Внеклассное мероприятие: «Путешествие в музей через музыку П. И. Чайковского»
план-конспект по музыке

Гаподченко Татьяна Анатольевна

Познакомить учащихся с периодом высшего расцвета творчества композитора П.И. Чайковского. Дать представление о музыкальном наследии, результатах его творческого труда. Познакомить детей с внутренним миром П.И. Чайковского, его эпохой, с окружением, в котором композитор жил и работал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_muzey_cherez_muzyku_chaykovskogo.docx22.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для 3 класса

«Путешествие в музей через музыку П. И. Чайковского»

                                                                         «Чем больше люди окружены искусством,

тем ценнее становится жизнь».

К.Ф. Юон

                                    ( На фоне негромкой музыки звучат слова ведущего.)

В1 - Аз, буки, веди, нам дают наказ,

Аз, буки веди, слушайте рассказ

О музыке, что приглашает нас

В мир детских грёз отправиться сейчас.

Послушать сказки нянины о том,

Как под “Французскую” в пляс пустился дом.

В2 - О том, как кукла заболела и тогда

С бедою справиться всем Мама помогла.

И как Солдатики, шагая дружно в ряд,

В восторг приводят взрослых и ребят.

Где “Утренняя молитва”, “Сладкая греза” так звучат,

Что вновь и вновь их слушать каждый рад.

У - Ребята, а кто из вас когда-нибудь бывал в музее? (ответы детей).

- А что такое музей? (ответы детей).

- Учреждение, занимающееся собиранием, хранением и экспонированием   предметов – памятников истории, культуры.

- А для чего люди ходят в музей?

- Чтобы узнать что-то новое.

- Совершенно верно. И сегодня мы с вами совершим путешествие в музей П. И. Чайковского, а этот музей находится в Московской области, в Городе Клину.

- Ребята, а кто такой Чайковский? – великий русский композитор.

                                                 СЛАЙД (портрет Чайковского - 1840-1893)

В1 - Петр Ильич Чайковский родился в Воткинске, в семье директора завода. В его семье любили музыку, в доме нередко проводились музыкальные вечера. Музыке он учился в Петербурге. Позже переехал в Москву и занялся педагогической работой: учил будущих пианистов и композиторов, сочинял музыку. Давно нет Петра Ильича, но память о нём будет жить вечно.

В2 - В Москве в центре города есть улица и концертный зал, которые носят его имя. В нашей стране проводится конкурс имени П.И. Чайковского, на который приезжают музыканты из разных стран мира. С нами всегда его музыка. Чайковский оставил произведения всех жанров: симфонии, концерты, оперы, балеты, романсы. Его музыка радует и волнует людей всего мира, она всегда искренна и правдива.

У - Сегодня, ребята, мы с Вами прикоснёмся к удивительному творению П.И. Чайковского “Детскому альбому”, который хранится в музее.

А что такое альбом? – Ответы. Но в детском альбоме Чайковского собраны его произведения для детей.  А что же послужило поводом для создания этого альбома для ребят?

СЛАЙД - ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ

В1 - Пётр Ильич, проявлял глубокий интерес к жизни детей, умел радоваться их радостям и печалиться их невзгодам. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни» - писал композитор. Этот альбом он посвятил своему племяннику Володе Давыдову.

В2 - В этом сборнике, состоящем из 24 фортепианных миниатюр – вся жизнь ребёнка: его чувства, настроения, мысли, игровые сценки, страшные сказки, мечты. А также – картины русской жизни, природы, «песенки-путешествия».

У - И вот, что интересно. Сколько прошло времени, сменилось много поколений, а эта музыка не стареет. Почему? Потому, что главными ценностями в жизни являются – любовь, мама, семья, дети! Весь цикл можно разделить на небольшие пьесы.

У - Первую из них можно назвать «утренней». Малыш просыпается. В доме ещё тихо. Первые лучи солнца пробиваются сквозь занавеску. Он подбегает к окну и видит засыпанную снегом улицу.

СЛАЙД – Ребенок у окна

Р - Плавно снежинка спустилась в ладонь,

Шепчет тихонько: «Меня ты не тронь.

Дунь осторожно, и я улечу —

К синему небу подняться хочу.»

Первый пушистый и белый снежок —

Светлое зимнее чудо, дружок.

У – Ребята, а давайте мы сегодня с вами поиграем в снежинок.

Исполняется «Зимнее утро»

У - Но вот постепенно дом просыпается. В комнату заходит мама. Она помогает одеться малышу. Мама говорит ласково, певучим голосом, успокаивает, объясняет что-то.

                                                                        (Мама и дочка)

В1 - Пётр Ильич всю жизнь помнил свою маму. Помнил её чудесные глаза, глубокий грудной голос, который проникал в душу. Это она познакомила его с миром музыки. И малыш отвечает маме своей любовью.

В2 - В пьесе «Мама» Пётр Ильич Чайковский нарисовал портрет, в котором отобразил нежную женщину, обладательницу мягкого и спокойного нрава. Трогательная и искренняя музыка произведения наполнена особым очарованием, светлой умиротворённостью и сердечностью.

Р - Мама, очень-очень я тебя люблю

Так люблю, что ночью в темноте не сплю.

Вглядываюсь в темень, зорьку тороплю.

Я тебя всё время мамочка, люблю!

Вот и зорька светит вот уже рассвет

Никого на свете лучше мамы нет.

                                                                      Звучит пьеса «Мама».

У – И вот все собираются в столовой для завтрака, но перед завтраком нужно обязательно произнести молитву:

                                     (Стол, накрытый скатертью, кружки, подсвечник, книжка)

Р - (молится за столом):

Господи Боже! Спаси, обогрей.

Сделай нас лучше, сделай добрей

Господи Боже! Спаси, охрани!

Силу любви своей нам подари.

                                                        Исполняется «Утренняя молитва».

У - После завтрака все дети идут в игровую комнату. День ребенка полон событий и увлечений. Мальчишки играют в солдатиков. Скачут на лошадках. Какие красивые лошадки! С пушистыми хвостами, с гривами, с уздечками, седлами и поводьями.

Р - Я на лошадку свою златоглавую

Сел и помчался по дому, по комнате.

Мимо стола, этажерки и тумбочки,

Мимо кота, на диване лежащего

Мимо сидящей с вязанием бабушки

Мимо мяча и коробки с игрушками.

У - Как весело скакать по комнате с лошадкой и почувствовать, что это не комната, а зеленый луг.

                                                                   (Дети скачут на лошадках)

                                                                    Звучит «Игра в лошадки».

В1 - Вдоволь наигравшись, мальчики устроились в углу на ковре и стали играть с игрушечными деревянными солдатиками. В коробке лежали новенькие красивые солдатики, которые так и притягивали к себе. Они совсем как настоящие, их можно построить и отправить на парад. Вот чеканит шаг в забавном марше игрушечное войско.

В2 - Слушаешь его и представляешь себе, как деревянные солдатики шагают под музыку марша. У Чайковского не было игрушек и поэтому его любимой игрушкой был деревянный солдатик.

Р - Ать, - два – левой – правой,

Ать, - два – левой – правой,

Мы легко и весело идём

Ать, - два – левой – правой,

Ать, - два – левой – правой,

Песню деревянную поём.

У - Ребята, а что означает слово « марш»? Марш означает шествие. Под музыку людям шагать удобнее. Давайте и мы вместе с солдатиками помаршируем под эту музыку.

                                                  Звучит «Марш деревянных солдатиков»

В1 - Льётся музыка рекой,

Вьётся нотною строкой.

Снова звуков половодье

Захлестнуло всё вокруг.

И кораблики мелодий

Выплывают из-под рук.

Их волна крутая кружит,

Но сдержать не сможет, нет.

В царство кукол, в мир игрушек

Мы плывём за ними вслед.

В2 - А любимая игрушка девочек, это, конечно, кукла. С куклами девочки гуляют, возят их в колясочках, поют им песенки. Но иногда куклы и болеют. П. И. Чайковскому удалось глубоко проникнуть в мир детской фантазии. Это игра в «настоящую жизнь», поэтому так серьезно и эмоционально композитор рассказывает об этих сценках-событиях.

В1 - Пьеса так и называется «Болезнь куклы» -грустная мелодия, подобно вздохам передаёт печальное настроение девочки, у которой заболела кукла.

Выходит Девочка (Держит в руке куклу).

Р – Кукла Маша Заболела.

– Врач сказал, что плохо дело.

– Маше больно, Маше тяжко!

– Не поможешь ей, бедняжке.

– Нас покинет Маша вскоре.

Вот уж горе так уж горе, горе, горе, горе, горе….

                                                           Исполняется «Болезнь куклы»

В1 - Грустными интонациями мелодия передает печальное настроение, которым охвачены маленькие хозяйки больных кукол. Девочкам жалко кукол. Ведь у них доброе сердце и они, конечно, жалеют свои игрушки.

Р - Подарили куклу мне на день рожденья.

Это просто чудо, Радость и везенье.

Бросила игрушки, только с ней играю.

Обо всём на свете с Машей забываю.

Я кормлю и мою милую подружку,

Спать кладу в кроватку Машу на подушку.

Мы гуляем с куклой, делаем зарядку,

Вместе привыкаем с Машенькой к порядку.

Куклу берегу я, я её лелею,

С ней я стала лучше, стала я добрее…

В2 - Восторженная радость, неподдельное детское счастье звучит в пьесе «Новая кукла», переданной Чайковским светлыми красками в вальсовом ритме.

                                                            Исполняется «Новая кукла».

У – Ну вот и настало время повеселиться. Ребята, а кто знает, что такое «Камаринская»? — Это старинная крестьянская пляска, которую особенно любят парни. Они пляшут ее очень весело, задорно, с прыжками, вприсядку и чаще всего — под гармонь.

                                           Исполняется «Камаринская» (ИГРА на ЛОЖКАХ)

 У - После танцев хочется отдохнуть. И композитор отправляет детей в путешествие по Европе. Но путешествие это будет музыкальным.

В1 - Пётр Ильич сам любил путешествовать. Очень любил бывать в Италии, Франции. И песенки, которые вы сейчас услышите – это как бы «странички из дневника путешественника». Мелодии их были записаны во время поездки за границу.

В2 - В Старинной французской песенке оживает грустный, простой напев. Она похожа на песню задушевную, задумчивую, печальную, мечтательную.

                                                Исполняется «Старинная французская песенка».

                                                                              СЛАЙД Франция

В1 – Эта песенка танцевального характера, похожа на немецкий старинный танец лендлер. Танцевали его крестьяне в деревянных башмаках, неторопливо, с достоинством, немного чопорно, с поклонами, притопами и кружениями. В средней части очень похоже переданы звуки губной гармошки. Этот инструмент распространён в Германии.

В2 - Этот край вечнозелёный полюбил я навсегда

Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,

Не расстанусь я с тобою

Мой Неаполь, никогда.

Здесь все вокруг моё –

И дали непроглядные, и здания нарядные

И улочки недлинные и площади старинные

И лодки на песке и сам Везувий в далеке.

У - В «Неаполитанской песенке» Чайковский использовал подлинную народную мелодию. Аккомпанемент в пьесе напоминает звучание кастаньет и перезвон гитары.

                                           Звучит пьеса: «Неполитанская песенка»

                                                                    СЛАЙД - Неаполь

У - Путешествие закончилось. Дело идёт к вечеру. Зажигаются свечи. Дети просят няню рассказать сказку.

Р - Звенят колокольцами песни – сказки,

Таинственные мелодии.

Какие созвучия, какие краски –

Совсем небывалые, вроде бы.

Травой они шуршат под ногою,

Звездой в озёрах качаются –

То вдруг обернутся Бабой-Ягою,

А то вдруг спящей красавицей.

                                                                     Выход Бабы Яги

                                                             Звучит пьеса «Баба-Яга».

У - За окном уже совсем стемнело. Луна светит в окно. Дети идут спать. И уже лёжа в постели вспоминают прошедший день. Мечтают о новых путешествиях, играх, танцах. В доме тишина.

Р - Сладким сном подушки спят на диванных валиках.

Сны над городом летят на воздушных шариках.

Ветер стих. Спит луна – Завернулась в тучи.

А вокруг тишина… Сонная, дремучая.

Облаками шурша Без предупреждения

Снег пошёл не спеша Как стихотворение.

Тишина. Тишина. Белое молчание

Фонаря на углу Головой качание.

                                                         Звучит «Сладкая грёза» ……След. слайд.

У - Я думаю, ребята, что сегодня вы получили много разнообразных впечатлений от музыки П.И. Чайковского.

В1 - Концерт окончен

Музыка вдруг смолкла,

Но так ли это?

Кажется, сейчас она звучит

И будет долго, долго

Ещё звучать для каждого из нас.

В2 - Такой могучей сказочною силой

Порой бывает музыка полна

Что кажется, как солнце, негасимой,

Как океан безбрежною она…

Тот каждый день с волненьем будем ждать.

Все участники: -

Когда мы вместе дверь в страну мелодий,

Ключом скрипичным отомкнём опять.

У - И какое же путешествие без песни? Давайте вместе споем «Гимн музыке»

Песня «Гимн музыке»

У - Чайковский П.И. взрослел, а вместе с ним взрослели и произведения. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов.

Рефлексия:

Ребята, что нового вы узнали сегодня на нашем концерте?

В каком музее мы сегодня с вами побывали?

Что вам понравилось больше всего?

Викторина

Как называется сборник, в который вошли пьесы для детей?

Кто написал музыку " Детского альбома "?

Сколько пьес в «Детском альбоме»?

Кому посвящены миниатюры?

В каких странах вы побывали?

Обратите внимание на наш эпиграф:

          СЛАЙД - «Чем больше люди окружены искусством, тем ценнее становится жизнь».

Как можно объяснить эти слова?

Будучи в состоянии ценить искусство, человек получает возможность развиваться. Впустив искусство в свое сердце, мы можем видеть прекрасное, сопереживать, можем изменить свой внутренний мир в лучшую сторону.

Вот и подошел к концу наш урок, и я надеюсь, что он не прошел для вас даром, ведь путеводителем в нашем путешествии было вечно живое искусство музыки великого русского композитора – Петра Ильича (все вместе) Чайковского. И мне хочется, чтобы вы почаще посещали музейные экспозиции, концерты, спектакли. Ведь именно эти мероприятия приносят радость в нашу жизнь и делают нас счастливее. Надеюсь, что с сегодняшнего дня, желание заглянуть в музей, посвящённый композитору, будет у вас всегда.

Вам понравилось мероприятие? (если понравилось поднимают вверх розовые листочки).

А давайте, мы с вами к следующему уроку подготовим мини-музей Чайковского и нарисуем иллюстрацию к любому произведению Чайковского из «Детского альбома», которое вам понравилось.

Спасибо за внимание! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Мероприятие, посвященно 200-летию со дня создания Царскосельского  лицея, «…Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!» ...

Конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Внеклассное мероприятие посвящено 200-летию со дня основания Царскосельского лицея....

В рамках недели русского языка и литературы. Внеклассное мероприятие по литературе. Музей восковых фигур.

Если вы хотите провести нестандартное, приносящее массу  положительных эмоций мероприятие, то эта разработка для Вас....

Внеклассное мероприятие – путешествие Н.Гумилёв-поэт, путешественник. «Муза дальних странствий»

Данное внеклассное мероприятие направлено на ознакомление  учащихся с творчеством поэта –путешественника и способствует  проникновению в тайны поэтического мастерства и  пробудению...

Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"

Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...

Внеклассное мероприятие "Самые необычные музеи мира"

В музее предметы живут долго, потому что, люди здесь относятся к ним с уважением. Ведь каждый  экспонат здесь – это хранитель истории. А некоторым предметам в музее так много лет, что любоваться ...

Внеклассное мероприятие по английскому языку «Через века, через года помните!» 8 класс. Учителя английского языка МБОУ «Гимназия г.Алдан» : Иванцова Т.Ю.

Урок рассчитан на обучающихся старших классов. Может быть использована для проведения урока или внеклассного мероприятия. Данная разработка предлагает решить проблему патриотического воспитания на зан...