методическая разработка программы Народная песня модифицированная 1 год КТП
методическая разработка по музыке (5 класс)

Модифицированная программа "Народная песня" для учащихся 5-7 классов, программа расчитана на 1 год

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «Народная песня»

Направление: общекультурное

Вид деятельности: музыкальное творчество.

Возраст школьников: 5-7 классы (11-14 лет)

1 учебный год обучения (70 часов)

                                                                                         Составитель: Панов С.А.

                                                                          Руководитель кружка

«Народная песня»

В определении содержания программы школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности обучающихся и их родителей.

Настоящая программа разработана на основании примерной программы внеурочной деятельности «Хоровое пение»  («Стандарты 2 поколения. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование», авторы/составители: Смирнов Д. В., Тимофеев А. А., Горский В. А).

Планируемые  результаты освоения программы

Личностные

овладевать практическими умениями и навыками вокального творчества;

• формировать эстетические потребностей, ценности;

• развивать эстетические чувств и художественный вкус;

• развивать потребности опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

• развивать бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

• уметь организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты

Метапредметные

• овладевать способами решения поискового и творческого характера;

• осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного народного музыкального искусства; представлять систему общечеловеческих ценностей

• приобретать опыт в вокально – творческой деятельности.

• формировать эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

• формировать культурно – познавательные, коммуникативные и социально – эстетические компетентности;

•осваивать духовно- нравственный потенциал, накопленный в музыкальных произведениях проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных произведениях

• понимать условность языка различных видов музыкального искусства

• представлять место и роль народного музыкального искусства в жизни человека и общества

• структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия музыки

Результатом реализации данной учебной программы является участие в проектах, конкурсах как местных (на базе школы, города), так и районных, областных. Разученные произведения исполняются для школьников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.

Цель

- формирование национального самосознания, духовно-нравственное воспитание, развитие творческих способностей ребенка через его собственную художественную деятельность в области музыкально-песенного творчества и в процессе коллективной творческой деятельности

Задачи программы

Обучающие

- формировать интерес к миру музыкальной культуры, воспитать  чувства любви к своему народу, к его истории культуре;                                                                                                        -совершенствовать вокальное мастерство;                                                                                                         -развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;                                                                            -изучать традиционные народные  обычаи и  обряды

         Воспитательные

-воспитывать уважительное отношение к ценностям народной культуры, к истории                            России, чувства патриотизма и гордости за русский народ;

-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру

-формировать ценностное отношение обучающихся и их родителей к русской народной культуре в целом

Развивающие

-развивать творческие способности

-развивать эмоциональное восприятие музыки

- расширять музыкальный кругозор                      

-развивать познавательный интерес к народному фольклору, народной музыкальной культуре и произведениям вокального жанра    

- развивать интерес обучающего к самому себе как к субъекту культуры

-развивать творческую активность, создавать в коллективе воспитывающую среду, помогающую успешно осваивать учебный материал, заниматься творчеством и организовывать свой досуг.

     Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У обучающихся обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

                             

Содержание курса внеурочной деятельности

Вводное занятие.

Очень важно в настоящее время передать подрастающему поколению  нравственные устои и патриотические настроения, чувство любви к Отечеству, к своему народу, заряд патриотизма.

Основой при формировании эстетического сознания, должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры каждого народа, источником и фундаментом которых является русская народная песня.

Именно русская народная песня может и должна стать альтернативой увлечению учащихся массовой культурой, вредному воздействию которой может противостоять только сильная личность, обладающая устойчивыми художественно-нравственными образами и эстетическими представлениями, умеющая понимать и оценивать подлинную художественную ценность предметов и явлений, воспитанная на лучших образцах национальной культуры.
Освоение песенных традиций способствует укреплению взаимоотношений  между детьми и родителями, учениками и учителями, сохраняя тем самым условия исторической преемственности.

 Знакомство.

Прослушивание в студию. Знакомство с певческим аппаратом. Певческая установка. В вокальную студию поступают дети со склонностью к пению. Для участия ученика в вокальной студии необходимо проверить уровень его личностных (ментальных) способностей, выяснить его способность к сосредоточению внимания. Условиями принятия в студию являются здоровое дыхательное и голосовое устройство, звучный голос, правильное произношение, которое можно выявить, прослушав его речь. 
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.  Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста.

Нравственные ценности российского народа

Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России. Деятели разных конфессий – патриоты. Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

Величие многонациональной   российской культуры. Россия многонациональное государство. Многонациональная культура. Религия и культура. Роль религии в развитии культуры. Культурные традиции разных религий.

Как сохранить духовные ценности. Твой духовный мир. Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности- составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Нравственные качества человека.

 Многообразные связи песни с жизнью русского народа, его трудом и праздниками

Знакомство с календарными праздниками и обрядами

Фольклор – словесное, музыкальное, песенно-танцевальное творчество народа. Его прямая связь с природой, жизнью и бытом народа, представления о мире.

Календарные праздники и обряды.

Зимние, весенние, летние, осенние праздники.

Происхождение праздников, их связь с природой.

Рождество, Святки, Рождественский пост, елка, свеча в окне, яйцо.

Колядки, ряженые, песнопения, вертеп, уличные гуляния.

Масленица. Названия дней, значение блинов, обряд сжигания чучела, заклички, обряд ряжения, прощеное воскресенье.

Знакомство с различными песенными жанрами: хороводные, плясовые, календарные, семейно-бытовые.

Подразделение календарных обрядов на циклы: в зависимости от времени года; обусловленные трудовой деятельностью крестьян.

Знание обычаев и обрядов календарных и Христианских праздников: «Васильев день», «Пасха», «Красная горка».

Знание обряда закликания весны.

Разучивание и исполнение поздравлений, пожеланий, колядований, весенне-летних закличек, попевок, песен-игр.

Участие в проведении праздника «Святочная вечерка».

Праздник «Осенние хороводы» разучивание песен, хороводов

Участие в подготовке и проведении фольклорного праздника «Масленица»

Вокальные навыки. Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений. 

Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.

Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья. Упражнение на расширение диапазона.

Дыхание. Распевание.

Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. 
Певческое дыхание – один из трудных и спорных вопросов в вокальной педагогике. От правильного певческого дыхания зависит качество звука.
Типы певческого дыхания: ключичный (верхнегрудной), грудной, брюшной (диафрагматический), смешанный (грудобрюшное)
Дыхательные упражнения учат нарабатывать мышечные ощущения. Цепное дыхание берётся не вместе, а по очереди; главное – чувство ансамбля. Правила цепного дыхания. 
Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха. 

Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

Распевание. Развитие звуковысотного диапазона. Развитие динамического диапазона. Работа над тембром. Работа над подвижностью голосов. Регистры певческого голоса. Сглаживание регистров. Атака звука. Виды атаки звука и способы звуковедения. 
Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения. Как известно, упражнения — это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения. Часть занятия, которая состоит из упражнений, называется распеванием. Упражнения обычно выполняют в начале вокальных занятий и тогда они не только служат целям формирования и развития навыков, но и «разогревают» голосовой аппарат. 

Разучивание скороговорок на четкое произношение согласных б, п, т, к, л, р.

Разучивание прибауток и потешек. Детям предоставляется возможность импровизировать, т.е. придумывать напев к разучиваемому тексту.
Малообъемные песни: песни-игры, потешки в 1-2 звука, в терцию. Распевки: расширение диапазона песен до кварты, квинты.
Атака звука — это момент возникновения звука при взаимодействии дыхания и голосового аппарата. Вдох и атака звука являются моментом первостепенной важности, т.к. они определяют характер звучания. Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых связок и дыхания.
Кантилена и способы звуковедения.
Кантилена — это непрерывно льющийся звук, составляющий основу пения. Она образуется только тогда, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него. Такая манера пения называется связной или пением легато. 

Вокально-ансамблевое пение

Ансамбль. Унисон. Элементы двухголосья.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.
Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него.

 Дикция и артикуляция.   
Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Пение ещё иначе называется музыкальной речью. Часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав, — артикуляционными. К ним относятся: ротовая полсть с языком, мягким и твёрдым нёбом, нижняя челюсть, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков. Работа над согласными. Работа над гласными. Работа над выразительностью слов в пении. 

 Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Музыкально – ритмические скороговорки.

Народная песня и ее использование в произведениях композиторов – классиков. Роль композиторов в сохранении песенного наследия.

Народные песни в обработке русских композиторов – классиков

Возрождение народных песен и обрядов в современных условиях.

Неразрывная связь композиторов-классиков с народной песней. Внимательное изучение народной музыки, песенного и инструментального творчества народа. Запись, обработка и изучение лучших образцов народных песен

Работа с музыкальным материалом прослушивание, разбор (CD диски, компьютер, интернет ресурсы)

Круговорот явлений природы. Четыре времени года – круг. Их особые приметы в календарно-обрядовых песнях, в творчестве писателей, художников и композиторов. Воспроизведение календарного круга русских песен через народные праздники: Осенины, Покров, Рождество, Масленица, Сорок сороков, Вербное Воскресение, Пасха, Семик, Троица, Ивана Купала. Круговорот явлений природы

Русские народные инструменты: ложки, трещотки,  бубенцы, свистульки, жалейка, рожок, волынка, балалайка, гусли, домра, гармошка и их использование при исполнении народных песен

 Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко». Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона. Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях.


Сценодвижение. Работа над сценическим образом.

Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. 
Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений. 
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение.

Репертуар.
Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции Работа с солистами.
Просмотр видеоклипов, прослушивание СД-дисков.

Концертная деятельность. Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления. 
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене.

Формы работы

- музыкальные занятия, репетиции; теоретико-познавательные занятия; творчески-практические занятия; фольклорные праздники; участие в концертах, конкурсах, фестивалях;             Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления, участие детей в подготовке и проведении праздников.

 Тематический план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего

часов

Содержание деятельности

Теория/форма организации деятельности

Практика/форма организации деятельности

1

Вводное занятие.

1

инструктаж беседа-1

2

Знакомство с певческим аппаратом. Прослушивание.

2

демонстрация, показ-1

прослушивание - 1

Основы духовно-нравственной культуры народов России

3

Нравственные ценности российского народа. Жизнь ратными подвигами полна

1

Презентация, опрос-1

-

4

Величие многонациональной   российской культуры .

1

Видеоурок

опрос-1

-

5

Как сохранить духовные ценности. Твой духовный мир.

1

-

беседа,

обсуждение-1

6

Песенное творчество народов России и его многообразие. Песня – основной жанр народной музыки.

1

-

анализ и разбор видеозаписей-1

7

Возрождение народных песен и обрядов в современных условиях.

1

-

круглый стол устный опрос

обсуждение-1

Многообразные связи песни с жизнью русского народа, его трудом и праздниками

8

Знакомство с календарными праздниками и обрядами

1

Видеоурок-1

-

9

              Осенние праздники

2

-

Репетиционная работа-1

Сольное и ансамблевое исполнение музыкальных произведений-1

10

              Рождественские праздники

2

-

Репетиционная работа-1

Сольное и ансамблевое исполнение музыкальных произведений-1

11

              Праздник масленицы

2

-

Репетиционная работа-1

Сольное и ансамблевое исполнение музыкальных произведений-1

12

              Пасха

2

-

Репетиционная работа-1

Сольное и ансамблевое исполнение музыкальных произведений-1

Вокальные навыки

13

Знакомство с основными навыками пения.

Охрана голоса

4

Презентация -1

Устный опрос-1

Практические задания-2

14

Певческая установка

4

Демонстрация, показ-1

Практические задания-2

Упражнения-1

15

Звукообразование.

4

Демонстрация, показ-1

Практические задания-2

Упражнения-1

16

Дыхание. Распевание (на основе нар фольклора)

4

Демонстрация, показ-1

Практические задания-2

Дыхательные упражнения-1

              Вокально-ансамблевое пение

17

Ансамбль. Унисон. Элементы двухголосья.

6

Демонстрация, показ-1

Работа в ансамбле-2

Практические задания-2

Упражнения-1

18

Дикция и артикуляция. Ритм

4

Демонстрация, показ-1

Ритмическая импровизация-2

Упражнения-1

Музыкально-исполнительская работа

19

Сценодвижение.  Работа над сценическим образом

6

Составление исполнительского плана произведений-1

Правила поведения на сцене, работа с микрофоном-1

Исполнение учебно-тренировочного материала с введением хореографии -2

Работа в фонограммой-2

20

Работа над репертуаром

10

Демонстрация, показ-1

Работа над певческим репертуаром-9

Народная песня и ее использование в произведениях композиторов – классиков.

21

Роль композиторов в сохранении песенного наследия.

1

-

Круглый стол-1

22

Народные песни в обработке русских композиторов – классиков

2

Слушание музыки-1

Анализ, разбор-1

Концертная деятельность  

23

Творческие отчеты, концерты , праздники

8

Подведение итогов, разбор-1

Творческий отчет,

выступления-7

итого                                                                                                                      

70

15

55



Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование.

 «Народная песня»

урока

Кол-во час

Тема занятия.

1

2

1

1

Вводное занятие.  

Нравственные ценности российского народа 

3

4

1

1

Песня – основной жанр народной  музыки.

 Понятие о певческом голосе, певческое дыхание

5

6

1

1

Охрана голоса. Певческая установка. 

Знакомство с основными навыками пения.

7

8

1

1

Величие многонациональной российской культуры

Песенное творчество народов России.

9

10

1

1

Связь песни с жизнью русского народа, его трудом и праздниками

Работа над песней "Моя Россия" разбор, разучивание

   11

12

1

1

Речевая интонация в голосе, в музыке.

Распевание (на основе нар фольклора)

13

14

1

1

Календарные праздники и обряды. Осенние праздники

 Работа над песней "Золотистыми хлебами "разбор, разучивание

15

16

1

1

Дыхание- основа вокального искусства( разминки)

Работа над песней "Осень",  разбор, разучивание

17

18

1

1

Мелодия и ритм.

Их роль и степень выразительности

19

20

1

1

Певческие голоса и регистры пение на диафрагме

Распевки, скороговорки на основе рус фольклора

21

22

1

1

Выразительность пения

Работа над песней  «На улице дождик»

23

24

1

1

Работа в ансамбле.

Строй, умение слушать другой голос

25

26

1

1

Диапазон. Тесситура. Тембр.

Работа над песней "Выйду в поле "разбор, разучивание

27

28

1

1

Работа над дикцией, артикуляцией

Правильное произношение и перенесение согласной в пении

29

30

1

1

Вокальные упражнения для развития голоса.

Работа над песней "Ах ты зимушка зима"разбор, разучивание

31

32

1

1

Новогодние праздники на Руси

Подготовка  музыкального номера.

33

34

1

1

Рождественские праздники

Работа над песней "Метелица "разбор, разучивание

35

36

1

1

Ритм .Метро- ритмические  упражнения.

Работа  с микрофоном на сцене

37

38

1

1

Народные песни в обработке русских композиторов – классиков.  Разбор прослушанных мелодий

39

40

1

1

Роль композиторов в сохранении песенного наследия

Обработки народных мелодий.

41

42

1

1

Масленица традиции и обряды.

Песни, частушки разучивание

43

44

1

1

Жизнь ратными подвигами полна.

Работа над песней «Солдатушки»

45

46

1

1

Выразительность в музыке, выразительные средства звуковедения  Работа над песней «Шел казак» Анализ выступления.

47

48

1

1

Совместимость мелодии, аккомпанемента и текста

Дикция и артикуляция.

49

50

1

1

Понятие округления звука и пения.

Работа над песней "Край любимый"разбор, разучивание

51

52

1

1

Регистры.  Октавные звуки

Дикция. Правила перенесения букв в песне

53

54

1

1

Резонаты: головной  и грудной, их предназначение и роль в пении .

Работа над песней «Дороги России» разбор, разучивание

55

56

1

1

Народная песня в культуре других народов

Возрождение народных песен и обрядов в современных условиях

57

58

1

1

Работа над чистотой интонации разученных песен. Работа над сценическим исполнением. Работа с микрофоном на сцене.

59

60

1

1

 Ансамбль .Унисон. Атака звука.

Работа над песней «В России березы шумят» разбор, разучивание

61

62

1

1

Произношение звуков и слов на тихой и средней звучности.

Работа над песней « В горнице»

63

64

1

1

История и традиции праздника Пасхи

Христианские песни.

65

66

1

1

Ударные слова в поэтической строке, их логическое выделение.

Песни о Родине. «Родные места»

67

68

1

1

Сценическое движение, эмоциональность.

Донесение содержания песен до слушателей.

69

70

1

1

Как сохранить духовные ценности .Твой духовный мир. Возрождение народных песен и обрядов в современных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Урок-концерт "Песни огненных лет"

Данный урок является реализацией проекта в рамках программы по литературе по теме "Песни огненных лет".В методической разработке представлены:план-конспект урокасценарийвидеоролик (см. видеозапись)пре...

Методическая разработка урока "Народные движения в XVII веке" ("Бунташный век")

Данный урок разработан на основе учебника по истории России 7 класса по программе Данилова и Косулиной.  На разных этапах занятия предложены различные формы и методы обучения, что делает урок бол...

Методическая разработка по использованию песни как обучающего материала на уроках английского языка

Современные подходы к преподаванию иностранных языков подразумевают активное использование коммуникативных методик и расширение  лингвокультурологического компонента. Удачным практическим решение...

Методическая разработка конкурса патриотической песни «Песни великого подвига»

Методическая разработка конкурса патриотической песни «Песни великого подвига» ...

Методическая разработка по теме: "Песни, помогавшие выживать"

Внеклассное мероприятие по музыке, посвященное песням военной тематики....

ЭОР к методической разработке внеклассного мероприятия «Песни, опаленные войной»

Настоящая методическая разработка посвящена проблеме дефицита изучения на уроках истории информации из раздела «Культура», а именно музыкального творчества, песен, связанных с войнами и во...