«Музыкальный фольклор как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
материал по музыке

Долженицына Ирина Николаевна

- Формировать представления о фольклоре, уважение, интерес к народным промыслам, народному искусству;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_kak_sredstvo_priobshcheniya.docx20.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                  «Центр развития ребенка – детский сад № 1475»

                          Управление делами Президента Российской Федерации

                             Открытый просмотр для воспитателей по теме:

          «Роль воспитателя в организации проведения праздников в ДОУ»

                                                Тема открытого просмотра:

         «Музыкальный фольклор как    средство приобщения дошкольников к    

                                     истокам русской народной культуры»  

                   

                                                                                                             Подготовила и провела

                                                                                                        Музыкальный руководитель:

                                                                                                                   Долженицына И.Н.

                                                                      п. Барвиха

                                                                     10.02.2021 г.

Задачи:

- Прививать

- Развивать чувство ритма в оркестре;

- Формировать певческие, вокальные навыки;

- Развивать эмоциональность и фантазию в различных видах музыкальной деятельности;

- Формировать представления о фольклоре, уважение, интерес к народным промыслам, народному искусству;

Предварительная работа:

- знакомство с народными промыслами: хохломская, гжельская роспись;

- разучивание русской народной мелодии «Светит месяц» для игры в оркестре;

- знакомство с пальчиковой игрой «Матрешка»

- разучивание русской народной песни «Вот уж зимушка проходит», народной игры «Дрема»;

Моделирование предметно-развивающей среды:

Музыкальный зал поделен на три сектора.

1 сектор «Музыкальные инструменты»:

На лотке разложены музыкальные инструменты: рубель, коробочка, колотушка, трещотка, гармошка, балалайка и две коробки (в одной лежат ложки, в другой – свистульки)

2 сектор «Хохлома»:

На столике расположены предметы с хохломской росписью (блюда, тарелочки, чаши, ковш, стаканы, матрешка

3 сектор «Гжель»:

На столе посуда гжельской росписи: чашка с блюдцем, молочник, чайнички, бумажные тарелочки с орнаментами. Стулья расставлены по кругу, на них две картинки: ложка и свистулька.

Музыкальный руководитель:

Здравствуйте, мои друзья, рада видеть здесь всех я. Приглашаю побывать на ярмарке, беритесь за руки.

Дети идут за музыкальным руководителем, держась за руки, встают в круг.

Музыкальный руководитель: Прежде чем гулять по ярмарке, познакомимся

                                               Коммуникативная игра «Знакомство»

За руки скорей беритесь (дети идут по кругу)

В круг быстрее становитесь

Девочек, мальчиков мы видеть рады

Как зовут услышать надо:

Дети поют по очереди имена и произвольно танцуют под аплодисменты мальчиков, (девочек)

Музыкальный руководитель: Молодцы! Все друг с другом познакомились. А теперь: раз, два, три – дружно танец заводи!

Музыкальный руководитель  показывает детям «скользящий» хороводный шаг и кружение на «топотушках», держа руки полочкой. Затем, все исполняют танец.

(Программа «Ладушки», сборник И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Топ – топ, каблучок»)

                                           Исполняют танец «Светит месяц, светит ясный»

Музыкальный руководитель: А на ярмарке товары:

Посмотрите влево, вправо.

Есть сапожки и подушки.

И, конечно же игрушки.

Так много товаров представлено на ярмарке, а сделали их русские мастера. Чтобы нам их купить нужно умения свои проявить. Для товаров возьмем с собой корзинку.

Музыкальный руководитель: Музыка начинается -ярмарка открывается.

Гости приглашаются, в путь дорожку собираются.

А дорожка не простая: то ровная, то вот какая.

Показывает дробный шаг.

Музыкальный руководитель с детьми двигаются хороводным шагом, чередующимся с дробным под русскую народную музыку «Я на горку шла». (Программа «Ладушки» подготовительная к школе группа)

На «площадь» подходит воспитатель с лотком, на котором расположены русские народные инструменты.

Воспитатель:

Посмотри, честной народ, коробейник к вам идет.

На лотке товары есть, что не можно глаз отвесть.

Посмотрите, оцените, как назвать их нам скажите.

Дети называют знакомые инструменты, воспитатель играет на каждом.

Воспитатель: Здесь коробочки, а что же в них? А вот подсказки:

- Из нее ничего не прольется,

Щи из нее вкусней,

Да и каша добрей. (Ложка)

- Словно птичка поет

Свистом радует народ. (Свистулька)

Коробочки открываются после того, как дети отгадали загадки.

Воспитатель: Правильно! Настоящие мастера изготовили эти замечательные музыкальные инструменты. Дарю вам за это товары: свистульки и ложки. Ярмарка это всегда веселье и музыка. Давайте исполним в оркестре веселую музыку.

Музыкальный руководитель напоминает детям приемы игры на ложках: «скользящий» удар» («блинчики»), «солнышко» (движение вкруговую), простой удар, удар «колено».

                                                                   Оркестр «Калинка»

(Программа «Ладушки», сборник И. Каплуновой, «Ансамбль ложкарей»)

Дети играют в оркестре.

Запев: дети играют на свистульках;

Припев: дети исполняют игру на ложках, демонстрируя разные приемы.

Воспитатель: Для таких дружных музыкантов в подарок – ложка и свистулька. Положите в свою корзиночку.

Дети идут змейкой под музыку к следующему сектору «Хохлома» с воспитателем.

Воспитатель: На Руси всем мастерам почет и уважение! Какая эта роспись, ребята? (Ответы детей)

Воспитатель: Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней наша Хохлома. (П.Синявский)

Какие предметы вы видите? (дети называют). Все эти товары сделали мастера умельцы. Матрешка – чудо игрушка, сделана с душой. А сколько сестер вмещает большая матрешка? Давайте посчитаем.

                                                       Пальчиковая игра «Матрешка»

Сколько кукол деревянных? Хлопаем в ладоши

Круглолицых и румяных, Рисуют овал лица и щеки

А в руках у них лукошко Руки в замок

А внутри лежит морошка Соединяют поочередно пальцы «колечками» на двух руках

Раз – Матрона Одновременно на двух руках

Два – малаша добавлять по одному пальцу

Мила – три

Четыре – Маша

Маргарита – это пять

Их не трудно сосчитать. Сжимают, разжимают кулачки.

Воспитатель: Сколько матрешек? За правильный ответ получите подарок – матрешку. (Дети кладут в корзинку)

Дети с музыкальным руководителем идут под музыку к 3 сектору «Гжель»

(на стульях картинки свистулька и ложка)

Музыкальный руководитель: Мы пришли на площадь., а здесь картинки. Садитесь по подгруппам. А какая здесь роспись? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Писали мастера в бело-синие цвета

Ах, какая красота гжельская посуда!

Много трудились умельцы, чтобы получилась вот такая красота. Назовите какую посуду вы видите? Вот чайничек очень нарядный. Превратимся в чайнички!

                                               Дыхательное упражнение «Чайничек»

Музыкальный руководитель: Прочистим носик: сделаем короткий вдох и на выдохе пропеть «пых» в разных регистрах.

                                                 Распевка «Чайничек» (С.Черноскутова)

Чайничек с крышечкой Рисуем руками чайничек

Крышечка с шишечкой Хлоп в ладоши

Шишечка с дырочкой Соединить большой и указательный пальцы

С дырочки пар идет Волнообразные движения вверх.

Музыкальный руководитель: Давайте «ложечки» поем в верхнем регистре, «свистульки» в нижнем. А теперь дружно все вместе. Хорошо спели, слажено. В морозный денек русские люди любят попить горячего чаю. Хотя зимушка уже прошла, но на дворе еще лежит снег, споем песню об этом.

Русская народная песня «Вот уж зимушка проходит»

1.Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит.

Люли, люли, проходит.

2.Снег и холод прочь уводит,

Весну красную приводит.

Люли, люли приводит.

3.Встает солнышко пораньше,

Светит красное подольше

Люли, люли, подольше.

4.Прощай, саночки, конечки,

Наши зимние дружочки,

Люли, люли, друужочки.

Дети поют по подгруппам: 1,3 куплет – «ложки»; 2,4 куплет – «свистульки»

Музыкальный руководитель: За такую красивую песню вам подарок – тарелочки. Посмотрите какие красивые узоры! Мы их можем станцевать. А как? (варианты детей) Правильно вот здесь пойдем по кругу, сойдемся в центр и разойдемся,  затем покружимся. А вот этот узор нам знаком? (ответы детей) Правильно это так мы «завивали капустку».

Эй веселый наш народ.

Становись-ка в хоровод!

Дети заводят «Орнаментный  хоровод», который нарисован на бумажных тарелочках – кругах, которые музыкальный руководитель по очереди показывает. Музыкальное сопровождение «Вологодские кружева» (русская народная мелодия).

 Музыкальный руководитель: Танцевали отлично! Возьмите подарок! (Кладут тарелочки в корзину) И зимой и летом русские люди трудятся. В старину и сейчас гордятся своим мастерством и недаром говорят: «Землю красит солнце, а человека труд!» Но встречаются такие люди, которые не любят трудиться…А любят поспать, подремать. Кто это? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Ярмарка разгорается – игра начинается!

                                                   Русская народная игра «Дрема»

Дети образуют круг. В центре на пеньке сидит «Дрема» в шапке – ушанке.

1.Сидит Дрема, сидит Дрема Дети идут по кругу,

Сидит «Дрема» на скамейке (2 раза) Да! Сидит в кругу «спит»

2.Вяжет Дрема, вяжет Дрема, Дети и Дрема «вяжут»

Вяжет Дрема рукавицы (2 раза) Пятый год!

3.Столь не вяжет, столь не вяжет, Дети идут по кругу

Столь не вяжет, сколько дремлет (2 раза)

4.Вставай, Дрема, вставай, Дрема, Выполняют «пружинку»

Вставай, Дрема, будет, «Дремушка», дремать. (2 раза) Встань! (хлопают)

Дрема догоняет, пятнает детей.

Музыкальный руководитель:

За руки скорей беритесь

В круг быстрее становитесь.

Дети собираются в круг.

Музыкальный руководитель: Мы сегодня с вами дружно пели и плясали

Мы на ярмарке веселой побывали!

Сколько замечательных товаров вы получили на ярмарке за свои способности и умения. Огромное спасибо всем мастерам – умельцам, изготовившим такие добротные, хорошие вещи. Подарки можно разместить в группе, сделать выставку «Народные промыслы».

Дети выходят под музыку из зала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект кружковой деятельности в средней группе по приобщению к истокам русской народной культуры "Матрена, Матрешка, Матрешенька".

Творческая деятельность детей в рамках кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Матрена, Матрешка, Матрешенька".Данная работа знакомит детей с народной игрушкой, традиция...

Конспект кружковой деятельности в средней группе по приобщению к истокам русской народной культуры "Русская балалайка"

Через знакомство с народными инструментами приобщать детей к народной культуре и традициям....

Приобщение дошкольников к русской национальной культуре через организацию обрядовых праздников и фольклорных развлечений

 В работе представлены практические материалы по организации обрядовых праздников и фольклорных досугов для детей дошкольного возраста.   Организация фольклорных праздников и раз...

Народная, очень простая куколка, как основа развития мелкой моторики рук, приобщение ребенка к русской народной культуре и участие в конкурсе

Ребенок любого возраста считает себя мастером на все руки. Не надо его в этом разубеждать. Нужно просто чуть- чуть помочь ему им стать. Выбрать конкурс и предложить в нем поучаствовать. И с этого моме...

Тематическое планирование "Приобщение детей к русской народной культуре"

Данное тематическое планирование пригодится тем, кто неравнодушен к истокам русской народной культуры и хотел бы заниматься этим с детьми средней группы детского сада....

Педагогический совет на тему: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»

Формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности возможно через приобщение дошкольников к народной культуре....