РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Индивидуальное занятие по программе «Повышенный уровень изучения предмета» «Музыкальный инструмент» гитара
рабочая программа по музыке

Коробов Вячеслав Игоревич

Программа учебного предмета  «Повышенный уровень изучения предмета» «Музыкальный инструмент»  гитара" разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в детских школах искусств.

Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей, в том числе, классическую, популярную эстрадную, рок, джазовую.

Формирование навыков игры на гитаре позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, являющиеся «родственниками» классической шестиструнной гитары, – электрогитару, банджо, различные старинные струнные инструменты.

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы,  13-16 лет.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.

Недельная нагрузка по предмету «гитара» составляет 1 час в неделю в 1 классе, 2 часа в неделю в 3-4 классе. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.

Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование  доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

Гитара как аккомпанирующий инструмент пользуется большой популярностью и любовью. Чаще всего именно эти ее возможности  являются мотивацией для  начала обучения игре на  гитаре. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала:  бардовская песня, старинные и современные романсы, эстрадная и рок музыка, популярные образцы классической музыки.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gitara_3_goda_programma.docx798.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление культуры и организации досуга  населения администрации

города Ульяновска

Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования                    

Детская школа искусств имени А.В. Варламова

Протокол

печать варламов пнж

МО "Народные инструменты". Рабочая программа по предмету: «Гитара»

19.09.2019г.

Утверждаю:                                

Директор МБУ ДО ДШИ                

им. А.В. Варламова г. Ульяновска        

__________________П.В. Гришин        

Приказ № 97-од_от «_16__»_04__2019    г        

Дополнительная общеразвивающая программа

         в области музыкального искусства         

«Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Индивидуальное занятие по программе

«Повышенный уровень изучения предмета»

«Музыкальный инструмент»

гитара

Срок реализации: 3 года

Количество часов: 210 часов (70 часов в год)

Преподаватель:                        

                                      Коробов В.И

МО «Народные инструменты»        

        

Принято:                                

На Педагогическом совете Школы        

Протокол №_4____                        

От «_03__»_____04______2019  г.        

Программа пересмотрена (актуализирована) на заседании Педагогического совета

Протокол №____ от «____»___________________20__г

Программа пересмотрена (актуализирована) на заседании Педагогического совета

Протокол №____ от «____»___________________20__г

Программа пересмотрена (актуализирована) на заседании Педагогического совета

Протокол №____ от «____»___________________20__г

Программа пересмотрена (актуализирована) на заседании Педагогического совета

Протокол №____ от «____»___________________20__г

Ульяновск 2019

Структурапрограммыучебногопредмета

  1. Пояснительнаязаписка
  • Характеристика        учебного        предмета,        его        место        и        роль        в образовательномпроцессе
  • Срокреализацииучебногопредмета
  • Объем        учебного        времени,        предусмотренный        учебным        планом образовательнойорганизациинареализациюучебногопредмета
  • Сведенияозатратахучебноговремени
  • Формапроведенияучебныхаудиторныхзанятий
  • Цельизадачиучебногопредмета
  • Структурапрограммыучебногопредмета
  • Методыобучения
  • Описание        материально-технических        условий        реализации        учебногопредмета
  1. Содержаниеучебногопредмета
  • Учебно-тематическийплан
  • Годовыетребования

  1. Требованиякуровнюподготовкиучащихся
  • Требованиякуровнюподготовкинаразличныхэтапахобучения

  1. Формыиметодыконтроля,системаоценок
  • Аттестация:цели,виды,форма,содержание;
  • Критерииоценки

  1. Методическоеобеспечениеучебногопроцесса
  2. Списоклитературыисредствобучения
  • Методическаялитература
  • Учебнаялитература
  • Средстваобучения
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Характеристикаучебногопредмета,егоместоирольвобразовательномпроцессе

Программаучебногопредмета «Индивидуальные занятия по  программе «Повышенный уровень изучения предмета музыкальныйинструмент»(гитара)разработананаоснове«Рекомендацийпоорганизацииобразовательнойи методическойдеятельностиприреализацииобщеразвивающихпрограммв областиискусств»,направленныхписьмомМинистерствакультурыРоссийскойФедерацииот21.11.2013№191-01-39/06-ГИ,атакжесучетоммноголетнегопедагогическогоопытавобластиисполнительстванагитарев детскихшколахискусств.

Гитараявляетсяоднимизсамыхпопулярныхмузыкальныхинструментов,используемыхивпрофессиональной,ивлюбительскойисполнительскойпрактике.Разнообразныйгитарныйрепертуарвключаетмузыкуразныхстилейиэпох,втомчисле,классическую,популярную,джазовую.

Формированиенавыковигрынаклассическойгитарепозволяетучащимсявдальнейшемсамостоятельноосваиватьразличныемузыкальныеинструменты,являющиеся«родственниками»классическойшестиструннойгитары,–электрогитару,банджо,различныестаринныеструнныеинструменты.

Предлагаемаяпрограммарассчитананатрехлетнийсрокобучения.

Возрастдетей,приступающихкосвоениюпрограммы,8–12лет.

Даннаяпрограммапредполагаетдостаточнуюсвободуввыборерепертуараинаправлена,преждевсего,наразвитиеинтересовсамогоучащегося.

Недельнаянагрузкапопредмету««Индивидуальные занятия по  программе «Повышенный уровень изучения предмета музыкальныйинструмент(гитара)»» составляет2часвнеделю.Занятияпроходятвиндивидуальнойформе.

Эффективнымспособоммузыкальногоразвитиядетейявляетсяиграв ансамбле,втомчисле,спедагогом,позволяющаясовместнымиусилиямисоздаватьхудожественныйобраз,развивающаяумениеслушатьдругдруга,гармоническийслух,формирующаянавыкиигрыритмично,синхронно.Ансамблевоемузицированиедоставляетбольшоеудовольствиеучениками позволяетимуженапервомэтапеобученияпочувствоватьсебямузыкантами.Апозитивныеэмоциивсегдаявляютсясерьезнымстимуломв индивидуальныхзанятияхмузыкой.

Гитаракакаккомпанирующийинструментпользуетсябольшойпопулярностьюилюбовью.Чащевсегоименноэти еевозможностиявляютсямотивацией дляначала обучения игренагитаре. Ученикам можнопредложитьбольшойвыбормузыкальногоматериала:бардовскаяпесня,старинныеисовременныеромансы,эстраднаяирокмузыка,популярныеобразцыклассическоймузыки.

Даннаяпрограммапредполагаетпроведениеитоговойаттестациив формеисполнениясольнойпрограммы(выпускногоэкзамена).Возможныдругиеформыитоговойаттестации.Привыборетойилиинойформызавершенияобученияобразовательнаяорганизациявправеприменятьиндивидуальныйподход.

Срокреализацииучебногопредмета

Приреализациипрограммыучебногопредмета«Индивидуальные занятия повышенной сложности музыкальныйинструмент(гитара)»сосрокомобучения3года,продолжительностьучебныхзанятийспервогопотретийгодыобучениясоставляет35недельв год.

Сведенияозатратахучебноговремени

Видучебнойработы,нагрузки,аттестации

Затратыучебноговремени

Всегочасов

Годыобучения

1-йгод

2-йгод

3-йгод

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количествонедель

16

19

16

19

16

19

105

Аудиторныезанятия

32

38

32

38

32

38

210

Самостоятельнаяработа

16

19

16

19

16

19

105

Максимальнаяучебнаянагрузка

32

38

32

38

32

38

210

Объемучебноговремени,предусмотренныйучебнымпланом образовательнойорганизациинареализациюучебногопредметаОбщаятрудоемкостьучебногопредмета«Индивидуальные занятия по  программе «Повышенный уровень изучения предмета музыкальныйинструмент(гитара)»при3-летнемсрокеобучениясоставляет420часов.        Изних:210 часов–аудиторныезанятия,210часов–самостоятельнаяработа.

Занятияпроводятсявиндивидуальнойформе.Индивидуальнаяформа занятийпозволяютпреподавателюпостроитьпроцессобученияв соответствииспринципамидифференцированногоииндивидуальногоподхода.

Цельучебногопредмета

Цельюучебногопредметаявляетсяобеспечениеразвитиятворческихспособностейииндивидуальностиучащегося,овладениезнаниямии представлениямиогитарномисполнительстве,формированиепрактическихуменийинавыковигрынагитаре,устойчивогоинтересаксамостоятельнойдеятельностивобластимузыкальногоискусства.

Задачиучебногопредмета

Задачамипредмета««Индивидуальные занятия по  программе «Повышенный уровень изучения предмета музыкальныйинструмент(гитара)»являются:

  • ознакомлениедетейсгитарой,исполнительскимивозможностямииразнообразиемприемовигры;
  • формированиенавыковигрынамузыкальноминструменте;
  • приобретениезнанийвобластимузыкальнойграмоты;
  • приобретениезнанийвобластиисториимузыкальнойкультуры;
  • формированиепонятийомузыкальныхстиляхижанрах;
  • оснащениесистемойзнаний,уменийиспособовмузыкальнойдеятельности,обеспечивающихвсвоейсовокупностибазудлядальнейшегосамостоятельногообщениясмузыкой,музыкальногосамообразованияи самовоспитания;
  • воспитаниеудетейтрудолюбия,усидчивости,терпения,дисциплины;
  • воспитаниестремлениякпрактическомуиспользованиюзнанийи умений,приобретенныхназанятиях,вбыту,вдосуговойдеятельности.

Обучениедолжносоединятьвсебедваглавныхивзаимосвязанныхнаправления.Одноизних–формированиеигровыхнавыковиприемов,становлениеисполнительскогоаппарата.Второе-развитиепрактическихформмузицированиянагитаре,втомчисле,аккомпанирования,подборапо слуху.

Структурапрограммы

Программасодержитследующиеразделы:

  • сведения        о        затратах        учебного        времени,        предусмотренного        наосвоениеучебногопредмета;
  • распределениеучебногоматериалапогодамобучения;
  • описаниедидактическихединицучебногопредмета;
  • требованиякуровнюподготовкиучащихся;
  • формыиметодыконтроля,системаоценок,итоговаяаттестация;
  • методическоеобеспечениеучебногопроцесса.

Всоответствиисданныминаправлениямистроитсяосновнойразделпрограммы«Содержаниеучебногопредмета».

Методыобучения

Для        достижения        поставленной        цели        и        реализации        задач        предметаиспользуютсяследующиеметодыобучения:

- словесный(объяснение,беседа,рассказ);

  • наглядный(показ,наблюдение,демонстрацияприемовработы);
  • практический(освоениеприемовигрынаинструменте);
  • эмоциональный        (подбор        ассоциаций,        образов,        художественныевпечатления).

Описаниематериально-техническихусловийреализацииучебногопредмета

Каждыйучащийсяобеспечиваетсядоступомкбиблиотечнымфондами фондамаудиоивидеозаписейшкольнойбиблиотеки.ВовремясамостоятельнойработыучащиесямогутпользоватьсяИнтернетомдлясборадополнительногоматериалапоизучениюпредложенныхтем.

Библиотечныйфондукомплектовываетсяпечатными,электроннымиизданиями,учебно-методическойинотнойлитературой.

  1. СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА


Учебно-тематическийплан Первыйгодобучения

Календарныесроки

Темыисодержаниезанятий

1четверть

Постановкаисполнительского аппарата.Освоениеприемовтирандоиапояндо.Одноголосныенародныепесниипростыепьесыпесенногоитанцевальногохарактера.

2четверть

Освоениеосновныхвидоварпеджионаоткрытыхструнах,натуральныефлажолеты.АккордыAm,Dm,E.  Упражненияи  этюды.  Произведениясовременныхкомпозиторов.

3четверть

Исполнениедвойныхнотиаккордовправойрукой.Подготовкакигревансамбленапростейшем        музыкальном        материале(фольклорнаяиэстраднаямузыка).Упражненияи этюды.Произведениянафольклорнойосновеи произведениясовременныхкомпозиторов.

4четверть

Развитиеначальныхнавыковсменыпозиций. Чтениенотслиста.Игравансамблеспедагогом.Упражненияиэтюды.Произведениянафольклорнойосновеипроизведениясовременныхкомпозиторов.

Второйгод        обучения

  1. полугодие

Календарныесроки

Темыисодержаниезанятий

Кол-вочасов

1четверть

Гаммы:C-dur,G-durдвухоктавныесоткрытымиструнами.Восходящееинисходящеелегато.Упражненияиэтюды.Ознакомлениесприемомбарре.Произведениясовременныхкомпозиторовиобработкинародныхпесен.

16

2четверть

Развитиетехникибарре.Упражненияиэтюды.Игравансамблеэстрадныхпесениобработокрусскихнародныхпесен.Бардовскаяпесня.

16

3четверть

ГаммыF-dur,E-durдвухоктавныесоткрытымиструнами.Упражненияиэтюды(2этюданаразличныевидытехники).

Произведениязарубежныхкомпозиторов.Играв ансамбле,втомчисле,спедагогом.

22

4четверть

Музыкаизкинофильмов,произведениястаринныхисовременныхкомпозиторов.Подборнаслухпроизведений,различныхпожанрами стилям.Владениенавыкамиаккомпанемента.

16

Третийгод        обучения

Iполугодие

Календарныесроки

Темыисодержаниезанятий

Кол-вочасов

1четверть

Дведвухоктавныетиповыегаммыпо аппликатуреА.Сеговии.Включениевпланпроизведенийсэлементамиполифонии.Произведенияклассическойинародноймузыки,эстрадныеибардовскиепесни.

16

2четверть

Совершенствованиетехникивразличныхвидахарпеджиоигамм.Концертныеэтюды.Закреплениенавыковигрыввысокихпозициях.Подбораккомпанементакпеснямиромансам.Игравансамбле.

16

IIполугодие

Календарныесроки

Темыисодержаниезанятий

Кол-вочасов

3четверть

Включениеврепертуарнесложныхпроизведенийкрупнойформыиполифонии.Изучениеразличныхпостилямижанрампроизведений.Подготовкаитоговойпрограммы.

22

4четверть

Совершенствованиетехникиаккордовойигры,барре,вибрацииилегато.Произведениязарубежнойирусскойклассики.Итоговаяаттестация.

16

Годовыетребования

Годовыетребованиясодержатнескольковариантовпримерныхисполнительскихпрограмм,разработанныхсучетоминдивидуальныхвозможностейиинтересовучащихся.

Требованиятретьегогодаобученияимеютнескольковариантовпримерныхисполнительскихпрограмм,сгруппированныхподвумуровнямсложностииразработанныхдляразличныхгруппучащихсясучетоминдивидуальныхивозрастныхвозможностей,атакжепланированиядальнейшегообученияигренамузыкальноминструменте.

Первыйгодобучения

Развитиемузыкально-слуховыхпредставленийимузыкально-образногомышления.Посадкаипостановкарук,организацияцелесообразныхигровыхдвижений.Освоениенотнойграмотыичтениенотв первойивторойпозициях.Ознакомлениеснастройкойинструмента.Втечениеучебногогодапедагогдолженпроработатьсучеником10-15 музыкальныхпроизведений:народныепесни,пьесытанцевальногохарактера,этюды,ансамблиспедагогом.

Вкачестветеоретическогоматериалаучащиесяначинаютосваиватьнотнуюграмоту:современнуюсистемулинейнойнотации,устройствонотногостана,нотопись;музыкальныйзвукоряд,расположениенотнагрифе.

За учебный год учащийся должен сыграть:

1-е полугодие, декабрь – контрольный урок (2 пьесы);

2-е полугодие, февраль – академический концерт (2 пьесы и этюд);

Май – переводной экзамен (2 разнохарактерные пьесы).

Рекомендуемыеупражненияиэтюды

  1. Упражнениенапервойивторойструнах.
  2. Упражнениенатрехструнах.
  3. Упражнениенашестойструне.
  4. Упражнениенапятойишестойструнах.
  5. Упражнениенабасах.
  6. И.Рехин.Упражнение"Морскиеволны".
  7. Упражнение"Маленькийкораблик".
  8. Упражнениенаприемарпеджио.
  9. Этюднаприемарпеджио.
  10. Х.Сагрерас.Этюд.
  11. Ф.Сор.Этюд.

Произведениянааккордовуютехнику,аккордовыепоследовательности

ОсвоениегрифагитарывпределахIпозиции,исполнениемелодиинагитаре,знакомствосрусскимфольклором,играспедагогомансамбле:мелодияиаккомпанемент.Рекомендуетсяигратьаккордовыецепочки:Am-Dm-E-Am,Am-A7-Dm-E-Am,Am-E-Am-Dm-Am ит.д.

Рекомендуемыеансамбли

Дж.Дюарт«Кукушка»,рус.нар.песня«Тыпойди,моякоровушка,домой»,И.С.Бах«Канон», рус. нар. песня «Среди долины ровныя», Дж.Дюарт

«Индейцы»

Примерныеисполнительскиепрограммы

  1. вариант

И.Рехин«Колокольныйперезвон»

П.РумянцевЭтюд№1«Мячик»Л.Иванова«Тучка»

  1. вариант

В.Козлов.Полька«Тип-топ»Ф.КаруллиЭтюдИ.КюффнерЭкосез

  1. вариант

М.КаркассиЭтюд(10)

Англ.нар.песня«Зеленыерукава»вобр.П.АгафошинаВ.БорисевичПостановочныйэтюд№1

  1. вариант

Л.Иванова«Избушкавлесу»В.Надтока«Дождик»Г.ПерселлАрия

  1. вариант

М.КаркассиАндантиноА.Мори«Пьесадлямальчика»Л.Иванова«Тараканище»

  1. вариант

М.ДжулианиАллегроД.Дюарт«Мойменуэт»

В.Бортянков«Частушка»

По окончании        первого года        обучения сформированы  следующиезнания,умения,навыки.Учащийся:

  • знаетстроениеинструмента,гитарнуюаппликатуру;
  • умеетправильнодержатьинструмент;
  • соблюдаетпостановкуисполнительскогоаппарата;
  • владеетдвумяприемамизвукоизвлечения(тирандо,апояндо);
  • ориентируетсявцифровыхобозначенияхаккордовв1-йи2-йпозициибезприменениябарре(A,Am,A7,Am7,D,Dm,D7,Dm7,E,Em,E7,Em7,C,G);
  • знаетбуквенныеобозначенияминорныхимажорныхаккордов;
  • умеетаккомпанироватьвтональностиАm(T-S-D-T);
  • играетнебольшиепьесыв1-йпозиции;
  • применяетнапрактикенатуральныефлажолеты.

Второйгодобучения

Вкачествепрактикиприменяются:работанадзвуком,развитиеисполнительскойтехникилевойруки,растяжкапальцев,техникасменыпозиций.

Освоениеновыхвыразительныхсредствгитарногоаккомпанемента:орнаментациязасчетмелизмов,усложнениеритмическогорисунка,исполнениенебольшихмелодическихпассажейввокальныхпаузах(проигрышах).Разучиваниепонотам,  наизустьнебольших  произведений.Игравансамбле:работанадсогласованнымисполнениемкаждойпартии.Врепертуарансамблейвключаютсяэстрадныепесни,обработкирусскихнародныхпесен.

В течениеучебного годапедагогдолжен проработатьсучеником 10-15 различныхпроизведений.

Подборрепертуарапроизводитсясучетоминтересовучащегося.

За учебный год учащийся должен сыграть:

1-е полугодие, ноябрь - академический концерт (2 пьесы);

Декабрь – технический зачёт (Гаммы, этюд, термины);

2-е полугодие, февраль – академический концерт (1 пьеса и этюд);

Май – переводной экзамен (2 разнохарактерные пьесы).

Рекомендуемыепростыепоследовательностивмажоре

С-F-G7-C        D-G-A7-D        G-C-D7-G        E-A-H7-E        A-D-E7-A

F-C-G7-C        G-D-A7-D        C-G-D7-G        A-E-H7-E        D-A-E7-A

Рекомендуемыепростыепоследовательностивминоре

Am-Dm-E7–Am        Em-Am-H7-Em        Dm-Gm-A7-Dm        Bm-Em-#F7-HmDm-Am-E7-Am        Am-Em-H7-Em        Gm-Dm-A7-Dm        Em-Hm-#F7-Hm

Рекомендуемыеупражненияиэтюды

Вовторомклассеможноиспользовать:

«Ежедневныеупражнения дляразвитиятехникииупражнениядляразвитияпальцевправойруки»Е.Шилина;

упражнениявстилекантриитриупражнениявстилерок-н-ролл.Журнал

«Гитарист»1994г.;

НесложныеэтюдыД.Агуадо,А.Лоретти,Ф.Карулли,Д.Фортеа.

Рекомендуемыеансамбли

Итал.нар.песня«СантаЛючия»,        Э.Торлакссон«Гитарноебуги»,        И.С.Бах

«Менуэт»,джазовыеэтюдыА.Виницкого,Ф.Дуранте«Гальярда»

Примерныеисполнительскиепрограммы

  1. вариант

И.Рехин«ГрустнаяпесенкадляЛауры»Л.Иванова«Маленькаявариация»

Т.Хренников«Лодочка»изк/ф«Верныедрузья»,обр.Л.Шумидуба

  1. вариант

Ю.Литовко«Маленькийгитарист»М.КаркассиРондо

«Ходиламладешенька»,обр.В.Яшнева

  1. вариант

Ю.Смирнов«Крутитсяколесико»Г.Каурина«Осеннийвальс»Ф.КаруллиРондо

  1. вариант

В.ЕрзуновЭтюд№2 Н.ПаганиниАриеттаФ.деМиланоКанцона5 вариант

Г.ПерселлМенуэт

Д.АгуадоЭтюдe-moll

«Пойдулья,выйдулья»,обр.А.Иванова-Крамского

6 вариант

А.Иванов-КрамскойПрелюдияВ.Борисевич«Рождество»Ц.Кюи«Весеннееутро»

Поокончаниивторогообученияучащийся:

  • играетпьесы,различныепостилю,жанру;
  • применяетнапрактикенатуральныеиискусственныефлажолеты;
  • знакомспозиционнойигрой;
  • владеетприемомбарре;
  • знаетосновныемузыкальныетермины;
  • знаетбуквенныеобозначениясептаккордовмажораиминора,умеетих применять;
  • аккомпанируетразличнымивидамиарпеджионесложныемелодии,втомчисле,бардовскиепеснивтональностяхe-moll,d-moll.

Третийгодобучения

Продолжениеработынадпостановочно-двигательныминавыками,звукоизвлечениемиритмическимиособенностями.Формированиеслуховогоконтроляккачествузвукоизвлечения.Динамиказвучания.Знакомствосгрифомгитарывпределах4–9позиций.Развитиетехникибарре.Дляхорошоподготовленныхучащихсяцелесообразновключатьврепертуарныеспискипроизведениясэлементамиполифонии.

В течениеучебного годапедагогдолжен проработатьсучеником 10-15 различных произведений, включая ансамбли и этюды. Возможна игра в

смешанных ансамблях(в дуэтах, трио с флейтой, фортепиано, домрой,балалайкой),атакжеаккомпанированиевокалу.

За учебный год учащийся должен сыграть:

1-е полугодие, ноябрь – технический зачёт (Гаммы, этюд, термины);

Декабрь – 1-е прослушивание итоговой аттестации (2 пьесы);

2-е полугодие, март – 2-е прослушивание (3 пьесы);

Май – итоговая аттестация в виде академического концерта (3 пьесы).

Первыйуровеньсложности

Рекомендуемыепоследовательностиаккордов

Am-C-Am-C-Am-C-Em,        Am-Dm-G-C-Am-Dm-G-C-Am-Dm-E,

Am-E-Am-E-Am-E-Am-E-C-G-Am-Am-C-G-Am,

Am-C-Am-Dm-Am-E-Am,        Am-C-Am-Em-Am-C-Am-Em,

G-D-Am-Am-G-D-Am-Am-C-C-Am,

Em-A7-D7-G7-C7-#F7-H7-Em,

отклонениясиспользованиемдоминантсептаккордов:C-A7-Dm-G7-C,        Am-A7-Dm-E7-Am,

C-E7-Am-A7-Dm-G7-C,        Am-G7-C-E7-Am,

двойнаядоминанта:        Em-#F7-H7-Em.РекомендуемыеупражненияиэтюдыупражненияМ.Каркасси,

100упражненийиз«Школыигры»М.Джулиани,этюдыН.Паганини,Ф.Молино,М.Каркассиит.д.Рекомендуемыеансамбли

В.Ерзунов«Танецпрошедшеголета»;«Испанскийтанец»,обр.Д.Лермана;М.Теодоракис«Сиртаки»; В.Козлов«Неаполитанские ночи»;А.Виницкий«Лирическаямелодия»

Примерныеисполнительскиепрограммы

1 вариант

А.Рамирес«Странники»М.КаркассиПрелюдВ.Бортянков«Упричала»2 вариант

И.РехинМаленькийблюз

В.КозловВальсизсюиты«Трик-трак»

«Клентымойопавший»,обр.П.Иванникова

  1. вариант

Дж.Леннон-П.Маккартни        «Yesterday»А.ДиабеллиМенуэт

Л.Шумеев«Испанскиемотивы»

  1. вариант

Л.Иванова«Меланхолическийвальс»А.Виницкий«Маленькийковбой»А.Варламов«Тоневетерветкуклонит»5 вариант

Я.ФренкельВальсизкинофильма«Женщины»Л.ИвановаГавот

В.Ерзунов«Наездник»

6 вариант В.А.МоцартАллегроАнонимБлюз

М.Шишкин«Ночьсветла»

Для продвинутых учащихся может использоваться более высокийуровеньсложностипрограммныхтребований.

Второйуровеньсложности

Рекомендуемыепоследовательностиаккордов

Рекомендуютсякизучениюболеесложныеаккордовыепоследовательности,например:

A-E7/#G-A7/G-D/#F-F7-A/E-E7-А,

Am-B-E7/H-Am/C-A7/#C-Dm-E7-Am.

Рекомендуемыеупражненияиэтюды

упражненияиз«Школыигры»Н.Кирьянова,М.Каркасси,П.Агафошина,Э.Пухоля,атакжесовременныхгитаристов:А.Веселова,В.Волкова,В.Борисевича;

этюдыФ.Тарреги,Ф.Сора,        Э.Пухоля,М.Джулиани,М.Льобета,Ф.Молино, М.Каркасси.

Рекомендуемыеансамбли

В.Асеведо«Маленькийбразилец»,С.Руднев«Деревенскаязарисовка»,И.С.Бах«Сицилиана»,О.Копенков«ВальснадСожем»,В.Ерзунов«Ночнаядорога»

Примерныеисполнительскиепрограммы

  1. вариант

Рус.нар.песня«Самасадикясадила»,обр.Л.ИвановойР.БартольдиРоманс

А.Рыбников«Ятебяникогданезабуду»изрок-оперы«ЮнонаиАвось»

  1. вариант

Цыганскаянар.песня«Сосница»,обр.М.АлександровойА.Виницкий«Маленькийвлюбленныйчервячокизземляники»Н.КостБаркарола

  1. вариант

Н.Ган«Медленныйвальс»

Аргентинскаянар.мелодия,обр.М.Л.АнидоН.Кост«Меланхолия»

  1. вариант

Старинныйрусскийвальс«Беднаядевица»,обр.С.РудневаА.Виницкий«Курьез»

Б.КалатаундФантангильо

  1. вариант

В.ХарисовПрелюдияифуга(«РобертудеВизепосвящается»)В.Ерзунов«Тихаярека»

О.Копенков«Неоромантическаясонатина»

  1. вариант

Л.Иванова.«Романскузнечика»

Рус.нар.песня«Наокошкедвацветочка»,обр.В.Козлова

И.С.БахАрия,обр.А.Ширшова

Поокончаниитретьегогодаобученияучащийся:

  • разучиваетиисполняетпьесыизрепертуараклассическойгитары;
  • исполняетгаммывразличныхтемпахразличнымиштрихами;
  • используетприемы:арпеджиато,glissando,legato,staccato,vibrato;
  • применяетнапрактикесхемыстроенияаккордовмажораиминораот5-йи 6-йструн(аккордыF,G,A,H,C,D,Eиминорныеаккорды)сприменениембаре;
  • подбираетпослуху;
  • играетвансамбле,втомчисле–всмешанныхпосоставуансамблях;
  • аккомпанирует,используяпростыевариантыфактуры.

  1. ТРЕБОВАНИЯКУРОВНЮПОДГОТОВКИУЧАЩЕГОСЯ

Выпускникимеетследующийуровеньподготовки:

  • владеет        основными        приемами        звукоизвлечения,        умеет        правильноиспользоватьихнапрактике,
  • умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данномустилюиэпохе,анализируясвоеисполнение,
  • умеетсамостоятельноразбиратьмузыкальныепроизведения,
  • владеетнавыкамиподбора,аккомпанирования,игрывансамбле.

Критерииоценки

При        оценивании        учащегося,        осваивающегося        общеразвивающуюпрограмму,следуетучитывать:

формированиеустойчивогоинтересакмузыкальномуискусству,кзанятияммузыкой;

наличиеисполнительскойкультуры,развитиемузыкальногомышления;

овладениепрактическимиумениямиинавыкамивразличныхвидахмузыкально-исполнительскойдеятельности:сольном,ансамблевомисполнительстве,подбореаккомпанемента;

степеньпродвиженияучащегося,успешностьличностныхдостижений.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕУЧЕБНОГОПРОЦЕССА

Методическиерекомендациипреподавателям

Трехлетнийсрокреализациипрограммыучебногопредметапозволяет:перейтинаобучениепопредпрофессиональнойпрограмме,продолжитьсамостоятельныезанятия,музицироватьдлясебяидрузей,участвоватьв различныхсамодеятельныхансамблях.Каждаяизэтихцелейтребуетособогоотношениякзанятиямииндивидуальногоподходакученикам.

Занятиявкласседолжнысопровождатьсявнекласснойработой- посещениемвыставокиконцертныхзалов,прослушиваниеммузыкальныхзаписей,просмотромконцертовимузыкальныхфильмов.

Большоезначениеимеетрепертуарученика.Необходимовыбиратьвысокохудожественныепроизведения,разнообразныепоформеи содержанию.Необходимопознакомитьучащегосясисториейгитары,рассказатьовыдающихсягитарныхисполнителяхикомпозиторах.

Общееколичествомузыкальныхпроизведений,рекомендованныхдляизучениявкаждомклассе,даетсявгодовыхтребованиях.Предполагается,чтопедагогвработенадрепертуаромбудетдобиватьсяразличнойстепенизавершенностиисполнения:некоторыепроизведениядолжныбытьподготовленыдляпубличноговыступления,другие–дляпоказавусловияхкласса,третьи–сцельюознакомления.Требованиямогутбытьсокращеныилиупрощенысоответственноуровнюмузыкальногоитехническогоразвития.Данныеособыеусловияопределяютсодержаниеиндивидуальногоучебногопланаучащегося.

Назаключительномэтапеуучениковсформированопытисполненияпроизведенийклассической инародноймузыки,эстрадных  ибардовскихпесен,опытигрывансамбле.Исходяизэтогоопыта,онииспользуютполученныезнания,уменияинавыкивисполнительскойпрактике.Параллельносформированиемпрактическихуменийинавыковучащийсяполучаетзнаниямузыкальнойграмоты,основыгармонии,которыеприменяютсяприподборенаслух.

Методыработынадкачествомзвуказависятотиндивидуальныхспособностейивозможностейучащихся,степениразвитиямузыкальногослухаимузыкально-игровыхнавыков.

Важнымэлементомобученияявляетсянакоплениехудожественногоисполнительскогоматериала,дальнейшеерасширениеисовершенствованиепрактикипубличныхвыступлений(сольныхиансамблевых).

  1. СПИСКИРЕКОМЕНДУЕМОЙНОТНОЙИМЕТОДИЧЕСКОЙЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методическаялитература

  1. АгафошинП.С.Школаигрынашестиструннойгитаре.-М.,1934, 1938, 1983, 1985
  2. ГитманА.Донотныйпериодвначальномобучениигитаристов.-М.,

2003


  1. ГитманА.Начальноеобучениенашестиструннойгитаре.-М.,1995,

1999, 2002

1.        Иванов-Крамской  А.  Школа  игры  на  шестиструнной  гитаре.-  М., 1970-2009

2.        Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009

3.        Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991

4.        Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977-2009

Методическаялитература

  1. ГитманА.Гитараимузыкальнаяграмота.-М.,2002
  2. Домогацкий        В.        Семь        ступеней        мастерства:        вопросы        гитарнойтехники.М.,Классика-XXI,2004
  3. Какнаучитьигратьнагитаре.Сост.В.Кузнецов.-М.,2006,2010
  4. МихайленкоМ.Методикапреподаваниянашестиструннойгитаре.Киев,2003

Нотнаялитература

  1. БарриосА.        Произведения        для шестиструнной гитары / Сост.В.Максименко.-М.,1989
  2. БахИ.С.Сборникпьесдляшестиструннойгитары/Сост.иобр.П.Исаков.-М.-Л.,1934
  3. Вила-ЛобосЭ.Прелюдиидляшестиструннойгитары.-Л.,1962
  4. Золотаябиблиотекапедагогическогорепертуара.Нотнаяпапкагитариста№3/Сост.В.Кузнецов.-М.,2004
  5. ИзрепертуараА.Иванова-Крамского:Произведениядляшестиструннойгитары./Сост.Н.Иванова-Крамская.-М.,1983
  6. Классическиеэтюдыдляшестиструннойгитары.ЧастьI/Сост.и ред.А.Гитмана.-М.,1997
  7. Концертвмузыкальнойшколе:Шестиструннаягитара.Вып.1/Сост.А.Гитман.-М.,1998
  8. Концертвмузыкальнойшколе:Шестиструннаягитара.Вып.2/Сост.А.Гитман.-М.,2002
  9. Педагогическийрепертуаргитариста.Вып.1.Для4классаДМШ/Сост.А.Иванов-Крамской.-М.,1966
  10. Педагогическийрепертуаргитариста.Вып.2.Для5классаДМШ/Сост.П.Вещицкий.-М.,1967
  11. Педагогическийрепертуаргитариста.МладшиеклассыДМШ:Пьесы,упражнения,ансамблидляшестиструннойгитары.Вып.1/Сост.А.Гитман.-М.,2005
  12. Педагогическийрепертуаргитариста.СредниеистаршиеклассыДМШ:Пьесы иэтюды для шестиструннойгитары. Вып. 1/Сост.А.Гитман. - М., 1999, 2004
  13. Популярныепьесыиэтюдыдляшестиструннойгитары.Репертуармузыкальныхшкол.Вып.1/Сост.А.Гитман.-М.,2011
  14. ТаррегаФ.Избранныепроизведениядляшестиструннойгитары/Сост.Е.Ларичев.-М.,1983
  15. Хрестоматиягитариста.(Шестиструннаягитара):1-2кл.детскихмузыкальныхшкол.Вып.1/Сост.А.Иванов-Крамской.-М.,1971,1976
  16. Хрестоматиягитариста.(Шестиструннаягитара):1-3кл.детскихмузыкальныхшкол/Сост.Е.Ларичев.-М.,1983,1985
  17. Хрестоматиягитариста.(Шестиструннаягитара):3-5кл.детских

музыкальныхшкол.Вып.1/Сост.Е.Ларичев.-М.,1972

  1. Хрестоматиягитариста.(Шестиструннаягитара):4-5кл.детскихмузыкальныхшкол/Сост.Е.Ларичев.-М.,1984,1986
  2. Шестиструнная        гитара:        Подготовительный        и        первый        классыдетскоймузыкальнойшколы./Сост.Н.Михайленко.-Киев,1983
  3. Шестиструннаягитара:Учебныйрепертуардетскихмузыкальныхшкол(2класс)./Сост.Н.Михайленко.-Киев,1984
  4. Шестиструннаягитара:Учебныйрепертуардетскихмузыкальныхшкол(3класс)./Сост.Н.Михайленко.-Киев,1980,1984
  5. Шестиструннаягитара:Учебныйрепертуардетскихмузыкальныхшкол(4класс)./Сост.Н.Михайленко.-Киев,1981,1985
  6. Шестиструннаягитара:Учебныйрепертуардетскихмузыкальныхшкол(5класс)./Сост.Н.Михайленко.-Киев,1982,1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности предназначена  для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости...

Рабочая программа по математике 5-6 классы (углубленное изучение предмета)

Рабочая программа основного общего образования по математике составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной программы основног...

Рабочая программа по алгебре для 7 класса (углубленное изучение предмета)

Настоящая программа по математике составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной программы основного общего образования, предста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ГИТАРА)»

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвив...

Программа по учебному предмету: Музыкальный инструмент (гитара)

Программа для обучения детей в детской школе искусств....