Конспект урока : "Опера "Садко" Н.А. Римского- Корсакова"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Просандеева Елена Николаевна

На примере оперы «Садко» Н.А. Римского – Корсакова сформировать представление об опере как о музыкальном жанре.  Изучить  понятия «опера», «либретто», познакомить с разновидностями вокальных и инструментальных жанров оперы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opera_sadko_-5_klass.docx24.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема I четверти: «Что стало с музыкой, если бы не было литературы»

Тема урока: Опера.

Цель урока: формирование представления об опере как о музыкальном жанре на примере оперы «Садко» Н.А. Римского – Корсакова .

Задачи урока:

Образовательные: повторить особенности оперного жанра, возникающего  на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского - Корсакова «Садко».

Развивающие: развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы, формировать музыкальный вкус.

Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки,  развивать интерес к вокальному искусству

Тип урока:  Обобщение и систематизации знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, фонохрестоматия музыкального материала «Ой, ты тёмная дубровушка», «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы»,  раздаточный материал со словами песен "Ой, ты тёмная дубровушка", "Заиграйте, мои гусельки", "Колыбельная Волховы".

Методы:

•        Повторение пройденного методом устного опроса.

•        Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки).

•        Анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы.

•        Хоровое исполнение песен («Музыкальный урок», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»).

•        Применения приема пластического интонирования на вступление к опере «Океан. Море – синее».

Эпиграф к уроку:  « Я открывал трепещущей рукой больших театров расписные двери» (С.Данилов)

Ход урока:

Учитель:  - Добрый день, ребята! Я рада нашей встрече. Вижу, настроение у вас хорошее, все готовы к уроку. Сегодня я вновь приглашаю вас совершить путешествие в удивительный мир музыки. Мы послушаем музыку, познакомимся с удивительными героями, посмотрим видео фрагменты  и выполним разные задания.

На экране изображен театральный занавес.

Учитель: - Как вы думаете, куда мы с вами отправимся? ( В театр)

Учитель: - Оркестранты уже настраивают инструменты. И пестрый шум этот обещает нечто таинственное, чудесное….Но вот меркнет свет. Вспыхивает рампа. Светильники скрестили лучи на бархатном занавесе, расшитом золотыми узорами. Дирижер взмахнул палочкой ,и  звуки оркестра слились в удивительную увертюру – вступлению к большому музыкальному произведению

Звучит вступление к опере «Садко»  «Океан – море синее».

Учитель:- Какую картину вы увидели, опишите словами.

 -Учитель:  Вступление называется «Океан – море синее». Как композитор  рисует музыкальную картину моря? Какие приемы он использует?

Дети: Динамикой. Спокойное море, перекатывающиеся волны, музыка звучит  на пиано, бушующее море – на форте.

Учитель: -Какие инструменты симфонического оркестра помогают нам  услышать «краски моря»? Дети: Самые певучие струнные смычковые – скрипки, виолончели  показывают, как одна волна набегает на другую, а медные духовые  инструменты звучат как фанфары, рассказывая о силе и мощи океана.

-  Как вы думаете, почему композитор дал вступлению такое название? ( ответы детей)

Учитель:-Конечно же, это звучащий океан! Так мерно и глухо рокочут,  перекатываясь, вздымаясь и опадая, морские волны! Нет, не морские,  именно океанские – спокойные, величественные, огромные. Образ  спокойного, величественного океана превосходно выражает эпически раздумчивую монотонность былинных напевов. Так уже во вступлении,  композитор объединил две, казалось бы несовместимые задачи –  эпическую неторопливость повествования и яркий музыкальный образ,  который вводит слушателя в мир большого и красочного оперного  спектакля.

На экране- Занавес открывается – сцена с изображением оперного спектакля « Садко»

Учитель:- Как вы думаете, о каком жанре музыкального искусства у нас пойдет речь на уроке? ( Опера)

Учитель: - Первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в итальянском городе Флоренция в 1594году. Сюжетом для него послужил греческий миф о борьбе Апполона с чудовищем- змеем Пифоном. Такие представления сначала назывались музыкальной сказкой, потом музыкальной драмой. Прошло немало лет,  пока их стали именовать музыкальным произведением  (opera in musica), и наконец осталось одно слово опера ( по латыни «opus») – деяние, труд, сочинение.

Поначалу спектакли предназначались только для придворной знати. Но позже в разных странах стали открываться музыкальные театры, доступные для более широких слоев городского населения. Опера постепенно заняла важное место в жизни общества.

Большинство опер начинается с увертюры (от фр. слово «overture»- открывать), исполняемый орекстром до поднятия занавеса. Увертюра передает идейный занавес оперы, вводит слушателей  в эмоциональную сферу спектакля, где музыкальные темы являются основными характеристиками героев и развернутся в дальнейшем  в большие сцены.

Мелодичная музыка, прекрасные голоса, красочные декорации, костюмы, сценические эффекты – все это разворачивается на сцене. Зритель с волнением наблюдает за драматической. Порой и трагической судьбой героев, сочувствует им , сопереживает и вместе с ними смеется. Воздействие оперы на зрителя огромно. При всей сложности она предельно доходчива. Ведь опера- это чудодейственный  сплав многих видов искусств.

На экране видеофрагмент  оперы « Садко» « Заиграйте, мои гусельки»

Учитель:-Назовите виды искусства, которые вы увидели в этом музыкальном отрывке. ( Ответы детей)

Учитель:- Музыка в опере играет ведущую роль. Но не исключительную. Вы заметили, что для песни необходим поэтический текст, то для оперы помимо текста, очень важную роль играет либретто.  

Учитель:- Прочитайте 49 стр. учебника. Что нужно для того, чтобы опера состоялась? (Прежде всего нужен литературный сюжет)

Учитель:- В либретто написаны не только слова для пения, но и дана определенная последовательность событий, характеров и образов героев. Либретто определяет главную тему. Содержание и смысл оперы. Таким образом, мы можем сказать, что если без  поэзии не было бы песен, то без драматических пьес. Предназначенных для постановки на сцене, не было бы опер.

Учитель:- Вспомните сказки, сюжеты которых стали основой для оперы.( ответы детей)

II. Анализ колыбельной Волховы.

Учитель:-Сегодня на уроке мы познакомимся со сказочной оперой великого русского композитора Н. А. Римского –Корсакова (1844-1908гг.) Композитор написал 15 опер. Из них девять созданы на сказочные сюжеты. Очень часто Н.А. Римского-Корсакова называют композитором - сказочником. Одной из таких опер – былин, опер – сказок является опера «Садко». В основе оперы лежит североновгородская былина про бесстрашного мореплавателя Садко и волшебную силу искусства. Игрой на гуслях, пением молодецких и сердечных, веселых и грустных песен ,Садко покорил не только силы природы и подводное царство, но  и принес славу великому Новгороду. В опере, как в любой сказке, есть много чудес. Но самое большое чудо - искусство человека.

На экране картина Врубеля « Морская царевна»

Учитель:-Как вы думаете что это за сказочный персонаж из оперы Садко ?

Учитель: -Какой предстаёт перед нами Волхова - образ фантастический или человечный?

Учитель:-Кто такая Царевна Волхова ?

(Ответы детей): -Царевна Волхова - любимая дочь царя Морского . Услышала она песню Садко на пустынном берегу Ильмень- озера, и так очаровали Волхову чудные песни Садко, что полюбила она его за эту музыку. Превратилась царевна из лебедя в прекрасную девицу и вышла на берег. Знала Волхова, что морской царь решил оставить Садко в подводном царстве, решила она спасти гусляра. Сейчас пропоет она над спящим Садко свою прощальную колыбельную песню и  разольется для всех людей полноводной рекой Волховой.

 Слушание колыбельной Волховы

Вопросы учителя и ответы детей:

1.Какой предстаёт перед нами Волхова - образ фантастический или человечный?

2.Есть ли в музыке « Колыбельной Волховы» необычные, волшебные итонации? Где их лучше слышно – в мелодии или в аккомпанемент?

3. Где прячется главный смысл «Колыбельной»- в словах или в музыке? Найдите в поэтическом тексте слова, которые изображает и продолжает музыка.

4. Что сближает мелодию «Колыбельной Волховы» с русской народной песней? Приведи примеры.

5. С каким чувством мы будем исполнять  это произведение? » ( Ласково,нежно)

Разучивание основной темы «Колыбельной Волховы» .

Рефлексия.

Учитель:-Какую цель мы ставили себе перед уроком? – (Учиться слушать оперу и понимать ее)

- Расскажите очень коротко о своих впечатлениях:

- Мне понравилось…

- Я узнал…

- Мне захотелось…

-У меня получилось…

- Вызвало затруднения…и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Картины природы в творчестве Н.А.Римского-Корсакова

Презентация к уроку "Картины природы в творчестве Н.А.Римского-Корсакова"...

Проект интегрированного урока: "Взаимосвязь музыки с другими видами искусства на примере оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова»

Цель этого проекта: развитие умения находить  связи между художественными образами, созданными музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также развитие  целостного  миро...

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Презентация урока по теме:Опера Римского-Корсакова "Садко"

Данная презентация даёт характеристику иноземных гостей.В презентации имеются тематические тесты для закрепления материала ....

Интегрированный урок по ИЗО и музыке в 7 классе по теме:"Беседа на тему "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина).Особенности творчесства Н.А.Римского- Корсакова"

Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьн...

Конспект урока музыки для 6 класса "Сказочный мир музыки Н.А. Римского-Корсакова"

Николай Андреевич Римский-Корсаков - выдающийся русский композитор, общественный деятель, педагог,  оставил огромное творческое наследие. Он был непревзойдённым мастером музыкального пейзажа...

Конспект урока по истории "Римская демократия"

Конспект выполнен в форме технологической карты и соответствует требованиям ФГОС...