дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «народное отделение» Предметная область Музыкальное исполнительство программа по учебному предмету Фортепиано
рабочая программа по музыке

Москалева Наталия Николаевна

дополнительная общеразвивающая  программа

в области музыкального искусства

«народное отделение»

Предметная область

Музыкальное исполнительство

программа по учебному предмету

 Фортепиано

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_obshchego_fortepiano.narodnoe_otdelenie.docx69.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Детская школа искусств п. Строитель»

«Рассмотрено»    

Педагогическим советом образовательного учреждения

Протокол №

__________________________

(дата рассмотрения)

«Утверждаю»

Директор

Голикова М.Н.

________________________

(подпись)

Приказ №

________________________

(дата утверждения)

дополнительная общеразвивающая  программа

в области музыкального искусства

«народное отделение»

Предметная область

Музыкальное исполнительство

программа по учебному предмету

 Фортепиано

Составитель: Москалева Н.Н. преподаватель по классу фортепиано

МБУ ДО ДШИ п. Строитель

2021 г.

Структура программы учебного предмета

I .Пояснительная записка

-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

-срок реализации учебного предмета;

-обьём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

-форма проведения учебных аудиторных занятий;

-цели и задачи учебного предмета;

-обоснование структуры программы учебного предмета;

- методы обучения;

II. Содержание учебного предмета

-Сведения о затратах учебного времени;

-Требования по годам (этапам) обучения;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

-Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

-Контрольные требования на разных этапах обучения

-Критерии оценок;

V.Методическое обеспечение учебного процесса

-Методические рекомендации  педагогическим работникам;

-Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.

-Список  рекомендуемой нотной и методической литературы;

- Список  рекомендуемой методической литературы.

 рецензент –Михина Ольга Сергеевна заведующая фортепианным отделением колледжа при ТГМПИ им. С.В. Рахманинова


Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

II.        Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.        Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

- Критерии оценки;

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации преподавателям;

- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.        Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы.

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета  «Фортепиано»  разработана  на  основе  и  с  учетом    требований  к  дополнительным общеразвивающим общеобразовательным   программам  в  области  музыкального  искусства  «Народное отделение».

Учебный предмет "Фортепиано" направлен на овладение  фортепиано, как  инструментом дополнительным к основной специальности; расширение музыкального кругозора детей и  формирование их художественного вкуса;  воспитание музыкантов,  способных играть вокальную музыку на инструменте.

Учебный предмет «Фортепиано» развивает навыки, практически необходимые музыканту: быстрое ориентирование в нотном тексте, чтение с листа, игра в ансамбле .Исходя из индивидуальных возможностей учащегося ,преподаватель должен давать ему задания и систематически проверять их выполнения.

Срок реализации учебного предмета

В соответствии с учебным планом ДШИ  рекомендуемый срок реализации учебного предмета «Фортепиано» для обучения по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народное отделение» составляет 4 год.

3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фортепиано»

На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается 0,5 час аудиторных занятий в неделю для учащихся с 2 по 5 классы.

Программа предмета "Фортепиано" предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.

Объем самостоятельной работы учащихся в неделю за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования.  

На самостоятельную работу отводится 1 час в неделю в течении всех лет обучения.

Таблица1

Срок обучения

4 года

Максимальная учебная  нагрузка (в часах)

204

Количество часов на аудиторные занятия

68

Количество часов на внеаудиторные занятия  (самостоятельную работу)

136

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 22,5 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

  • Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»

Цель:

развитие музыкально-творческих способностей учащегося, на основе приобретенных им основных знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.

Задачи:

  • овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;
  • овладение основами фортепианной техники для возможности дальнейшего самостоятельного изучения вокально-хоровой музыки;
  • овладение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, агогикой, педализацией;
  • формирование музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности,  эмоциональности;
  • формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося;
  • формирование общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального  кругозора, а также воспитание в нем любви, как к популярной музыке, так и к  классическому искусству;

  • Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»

Обоснованием структуры программы являются требования , отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит  следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

  • Методы обучения

При работе с учащимся педагог использует следующие методы:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
  • практические методы обучения (гимнастика, игра упражнений, чтение с листа, исполнение музыкальных произведений).

II.        Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2

классы

2

3

4

5

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

34

34

34

34

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

0,5

0,5

0,5

0,5

Количество часов на внеаудиторные занятия(в неделю)

2

2

2

2

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет .

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды  внеаудиторной  работы:

- выполнение  домашнего  задания;

-посещение  учреждений  культуры  (филармоний,  театров,  концертных  залов  и  др.);

- участие  обучающихся  в  концертах,  творческих  мероприятиях  и   культурно-просветительской  деятельности  образовательного  учреждения  и  др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

  • Требования по годам обучения

Главная задача данной программы – научить учащегося отделения «Народные инструменты»  самостоятельно музицировать. С первых же уроков необходимо приучать ученика вслушиваться в свое исполнение, добиваться выразительного звучания инструмента, внимательно и точно прочитывать авторский текст, работать над устранением технических трудностей. Педагог должен постоянно вырабатывать у учащегося сознательное отношение к работе над музыкальным произведением, не допуская механического проигрывания ,которое неизбежно приводит к формальному исполнению и тормозит музыкальное развитие учащегося . Поэтому очень важно пройти в течение полугодия большое количество произведений различной степени сложности, не выучивая их наизусть. Необходимо, чтобы в работе постоянно было как минимум три произведения. Одно из них – способствующее техническому продвижению учащегося и требующее длительной и детальной работы с преподавателем. Второе – намного легче, с тем чтобы ученик смог его выучить по нотам за 3-4 урока. Третье – совсем лёгкое, для быстрого разучивания (за 1-2 урока), доступное для самостоятельной работы (на три – четыре класса легче!). Несколько минут урока нужно выделять на выполнение творческих заданий и чтение с листа.

В полугодие ученик посещает примерно 16 уроков; если учесть возможные среднестатистические пропуски, получится 12 уроков. Важно учесть и отсутствие инструмента в младших классах. В результате в течение полугодия он сможет выучить 1 сложное произведение, 1 средней сложности, 1-2 лёгких произведения. В общей сложности получается 3-4 произведения.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.

Изучение учебного предмета "Фортепиано" для учащихся отделения «Народное отделение» необходимо начинать с первого класса, поэтому годовые требования представлены в данной программе по годам обучения.

Учёт успеваемости.

1-й год обучения

I полугодие. Отчётности не предусмотрено.

II полугодие. Зачёт.

со 2 - й – по 3 – й год обучения

I полугодие. Контрольный урок

II полугодие. Зачёт.

4-й год обучения

             I полугодие. Контрольный урок.

           II полугодие. Экзамен.

 

Если ученик принимает участие в тематических концертах и других мероприятиях, то выступления засчитываются как зачёт (или как часть зачёта, если исполняется только часть программы).

Общие требования к зачетам:

  • Исполняются два контрастных по жанру и характеру произведения. Одно произведение может быть из классического детского фортепианного репертуара (или облегчённое переложение классики). Второе – лёгкое переложение популярной музыки (народных, детских песен, романсов, лучших образцов русской и зарубежной эстрады).
  • Произведения, представленные на зачёт, могут быть различной степени сложности: одно – посложнее, чтобы продемонстрировать технический и исполнительский рост учащегося, другое – полегче.
  • Во II полугодии одно из произведений  может быть представлено  ансамблем с педагогом.
  • В 1-2 классах программу можно исполнять по нотам. (Очень важно, чтобы ученик проходил как можно больше произведений различных стилей, заучивание наизусть не должно отнимать у него много времени). Начиная с 3 класса программа может быть исполнена наизусть.

С 3 класса обязательно включать в программу  фортепиано:

  • полифонию или пьесы с элементами полифонии;
  • пьесу
  • этюд;
  • игру в ансамбле  – по усмотрению педагога.

Можно чередовать: например,  в 1 полугодии пройти полифонию (или пьесу с элементами полифонии), а во втором полугодии крупную форму.

1-й год обучения

Главная задача 1-го года обучения – организация пианистического аппарата и освоение нотной грамоты.

I полугодие

В течение I полугодия преподаватель должен проработать с учащимся 6 - 8 легких пьес на освоение штриха non legato  как основополагающего. Предполагается, что основное количество пьес играется в ансамбле с педагогом.

II полугодие

  • В течение II полугодия преподаватель должен проработать с учащимся 6-8 лёгких для быстрого прохождения по нотам пьес на все основные штрихи: non legato, staccato,legato, обозначенное короткими лигами (по два – четыре звука).
  • Гамма До мажор –  ля минор (трёх видов) в одну октаву отдельно каждой рукой.
  • Подбор песенок по слуху. Транспонирование песенок – попевок.

Зачёт

Два разнохарактерных произведения наизусть или по нотам (с использованием всех основных пианистических штрихов). Одно из них – может быть представлено ансамблевой музыкой.

2-й год обучения

I полугодие

  • В течение I полугодия ученик должен пройти 3-5 несложных разнохарактерных пьес (исполнять по нотам), в том числе 1 этюд, 1 ансамбль, лёгкие переложения детских или народных песен. Новая задача – освоение длинных лиг в моторных пьесах и пьесах кантиленного плана.
  • Диезные гаммы до 1 знака в ключе  в одну октаву двумя руками одновременно. Тонические арпеджио + аккорды по три звука двумя руками одновременно в одну октаву.
  • Подбор песенок по слуху. Транспонирование песенок – попевок.

Контрольный урок

Два разнохарактерных произведения.

II полугодие

  • В течение II полугодия ученик должен выучить и исполнять по нотам 3-5 разнохарактерных пьес различной степени сложности, в том числе 1 этюд, 1 ансамбль. На выбор: переложения детских, народных песен, лёгкие переложения классической музыки.
  • Бемольные гаммы до 1 знака в ключе двумя руками одновременно в одну октаву. (В том числе минор трёх видов) Арпеджио + аккорды по три звука в одну октаву двумя руками одновременно.
  • Подбор песенок по слуху. Транспонирование песенок – попевок.

Зачёт

Два разнохарактерных произведения – одно из них – в ансамбле с педагогом.

3-й год обучения

I полугодие

 Исполнять по нотам 3-4 лёгких разнохарактерных пьес различной сложности, в том числе 1 этюд, 1 ансамбль. На выбор: лёгкие переложения детских или русских народных песен, классической музыки, мелодий русской или зарубежной эстрады.

  • Диезные гаммы до 2х знаков в ключе в одну октаву двумя руками. Тонические арпеджио + аккорды по три звука двумя руками в одну октаву.
  • Подбор песенок по слуху. Транспонирование песенок – попевок.

Контрольный урок

Два разнохарактерных произведения.

II полугодие

  • В течение II полугодия ученик должен изучить 3-5 разнохарактерных и разностилевых произведений различной степени сложности. Среди них 1 этюд, 1 ансамбль. На выбор - оригинальные пьесы из педагогического репертуара, лёгкие переложения детских или народных песен, классической музыки, мелодий русской или зарубежной эстрады.
  • Бемольные гаммы до 2х знаков в ключе в одну октаву двумя руками. Арпеджио + аккорды по три звука двумя руками.
  • Подбор песенок по слуху. Транспонирование песенок – попевок.

Зачёт

Два разнохарактерных произведения – одно из них – в ансамбле с педагогом.

4-й год обучения

I полугодие

  • В течение I полугодия необходимо изучить 3- 4 разнохарактерных и разностилевых произведений различной сложности. Среди них: 1 этюд, 1 ансамбль или аккомпанемент или  пьеса, 1 пьеса с элементами полифонии или крупная форма. На выбор: оригинальные пьесы из педагогического репертуара, лёгкие переложения детских, русских народных песен и романсов, классической музыки, мелодий русской и зарубежной эстрады.
  • Исполнение мажорных гамм от всех белых клавиш в две октавы двумя руками вместе  гаммы в ритмически организованном виде в каждой указанной тональности. Тонические арпеджио + аккорды по три звука двумя руками в две октавы. Хроматическая гамма от  звуков до, соль двумя руками в одну октаву.

Контрольный урок

Два разнохарактерных произведения.

II полугодие

  • В течение II полугодия необходимо изучить 3-4 разнохарактерных и   произведений различной степени сложности. Среди них 1 этюд, 1 ансамбль или аккомпанемент или пьеса, 1 пьеса с элементами полифонии или крупная форма. А далее на выбор: оригинальные пьесы из педагогического репертуара, лёгкие переложения популярной музыки (можно исполнять по нотам).
  • Исполнение минорных гамм от всех белых клавиш в две октавы двумя руками с в ритмически организованном виде в каждой тональности. Арпеджио + аккорды по три звука двумя руками в две октавы. Хроматическая гамма от  звуков до, соль двумя руками в одну октаву.
  • Чтение с листа несложных мелодий с простым гармоническим аккомпанементом.

Экзамен

Два разнохарактерных произведения , возможно  одно из них – в ансамбле с педагогом.

ПРИМЕРНЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СПИСКИ

Репертуар , предложенный ниже,  можно найти в рекомендованных пособиях. Использованы и классический педагогический репертуар, и новейшие современные учебные пособия и сборники. За преподавателем остаётся право расширять и дополнять предлагаемый репертуар, исходя из конкретных задач и учитывая индивидуальные возможности ученика.

  • А. Николаев  Фортепианная игра
  • Любомудрова Н., Сорокина К., Туманян А, «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано», 1963 г.
  • Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». Пьесы и ансамбли № 1 -149 из первой части сборника.
  • Королькова И. сборник «Крохе музыканту» часть 1.
  • Ляховицкая С.С.Фортепианная школа для начинающих Пьесы № 1 – 21 23 – 24 26 - 29, 31, 38.
  • Милич Б. Фортепиано Москва «Кифара», 2002 г.,, «Фортепиано» , учебный материал , 2 класс 1987 г.
  • Барсукова С.А. «Новая азбука игры на фортепиано», изд. «Феникс», 2017 г.
  • Любомудрова Н., Сорокина К., Туманян А, «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано» , 3 класс,1977
  • Золотая библиотека педагогического репертуара ,  «Полифонические произведения и старинные танцы» , изд. «Дека», Москва, 2001 г.
  • Хрестоматия для фортепиано , 4 класс , изд «Музыка», 1985 г
  • «Я музыкантом стать хочу «.альбом начинающего пианиста.
  • Полифонические пьесы.Москва,»Кифара»1994г.

 1-й год обучения

  • Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». Пьесы и ансамбли № 1 -149 из первой части сборника.
  • Королькова И. сборник «Крохе музыканту» часть 1.
  • Барсукова С.А. «Новая азбука игры на фортепиано», изд «Феникс», 2017 г.

2-й – 3 –й год обучения

Пьесы и этюды

  • Александров А. Новогодняя полька
  • Бакулова А. Французская мелодия
  • Бах И. «Менуэт»
  • Белорусская народная песня «Бульба»
  • Белорусская полька «Янка»
  • Беркович И. Этюд
  • Кепитис,Песенка
  • Берлин Б. «Марширующие поросята», «Пони «Звездочка»»
  • Виноградов Ю. Танец медвежат
  • Гедике А. Этюд, Заинька, Русская песенка
  • Геталова О. «Мишки в цирке»
  • Геталова О. «Одинокий котенок»
  • Геталова О. «Медленный танец»
  • Жилинский А два Этюда
  • Жилинский А. «Веселые Ребята»,  «Утренняя зарядка», латышская народная мелодия
  • Игнатьев В.  «Ослик ИА»
  • Кабалевский Д. Пьеса, «Маленький жонглёр» ор. 89 № 21, Скерцо
  • Кершнер И. «Весёлый паренёк»
  • Князева Л. «Колокольчик»
  • А.Аренский.Журавель
  • Кореневская И. Дождик
  • Крутицкий М. «Зима»
  • Лемуан А. Этюд
  • Латышская нар песня «Барабанщик»
  • Лепин А. «Лошадка»

  • Лоншамп – Друшкевичова К.  Из бабушкиных воспоминаний, Марш, Марш дошколят
  • Лотман Ш. «Эхо»
  • Любарский Н. «Этюд»
  • Люксембург А. Этюд Соль мажор
  • С. Ляховицкая «Янка», «Контраданс»
  • Моцарт В. Колокольчики звенят
  • Николаев А. Этюд
  • Нурымов Ч. Пьеса
  • Орф К. «Жалоба»
  • Островский А. «Пусть всегда будет солнце»
  • Розанов А. Башкирская песенка
  • Руббах А. «Воробей»
  • Русская народная песня в обработке Ю.Щуровского «Вставала ранёшенько»
  • Русские народные песни в обработке Ляховицкой С.С. «Сеяли девушки яровой хмель», «То не ветер ветку клонит», «Ой, во поле травушка горела».
  • Скалецкий Р. «Танец»
  • Слонов Ю. «Разговор», Этюд
  • Сароян С. Кукле
  • Сперонтес С.  «Менуэт», «Песня»
  • Тетцэль «Прелюдия»
  • Томпсон Д. Этюд, Пьеса
  • Тюрк Д. «Песенка»
  • Украинская народная песня «Ой ты, дивчина»
  • Филипп И. Колыбельная
  • Французская народная песня «Кукушка»
  • ЧЕРНИ К. – ГЕРМЕР Г. ЭТЮДЫ №1-10
  • Шитте Л. Этюд
  • Шмитц М. «Прыжки через лужу»
  • Щуровский Ю. «Серенькая кукушечка»
  • П. Хаджиев «Маленькая прелюдия»
  • Эстонская народная песня в обработке Х.Кырвитса «У каждого свой музыкальный инструмент»

Ансамбли

  • Бетховен Л.В. «Два немецких танца»
  • Геталова О. «Весёлый слонёнок», «Новые ботинки», «Почему спать пора», «Жуки», «На лугу, «Приглашение», «Колыбельная», «Вальс зимы», «Вечером на озере»
  • Иорданский М. Песенка про Чибиса
  • Назарова – Метнер Т. Латышская песенка
  • Немецкая народная песня в обработке Пороцкого В.  «Хохлатка»
  • Прокофьев С. «Болтунья», «Кошка» из симфонической сказки «Петя и волк»
  • Роджерс Р. «Жаворонок»
  • Рус. нар. песня «Эй, ухнем»
  • Рубинштейн А. Мелодия
  • Русская народная песня в обработке Глаголева Ю. «Во сыром бору тропинка»
  • Русская народная песня в обработке Живцова А. «Как у наших у ворот»
  • Филиппенко А. «По малину в сад пойдём», «На мосточке», «В городах и сёлах детвора растёт»
  • Французская народная песня переложение Геталовой О. «Пастушка»
  • Чайковский П. Валья цветов
  • Черноводяну И. обработка Ботярова Е. Мелодия
  • Чешская народная песня в обработке Неедлы В.
  • Чешский народный танец переложение Геталовой О. «Весёлые друзья»
  • Чернявская Е. «Этюд»
  • Шаинский В. Песенка крокодила Гены
  • Шостакович Д. «Песня о встречном»

4-й год обучения

Пьесы и этюды

  • Александров Ан. «Балет»
  • Бах И. «Волынка», «Полонез»
  • Бетховен Л. Украинская песня
  • Борис С. «Пьеса»
  • Владыкина – Бачинская Н. «Волынка», «Селезень»
  • Гайдн И. «Немецкий танец»
  • Гайдн И. «Анданте»
  • Гайдн И. «Менуэт»
  • Галынин Г. «Чижик», «Зайчик»
  • Гендель Г. «Менуэт»
  • Геталова О. «Ура! Каникулы!»
  • Гречанинов А. «В РАЗЛУКЕ»
  • Ильин И. Венгерская песня и вариация
  • Кабалевский Д. «Ёжик», «Маленькая полька»
  • Книппер Л. Степная кавалерийская «Полюшко поле»
  • Корелли А. «Сарабанда»
  • Кореневская И. «Дождик»
  • Куулберг М. Гамма
  • Латвийская народная песня «Петушок»
  • Литкова И. Вариации на тему белорусской народной песни «Савка и Гришка сделали дуду»
  • Лонгшамп –Друскевичова К. Марш дошкольников
  • Львов – Компанеец Д. «Бульба»
  • Моцарт В. «Менуэт»
  • Майкапар С. «Пастушок»
  • Майкапар С. «Мотылек»
  • Маркевичувна В. «Таинственный замок»
  • Моцарт В. в лёгком переложении Юдовиной – Гальпериной Т. Соната Ля мажор ч.1
  • Мясковский Н. «Наперегонки» ор.43 № 2
  • Роули А.  «В стране гномов», «Акробаты»
  • Русские народные песни в обработке Ляховицкой С.С. «Во поле берёзонька стояла», «Заинька», «Посеяли девки лён», «У ворот, ворот»
  • Рыбицкий Ф. «Кот и мышь»
  • Слонимский С. «Лягушки», «Считалка»
  • Степаненко М. «Обидели»
  • Салютринская Т. «Кончил дело – гуляй смело»
  • Сигмейстер Э. «Песня матросов»
  • Украинская народная песня «Ой, лопнул обруч возле бочечки»
  • Французская народная песня в обработке Милич Б. «Большой олень»
  • Хренников Т. «Колыбельная Светланы»
  • Циполи Д. «Менуэт»
  • Чайковский П. «Болезнь куклы»
  • Черни К.-Гермер Г. Этюды № 11-27
  • Шульгин Л. «Грустный рассказ»
  • Шуман Р. «Первая утрата»

Ансамбли

  • Бетховен Л. в переложении Пороцкого В. Контрданс
  • Верди Дж. «Песенка Герцога», обр. Беляева Г.
  • Глухана Н. обр Чешская народная песня
  • Легран Г. «Французская тема»
  • Металлиди Ж. «Сонный слон», «В лодочке», «Скачи моя лошадка», «Сорочьи новости»
  •  Мордасов Н. Ансамбли в стиле джаза
  • Моцарт В. «Весенняя», отрывок из симфонии № 40
  • Прокофьев С. «Петя и волк» из симфонической сказки «Петя и волк»
  • Родригес Х. «Кумпарсита»
  • Рус. Нар . песня «По Дону гуляет»

14.  Соловьев-Седой В. Обр. Балаева Г. «Подмосковные вечера»

15.Украинская народная песня в обработке Золотарева В. «Iхав казак за Дунай»

16. Хил П. «С днем рождения»

17. Французская народная песня переложение Геталовой О. «Пастушка»

  •  Чайковский П. Валья цветов

19. Черноводяну И. обработка Ботярова Е. Мелодия

20. Чешская народная песня в обработке Неедлы В.

  • Чешский народный танец переложение Геталовой О. «Весёлые друзья»

ПРИМЕРЫ   ПРОГРАММ

ДЛЯ  ИСПОЛНЕНИЯ   НА ЗАЧЁТАХ И ЭКЗАМЕНАХ

1-й год обучения

II полугодие зачёт

  • Томпсон Д. «Вальс гномов»
  • Геталова О. «Каравай»

2-й год обучения

I полугодие контрольный урок

  • Любарский Н. «Этюд»
  • Металлиди Ж. «Дождик »

II полугодие зачёт

  • Люксембург А. Этюд Соль мажор

•        Сароян С. Кукле

3-й год обучения

I полугодие контрольный урок

  • Шаинский В. Песенка крокодила Гены

•        Шитте Л. Этюд

II полугодие зачёт

  • Тетцель И. «Прелюдия »
  • Черни К. – Гермер Г. «Этюд» № 5

4-й год обучения

I полугодие контрольный урок

  • Бетховен Л. « Три немецких танца»
  • Гедике А. «Этюд», соч. 32 № 19

II полугодие экзамен

  • Бах И. «Маленькая прелюдия», До минор
  • Шуман Р. «Смелый наездник»

III. Требования к уровню подготовки учащихся

Особенность курса: Форма индивидуальных занятий в специальных классах создает педагогу необходимые условия для внимательного и всестороннего изучения и воспитания каждого ребенка, объективной оценки его возможности и связанными с этим конкретными и дифференцированными педагогическими задачами и методами работы. От педагога требуется большое педагогическое мастерство, творческая инициатива,умение терпеливо и кропотливо работать над развитием музыкальных данных детей.  Учитывается и то, что ученики проходят большой объём произведений различных стилей из классического репертуара. Программа рассчитана на преподавание курса в сельской музыкальной школе, главной особенностью которой является отсутствие инструмента у учащихся .

Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать  возможностей ученика (при необходимости педагог вправе снизить репертуарные требования на класс или два ниже рекомендуемых программой по общему фортепиано). Технический рост и приобретение необходимых исполнительских навыков должно сочетаться с развитием навыка чтения с листа, умения самостоятельной работы с текстом. Поэтому крайне важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приёмы и исполнительские задачи, с прохождением большого количества относительно лёгких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие от музицирования.

Гаммы изучаются в ознакомительном порядке.

Наряду с фортепианными произведениями из классического репертуара ученики исполняют различные переложения классической и популярной музыки (детские песни, русские народные песни и романсы, российские и зарубежные эстрадные мелодии). Очень важно, чтобы переложения были пианистически удобными, без включения случайных технических трудностей, и ориентированы на возможности учащихся соответствующего уровня подготовки. Текст должен быть понятен ребёнку: указаны штрихи, фразировочные лиги, оттенки, проставлена аппликатура, педаль. Всё это позволит ученику самостоятельно разобраться в нотном тексте.

Желательно привить ученикам любовь к сценическим выступлениям, больше проводить , музыкальных тематических вечеров, классных и школьных концертов, участие в которых можно засчитывать как зачёт. Каждое выступление должно быть в радость, в удовольствие! Участие в концертах, где дети получают удовольствие от общения с музыкой, видят, как приятно для окружающих их умение играть на фортепиано, служит формированию мотивации, благодаря которой возрастает интерес к учёбе и усердие в занятиях музыкой.

Не выделяя ансамбль в отдельный предмет, обязательно включать в репертуар произведения для исполнения в ансамбле, что развивает умение слышать общую музыкальную ткань произведения, позволяет маленьким музыкантам при пока ещё ограниченных пианистических возможностях играть более интересные по звучанию и технически сложные пьесы.

Прогнозируемые результаты. Занимаясь по данной программе, ученик приобретает самые необходимые практические навыки игры на фортепиано. На основе большого количества лёгких, понятных, интересных ребёнку пьес, пусть пройденных без тщательной отделки, не только расширяется музыкальный кругозор, но и закрепляются изученные технические приёмы, приобретается навык чтения с листа, умение самостоятельно работать с текстом, появляется техническая свобода. Играя переложения песен (мелодий с аккомпанементом), ученик постепенно учится применять на практике различные фактурные варианты аккомпанемента, что пригодится ему в игре по цифровкам, подбору по слуху, при самостоятельном музицировании. В результате обучение становится интересным и осмысленным: ребёнок учится делать то, что в первую очередь пригодится ему после окончания школы. Выпускник будет иметь в руках большой репертуар, сможет самостоятельно учить новые произведения, играть популярные песни для исполнения в кругу семьи, друзей. Фортепиано для него станет любимым инструментом, а главное – он полюбит музицировать!

Уровень  подготовки  учащихся  является  результатом  освоения    программы  учебного  предмета  «Фортепиано» и  включает следующие знания, умения, навыки:

  • обладание основными видами фортепианной техники,
  • умение самостоятельно разбирать и разучивать на фортепиано как несложные сольные фортепианные пьесы, так и простейшие вокально – хоровые музыкальные произведения;
  • умение технически грамотно исполнять на фортепиано произведения средней трудности;
  • навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном инструментальном ансамбле;
  • навыки публичных концертно-конкурсных выступлений;
  • знание художественных возможностей фортепиано;
  • знание музыкальной терминологии;
  • первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.
  • знание в соответствии с программными требованиями популярного классического музыкального наследия;
  • умение использовать знания, приобретённые в предметной области музыкального исполнительства «Фортепиано» в собственной вокальной практике.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы "Фортепиано" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер.

Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п.

Промежуточная аттестация проводится в форме  контрольного урока без присутствия комиссии с оценкой в первом полугодии со 2 по 5 класс и зачёта с приглашением комиссии и выставлением оценки в конце второго полугодия  со 2 класса и по 4 класс. Во 2 полугодии 5 класса итоговая  аттестация проводится в форме экзамена. На основании результатов текущего контроля и промежуточной аттестации, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация и промежуточная аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.

Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения.

 Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.

Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в концертах, конкурсах.

На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями.

  • Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на контрольном уроке, зачёте и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно  оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, неполное донесение образа исполняемого произведения

3 («удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

2 («неудовлетворительно»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации преподавателям

Выше предложенные репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика.

В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться.

Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением.

В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.

Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.

Работа с учащимся включает:

  • решение технических учебных задач - координация рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;
  • работа над приемами звукоизвлечения;
  • тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;
  • формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.;
  • разъяснение учащемуся принципов оптимально плодотворной самостоятельной работы над музыкальным произведением.

В работе с учащимися преподавателю необходимо следовать основных принципов обучения: последовательности, постепенности,  доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.

Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Главная форма планирования- составление преподавателем индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета «Фортепиано» для учащихся народного отделения.

В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика.

Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования.

Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том, что освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести одновременно или поочередно самостоятельные линии голосов.

Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть разнообразной фактурой, получить представление о форме музыкального произведения.

В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки.

В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов.

Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному обеспечению технических задач.

Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под контролем педагога.

Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки,  выразительности музыкальной интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся.

Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.

Объем  времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования.

Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у обучающегося музыкального инструмента начиная с 3 класса, а также наличие у него нотного материала.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными. Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.

Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.

Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над выучиванием произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося.

Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке.

Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводить с педагогом регулярно.

VI.                Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  • Список  рекомендуемой нотной литературы

Пособия для начального обучения

  • А. Николаев  Фортепианная игра
  • Любомудрова Н., Сорокина К., Туманян А, «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано», 1963 г.
  • Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». Пьесы и ансамбли № 1 -149 из первой части сборника.
  • Королькова И. сборник «Крохе музыканту» часть 1.
  • Ляховицкая С.С.Фортепианная школа для начинающих Пьесы № 1 – 21 23 – 24 26 - 29, 31, 38.
  • Милич Б. Фортепиано Москва «Кифара», 2002 г.,, «Фортепиано» , учебный материал , 2 класс 1987 г.
  • Барсукова С.А. «Новая азбука игры на фортепиано», изд. «Феникс», 2017 г.
  • Любомудрова Н., Сорокина К., Туманян А, «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано» , 3 класс,1977
  • Золотая библиотека педагогического репертуара ,  «Полифонические произведения и старинные танцы» , изд. «Дека», Москва, 2001 г.
  • Хрестоматия для фортепиано , 4 класс , изд «Музыка», 1985 г
  • Полифонические пьесы.Москва,»Кифара»1994г.
  • Гедике А. «40 мелодических этюдов для начинающих», соч 32
  • Гедике А. «30 мелодических этюдов для начинающих», соч 47
  • Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой» изд. 6 «Советский композитор» Москва 1992
  • Ляховицкая С. Фортепианная школа для начинающих»
  • Сорокина К.  «Музыка для детей . Выпуск 1, 2, 3. Фортепианные пьесы.
  • Чайковский П «Детский альбом»
  • «Юный пианист», выпуск 1, 2. Составление и редакция Л.Ройзман и В. Натансона

  • Список рекомендуемой  методической  литературы

1. КременштейнБ. Воспитание самостоятельности учащегося.- М.,2003г. 2.Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965

3. Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2- е изд. Ленинград, 1979

4. Шуман Р. «Жизненные правила для музыкантов»

5.Е.М. Тимакин воспитание пианиста.- М.,1989г.

6. Гофман И. "Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре". Москва, 1961

7. Коган Г. "Работа пианиста". Москва, 1953

8.  Корыхалова Н. «Играем гаммы» - М.: «Музыка» 1995

9 . Маккинон Л. "Игра наизусть", Ленинград, 1967                    

10. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 1958,  5 изд. Москва, 1987

11. Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста», Москва, 1989г.

12. Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом". Москва, 1997

13. Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". Москва, 1974

14. Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Москва, 1973

15.А.Д.Алексеев.Методика обучения игре на фортепиано.-М.,1978г.

16.Г.Нейгауз.Об искусстве фортепианной игры.-М.,1961г.

17.Б.Милич.Воспитание ученика-пианиста.-М.,2002г.

Рецензия

на дополнительную общеразвивающую  общеобразовательную программу в области музыкального искусства

 «Народное отделение» по учебному предмету «фортепиано»

 (4 года обучения).

Составитель: преподаватель фортепиано Москалева. Н,Н.

     Представленная на рецензию программа составлена на основе программы» Общее фортепиано для учащихся 2-5 класса народного отделения, как дополнительный предмет. Учащийся овладевают техническими приемами игры на фортепиано. Приемы  звукоизвлечения,

двигательные навыки, посадка за инструментом, знакомство с аппликатурой.

        Данная программа направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Учебный предмет "Фортепиано" расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует исполнительские умения и навыки.

       В программу включены сборники русских и зарубежных композиторов, а так же сборники последних лет современных композиторов. Проводятся контроль и учет успеваемости. Занятия по дополнительному фортепиано помогают изучению других учебных дисциплин(сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература). Знакомство с инструментом является частью воспитания художественных способностей.

       Система занятий строится с учетом возрастных особенностей учащихся. Представленные методические рекомендации обосновывают и раскрывают теоретические, методические и практические вопросы, связанные с преподавание учебного предмета, могут оказать  существенную пользу  преподавателю в организации процесса обучения.  

    Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание учебного предмета, требованию к уровню подготовки, формы и методы контроля, система оценок, методическое обеспечение учебного процесса, списки рекомендуемой нотной и методической литературы.      

    Программа  может  быть рекомендована к применению в учебном процессе для работы в детской школе искусств.

Председатель ЦК специального фортепиано

 колледжа  им. В.К Мержанова при

 ТГМПИ им. С.В.Рахманинова                                                  Михина О.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО программа по учебному предмету УП.02.АНСАМБЛЬ

В данной программе  предпринята попытка развить музыкально-творческие способности учащегося на основеприобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого   исполнительства.Основн...

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО. 01. УП. 01 «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ» (аккордеон) ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «аккордеон», далее – «Специальность (аккордеон)», разработана на основе и с учетом федеральных...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» программа по учебному предмету по.01.уп.03. «Фортепиано» срок обучения 8 лет.

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» программа по учебному предмету по.01.уп.03. «Фортепиано&raqu...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» по учебному предмету ПО.02.УП.03.МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА срок обучения 5(6) лет

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе примерной программы по данному предмету ПО.02.УП.03,  рекомендованной Министерством культуры РФ (разработчик...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область В.03.Вариативная часть В03.УП.02. АНСАМБЛЬ

     Данная программа учебного предмета разработана с целью улучшения качества   игры  в  ансамбле  и  более  качественной  подготовки...