Дети должны повторить заданный ритм, ребенок, который не справился с заданием, выбывает из игры.

Также в занятиях на ряду с коррекционно-развивающими играми и танцами используются коммуникативные, которые могут проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него. Включение коммуникативных игр и танцев в музыкальное занятие помогает развивать не только психические процессы и моторную сферу дошкольников, но и овладевать ребенку коммуникативными компетенциями, что способствует в дальнейшем его успешной социализации.

Итак, моторные нарушения ограничивают способность к освоению практической деятельности.

Всё это приводит к тому, что формирующиеся знания и навыки являются непрочными, поверхностными, не связанными в единую систему. Без специального педагогического воздействия эти проблемы не устраняются.

Использование практических методов позволяют ученикам усваивать знания, вырабатывать умения и навыки.

Неожиданно найденный ответ на вопрос – это успех, а успех – это эмоциональное благополучие. Одним из любимых дел особенных учеников является поиск ошибок .Они бывают очень рады, если им удается найти и исправить ошибку в решении другого или увидеть подвох в вопросе.

  Ведь мы помним о повышенной чувствительности учеников. Создание благоприятного климата на уроках обязательнная задача учителя.

Что нужно для благоприятной обстановки:

- Улыбнуться каждому ребёнку

-использовать ободряющие интонации

-говорить не слишком громко и не очень быстро

-внимательно относиться к высказываниям учеников

-прибегать к сенсорным контактам (подержать руку, дотронуться до плеча) только после того, как вы подружились

-не совершать резких движений около ребёнка

-отказаться на уроке от окрика

Работая с детьми в течение года, изучая специальную литературу, мы получили ответы далеко не на все вопросы и их стало даже больше, чем в начале нашего пути. Мы понимаем, что у таких детей особые образовательные потребности:

- задаются спецификой двигательных нарушений, определяют особую логику построения учебного процесса;

- необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения;

- нелбходимо техническое обеспечение;

- индивидуализация обучения, организация особой пространственной и временной среды. Литература:

1.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.:Академия, 2001

2.Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. ФГБОУ ВО МГППУ-2007

3. Овчинникова Т.С., Симкина А.А. Музыка. Движение. Воспитание. - СПб.: КА-РО, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-образовательная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось количество детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА). Нестабильность шейного отдела позвоночника, кривошея, нар...

Краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИРО Тема «Организация коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата».

30 октября 2013 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока был проведен краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИ...

«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

Данная статья посвящена проблеме формирования у подростков с НОДА понимания важности здорового образа жизни,  вопросам оптимизации их работы за компьютером с целью сбережения здоровья....

Методы и приёмы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) на уроках математики.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети, имеющие двигательные расстройства, речевые нарушения, задержки психического ра...