Классный час на тему: «Вечная музыка И.С. Баха» для учащихся младших классов ДШИ
классный час по музыке (5 класс)

Кунафина Наталья Валерьевна

В период, когда учащиеся готовятся к сдаче академического концерта по специальности, каждый педагог ищет новые и действенные формы обучения начинающего музыканта и взаимодействия с родителями учеников. Предлагаемый материал классного часа для родителей и учащихся фортепианного класса Федоровской ДШИ по теме «Вечная музыка Баха» будет полезен не только педагогам-пианистам, но и другим преподавателям, преподающим музыку. Это подборка интересных фактов из жизни и творчества великого композитора-музыканта, дающих путь к пониманию исполняемой музыки.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_bahe.docx22.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

«Федоровская детская школа искусств»


 

 

 

Классный час на тему:

«Вечная музыка И.С. Баха»

для учащихся младших

классов ДШИ

 

 

 

                                                                         Подготовила:

Кунафина Наталья Валерьевна

преподаватель

музыкально-теоретических дисциплин

МБОУДО «Федоровская ДШИ»

 

 

г.п. Федоровский

Сургутский район

2021 год

Аннотация: 

В период, когда учащиеся готовятся к сдаче академического концерта по специальности, каждый педагог ищет новые и действенные формы обучения начинающего музыканта и взаимодействия с родителями учеников. Предлагаемый материал классного часа для родителей и учащихся фортепианного класса Федоровской ДШИ по теме «Вечная музыка Баха» будет полезен не только педагогам-пианистам, но и другим преподавателям, преподающих музыку. Это подборка интересных фактов из жизни и творчества великого композитора-музыканта, дающих путь к пониманию исполняемой музыки.


   Цель: Активизация домашней подготовки учащихся и заинтересованность родителей в период подготовки и сдачи академического зачета в музыкальной школе.

   Задачи:

  • Образовательные - сформировать представление о жизни и творчестве великого музыканта, о стиле исполняемой музыки;
  • Развивающие- развить логического мышление, познакомить с
    возможными приемами исполнения музыки данного композитора, исходя из особенностей стиля;
  • Воспитательная - повысить роль родителей в процессе обучения детей музыке, активизировать творческую любознательность учащихся и роль домашней подготовки в период дистанционного обучения;

Демонстрационный материал:

    Портреты композиторов И.С. Баха, А. Вивальди, сборники «Нотная тетрадь А.М. Бах», «Клавирная книжечка Вильгельма Фридемана Баха», «Инвенции», фотографии клавира, клавесина, органа, на доске- написанная тема классного часа и монограмма композитора BACH.
Методические приемы: беседа-диалог, знакомство с демонстрационным материалом, слушание музыки в исполнении учащихся класса, анализ, подведение итогов.

Ход встречи:

Ведущая: Здравствуйте, ребята, сегодня мы отправимся в удивительный мир полифонии и произведений великого Баха. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. Вопросы к учащимся:


- какой композитор возродил интерес к музыке Баха? (Мендельсон, исполнив ораторию «Страсти по Матфею»)


- какие русские композиторы глубоко уважали его музыку? (М.И. Глинка, и, особенно, содружество «Могучая кучка»)

 
- в каком стиле написана музыка Баха? (полифония)
- что такое полифония, какие вы знаете виды полифонии? (многоголосие, контрастная, имитационная, подголосочная полифония)
- какие композиторы использовали полифоническое письмо в своем творчестве? (Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, М.И. Глинка, Д.Д. Шостакович и  

другие).
   Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха — музыкантом.

   Эпоха Баха представляется исторически далекой, а сам Иоганн Себастьян- загадочным, великим Мастером, воплощением прекрасной старины. Сегодня нам Бах известен как гениальный композитор, исполнитель, мульти-инструменталист, великолепный педагог. Прекрасно познав музыку композиторов других стран, он не стал им слепо подражать. Обширные и глубокие знания помогали ему совершенствовать и отшлифовывать свое композиторское мастерство.

    Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники.
   Перед нами «Клавирная книжечка Вильгельма Фридемана». Перелистывая страницы, увидим названия нот, изображение ключей, упражнения. Это ведь целая школа, созданная Бахом для своего сына. Школа, по которой учились, учатся и будут учиться многие поколения музыкантов, потому что она содержит великие произведения, которые играют дети всего мира.

   Таковыми являются и знаменитые 2-х и 3-хголосные инвенции (выдумки).
Очень трудно научиться одновременно вести несколько голосов так плавно и отчетливо, как будто играет не один пианист, а поют 2 или 3 певца. Бах выработал свою особую технику игры на клавире- закругленными 2,3,4 пальцами и подкладывание 1 и 5 пальцев. В то время, как все играли вытянутыми пальцами, что сковывало техническую свободу музыканта. Сильно ошибается тот, кто подумает, что инвенции- это просто упражнения.


Инвенция До мажор , Инвенция Фа мажор
  Как видим, они не очень-то просты. Бах, создавший их для своего сына, высоко судил о людях 9-13 лет. В таком возрасте приходят первые мысли о жизни и смерти, желание узнать, понять и проникнуть в тайны познания мира. Недаром ее так любят ученые, философы, поэты- все те, кому открылся мир мысли.

Бах был очень религиозным человеком, это было традиционной темой для немецкого искусства того времени. Конечно же, в музыке данная тема нашла прямое отражение - это и определенные образы- символы, и мажорные окончания минорных произведений, и магия цифр, и знаменитые «музыкальные кресты». Бах увековечил и свое имя, применив монограмму- крест- BACH.


Маленькая прелюдия соль минор
   Иоганн Себастьян говорил: - Смею вас заверить, что из моей семьи можно составить концерты, как вокальный, так и инструментальный. Замечательными музыкантами своего времени стали его сыновья: Карл Филипп Эмануэль, Кристоф Фридрик, Вильгельм Фридеман, Иоганн Себастьян, Иоганн Кристиан. А остальные члены его семьи- тонкими меломанами: Катарина Доротея, Готфрид Бернгард, Регина Луиза, Анна Магдалена. Обычно вечерами в зале зажигались свечи, участники домашнего музицирования группировались возле старшего Баха, сыновья играли отцу свои первые сочинения.
№ Полонез Ф.Э.Баха
Свои сочинения, а так же сочинения своих детей Бах собирал в тетрадку, по которой учил музыке жену- Анну Магдалену. Как жаль, что в ту пору не было кинематографа, чтобы заснять это дружное семейство в напудренных париках, красивых камзолах, в смешных чепцах- приметах времени барокко. Мы бы услышали, как дружно и безукоризненно чисто они поют под аккомпанемент старшего Баха.
№ Сольфеджио Ф.Э.Баха
Современников восхищала непревзойдённая игра Баха на органе. Однако постоянно слыша в свой адрес восторженные отзывы, Бах неизменно отвечал: -Моя игра не заслуживает такого возвышенного внимания и похвал, господа мои! Ведь мне только и нужно-то всего-навсего попадать пальцами по надлежащим клавишам в определенное время — и тогда инструмент играет сам…Давайте рассмотрим этот могучий инструмент (фото органа). Музыканту- повелителю этого инструмента было не более 20 лет, когда он создал знаменитую органную Токкату и фугу ре минор. Кто хоть раз слышал ее, то не может забыть и с волнением вспоминает могучий начальный возглас Токкаты, сбегающую вниз волну звуков в величественный аккорд. Как и 300 лет назад мы в потрясении слушаем этот шедевр.
№ Фрагмент записи Токкаты
Ради любви к музыке, горевшей в его душе, не жалея глаз, при свете луны переписывал клавесинные пьесы мастеров, которые еще не разрешал ему изучать строгий брат Иоганн Кристоф. Ради этой любви позднее он стремился не упускать ни малейшей возможности познакомиться с искусством своих современников- Генделя, Фишера, Кригера, горячо почитаемого им Вивальди. Последние годы Бах провел почти в полной слепоте. Для него, так ценившего видимый мир, этот удар был особенно страшен. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи.
№ Сицилиана Вивальди-Бах
В 1750 году композитора не стало, почти на 80 лет было забыто его творчество, но с начала 19 века музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству.
Сам же Бах в конце жизни говорил: - Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены.
Говорят, когда Орфей трогал струны своей лютни, на звуки ее сбегались из леса звери, но искусство Баха по праву считают выше, потому что весь мир дивится ему!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 6 классе по теме "Жизненная сила музыки И. С. Баха".

Урок музыки в 6 классеЦели и задачи урока:1.      Закрепить понятие «полифония» на примерах вокального, инструментального и произведения изобразительного искусства;2....

Разработка урока музыки в 8 классе "Мир человеческих чувств-вечная тема в музыке"

Разработка урока музыки для обучающихся 8 класса "Мир человеческих чувств-вечная тема в музыке"...

2016 г. 26.11 Классный час по теме "Законы дружбы в творческом коллективе" с учащимися фортепианного класса

Цели: расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе.Задачи: развитие умений учащихся вести рассуждения, формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу....

Классный час на тему: «Волшебной музыки страна»

Каждый ребёнок генеален, но для того чтобы полноценно видеть, слышать и  понимать язык музыки - его необходимо изучать....

Конспект урока по теме: «Барокко в музыке И.С. Баха»

Конспект открытого урока, который расширяет познания юных музыкантов  в стиле барокко с его живописью, архитектурой и конечно, музыкой....

Тематическая разработка урока: "Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке И.С.Баха".

Сформировать представлений об особенностях композиторского творчества  И.С.Баха....

Методическая разработка. Классный час на тему: «Вечные ценности»

Ознакомить с понятиями «долг» и «совесть»; организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами; развивать умение коллективно анализировать проблему....