Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности по предмету «Музыка»
статья по музыке

Светлана Николаевна Кошелева

Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности  по предмету «Музыка» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_soprovozhdenie.docx24.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности  по предмету «Музыка»

Современная школа готовит школьников к жизни в мире, будущее которого является крайне неопределенным. Мы с большим трудом можем предугадать, какой будет глобальная обстановка даже через десять лет, какие технологии будут открыты, как изменятся рынок труда и экономика.

         Поэтому важно развивать у  школьников компетенции, позволяющие успешно адаптироваться к быстро изменяющемуся миру и достигать в этих непростых условиях свои личные цели.

       Умению ставить цель, самостоятельно решать поставленные задачи и нести личную ответственность за результат школьники учатся в рамках проектно-исследовательской деятельности.

       Проектно-исследовательская технология обучения  знакома многим педагогам.  Использование ее в своей работе - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.

Мы живём в «смешанном» мире, где значительная часть нашей деятельности проходит в виртуальной среде.  Современный ученик – это ребенок поколения Z, а значит,  он родился с «кнопкой на пальце». Это - цифровое поколение, дети высоких технологий, живущие в виртуальном пространстве, как рыба в воде.  Поэтому педагогу важно уметь обучать как в offline  так  и  в onlain режимах для достижения наиболее высокого результата.

Смешанное обучение - это один из трендов современного образования. Русскоязычный термин «смешанное обучение» представляет собой дословный перевод английских слов blended learning. Впервые основные принципы смешанного обучения применялись ещё в шестидесятых годах XX века в корпоративном и высшем образовании. Но сам термин был впервые использован в 1999 г., когда американский Интерактивный Учебный Центр начал выпуск программного обеспечения, предназначенного для преподавания через Интернет.

В отличие от многих других педагогических технологий, смешанное обучение не имеет конкретного авторства и складывалось во многом спонтанно.  Смешанное обучение – это образовательная технология, в которой сочетаются и взаимопроникают очное и электронное обучение с возможностью самостоятельного выбора учеником времени, места, темпа и траектории обучения.

        Смешанное обучение, как и любая другая технология, безусловно требует времени и дополнительных усилий со стороны учителя.          Внедрение смешанного обучения в образовательный процесс приводит к ряду изменений в самоопределении и способах деятельности ученика и учителя. Ученик обретает пространство свободы и ответственности, в котором он учится делать осознанный выбор и отвечать за его последствия.          Учитель начинает функционировать в новых для себя ролях, в частности, уходит от роли транслятора к роли тьютора, и ключевым инструментом педагога становится учебная среда, в которой стираются границы между средой классной комнаты и онлайн-средой.

Проектно-исследовательской деятельностью учитель начинает заниматься еще в начальной школе, но более серьезно этому  уделяется внимание в среднем звене. И здесь можно говорить об опыте как групповых, так  и об опыте индивидуальных проектов.

Представляя свой опыт работы по предмету «Музыка» в 5-7 классах, хотелось бы отметить, что в связи с очень большим количеством учеников, часть работы я перевела в онлайн среду. Именно в виртуальной среде мы с учениками обсуждаем темы для проектов, готовимся к исследованиям, обсуждаем результаты работы, пишем текстовую часть и многое другое.  Большинство из обучающихся 5-7 классов зарегистрированы в социальной сети ВК.  На этой платформе можно организовать всю работу с учениками. Она выстраивается в несколько этапов.

I этап (подготовительный)

Шаг 1 -  организация виртуального обучающего пространства.  Это может быть «Группа» в Контакте,  в которой  будут выкладываться материалы, вестись текущая работа, обсуждаться ее результаты. А может быть «Беседа», в которую будут приглашены только  2-3 ученика. И таких бесед может быть много.

Шаг 2 – подготовка методических материалов. Нужно организовать работу так, чтобы было удобно и учителю, и обучающимся. Необходимо создать качественную навигацию при  помощи «меню». Разместить там различные документы. Например, рекомендации ученикам: «Как успешно выполнить проект», «Требования к оформлению работы, презентации», «Критерии оценивания исследовательской или проектной работы». Для того, чтобы не приходилось объяснять многократно один  и тот же материал разным ученикам, можно записать «play-лист» и  разместить там различные обучалки.     И, конечно же, ссылки на конкурсы и конференции, в которых ученики смогли бы принять участие в будущем.

II этап (основной)

ШАГ 3 - постановка цели, гипотезы, планирование работы  в различных виртуальных ресурсах. Если работа ведется в группе, то удобнее всего работать над целью и задачами в google-документах. Совместная работа позволит учителю вместе с учениками спланировать задачи, выяснить,  какая часть работы уже сделана,  а так же увидеть какие вопросы возникли.

ШАГ 4   -  это  сопровождение исследования в процессе реализации. На этом этапе большая часть работы может  проводиться в  рамках школы и учебного кабинета. Предмет «Музыка» – один из самых творческих в школе. Вся практическая работа, продукт проектно-исследовательской деятельности  (инсценировка, игра на одном или нескольких инструментах, исполнение песен, игра в детском оркестре, постановка сцен из опер или мюзиклов, изготовление каких-то элементов костюмов, музыкальных инструментов,  составление презентации, видеофильма, газеты, рекламного буклета и т. д.) будет проводиться учителем и учениками в очном формате.

ШАГ 5  - оформление результатов в общем документе.  Этот шаг очень ответственный. Работа в google-документе позволяет выйти в интернет вдвоем или втроем, в зависимости от количества учеников в группе, и одновременно править документ. Параллельно общаться в группе или в беседе. Работа возможна в синхронном или асинхронном режиме. Вся история правок в документе сохраняется. Есть возможность вернуться к любой из предыдущих версий.

III этап (заключительный)

Шаг 6 – рефлексия образовательных результатов. На этом этапе идет обсуждение с учениками в группе: что удалось сделать, чего удалось добиться, куда двигаться дальше. Для того чтобы понять что получилось и что не получилось, рекомендуется провести опрос или создать анкету. Это можно сделать в google-форме, в социальной сети ВКонтакте, либо в любом другом удобном для учителя и учеников формате.  Индивидуальная анкета поможет  больше узнать о коммуникативных способностях  учеников.  Можно задавать вопросы о комфортности работы в группе, об объеме выполненных работ каждым учеником. Это позволит  подбирать группы для исследований в будущих проектах.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе

Тьюторское сопровождение  исследовательской деятельности школьников позволяет им активно использовать открытое образовательное пространство и обеспечивает успешность их  работы. В материале ...

Педагогический проект «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся»

В настоящее время проектно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулиро...

Проект "Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе"

Проект прошёл успешную апробацию в течение нескольких лет.  Мониторинг результативности положителен. Материалы проекта могут быть использованы учителями в рамках осуществления дополнительного ест...

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время.

    Разработка занятий кружка по изобразительному искусству в 5-6-х классах по теме "Открытка своими руками" как проектно-исследовательская деятельность. В процессе работы над проекто...

Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся по физике (внеурочная деятельность)

Тьюторское сопровождение проектно-исследовательскойдеятельности  учащихся по физике (внеурочная деятельность)...

Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде с применением технологии творческих мастерских (на примере создания онлайн-комикса)

Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде с применением технологии творческих мастерских (на примере создания онлайн-комикса в рамках учебного ...

Организация проектной, исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время

Организация проектной, исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время...