«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»
методическая разработка по музыке (5 класс)

Пьянкова Галина Яковлевна

Талант - как птица с робкими крылами.

Но поддержи, подкинь его слегка -

И вот он, взмыв, уже кружит над нами,

А вслед за тем орлиными кругами

Уходит в синеву за облака. (Эдуард Асадов)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Методическое сообщение

на тему:

 «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

            Преподаватель по классу аккордеона

    Пьянкова Галина Яковлевна

        

Нефтеюганск

2022 г.

Часто мы слышим «дети – наше будущее». Эта фраза кажется настолько тривиальной, что люди перестали вдумываться в ее смысл. Но дети, это не только наше будущее в общем абстрактном смысле, от их сегодняшнего воспитания, образования, развития зависит интеллектуальное, экономическое, политическое, нравственное развитие нашей страны через 10-15 лет.

В современном обществе вопросам детства уделяется большое значение на правительственном уровне. В свое время Дмитрий Медведев сказал, что: «Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей». Также рекомендовано выявлять и педагогически сопровождать одаренных детей на протяжении всего периода школьного обучения. Повышенное внимание к одаренности ребенка в современном обществе, говорит о том, что пришло время творческих, ярких, неординарно мыслящих личностей, необходимых государству для нового экономического, социального, культурного рывка в развитии.

В связи с этим приобретает особую значимость проблема образования и воспитания одаренных детей и подростков. Проблемой детской одаренности занимались многие педагогики и психологи. Так, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаксина, Н.Ф. Чубук, раскрывая проблематику выявления одаренности ребенка, выделяют две проблемы отношения к детской одаренности. Первая, когда взрослые «назначают» ребенка одаренным, что в дальнейшем может привести к неблагоприятным для него последствиям. Вторая, когда взрослые «не замечают или недооценивают потенциальные возможности ребенка, что приводит к творческой нереализованности». Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «одаренный ребенок» является актуальным исключительно для взрослых, поскольку самому ребенку нужна лишь развивающая среда и внимательное отношение взрослого.

 Советский педагог-новатор, Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский -  создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, сказал следующее: «Каждый человек умен и талантлив по-своему. Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы не один ребенок не развивался ниже своих возможностей».

В настоящее время наша цивилизация переживает новую стадию развития – информационную. Актуальность исследования проблемы развития одарённости обусловлена качественными изменениями потребностей общества, новыми современными технологиями, отвечающими всем запросам человека XXI века. Поэтому возрастает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Сегодня организация системы образования направлена на создание условий для выявления и развития способностей и таланта наших детей. Проблема детской одарённости, развития творчества ученика с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью –становятся одной из приоритетных задач современного образования.

        Одной из основных задач школы искусств в области музыкального исполнительства является выявление одаренных детей, создание условий, обеспечивающих творческое развитие и поддержку талантливых учащихся. При решении этих задач мы сталкиваемся с профессиональными, психолого-педагогическими трудностями, успешное преодоление которых является залогом дальнейшего творческого роста способного ученика.

        Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В два-три года они хорошо различают все мелодии, которые слышат, часто уже к двум годам точно интонируют. Узнав названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают; рано и свободно читают ноты с листа, притом воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью, естественной, не привитой взрослыми, нюансировкой в исполнении. Так же рано они определяются в своих музыкальных предпочтениях. Яркая музыкальная одаренность у детей не обязательно связана с абсолютным слухом, хотя среди музыкально одаренных детей обладателей абсолютного слуха больше, чем среди «просто способных». Однако во всех случаях у одаренного ребенка вырабатывается индивидуализированное, тонкое и дифференцированное восприятие музыкального тона.

Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. В зрелом возрасте их память часто называют феноменальной. У них рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху (обычно без какого-либо специального обучения).

Для всех музыкально одаренных детей в возрасте около пяти лет характерно стремление воспроизводить на инструменте все слышимое. Сравнительно легко одаренные дети овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких музыкальных инструментах одновременно. Важно то, что музыкальные проявления одаренных самопроизвольны и практически никак не связаны со специальным обучением в отличие от их сверстников, для которых обучение выступает, своего рода, толчком и условием для раскрытия музыкальных способностей.

Биографы и исследователи часто отмечают, что музыкально одаренные дети обладают хорошими общими способностями: сравнительно рано они начинают читать, обладают хорошей памятью, сообразительностью. По внешней картине поведения - эти дети живые, любознательные, открытые; они скорее соответствуют своему возрасту или кажутся младше, нежели обгоняют его.   При всей личностно-психологической индивидуальности музыкально одаренных детей, среди них можно заметить некоторые характерологические типы, встречающиеся чаще других.

Музыкально одаренные мальчики чаще обладают некоторыми чертами, которые принято считать типично «девичьими»: тонкой чувствительностью, рефлексивностью, мечтательностью, наивностью, сильной эмоциональной зависимостью от матери (от отца, от педагога).

Музыкально одаренные девочки, напротив, чаще обладают чертами «мальчишескими», они независимы, упрямы, честолюбивы, более склонны к самоутверждению.  Т.Лешетицкий, учитель замечательной русской пианистки А.Есиповой, сказал о ней: «В этой девочке сидит сатана. Если удастся дисциплинировать ее натуру, она может стать великой артисткой». Одаренный ребенок рано и зачастую остро начинает чувствовать, что он не такой, как другие дети, что его жизнь имеет слишком много ограничений в силу ранней профессионализации обучения и даже просто из-за особенностей самой музыкальной деятельности: необходимо беречь руки, голос. Иногда это становится причиной страданий, ощущения одиночества и изолированности от сверстников.

Перед одаренными детьми довольно часто встают проблемы адаптации в окружающем их социуме.

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными. (Конформность (от лат. conformis – подобный, сообразный) – склонность человека изменять свои первоначальные оценки под влиянием мнения других).

4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы в гораздо большей степени, чем для среднего ребенка.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

Каковы причины уязвимости одаренных детей.

1. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня.

2. Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются.

3. Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

4. Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим.

 5. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Первая психологическая проблема, с которой сталкиваются музыкально одаренные дети, начавшие активную концертную деятельность, — своего рода парадокс. С одной стороны, им приходится много заниматься на инструменте, гораздо больше, чем их менее одаренным сверстникам. С другой — многое (если не все) им дается легче, чем сверстникам, многое выходит, как бы, само собой. Соотношение между результатом и затраченным трудом складывается у них не в пользу труда, несмотря на факт многочасовых занятий. Не возникает переживания трудности, с которой надо справиться, внутреннего препятствия, которое необходимо преодолеть.

С этим, по-видимому, связано и другое достаточно парадоксальное обстоятельство. Среди музыкально одаренных детей и подростков часто встречаются классические (по школьной терминологии) лентяи, не знающие, что такое настоящий труд, именно потому, что слишком многое дается им без труда. Легкость овладения, высокая обучаемость заменяют работоспособность как способность ставить цели, видеть препятствия, переживать трудности, иначе говоря, — способность выходить за личные пределы своих возможностей.  

Поэтому одаренные люди чаще сталкиваются с «кризисом легкости» в подростковые и юношеские годы. При той невероятной обучаемости, которой отличаются вундеркинды, именно характер и процесс обучения таят в себе потенциальные проблемы и опасности.

Первая из них заключается в выборе оптимальной учебной нагрузки с тем, чтобы возможности таких детей не игнорировались, но и не эксплуатировались. (Столь же опасны как чрезмерные ожидания и притязания родителей, так и искусственные торможения в развитии из страха вырастить «вундеркинда»). Успешность и уровень достижений одаренного ребенка часто превышают все ожидания взрослых, кажутся невероятными. Обучение и воспитание приобретают узкую профессионально-целевую направленность. И это, к сожалению, имеет свою логику.

Ранняя профессионализация обучения — фактически единственный путь к сольному исполнительству. Учителя стремятся максимально раскрыть и развить все потенциальные возможности ребенка в данной области, не замечая, как от интенсивного обучения переходят к «натаскиванию». Происходит резкое ограничение развития, узконаправленное и чрезмерно интенсивное обучение, подавляет обучаемость. В результате — заурядность как перспектива личностного облика и музыкальных возможностей.

Еще одна важная проблема обучения музыкально одаренных детей коренится в объективном разрыве между их «хронологическим» и «профессиональным» возрастом. Маленький музыкант постоянно работает над труднейшими произведениями, которые намного выше его — не технических и даже не художественных, а личностно-психологических, духовных возможностей. Отсюда блистательное подражательство, одаренное имитаторство часто остается единственным выходом из скрытого тупика. Но то, что может быть малозаметным и даже вызывать восхищение публики в восьмилетнем ребенке, в исполнительстве подростка уже бросается в глаза и разочаровывает. Ведь от «подростковой» одаренности мы подсознательно требуем яркого проявления музыкальной индивидуальности.  В таких случаях оценка публики и критиков бывает безжалостной: «Это одаренность короткого дыхания», — говорят они, — рано обнаружилась и рано иссякла».

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что названные выше проблемы носят объективный характер и в идеале имеют только уникальные решения, соответствующие неповторимости каждого ребёнка.

Таким образом, в искусстве дети не должны приспосабливаться к требованиям деятельности, которые всегда условны и усреднены. Они должны пытаться искать себя в ней, отталкиваясь не от предела природных способностей, а от любви к своему делу и желания совершенствовать его, а не себя.

Роль семьи в раскрытии детской одаренности

Огромную роль в раскрытии и развитии музыкальной детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят, что для их ребенка характерно следующее:

- он очень любознателен;

- любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи; его речь очень развита, большой словарный запас;

-во всех вопросах ищет самостоятельные решения, не всегда воспринимает уже готовый родительский ответ;

- настойчив в достижении поставленной цели;

- у него повышенные математические способности в сфере вычисления и логики;

- может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным, или наскучило;

- обладает богатой фантазией и воображением;

- рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера;

-его отличает чувство юмора, любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может гримасничать, смешить других, подражая взрослым и т.д., все это подтверждает наличие одаренности у ребенка.

Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком, - таким, как все». Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» - они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям.

Действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным – значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые и родителями.

Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стреноживает живость самой важной для растущего человека связи – связи между родителями и детьми.

Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем.

Задача педагога - стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности:

1. Создание постоянно действующих стендов, победителям и призерам конкурсов различных уровней;

2. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов детей и их родителей;

3. Отправление благодарственных писем родителям;

4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях;

Задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.

И.П. Павлов писал: «Дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику человеческой речи. Ласковый разговор в сочетании с добрыми прикосновениями часто вызывает улыбку. А еще родителям нужно чаще и с любовью смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в это зеркало, то и в ответ можно будет увидеть любовь. Ласка, доброжелательно реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития таланта, присущего ему от рождения.

Талант – как птица с робкими крылами.
Но поддержи, подкинь его слегка –
И вот он, взмыв, уже кружит над нами,

А вслед за тем орлиными кругами
Уходит в синеву за облака. (Эдуард Асадов)

Литература: 1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю.З. Гильбух. – М.: Просвещение, 1991. – 217 с.

2. Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности / А.И. Грабовский // Педагогика. – 2003. – №8. – С.13-18.

 3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников / Н.С. Лейтес. – М.: Академия, 2001. – 320 с.

4. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. – 2003. - №4.- С. 13 – 18.

 5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др. – М.: Академия, 2000. – 336 с. 6. Щебланова Е.И. Трудности в учении одаренности школьников / Щебланова //Вопросы психологии. – 2003. - №3. – С. 132 – 145.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО – АКТУАЛЬНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Наиболее оптимальной организационной формой работы с одаренными детьми является школьное научное общество. В деятельность этой организации вовлекаются одарённые дети, т.е. дети с высоко развитыми спос...

Из опыта работы Статья "Актуальные проблемы в работе педагога с одаренными детьми"

Статья  посвящен описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми, а именно с детьми, которые составляют основу сегодняшних выпускников сельских ...

Текст мастер-класса "Проблемы работы с одаренными детьми"

Мастер- класс был показан на областном конкурсе "Лидер в образовании- 2013"...

Актуальные вопросы работы с одаренными детьми

В данной работе говорится об основных проблемах, с которыми сталкиваются педагоги в работе с одаренными детьми. Определяются пути решения этих проблем....

«Актуальные проблемы в работе педагога с одаренными детьми».

К школе предъявляются высокие требования. Одним из главных вопросов сегодня для современного общества является работа с одаренными детьми. Система работы с одаренными детьми требует особого подхода к ...