Консультация для педагогов «Музыка, как средство укрепления здоровья дошкольника»
консультация

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами на современном этапе развития образования в России является воспитания жизнеспособного,  здорового подрастающего поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx91.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №4», г. Болхов.

Консультация для воспитателей

«Музыка, как средство укрепления здоровья дошкольника»

http://ds3fso.ru/upload/files/mus_img/93156454_56c07e369738f.jpg

Подготовила : Рокач О.А.

(музыкальный руководитель)

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами на современном этапе развития образования в России является воспитания жизнеспособного,  здорового подрастающего поколения.

Понятие здоровья имеет множество определений.  Но самым популярным и пожалуй наиболее емким следует признать опред6ление, данное Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствия болезней или физических дефектов. Только здоровый ребенок может играть, бегать, смеяться, фантазировать. На сколько здоров ребенок – от этого зависит его личное и социальное развитие.

Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интересно развиваются различные способности формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном  периоде  закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развитие физических качеств.

Влияния музыки на здоровье человека давно все известно. Тем более что именно музыка всех видов искусства является сильным средством воздействия на человека. Музыка психологически раскрепощает ребен7ка,воспитывает его чувства,  формирует вкус, обогащает его эмоциональный мир, совершенствует мышление. Ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Следовательно, муз. развитие оказывает на человека незаметное воздействие на его общее развитие.

На муз. занятиях все виды деятельности способствуют укреплению и сохранению здоровья, кол-во видов деятельности: слушание, пение,  игра на Д.М.И,  танцевальная деятельность, дидактические игры,

- Слушание муз. произведений улучшает психоэмоциональное состояние

- Танцы ритмичные движения- физиологическая потребность детского развивающего организма. Они мобилизуют физические силы, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы улучшают дыхание и активно влияют на кровообращение. Ритм который муз. диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение

- Танцы, упражнение, подвижные игры вырабатывают грацию, координацию движений. Данная коллективная деятельность развивает у детей организованность дисциплину, ответственность, взаимовыручку.

- Пение  идеальный способ помочь  детям с нарушением речи, оно улучшает их артикуляцию, дикцию, способствует правильному формированию дыхания.  Исследование доказали, что люди, которые занимаются вокалом , легче переносят ОРЗ и бронха -легочные  заболевание. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы – во время пения у детей происходит мягкий массаж горла в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющее на кровообращение.  Пение снимает стресс и помогает детям избавится от страха.  Голос это своеобразный индикатор здоровья. Особенно полезны для детей протяжные песни, которые развивают дыхание. Это очень полезно сказывается для детей с заболеваниями дыхательных путей.

Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание.. Ритмика улучшает осанку, координацию. Развитие эмоциональной муз. слуха помогают активизировать умственную деятельность. Таким образом: музыка это одна из средств физического развития детей.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так Пифагор, Аристотель, Платон,  считая что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Врач Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. Еще есть музыкотерапия – слушание правильно подобранной музыки, муз. повышает иммунитет,  снимает напряжения, раздражительность, головную  боль,. Она должна проводится в течении всего дня- детей встречают, укладывают спать, поднимают под собственную музыку.

Сегодня много говорится о том что детские сада школы должны создавать такие условия, которые будут направлены на обеспечения здоровья детей. Потому  педагоги стараются вводить в образовательный процесс новые технологии и методики здоровье сберегающего   обучения. Наряду с основными формами муз. работы с детьми на муз. занятиях я использую некоторые виды здоровье сберегающих технологий, среди которых: валеологические песенки- распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика. Игровой массаж, пальчиковые игры, (показать книгу) (много игр Тютюнниковой)

На некоторых технологиях я хотела  бы остановится подробнее.

Валеологические песенки – я использую их в начале занятия. Это несложные добрые тексты и мелодии, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настроение детей, подготавливают голос к пению (стр. 54)

В своей работе особое внимание уделяю дыхательной гимнастике.

Упражнение на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психологическое, оздоравливающие и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играют важную роль в кровоснабжении, способствуют восстанавлению центральной нервной системы, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

В работе с детьми я использую не сложные упражнения. (короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивным выдохом) (стр.65 , Погреемся стр.72,)

Фонопедические упражнения

Упр. «Капризка»

Я не буду убираться! Я не буду кушать

Целый день я буду ныть,

Ни кого не слушать!

Кричат: А-а! зачем воют У-у, и визжат И-и.

(стр.82)

Важное место занимают пальчиковые игры, существует  прямая связь между движениями рук и произнесении слов. Исследователи, изучающие механизмы речи, утверждают что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях находятся важные для всего организма биологические активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры. Которые в игровой форме позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Включаю пальчиковые игры в занятия. Дети очень любят эти игры. Тексты для игр довольно простые – потешки, считалки, (стр.120-121) Зайка (стр.123) ( кисти в замок, стучат кулачками, изображают дудочку, управляют штурвалом , делают дельфина, бинокль, очки вокруг глаз.)

Речевые игры  одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и муз. воспитании. Речевые игры имеют огромное значение в развитии чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. Известный музкаед  Харлап писал, что между речью и музыкой, есть стадия лепета – ритмической игры со звуком. Одним из видов речевых игр, которых я использую на муз. занятиях является ритмодекламация. Это ритмическое  произнесения текста на фоне звучащей музыки. Музыка для фона подбирается в соответствии с текстом речи, особенностями ритмического рисунка. (дети водят хоровод, игра Тра-та-та, Снеговик, Вышла кошка за ката)

Осень, осень! Листопад! – хлопки

Лес осенний конопат. – щелчки

Листья рыжие шуршат – трут ладошки

И летят, летят, летят! Качают руками.

На своих муз. занятиях я использую элементы игрового массажа (подготовительная группа)

Почему нам приятно хлопать в ладошки, ходить босиком? Почему всем – и взрослым и детям – нравится массаж? Все дело в том что массируя определенные точки тела,  мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени,  желудку, и др. органам. Выполнение массажа манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека.

На муз. занятиях игровой массаж проводится под музыку(стр. 77 Зайка, стр.116 под. Гр)

Здоровье- сберегающие мероприятия предлагает и включение игры на муз. инструментах. На подушечках пальцев располагаются активные биологические точки организма человека. При игре на муз. инструментах они регулярно массируются, подвергаются активизирующему воздействию, которое способствует общему развитию организма.

В нашем детском саду проводится праздники, вечер развлечения, спортивные мероприятия. Для подготовки к ним дети тратят много сил, при этом идет развитее всех групп мышц тренируется память, мышление, психологически готовим детей. А сам праздник – это всплеск положительных эмоций полезных для здоровья.

Подводя итог, можно сказать что сегодня каждый педагог должен исходить из того, что у учебно-воспитательной работе основным субъектом  является ребенок, а главной ценностью его здоровье. Учебные занятия, в том числе и музыкальные, должны служить основной фундамента здоровье ребенка. Педагогически организованная муз среда способна стимулировать творческое самовыражение ребенка, является важнейшим фактором здоровье - сбережения и гуманизации образования  и воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СТРУКТУРЕ УРОКА МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ».

В практике преподавания музыки в школе арттерапевтические методы и технологии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, арттерапевтические методики, широко используемые психотерапевтами...

Музыкальная психотерапия как как средство укрепления здоровья детей на уроке музыки и во внеурочной деятельности.

О благотворном влиянии музыки знали давно, еще в глубокой древности. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие «музыкальной медицины». Одни мелодии великий уче...

Музыка на службе укрепления здоровья человека (внеурочная деятельность и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) доработана в 2018 году Смотреть вкладку "АУДИО"

Материалы данной работы  могут быть использованы как на уроках музыки,  во внеурочной деятельности, а также в  работе с родителями в целях пропаганды оздоровления человека средствами ...

Научно-методическая статья "Музыкальная психотерапия как как средство укрепления здоровья детей на уроке музыки и во внеурочной деятельности"

Научно-методическая статья "Музыкальная психотерапия как как средство укрепления здоровья детей на уроке музыки и во внеурочной деятельности"...

Мастер класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста....

Работа социального педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (из опыта работы)

Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья. Здоровье - это со...

Консультация для педагогов "Музыка, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста".

Цель:Познакомить с теоретическими  основами  музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении....