Воспитательный потенциал урока музыки в общеобразовательной школе.
статья по музыке

Статья "Воспитательный потенциал урока музыки в общеобразовательной школе" рассказывает о важности этого предмета искусства в современной школе. Раскрывает различные аспекты урока музыки, которые способствуют воспитанию духовно-нравственной, социокультурной личности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                       Никитина Ирина Николаевна,

                                                                                     учитель музыки

                                                                                     МБУ «Школа № 13 им. Б.Б.Левицкого»                                                  

                                                                                    г. Тольятти                                          

                               ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА МУЗЫКИ В

                                                  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
                                   

                                                Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания                      

                                                    невозможно полноценное умственное развитие ребёнка…

                                                    Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем

                                                    его мысли, стремления.

                                                                                                                 В.А.Сухомлинский

         Одной из главных целей современного образования и приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи образование понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности ученика, но и как процесс развития личности, принятия ею духовно-нравственных, социальных, семейных ценностей, а также национально-культурных традиций народов, проживающих на территории Российской Федерации.

           Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников – ключевое требование ФГОС. Особая роль здесь отводиться и урокам музыки, как мощному средству эстетического, нравственного, социокультурного воспитания подрастающего поколения.

          Развести понятия «обучение» и «воспитание» в контексте современного понимания образования невозможно. Современный урок музыки предполагает единство учебно - воспитательного процесса.

           Воспитание на уроке музыки осуществляется через систему межличностных взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».

И важным аспектом уважительного, доверительного отношения между учителем и его учениками, является создание комфортной, психологической атмосферы на уроках музыки, которая способствует позитивному восприятию требований и просьб учителя, привлекает внимание учащихся к обсуждаемым на уроках темам, активизирует их познавательную деятельность.  Урок музыки формирует и закрепляет общепринятые нормы поведения в обществе и школе. Общение с учителем и сверстниками происходит на основе взаимопонимания, взаимоуважения, что позволяет эффективно организовать усвоение учебного материала и развивать навыки коммуникации.

            Практически нет ни одного урока музыки, который бы не был пронизан «воспитательным моментом» и огромную роль в этом играет содержание урока. С первых уроков в начальной школе, ребёнок знакомиться с классической и народной музыкой, которая благотворно влияет на его общее развитие. Разноцветный мир ребёнка – игры, танцы, развлечения, размышления, находят отражение в «Детском альбоме» П.И.Чайковского. Слушая пьесы «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков», «Утренняя молитва», «Нянина сказка», «Мама» школьники учатся радоваться и сострадать, размышлять и мечтать, фантазировать вместе с этой прекрасной музыкой. Развитие светлой темы детства продолжается в произведениях С.С.Прокофьева «Утро», «Вечер», «Пятнашки», вокальном произведении «Болтунья», симфонической сказке «Петя и волк», замечательных произведениях Клода Дебюсси «Кукольный кекуок» и «Танцы кукол» Дмитрия Шостаковича. Эти произведения формируют ценностное отношение к семье, воспитывают такие качества личности как доброта, любовь, сочувствие, сострадание. Развивают эмоциональную сферу ученика, расширяют кругозор в социокультурном пространстве.

Формирование уважительного отношения к обычаям и традициям народов России, воспитание любви к Родине, её культурному наследию, происходит при знакомстве учащихся с народным фольклором. Звучание народных наигрышей «Во кузнице», плясовых «Камаринская», «Барыня», «Калинка», хоровода «Берёзка», игровых песен «Выходили красны девицы», «Как на тоненький ледок», «Заинька попляши» и многого другого - вводит в мир традиционной русской народной музыки. Многие образцы музыкального и устного народного творчества, стали основой классических произведений русских композиторов - «Камаринская» М.И.Глинки, 4 симфония П.И.Чайковского, опера-сказка «Садко» Н.А.Римского-Корсакова, «Кикимора» А.К.Лядова, и продолжили воспитательную линию, связанную с культурным наследием нашей страны.

Воспитание любви к природе, к восторженному созерцанию её красоты происходит при знакомстве школьников с произведениями П.И.Чайковского, М.П.Мусоргского, Г.В. Свиридова, Э. Грига. А.Вивальди.

Не обходят уроки музыки и внутренний мир человека, с его радостями и печалями, с глубокими переживаниями, которые раскрываются при знакомстве учащихся с произведениями русских и зарубежных композиторов: П.И.Чайковский, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», «Вальс-фантазия» М.И. Глинки, «Лунная соната» Бетховена и мн.др.

Огромную нишу в воспитании патриотизма, любви к Родине занимают произведения русской и зарубежной классики - М.И.Глинка, опера «Иван Сусанин», А.П.Бородин, опера «Князь Игорь», С.С.Прокофьев, кантата «Александр Невский», Л.в Бетховен, увертюра «Эгмонт». И конечно же показательным примером мужества и героизма является «Ленинградская симфония» Д.Д. Шостаковича. Такие образцы музыки учат детей быть сильными духом, воспитывают любовь к родной земле, культурно-историческому наследию страны, воспитывают уважение к защитникам Родины.

         Не менее важной в воспитательном аспекте является вокально-хоровая деятельность на уроке, которая объединяет ученический коллектив, формирует отношения сотрудничества, сотворчества и способствует повышению уровня как образовательной, так и практической деятельности.

Особое место конечно отводится репертуару, который может быть, как классическим, например, детские песни А.К.Лядова, А Гречанинова, Ц.Кюи, В.А Моцарта, Л. Бетховена; вокально-хоровые произведения П.И.Чайковского, Ф. Шуберта, Дж.Каччини, так и современным, который представлен огромным пластом разноплановых песен советских и современных композиторов - песни о дружбе, о красоте природы, о любви к Родине, к животным, песни о маме, песни о защитниках Отечества.

 Список этих композиторов очень большой, приведу некоторые.

Корифеи детской песни – А.Пахмутова, А.Островский, И.Дунаевский, Ю.Чичков, Е.Крылатов, О. Хромушин, Г.Гладков, В.Шаинский, Г.Струве. Не менее известны и любимы школьниками песни М. Дунаевского, Я. Дубравина, Сергея Баневича, Сергея Смирнова, Александра Ермолова, Анны Петряшевой, Евгении Зарицкой и многих других.

Вокально-хоровая деятельность на уроке музыки обогащает внутренний мир ученика, повышает его общую культуру, расширяет музыкальный кругозор, формирует духовно-нравственное отношение к окружающему миру.

        Важным средством учебно-воспитательного процесса является использование различных форм, методов организации урока. Сделаю акцент на нестандартных формах урока: урок – игра, урок-экскурсия, урок-телепередача, урок-спектакль, урок-«удивительное рядом», создают благоприятные условия для организации групповой работы школьников, формируют у обучающихся самостоятельность, коллективизм, развивают организаторские и коммуникативные способности, учат планировать свою работу, предвидеть результаты своего труда, повышают интерес школьников к изучению предмета.

       Современное образование уже немыслимо без ИКТ технологий, цифровых образовательных ресурсов, которые способствуют более глубокому воспитательному воздействию музыкального искусства на подрастающее поколение. Мультимедийные презентации делают уроки яркими, красочными, позволяют проводить виртуальные экскурсии по разным странам и эпохам, слушать лучших мировых исполнителей, знакомиться с высокими образцами музыки, повышая тем самым интерес к изучаемому предмету. Последнее время были успешно освоены и применяются на уроках дистанционные образовательные технологии: Google платформа, ресурсы РЭШ, МЭШ, онлайн тесты, онлайн уроки в YouTube, которые поднимают качество образования на более высокий уровень и повышают интерес к изучаемому предмету

        Особо хотелось отметить значимость проектной деятельности на уроках музыки, которая повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, развивает исследовательские и творческие способности, воспитывает свободную личность, умеющую творчески мыслить, отстаивать свою точку зрения на то или иное явление в искусстве, владеющую навыками публичного выступления. Проекты «Образ Родины в песнях отечественных композиторов», «История Отечества в музыкальных памятниках», «Образы природы в искусстве», «Музыкальная культура родного края», «Нам дороги эти позабыть нельзя» - не только углубляют знания школьников в области музыкального искусства, но и воспитывают общечеловеческие ценности: уважение и любовь к природе, к Отчизне, к жизни человека.

    В аспекте вышесказанного особая роль конечно же отводится учителю, который ведёт своих учеников к добру, истине, красоте, зажигая их любовью к музыкальному искусству, воспитывая духовно богатую личность, тем самым решая одну из важнейших задач современного образования.

Список литературы

  1. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учебник для студ. вузов. М.: ВЛАДОС, 2000. 304 с.
  2. Кабалевский Д. Б. Дело всей жизни: сб. ст. / сост. Е. Д. Критская, Г. А. Пожидаев. М., 1995
  3. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М: Просвещение, 1984
  4. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; под. ред. Л. В. Школяр. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 232 с.
  5. Примерная программа воспитания. Москва, 2020
  6. В. А. Сухомлинский.Духовный мир школьника. М., Учпедгиз, 1961
  7. В. А. Сухомлинский Воспитание личности в советской школе. Киев, «Радянская школа», 1965
  8. ФГОС начального общего образования
  9. ФГОС основного общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минипроект как форма организации деятельности на уроке музыки в общеобразовательной школе.

В материале описывается организация такой формы работы на уроке музыки как минипроект. В кратком изложении даны этапы организации этой формы работы и ее значение. Материал будет полезен учителям искус...

Концепция патриотического воспитания на уроках музыки в общеобразовательной школе в контексте национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

В материале моё видение значения уроков  музыкального искусства в патриотическом воспитании подрастающего поколения.Конспекты, планы уроков музыки патриотической направленности....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе

Применение различных технологий, напрвленных на повышение интереса учащихся к разным видам деятельности в области искусства.....

Методическое пособие для учителей музыки "Вокальная работа на уроках музыки в общеобразовательной школе"

Методическое пособие носит практико-ориентировочный характер, где автор Минубаева А.Ю. на основе опыта работы глубоко анализирует основные принципы и формы организации музыкального ...

«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»

Выступление на  методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...