Методическая работа на тему "Особенности работы с детьми младшего школьного возраста на уроке по саксофону"
методическая разработка по музыке

1.    Возрастные особенности работы с детьми младшего школьного возраста

Младший школьный возраст (9-10 лет) является важным событие в жизни ребенка, ведь именно в этом возрасте происходят коренное изменение в социальной жизни ребенка - он поступает в школу. Перестраивается вся система жизненных отношений ребёнка, которая во многом определяется тем, справляется ли ребёнок с новыми требованиями. Уже в далёком прошлом педагоги пытались разработать этапы периодизации человеческой жизни среди них такие известные педагоги, как:  Я.А. Коменский, К. Бюлер, А.И. Левитов, Д.Б. Эльконин, Й. Шванцара. С каждым годом их количество увеличивалось, ведь невозможно создать точную систему, которые бы все в дальнейшем использовали. Я.А. Коменский был одним из первых педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_raboty_s_detmi_mladshego_shkolnogo_vozrasta.doc66.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста

на уроке по саксофону.

Старцев К.А.,

преподаватель по саксофону

ГБОУ школа «Тутти» г. Санкт-Петербург

  1. Возрастные особенности работы с детьми младшего школьного возраста

Младший школьный возраст (9-10 лет) является важным событие в жизни ребенка, ведь именно в этом возрасте происходят коренное изменение в социальной жизни ребенка - он поступает в школу. Перестраивается вся система жизненных отношений ребёнка, которая во многом определяется тем, справляется ли ребёнок с новыми требованиями. Уже в далёком прошлом педагоги пытались разработать этапы периодизации человеческой жизни среди них такие известные педагоги, как:  Я.А. Коменский, К. Бюлер, А.И. Левитов, Д.Б. Эльконин, Й. Шванцара. С каждым годом их количество увеличивалось, ведь невозможно создать точную систему, которые бы все в дальнейшем использовали. Я.А. Коменский был одним из первых педагогов, который в своей учебно-воспитательной работе основывался на возрастных особенностях детей, он считал, что для каждого возраста свойственная свая методика работы. Я.А. Коменский считал, что обучение должно быть выстроено с учетом возрастных особенностей детей. Эту мысль, Я.А. Коменский выдвинул и обосновал.  В обучении и воспитании все должно быть постепенным, последовательным, происходить как в природе – всё в своё время [15, С. 214]. Только тогда у детей можно воспитать нравственные и эстетические качества, добиться от него какого-то результата. А.Я. Коменский писал: "Всё подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте" [15, С. 329].

К наиболее популярной периодизации в современном мире относится определение возрастные особенности. Возрастные особенности – это учет физиологических и психологических качеств, которые характерны для определённого периода жизни [16, С. 213]. На примере физического развития человека наглядно раскрывается сущность возрастных особенностей (рост, увеличение веса, появление молочных зубов и другие биологические процессы). С взрослением происходят изменения не только в физическом сфере, но и психической, так как  духовное развитие ребенка тесно связано с биологическим. Развитие детей имеет не только теоретическое, но и практическое значение в педагогике. В современной науке выделяют несколько периодов взросления человека до 18 лет, к ним относят: первый год жизни – его называют младенчеством; преддошкольный возраст (1-3 лет); дошкольный возраст, к которому относится младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-6 лет); младший школьный возраст (7-10 лет); средний школьный возраст (10-15 лет); старший школьный возраст (15-18 лет)[16, С. 213].

Стадии физического и психологического развития ребёнка являются фундаментом педагогической периодизации. Психофизиологическая и духовная зрелость ребёнка не всегда соотносится с возрастными рамками и требованиями школьного обучения, поэтому очень важно достичь необходимой полноты развития в каждом из возрастных периодов становления ребёнка. Но не стоит забывать, что чрезмерные нагрузки могут привести к переутомлению, а также психическим и физическим повреждениям. В своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» Б.Т. Лихачёв опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты»» [16, С. 51]. Характеризуя каждый возрастной период развития детей с точки зрения их духовно-нравственного становления, академик Б.Т. Лихачёв отмечает, что дошкольники и младшие школьники имеют недостаточно опыта для реальных общественных отношений. Дошкольники и младшие школьники способны различить по внешним, привлекательным чертам человеческую красоту, а также оценить моральные качества другого человека. Этим Б.Т. Лихачёв объясняет стремление ребёнка утвердить себя в жизни, притяжение к накоплению впечатлений. Подытоживая вышеизложенное, мы приходим к выводу, что учёт возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. «Опираясь на возрастные особенности, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объёмы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха» [16, С. 214]. Возрастные особенности определяют выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Одним из важнейших для формирования нравственно-эстетического отношения к жизни является период дошкольного и младшего школьного детства. В этом возрасте происходит формирование качеств личности, сохраняющихся в ребёнке на протяжении всей его жизни.

  1. Психологические особенности младшего школьного возраста

У детей младшего школьного возраста ещё вовсе не совершенна способность наблюдения и восприятия внешней действительности. Они внешние явления и предметы воспринимают неточно, выделяют в них случайные признаки и особенности, привлёкшие почему-то их внимание [5, С. 11]. Младшим школьникам присущ непроизвольный характер внимания. Они легко отвлекаются на какой-либо внешний раздражитель, который мешает процессу обучения. Также младшим школьникам не свойственно длительное время удерживать внимание на одном и том же объекте, так как способность концентрации внимания на изучаемом явлении у них ещё недостаточно развита. Сосредоточенное внимание детей данного возрастного периода приводит к утомлению. Наглядно-образный характер имеет у детей младшего школьного возраста память. Им хуже запоминается логическая смысловая сущность, чем внешние характеристики изучаемых предметов. В своей памяти младшим школьникам трудно связывать отдельные части изучаемого явления, представлять общую форму явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание происходит на основе многократного повторения или впечатления, т.е. носит механический характер. Заученное в памяти младших школьников держится недолго, поэтому процессу воспроизведения характерны неточность и допущение большого количества ошибок [5, С. 64]. Всё вышесказанное имеет отношение и к разучиванию материала на уроке по саксофону. Дети младшего школьного возраста из изученного 1-2 месяца назад забудут многое, что показывают многочисленные наблюдения. Для того, чтобы этого избежать, следует с детьми на протяжении длительного времени, систематически, повторять пройденный материал.

Наглядно-образный характер у детей младшего школьного возраста имеет и мышление. Оно тесно связано с деятельностью воображения и неотделимо от восприятия конкретных характеристик изучаемых явлений. Если понятия, изучаемые детьми, связаны с конкретной действительностью кроме словесного выражения, т.е. абстрактны, то они будут затруднены для восприятия. Причиной этому служит недостаточность знаний об общих закономерностях природы и общества. Именно поэтому в данном возрастном периоде приёмы словесного объяснения мало эффективны. Основным методом обучения в младшем школьном возрасте является наглядный метод. По своему содержанию показ движений должен быть прост. Также необходимо конкретно выделять основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова [5, С. 64].

К 6-7 годам дети младшего школьного возраста осознано начинают регулировать своё поведение. Доброжелательно они относятся к противоположному полу (усваивают понятие пола). Для детей данного возрастного периода характерна жизнерадостность и непосредственность. Также младшие школьники к 6-7 годам способны испытывать переживание и наслаждение от восприятия прекрасного, поэтому у них появляется потребность во внешних впечатлениях (посещение театров, слушание музыки и т.д.). Стоит отметить, что важное место в этом возрастном периоде занимает игра. Именно через игру происходит осмысление новых знаний, что является психологической потребностью младших школьников. 7-11 лет (1-3 класс) – в этом возрасте у детей проявляется желание делать всё самому. Детям важно доверие от взрослых, так как им хочется проявлять самостоятельность. Также в этот возрастной период, проявляя упрямство и настойчивость, младшие школьники стремятся добиться желаемых результатов, даже если они не понимают цели или не имеют средств для их достижения. Из вышеизложенного мы приходим к следующим выводам, что у детей младшего школьного возраста происходят изменения как в физическом, так и в психологическом развитии, которые направлены на обеспечение возможностей успешного обучения в школе. Эти изменения охватывают все стороны жизни ребёнка данного возрастного периода. Также они влияют на изменение интересов и ценностей младших школьников. В данном рассматриваемом возрастном периоде наблюдается преобладание чувственного познания мира и наглядно-образного мышления, поэтому младшие школьники к воспитательным воздействиям эстетического характера особенно чувствительны.

  1. Обучение игре на саксофоне детей младшего школьного возраста.

Обучение на саксофоне, для детей младшего школьного возраста составляет 45 минут 2-3 раза в неделю. Это максимальная нагрузка для детей этого возраста, так как ребенок еще физически не окреп. Конечно же для получения результата, необходимы домашние занятия, которые должны составлять не менее 3-х часов в неделю.

На первом уроке с детьми младшего школьного возраста, происходит знакомство с инструментом саксофон. Педагог рассказывает как необходимо обращаться с инструментом, объясняет особенности, аппликатуру и звукоизвлечение, возможности саксофона и его выразительное значение в музыке. Педагог показывает учащимся комплекс упражнений на постановку исполнительского аппарата. На первом уроке детей младшего школьного возраста необходимо научить правильно стоять, держать осанку, научиться держать корпус и голову, ставить руки на инструмент. Важно учитывать индивидуальные физические и психологические особенности учащихся младшего школьного возраста: внешние данные, утомляемость, подвижность психических процессов, эмоциональную возбудимость, активность и доминирующее настроение. Для того чтобы учащиеся младшего школьного возраста начали играть хорошо, с интересом и большим желанием, в этом возрасте необходимо вызвать интерес. Для того что бы интерес к обучению игре на саксофоне не пропадал необходимо создавать на уроке эмоционально насыщенную атмосферу: вести урок не монотонно, а эмоционально; использовать разные музыкальные жанры.

Помимо теоретических знаний о инструменте детей младшего школьного возраста знакомят с выразительными музыкальными средствами: динамические оттенки, обозначение темпа, музыкальность и эмоциональными терминами. Работа над техническими данными ребенка младшего школьного возраста проводятся с помощью различных упражнений. Педагог выбирает различные гаммы и этюды. Гаммы в этом возрасте даются в тональностях с наименьшим количеством знаков при ключе. Работая над этюдом, закрепляют изучение лада и шлифуют исполнительскую технику. Упражнения и этюды для младшего школьного возраста можно выбрать из сборников для начинающих саксофонистов, к ним относятся: Л. Михайлов «Школа игры на саксофоне», А. Ривчун «Школа игры на саксофоне», М. Шапошникова «Гаммы, этюды, упражнения. 1-3 годы обучения», М. Шапошникова Хрестоматия для саксофона 1-3 классы, В. Шпак Хрестоматия для саксофона 1-3 классы.

Этюды с детьми младшего школьного возраста необходимо исполнять в среднем темпе, ведь только тогда начнет формироваться правильное владение исполнительским дыханием и появится беглость пальцев, чтобы преодолеть метроритмические и аппликатурные трудности. Путем исполнения длинных нот развивается чувствительность к тембровой красочности и ровности звучания.

Наибольшая трудность у детей этого возраста вызвана синхронностью дыхания и движению пальцев, поэтому большое внимание на уроке по саксофону уделяется работе над исполнительским дыханием.

        Амбушюр у детей младшего школьного возраста еще не развит, это связано с тем, что губы, язык и мышцы лица у детей этого возраста претерпевают изменения. На уроке необходимо развивать эти мышцы, но важно не перегружать мышцы, а стараться использовать упражнения, которые стабилизируют само звукоизвлечение. Поэтому устойчивый и ровный звук приобретается на протяжении несколько учебных четвертей, а то и года, все зависит от систематичности работы над данными мышцами.

Одновременно, с формирование навыка игры на саксофоне у детей младшего школьного возраста необходимо выполнять аппликатурные упражнения для пальцев обеих рук. Для этого необходимо включать упражнения для развития гибкости пальцев и скорости их движения. Особое внимание уделяется тому, чтобы ученик научился играть на инструменте, не глядя на руки, что приводит аппликатуру к автоматизму.

        Музыкальное произведение для детей младшего школьного возраста, в первый год обучения, подбираются небольшие, разнохарактерные, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. В репертуаре должны присутствовать как классическая музыка отечественных и зарубежных композиторов, так и эстрадная музыка.

После первого года обучения детей младшего школьного возраста продолжают знакомить с инструментом саксофон, продолжая работать над тем, что было изучено в первый год обучения.

Список литературы.

  1. Алимов А.Г. К вопросу советского исполнительства на духовых инструментах // В помощь военному дирижеру. М.: ВДФ при МГК, 1984. Вып. 23. С. 3 – 20.
  2. Болотин С.В. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Л.: Музыка, 1969. 200 с.
  3. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М. , 2006.
  4. Браславский Д.А. Саксофон // Инструменты духового оркестра: Учебное пособие для учащихся муз. училищ, студентов муз. вузов и вузов культуры / Сост. Б. Кожевников. М. , 1984. С. 112–126.
  5. Браславский Д. А. «Основы инструментовки для эстрадного оркестра» Учеб. пособие для муз. вузов.. : Музыка, 1967. 324 с.
  6. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
  7. Волков Н. Экспериментальное исследование некоторых факторов процесса звукообразования на язычковых духовых инструментах // Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах: Труды ГМПИ им. Гнесиных. М., 1985, Вып.80. С 50-70 с.
  8. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т. 1 М. , 2004.
  9. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. М.: Гос. муз. изд-во. М.,1973. 231 с.
  10. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.: Музгиз,1956. 101 с.
  11. Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов //Методика обучения игре на духовых инструментах. М.: Музыка, 1966 Вып.2. С 44-81, 33.
  12. Иванов В. Д. Основы индивидуальной техники саксофониста М. Музыка,1993. 25 с.
  13. Иванов В. Д. Школа академической игры на саксофоне. Выпуск 1. М Издательство «Брасс-коллегиум», 2003. Издатель: Михаил Диков.
  14. Иванов В.Д. Саксофон. М.: Музыка, 1990. 39 с.
  15. Коменский Я.А. Великая дидактика: Избр. пед. соч. / Я.А. Коменский. – М., 1982. Т.1. – 329 с.
  16. Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Б.Т. Лихачёв. – М.: Просвещение, 1985. – 175 с.
  17. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М. 1981. 250 с.
  18. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 2004. 184 с.
  19. Ривчун А. Школа игры на саксофоне (редактор В.Д.Иванов). М.: Музыка, 2001. 222 с.
  20. Ривчун А. Школа игры на саксофоне: для учащихся муз.учебных заведений и для участников худ.самодеятельности. – М.: Сов.композитор, 1968. 301 с.
  21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М. ,2000. 384 с.
  22. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М. Воронеж, 1998. 113 с.
  23. Философская Энциклопедия. В 5-ти томах М: Советская энциклопедия. Под ред. Ф. В. Константинова. 1960-1970.
  24. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб, 2002. 201 с.
  25. Шапошникова М.К. Гаммы, этюды и упражнения для саксофона. М., 1988. 250 с.
  26. Шапошникова М.К. К проблеме становления отечественной школы игры на саксофоне / Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах: Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 80. М.,1985. С. 22-37.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по вокалу «Использование элементов артпедагогических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста».

В колледже прошел областной семинар "Использование артпедагогических технологий на музыкальных занятиях с детьми школьного возраста", в ходе которого был проведен открытый урок по вокалу  «Исполь...

Выступление "Работа с трудными детьми младшего школьного возраста"

Работа с трудными детьми в условиях санаторной школы-интерната...

«Особенность игрового общения педагога хореографа в работе с детьми младшего школьного возраста»

Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразры...

Курсы повышения квалификации: аттестационная работа «Использование методов психолого-педагогической диагностики на занятиях по физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста"

В работе рассмотрены особенности физического воспитания детей на современном этапе: почему возникла необходимость в занятиях физического воспитания младших школьников в условиях дополнительного ...

Проблема правильного произношения в хоровом произведении на иностранном языке (английском) и пути ее преодоления в работе с детьми младшего школьного возраста

Хоровая музыка является одной из разновидностей музыкального искусства, наиболее яркой отличительной чертой которого является синтез музыки и слова. Не что иное, как слово помогает глубже проникнуть в...

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...