Технологическая карта урока музыки по теме "Что такое гармония в музыке?" (6 класс)
план-конспект урока по музыке

Пенькова Олеся Михайловна
Цель: сформировать представление о гармонии, её проявлениях в жизни, искусстве, музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekh_karta_6_klass.docx30.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «ГНЕЗДИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ?»

                                       

                                                             Выполнила учитель Пенькова О.М.

2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Тема: Что такое гармония в музыке? «Прелюдия до мажор» И.Бах

Тип урока: Урок- путешествие

Цель: Сформировать представление о гармонии, её проявлениях в жизни, искусстве, музыке

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Техническое оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, флешка

Ход урока

Предметные: Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств.

Личностные: Формировать эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся через произведения классического искусства, формировать позитивную самооценку, самоуважение, жизненной оптимизм, потребность в творческом самовыражении.

Метапредметные  

Познавательные: Умение проводить сравнения, классификацию музыкальных произведений различных жанров, эпох, направлений музыкального искусства; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке (диалогический  и монологический типы) .

Коммуникативные: Уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог, выявлять выраженные в музыке настроения и чувства.

Регулятивные: Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения  музыки; прогнозирование результата музыкальной деятельности: форма выполнения, осмысленность, обобщенность действий, критичность, умение применять в новой учебной и жизненной ситуациях, развернутость анализа музыкального сочинения, качество музицирования, коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формируемые УУД

Организационно – мотивационный

Проверка домашнего задания

Сообщение темы урока

Проверяет готовность и мотивирует учащихся к учебной деятельности

Добрый день 6 класс

Мне приятно видеть вас

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь

Молодцы теперь садитесь.

Сегодня наш урок увлекательный и я приглашаю вас в путешествие.

Создание ситуации успеха.

Ребята, у вас на столах тексты (цитаты и фрагменты стихотворений). Дайте краткое пояснение (работа в парах: распределение ролей и функций).

1) «Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт». Александр Александрович Блок

2) Кто музыки не носит сам в себе,

Кто холоден к гармонии прелестной,

Тот может быть изменником, лгуном.

…Не верь такому. (У.Шекспир)

3) Те люди, которые думают, будто сначала можно решить материальные проблемы, а потом духовные - разрубают фактически человека пополам. У нас всё взаимосвязано. Человек, у которого внутренняя гармония, - он и работает иначе, он и относится к окружающим людям иначе. Александр Мень

Какое понятие в этих литературных фрагментах является ключевым?

Тема урока «Что такое гармония в музыке». Какова цель нашего урока? (должны дать определение понятию гармония; привести примеры её проявления; понять, что значит гармония в музыке, каковы её особенности…)

Проверяют готовность и настраиваются на урок.

Внимательно слушают учителя (работа в парах называют тему урока).

(Цель урока: должны дать определение понятию гармония; привести примеры её проявления; понять, что значит гармония в музыке, каковы её особенности…)

Записывают тему урока в тетради.

Регулятивные – контроль, самоконтроль

Актуализация знаний

Цель: развивать воображение, творческую фантазию

 Слово гармония оставили в наследство человечеству древние греки.

- Как вы думаете, что они называли гармонией? Предположения-высказывания ребят.

(Запись в тетрадь: Гармония – это соразмерность, согласие в сочетании чего-либо).

- В чем может проявлять себя гармония? (ребята приводят примеры: гармоничные цвета в одежде; гармония в душе; царит гармония в семье; гармония в природе; гармония души тела; гармоничные взаимоотношения)

 Слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: ведь люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла - в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре.            

Само понятие «гармония» употреблялось чрезвычайно широко и многозначно. Оно обозначало и закономерное устройство природы и космоса, и красоту физического и нравственного мира человека и принципы строения художественного произведения, и закономерности эстетического восприятия.

- Что же означает гармония в музыке?

Вспомните,  набор звуков можно назвать мелодией? (звуки должны быть взаимосвязаны между собой; содержать  интонацию…) . Что помогает услышать музыку? (музыкальные инструменты)

Запись в тетрадь: гармония в музыке – выражает основное свойство - благозвучие – порядок в царстве звуков, аккордов, ладов.

 Слушают объяснение учителя. Предположения-высказывания ребят, запись в тетрадь определения гармония.

Работа с презентацией.  

 Работа в группах: распределить музыкальные инструменты по группам.

Регулятивные – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно Познавательные-формулирование познавательной цели

Коммуникативные – умение договариваться с партнером, точно выражать свои мысли, контроль, коррекция

Физминутка

Две сестрицы две руки
Левая и правая
Две сестрицы две руки
Левая и правая
Рвут на грядке сорняки
Левая и правая
Рвут на грядке сорняки
Левая и правая
Две сестрицы две руки
Левая и правая
Две сестрицы две руки
Левая и правая
Воду, моря и реки
Загребают плавая
Воду, моря и реки
Загребают плавая
Две сестрицы две руки
Левая и правая
Две сестрицы две руки
Левая и правая
Встряхивают капельки
Левая и правая
Встряхивают капельки
Левая и правая
Две сестрицы две руки
Левая и правая
Две сестрицы две руки
Левая и правая
Хлопают в ладоши
Левая и правая
Хлопают в ладоши
Левая и правая

Дети выполняют движения вместе с учителем

Работа по теме урока

Цель: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Сегодня мы сможем услышать гармонию в музыке в наивысшем её проявлении.

Обратимся к творчеству великого немецкого композитора И.С.Баха (1685-1750). Создал более 1000 произведений. И.С.Бах был человеком серьёзным и весёлым, строгим и сердечным, великим и скромным. Когда его спросили, как он добился таких успехов в своём искусстве, он ответил: «Мне пришлось быть прилежным; кто будет столь же прилежен, достигнет того же».                                           

          Музыке известны гармоничные просветленные состояния, далекие от конфликтности, пронизанные светом и покоем. Одно из таких произведений Прелюдия до мажор  И. С. Баха, открывающая его фортепианный цикл «Хорошо темперированный клавир».

Прослушивание музыки. Вслушаемся в звучание Прелюдии до мажор И.С.Баха.

Прелюдия - короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.

- Что выражает музыка? Какое состояние души она передаёт?  (покой, равновесие)

- За счёт каких выразительных средств это достигнуто? Отчего ее музыка кажется такой светлой, такой умиротворенной, отрешенной от всего мелкого, суетного? (Каковы темп? Динамика? Ритм? Движение мелодических линий?...

Вывод: произведение созвучно по настроению и средствам выразительности

Знакомство с песней «Кнопочки».   Исполнение учителем

Бридж – связующее звено между куплетом и припевом

Работа над 1 куплетом и припевом песни    

- пение без сопровождения (a capella). Это активизирует остроту слуха детей, учит их прислушиваться к своему собственному голосу, подстраивать его к звучанию голосов своих сверстников.

Работа в группах: распределить музыкальные инструменты по группам.

Обучающиеся слушают произведение дают характеристику (темп - умеренный, характер музыки-спокойный, умиротворённый, ритм – равномерный, плавное движение мелодии ).

Знакомятся с песней «Кнопочки» сл. Наталия Осошник, муз. Виталий Осошник.

Работа над 1 куплетом и припевом песни. Учат мелодию песни

Регулятивные- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Предметные – научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств

Личностные - осмысленно анализировать сочинения различных жанров и стилей

Закрепление знаний

Цель: способствовать организации самооценки работы обучающихся

Быстро пролетел урок
Подведем теперь итог
Что узнали и познали
Почему умней вы стали!?

Игра «Корреспондент»

Подведение итога по вопросам

  1. С каким музыкальным произведением вы познакомились на уроке? (Прелюдия до-мажор)
  2. Назови композитора написавшего прелюдию до-мажор.
  3. Что такое гармония?
  4. Где присутствует гармония?

Цель: самооценка обучающимися собственной учебной деятельности

Отвечают на вопросы, обсуждают итог выполнения работы на уроке, находят недочёты. Говорят о проблемах, возникших в ходе урока, как справлялись, кто помогал в трудных ситуациях.

Личностные- самооценка на основе критерия успешности

Предметные – контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Итог урока.

Рефлексия

Большое спасибо я вам  всем говорю. 

Мы цели достигли. Благодарю! 

Урок окончен, всем спа

Живите в гармонии с музыкой, с собой, с мыслями, чувствами и тогда мир будет в вашей душе.

Большое спасибо я вам всем говорю

Ученики обсуждают работу по подготовке домашнего задания, задают вопросы по выполнению работы дома.

Личностные –действие смыслообразования, нравственно- этического оценивания, оценивание усваиваемого содержания.

Личностные- формирование адекватной позитивной самооценки, проявляют представление о самостоятельности и личной ответственности в процессе учения

 Выставление оценок.

Учитель выставляет оценки за работу на уроке.

Ученики обсуждают работу по подготовке домашнего задания, задают вопросы по выполнению работы дома.

 Домашнее задание.

Учитель даёт информацию о домашнем задании. Узнать ответ на вопрос - согласно древнегреческим мифам чьей дочерью являлась Гармония?  или отгадать кроссворд

Учитель раздаёт листы с заданием каждому ученику


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Данная публикация представляет собой технологическую карту  открытого  урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока  и соответствующие им УУД.Тип урока: У...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"

Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Тема: «Оркестр русских народных инструментов»

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»Тема:  «Оркестр русских народных инструментов»Тип урока: ОНЗ (Открытие  новых знаний)Цели:   Образовательный аспект :·...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока музыки по ФГОС "Романса трепетные звуки" (5 класс)

2 четверть, 3 урок (5 класс)Тема: Романса трепетные звукиЦель урока: вслушаться и прочувствовать поэтический мир романсаЗадачи урока:эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне клю...

Технологическая карта урока «Музыка «дружит» не только с поэзией» (5 класс) в соответствии с требованиями ФГОС

Технологическая карта урока «Музыка «дружит» не только с поэзией» составлена по авторской программе Т.И. Науменко, В.В. Алеев для 5 класса, раздел "Музыка и литератур...