Современные педагогические технологии на уроках музыки
статья по музыке (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Шункова Наталья Александровна

. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._tehnologii_uchitelya_.docx21.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии на уроках музыки

Шункова Н.А., учитель музыки

 

В настоящее время в педагогику прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Сегодня очень много различных технологий развития, применяемых в школе. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

-  Информационно – коммуникационная технология

- Технология продуктивно-творческой деятельности

- Проектная технология

- Технология развивающего обучения

- Здоровьесберегающие технологии  

- Технология проблемного обучения

- Игровые технологии

-  Модульная технология и др.

Информационные технологии сейчас активно внедряются в различные сферы жизни, среди них и народное образование. В настоящее время большое количество информационных технологий применяется в учебном процессе. Использование информационных технологий в образовательном процессе дает учителю большие возможности при проведении урока, делает урок более интересным, доступным, эмоционально насыщенным.

На уроке музыки, использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего-это повышение интереса к музыке и к учебно-познавательной деятельности на уроке, способствует усвоению учебного материала, активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала учащихся.

Самый доступный способ применения информационных технологий на уроке музыке – это использование мультимедийной установки. Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа PowerPoint, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков музыки, также, с большим успехом, эту программу можно использовать и во внеклассной работе. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ, делает рассказ учителя более увлекательным, а самое главное, концентрирует внимание учащихся на учителя, что очень важно. Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемого материала позволяет учащимся эффективнее воспринимать излагаемый учителем материал. При создании слайдов возможно использовать анимацию, это очень удобно для последовательного изложения материала. С помощью анимации можно сконцентрировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале. Можно применять мультимедиа в различных видах учебно-познавательной деятельности на уроке музыки, это и слушание музыки, и вокально-хоровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах. Персональные компьютеры давно уже стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет дает нам возможность широко ее использовать в образовательном процессе.

Технология продуктивно-творческой деятельности

Данная технология  строится на принципах общехудожественного постижения искусства:

  • принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости;
  • принцип культуросообразности;
  • принцип природосообразности (от игры к творчеству);
  • принцип единства воспитания и образования,
  • принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования;
  • комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни;
  • одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязание).

В технологии продуктивно - творческой деятельности предусматривается качественно новый подход к подбору содержания музыкально-художественного материала. Основное новообразование в принципе подбора музыкальных произведений заключается в технологическом подходе « от прошлого - к настоящему, от настоящего - к будущему». Такой подход позволяет рассмотреть любое музыкальное явление и произведение с точки зрения традиций и современности, а продуктивно-творческая деятельность позволяет смоделировать его существование в будущем. Так, например, анализируя жанр авторской песни в 7 классе (тема «Что значит современность в музыке»), учащиеся знакомятся с историей возникновения этого музыкального жанра, изучают музыку средневековых бардов, менестрелей, трубадуров. Разучивая песни современных авторов, например, В.Высоцкого, О. Митяева и др., учащиеся исследуют жанр авторской песни с точки зрения современной культуры, а обозначив в ходе обсуждения, волнующие современных подростков темы, создают фундамент для музыкальных сочинений будущего. И неважно, если первый опыт по созданию своей авторской песни будет не совсем удачным, главное, что он состоялся.

Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств, интерпретации собственного исполнения музыкального произведения.

Особое внимание уделяется методу музыкальной импровизации как первооснове продуктивно-творческой деятельности. Этот метод основан на взаимодействии художественно-образного и конструктивного мышления. Образное и конструктивное начала в музыкальном творчестве нерасторжимы и обогащают друг друга. При этом задействованным оказывается одно из важнейших качеств детской психики - фантазия, которая является базовым компонентом художественного творчества.

Процесс обучения музыкальному искусству включает в себя обязательный образовательный уровень (урок) и внеурочную деятельность. Навыки художественно-творческой деятельности, получаемые на уроках музыки, органично развиваются во всех последующих формах общения с искусством:

  • внеурочная развивающая деятельность (занятие в кружках по интересам: эстрадный вокал, театральная студия,  коллектив народного творчества, хореографическая студия);
  • внешкольные мероприятия художественно-эстетической направленности;
  • коллективное посещение концертов, музеев.
  • вокальные конкурсы, фестивали.

В процессе использования технологий на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей.

Все технологии помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.

Используемая литература

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: Просвещение, 2015 г.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе - М.: Просвещение 1989 г.

3. Беспалько Ю.К. Программированное обучение - М.: Просвищение, 1991 г.

4. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении - М.: Знание, 1960 г.

5. Зотов Ю.Б. / Под редакцией Пидкасистого П.И./ Организация современного урока М.: Просвещение, 1989 г.

6. Кротова Н.В. Новые образовательные технологии в формировании интеллектуального человеческого капитала культуры - М., 2000 г.

7. Сухомлинский В.А. О воспитании - М.: Просвещение, 1975 г.

8. Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1987 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Современные педагогические технологии на уроке музыки"

В своей работе я посторалась показать те педагогические технологии которые  которые наиболее часто  используются на уроках музыки и которые я сама постоянно использую на своих уроках....

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...

Статья "Применение современных педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе"

В статье приведены примеры использования различных педагогических приёмов и техник, адаптированных к уроку музыки в начальной и средней школе. Материал сгруппирован по этапам урока: организационный, о...

Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "АКТУАЛЬНЫЕ ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УРОКОВ МУЗЫКИ"

1. Педагогическая технология это...2. Типы педагогических технологий3. Актуальные типы педагогических технологий для уроков музыки...

Современные педагогические технологии на уроках музыки

теоретическая часть к семинару для образовательных учреждений...

Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...

доклад на тему: "Применение современных педагогических технологий на уроках музыке"

Доклад на тему: "Применение современных технологий на уроках музыке"...