Трансформация методики преподавания игры на аккордеоне в условиях цифровых технологий
методическая разработка по музыке (5 класс)

Пьянкова Галина Яковлевна

Мой педагогический путь постоянно связан с поиском своего стиля преподавания. Всегда для меня было важно находить приемы, методы и средства обучения, которые смогли бы заинтересовать учеников учиться в школе. Развивать максимально их музыкальные и творческие задатки. Любить аккордеон. И посеять в их сердцах любовь к музыке на долгие годы. 

С каждым годом работы я видела и осознавала, что общество бурно меняется, меняются и сами ученики: их интересы, потребности, запросы. И для меня встал вопрос: Как учить, опираясь на фундаментальные методические основы, но при этом привнести свои способы, приемы, средства обучения – новое, интересное, адаптированное для современного ученика, повысить его музыкально-познавательные интересы к обучению на инструменте.Можно с уверенностью сказать, что цифровизация - это эффективное техническое средство, с помощью которого можно значительно разнообразить работу преподавателя и ученика.

На сегодняшний день существует достаточно много компьютерных программ для музыкантов, которые позволяют расшифровывать аудио и видео записи, детально их прослушивать, склеивать, преобразовывать в цифровое качество, резать, улучшать звук и графику и прочее. Это, например Transcribe, Audacity, AviDemux. Нотный редактор «Sibelius» в последнее время получил широкое распространение среди музыкантов, он стал необходимым инструментом в работе не только композиторов и звукорежиссёров, но и музыкальных преподавателей.

Назрел вопрос о внедрении в учебный процесс определенной технологической системы обучения игре на музыкальном инструменте, интегрирующей несколько технологий, четко обозначающих цели, задачи, методы обучения и воспитания, определенный алгоритм действий от урока к уроку. Важно, чтобы она имела четко прописанные параметры, но при этом не превращалась в некий трафарет и позволяла самому педагогу выбирать необходимые технологии, пути и методы обучения. При создании такой технологической системы к числу обязательных ее аспектов надо отнести блоки знаний, умений и навыков, свойств и качеств.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Трансформация методики преподавания

игры на аккордеоне в условиях цифровых технологий.

Преподаватель по классу аккордеона,

                                                                           дирижер и концертмейстер

                                                                        МБУ ДО «Детская школа искусств»

                                      г. Нефтеюганск

                                                           Пьянкова Галина Яковлевна

Трансформация от латинского - преобразование, превращение, изменение. Применительно к музыкальному образованию это трансформация стандартов, которая возникает в то или иное время развития общества. Значительную роль в трансформации стандартов дополнительного музыкального образования играют родители учащихся, выступающие в роли его заказчиков.  В этой связи и компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного воспитательно-образовательного процесса, значительно повышающей его качество. 

С каждым годом работы, осознавая, что общество бурно меняется, меняются и сами ученики: их интересы, потребности, запросы. И для меня встал вопрос: как учить, опираясь на фундаментальные методические основы, но при этом привнести свои способы, приемы, средства обучения – новое, интересное, адаптированное для современного ученика, повысить его музыкально-познавательные интересы к обучению на инструменте.

Современная модернизация образования предъявляет к подготовке преподавателя всё новые требования и развиваются с огромной скоростью. Современный учитель музыки должен уметь самостоятельно решать множество профессиональных задач. Например, грамотно оформлять нотный учебный материал, при необходимости мгновенно подвергать его обработке (адаптация тональности, создание упрощённого варианта для учащихся, аранжировка, и др.).

 Уже выросло новое цифровое поколение; возникли новые цифровые технологии, изменились образовательные технологии – идет цифровизация образования. Она обусловлена тем, что происходит сближение цифровых и образовательных технологий, которые призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к новым знаниям, ускорить процесс усвоения уже полученных. Можно с уверенностью сказать, что цифровизация - это эффективное техническое средство, с помощью которого можно значительно разнообразить работу преподавателя и ученика.

Сегодня мы находимся на первой ступени внедрения цифровизации в образование. Этот процесс может занять много времени, но в конечном итоге технологии могут открыть новые двери для нового опыта и открытий, для способов сотрудничества обучающихся и педагогов.

Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа Power Point, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков специальности. Презентация позволяет учителю иллюстрировать объясненный на уроке материал примерами из творчества мастеров инструментального искусства. Прослушивание (просмотр) аудио (видео) записей знаменитых исполнителей инструментальной музыки способствует накоплению музыкального опыта, помогает учащемуся выбрать ориентир при формировании представлений о вокальном эталоне. С помощью компьютерных технологий и учитель, и ученик могут создать транспонировать музыкальные произведения в нотных редакторах Финале, Sibelius, Overture, MuseScore, что довольно часто бывает нужно на раннем этапе обучения, когда требуется подобрать максимально удобный музыкальный материал для начинающего заниматься на инструменте, ребенка.

Незаменимы компьютерные технологии и при использовании на уроках ансамбля фонограмм. Это очень удобно: отрабатывать отдельные отрезки в произведениях по голосам. Достаточно компьютера или планшета. Можно использовать музыкальные ресурсы Интернета: сайты известных исполнителей, нотный архив.

На сегодняшний день существует достаточно много компьютерных программ для музыкантов, которые позволяют расшифровывать аудио и видео записи, детально их прослушивать, склеивать, преобразовывать в цифровое качество, резать, улучшать звук и графику и прочее. Это, например Transcribe, Audacity, AviDemux.

Этих технологий уже достаточно много. Я остановлюсь на программе «Sibelius». Нотный редактор «Sibelius» в последнее время получил широкое распространение среди музыкантов, он стал необходимым инструментом в работе не только композиторов и звукорежиссёров, но и музыкальных преподавателей.

Необходимое оборудование для работы в программе: компьютер, клавиатура, мышь, колонки/наушники.

Сегодня я покажу применение программы «Sibelius», с помощью которой очень удобно: отрабатывать отдельные отрезки в произведениях по голосам по предметам ансамбль и оркестр. Последние годы этому я учу детей на уроках. Не у всех учеников получается сразу играть под фонограмму. Это как просить его исполнить инструктивный материал под метроном. Но, приобретая навыки исполнения с электронным носителем, ученики получают дополнительный импульс и стимул к урокам специальности, ансамбля и оркестра. (П)

План работы:

Произведения для ансамбля: «Прекрасное далеко», «Романтическая прелюдия»;

Произведения для оркестра: «Было у солдата два поля», «Старик Хаттабыч».

1. Проигрывание отдельные цифры по голосам. Отдельно.

2. Соединяем два голоса

3. Проигрываем под фонограмму с басом

4. Проигрываем под фортепиано.

5. Добавляем дополнительные голоса 

Применение технических средств в учебном процессе развивает у ученика критическое мышление, заставляет его думать и анализировать, способствует закреплению технических и художественно-исполнительских навыков, мотивирует изучение предмета, делает его более интересным и творческим/

К большому сожалению, в настоящий момент методика обучения игре на музыкальных инструментах испытывает огромный дефицит оригинальных и адаптированных педагогических технологий. Разработка и внедрение в учебный процесс комплекса педагогических технологий, произведенные творчески, в соответствии с целями обучения и воспитания, позволит преподавателю создавать свой собственный технологический арсенал, который и будет служить залогом его дальнейших профессиональных успехов.

Итак, можно сделать ряд выводов.

 1. Современная методика обучения может рассматриваться как система знаний, как научно-практическая основа организации обучения, а технологии – как конкретные процессы и алгоритмы реализации педагогических и исполнительских задач.

2. Методика обучения игре на музыкальных инструментах включает в свой состав технологическую сферу. В нее входят: а) блок исполнительских технологий (технологии работы над произведениями разных стилей и жанров, над конкретным произведением) и б) блок педагогических технологий (с учетом трех уровней: методологического, обобщенных технологий, конкретно-методического), причем в практической деятельности используется конкретно-методический уровень реализации педагогических технологий.

3. Технологии обучения игре на музыкальных инструментах разработаны недостаточно. Остаются неразработанными теоретические основы их построения и применения, не созданы свои унифицированные технологии и их комплексы.

         Необходимо учитывать, что ни одна из педагогических технологий не может гарантировать достижение комплекса намеченных педагогических целей. Становится вполне очевидным, что современный педагог должен хорошо овладеть не только базовой методикой обучения игре на музыкальном инструменте, но также и специальными методиками, знанием технологий и умением их применять в учебном процессе.  Следует заметить, что обучение с применением педагогических технологий может осуществляться лишь на протяжении достаточно большого учебного периода. Назрел вопрос о внедрении в учебный процесс определенной технологической системы обучения игре на музыкальном инструменте, интегрирующей несколько технологий, четко обозначающих цели, задачи, методы обучения и воспитания, определенный алгоритм действий от урока к уроку. Важно, чтобы она имела четко прописанные параметры, но при этом не превращалась в некий трафарет и позволяла самому педагогу выбирать необходимые технологии, пути и методы обучения. При создании такой технологической системы к числу обязательных ее аспектов надо отнести блоки знаний, умений и навыков, свойств и качеств.

Практическая часть

Сегодня на нашей встрече присутствуют мои ученицы: Бедарева Анастасия, Истомина Анастасия, ученицы 5 класса. Они сегодня мне помогут продемонстрировать некоторые моменты нашей работы по дисциплинам оркестр и ансамбль. Не буду особо останавливаться периоде разбора нового произведения, хотя это тоже очень важная работа, т.к. сразу проверяется точность штрихов, аппликатуры, самого текста. Иногда компьютер дает небольшой сбой, вносит свои корректировки, которые превращающиеся в неточности.

И так мы продемонстрируем использование компьютера в отрабатывании точности текста и всех нюансов, связанные с заучиванием нот.

Бел.н.п. «Было у солдата два поля» в обр. Аллы Матовицкой, и аранжировке Галины Пьянковой.

Бедарева Анастасия - голос аккордеона № 1

Истомина Анастасия - голос аккордеона № 2

Ставим проигрывать партитуру – цифры 1,2,3. Проигрываем в медленном темпе. Проигрываем в быстром темпе. Под контрабас, под фортепиано, под весь оркестр, без 1 и 2 аккордеона.

Евгений Дербенко «Романтическая прелюдия», набрана в «Sibelius».

Бедарева Анастасия - голос аккордеона № 1 проигрывает свою партию под фонограмму. Затем обе девочки играют в медленном темпе.

Затем без ПК играют произведение целиком.

Евгений Крылатов «Прекрасное далёко» играем сразу под фонограмму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новое в методике преподавания изобразительного искусства в современных условиях

Новое в методике преподавания изобразительного искусства в современных условиях в вдрес методистов и педагогов ДО УДОД...

Доклад Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования

Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...

Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования

Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...

Модель управления общеобразовательной организацией в условиях цифровой и пространственной трансформации

Модель управления общеобразовательной организациейв условиях цифровой ипространственной трансформации...

"Персонализация образования в условиях цифровой трансформации в обществе "

ШКОЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМАДЛЯ 5-8 КЛАССОВСодержание учебных предметов на платформе«упаковано» в учебные модули.Модули содержат все темы предметных учебных программ.Весь учебный материалпо...

Совершенствование методики преподавания иностранных языков за счёт внедрения инновационных технологий. Перспективный план работы на 2021 – 2026 гг

Реализуемая цель (и):Совершенствование педагогического и методического мастерства через знакомство с современными образовательными технологиями с целью   повышения качества образования.Внедр...