Открытый урок на тему:«Особенности приспособления к концертному волнению и важность успешных выступлений для учащихся»
план-конспект урока по музыке

Макейкина Надежда Константиновна

Преподаватель помогает ребенку поверить в себя, учит самовыражаться в игре на инструменте, и только тогда интерес учащегося к занятиям музыкой будет повышаться, творческая инициатива возрастать, а также этому способствует привлечение одаренных учащихся к концертам, конкурсам.

Нельзя недооценивать важности успешных выступлений для одаренного ученика. Они стимулируют его дальнейшие занятия музыкой, желание выступать на сцене, придают уверенность в собственных силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr-y_urok.docx25.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           

          Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

         образования «Восходненская детская музыкальная школа»  

                Красногвардейского района Республики Крым                    

                             Открытый урок на тему:

    «Особенности приспособления к концертному волнению и важность успешных выступлений для учащихся»

                                                                                       Выполнила:

                                                                         Макейкина Надежда

                                                                          Константиновна,

                                                                          преподаватель по классу

                                                                          баяна, аккордеона

                                               2023 год

          Открытый урок на тему: «Особенности приспособления к концертному волнению и важность успешных выступлений для учащихся» (предконцертная подготовка, формирование и поддержание интереса к занятиям в классе баяна, аккордеона, через привлечение одаренных учащихся к концертам, конкурсам).

Открытый урок предназначен для педагогов ДМШ, освещает работу с одарёнными детьми.

Макейкина Н.К., преподаватель по классу баяна, аккордеона МБУДО «Восходненская ДМШ».

Описание работы:

Одной из приоритетных задач современного образования становится выявление, обучение и воспитание одарённых детей. Это в свою очередь определяет задачу совершенствования педагогических подходов. В данном направлении к музыкальной школе  сегодня предъявляются высокие требования. В настоящее время ДМШ рассматривается как ступень предпрофессиональной подготовки в едином образовательном пространстве.

Преподаватель помогает ребенку поверить в себя, учит самовыражаться в игре на инструменте, и только тогда интерес учащегося к занятиям музыкой будет повышаться, творческая инициатива возрастать, а также этому способствует привлечение одаренных учащихся к концертам, конкурсам.

Нельзя недооценивать важности успешных выступлений для одаренного ученика. Они стимулируют его дальнейшие занятия музыкой, желание выступать на сцене, придают уверенность в собственных силах.

Ученица: Самарец Маша – 3 год обучения.

Продолжительность урока: 30 минут.

Тип урока: открытый.

Цель урока: поддержание интереса к занятиям.

Задачи:

- дать возможность учащейся проявить свои творческие возможности;

- умение мобилизовать и распределять внимание при ответственном выступлении;

- умение наслаждаться своей игрой;

- воспитание исполнительской воли и выдержки (умение ошибаться – способность успешно справляться с внезапно возникшей «ситуацией ошибки»);

-приобретение теоретических знаний, на основе которых формируются исполнительские навыки.

Задачи воспитательные:

- воспитание культуры исполнения;

- воспитание терпения и настойчивости для преодоления технических проблем;

- воспитание ответственности за результат своего труда;

- воспитание самостоятельности в работе, творческой инициативы.

Задачи методические и педагогические:

- оптимизация процесса формирования двигательно-технических умений и навыков учащихся.

Форма проведения урока: традиционная.

Форма организация урока: индивидуальная

Методы обучения:

- словесный (объяснение, диалог, беседа, консультация);

Средства обучения:

- баян, аккордеоны

- нотная литература.

Структура урока:

- организационный этап (1мин.),

- этап подготовки ученика к активной и сознательной работе (1мин),

- основной этап (24 мин.),

- рефлексия – анализ и оценка учеником собственного исполнения, состояния, чувств (1мин),

- этап подведения итогов, на котором создается ситуации успеха(1мин),

- инструкция домашней работы(2 мин.)

Мотивация учения: «Желание выступать на сцене. Концертное выступление – лучший учитель музыканта – исполнителя. Воспитывай свой аппарат так, чтобы быть готовым и вооружённым на любой случай, тогда, разучивая пьесы, ты сможешь направить свои силы на их духовное содержание».

Планируемые результаты:

- владение учеником теоретической информацией, на основе которой будут развиваться умения и навыки;

- умение самостоятельно анализировать произведение, определять художественный замысел, находить формы и способы его выражения, интерпретировать;

- умение оценивать своё исполнение, самостоятельно находить способы исправления неудавшихся моментов;

- владение разными видами техники;

- понимание степени своей успешности в исполнительской деятельности.

Практическая часть(ход урока):

- это учебный музыкальный материал урока, ведётся работа над музыкальным материалом, доводится до более качественного исполнительского уровня на данном этапе работы.

Задачи:

- воспитание силы воли, самостоятельности;

- -воспитание слухового контроля.

Критерии оценки освоения практической части:

- посадка,

- свобода аппарата,

- приспособляемость к инструменту,

- умение пользоваться мехом (филирование звука),

- управление работой мышц,

- слуховой контроль в процессе исполнения,

- выразительность исполнения, логика музыкального развития,

- уверенность и убедительность исполнения;

- умение управлять техническим процессом во время игры.

- умение получить нужный звуковой результат в музыкальном произведении.

Контроль: Аз.Иванов «Полька».

- самоконтроль

- контроль педагога

- экспертный контроль на конкурсах, публичных выступлениях.

Обр.р.н.п. А.Иванова «Как под яблонькой».

Задачи:

- исполнение на одном дыхании;

- рациональные движения;

- развитие эластичности и пластичности мышц;

- работа по частям, добиваясь точной фразировки;

- добиваться согласованности исполнения;

- непрерывное музыкальное движение требует определить места сброса мышечного напряжения.

Способы проучивания:

- пьесу можно проучить, двигаясь в медленном темпе;

- выполнить контрастную динамику.

Чеш. нар. песня «Пусть настроят скрипки».  

Задачи:

- передать характер, добиться разнообразия в звучании;

- смена меха должна быть такой, чтобы не нарушить текучесть музыки.

Способы работы:

- проучивать левую руку отдельно;

- работать по кусочкам, добиваясь точного звукового воплощения; в дальнейшем – над соединением этих кусочков.

Аз.Иванов «Полька»

Задачи:

- передавать звук плавными движениями;

- разнообразить звучание при помощи выразительного интонирования вершины каждой фразы;

- продумать динамику для построения формы;

- научиться перестраивать аппарат на исполнение разных видов техники;

- добиваться точного звукового воплощения.

Способ проучивания:

- с остановками, добиваясь точной интонации, свободы и пластичности всего аппарата;

- отдельно проучивать все представленные виды техники;

- играть целиком, осмысливая все звуковые и технические задачи, чередуя темпы, при этом точно выполняя динамические оттенки и фразировку.

Организация домашней работы:

Успешность домашней работы над любым музыкальным материалом зависит от следующих условий:

• заинтересованности учащегося;

• его работоспособности и дисциплинированности;

• правильно намеченного плана развития и обучения (в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося);

• правильного выбора заданий;

• четкости поставленных перед учеником задач;

• точности указаний на способы работы;

• анализа причин встретившихся трудностей.

                                               Заключение

Концертное выступление – лучший учитель музыканта – исполнителя.

Музыка – искусство общения, и для музыканта – исполнителя (а таковым является выступающий на сцене ученик) не все равно, общается ли он сам с собой в домашних занятиях или с аудиторией слушателей. Желание самовыразиться перед публикой создает особый эмоциональный тонус, который невозможно создать в домашних условиях или в классе.

Задача учителя обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью, консультировать ученика. В завершении урока я хочу сказать, тема обучения одаренных и

талантливых детей одна из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии.

                                       Использованная литература:

1.В.П.Беспалько «Педагогика и прогрессивные технологии обучения».

М.: Просвещение, 1995 год.

2. Алексеев А. Воспитание музыканта-исполнителя. –  М., 1980.

3.Ананьева М.В. Развитие волевых навыков студентов-пианистов музыкально-исполнительских вузов. – М., 2008.

4. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974.

5.Вицинский А. Процесс работы исполнителя над произведением.

6.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.. 1991.

7.Вчерашний В.В.  Психологические особенности подготовки к выступлению. – М.,2004.

8. Гинзбург Л.О. О работе над музыкальным произведением. – М. 1953.

9. Готсиндер А. Музыкальная психология. – М., 1991.

10. Дрындин В.А. Самоконтроль и волевая саморегуляция, как приемы, направленные на преодоление сценического волнения. – М.,2009.

11.Коган Г.О. О работе музыканта-педагога. / Сб.: «Вопросы музыкальной педагогики».№1. – М.,1979.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.

13.Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. / Проблемы психологии творчества. –  М., 1988.

14.Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. –  М., 1989.

15.В.П.Беспалько «Элементы теории управления процесса обучения».  

М.: Просвещение, 1971 год.

16.Г. М. Цыпина «Психология музыкальной деятельности».

17.В. В. Крюкова «Музыкальная педагогика».

19.Ф. Брянская «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Особенности организации животных типа Хордовые"

В конспекте представлены цели и задачи урока, а также формы, методы и средства обучения применяемые в процессе проведения урока....

Урок по теме: "Особенности природы Западно-Сибирской равнины"

Познакомить с особенностями природы Западно-Сибирской равнины....

Открытый урок на уровне методического объединения "Использование компьютерной программы "Guitar-Pro" в работе с учащимися"

Урок проведен 30 марта 2013 года на уровне Коломенского мтеодического объединения в МОУ ДОД "Сосново-Борская ДШИ". Председатель комиссии: Румянцев П. И., заведующий секцией "гитары" Коломенского метод...

Открытый урок на тему : "Особенности работы над двухголосием в классе вокального ансамбля"

Ритмические упражнения с разными метрами, пение канонов и параллельны терций...

Презентация к уроку по теме "Особенности героев В.М. Шукшина в рассказах "Чудики", "Срезал".

Урок по теме: "Особенности героев В.М. Шукшина".Цель: показать своеобразие творчества писателя;  познакомить учащихся с многогранной личностью В. Шукшина,закрепить умение давать сравнит...

Открытый урок на тему "Особенности профессии"юрист"

Урок для 1 курса с использованием ИКТ и работы в группах....

Открытый урок Назлымовой Э.А. Тема:"Освоение концертного жанра в младших классах ДШИ и ДМШ. Роль фортепианного концерта в раскрытии творческого потенциала учащихся. Работа над "Легким концертом" Н.И.Сильванского G-dur 1 часть

28 сентября 2017г прошел открытый урок преподавателя Назлымовой Э.А. с уч-ся 3-го класса Чуль Лия-Сарой.Тема: "Освоение концертного жанра в младших классах ДШИ и ДМШ. Роль фортепианного концерта ...