Николай Андреевич Римский -Корсаков
презентация к уроку по музыке

Презентация для урока музыки, музыкальной литературы о жизни и творчестве русского композитора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _rimskiy-korsakov.pptx1.98 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844-1908 Русский композитор, педагог , дирижер, музыкальный критик, представитель «Могучей кучки» Профессор Петербургской консерватории (с1871) Инспектор военно-морских духовых оркестров (1873-1884) Директор Бесплатной музыкальной школы (1874-1881)

Слайд 2

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в 1844 года в Тихвине. Отец, композитор Андрей Петрович, происходил из старинного дворянского рода В шесть лет Ника, как звали его родные, начал заниматься музыкой. Нике было 12 лет, когда отец привез его в Петербург и определил в морской кадетский корпус, который он окончил с отличием в 1862 году. Осенью 1861 года произошла встреча с Балакиревым. Юный композитор сразу же становится членом Балакиревского кружка, оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора.

Слайд 3

В 1862-1865 годах Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровых красок Так, например, грозен и могуч «Окиан-море синее», вступление к опере «Садко»... Звучащий океан. Это даже не мелодия: все время повторяются три звука, три ноты на фоне рокочущего сначала низко в басах, затем выше, у скрипок, сопровождения. Но в размеренной неторопливости, в однообразном повторении звуков и заключено все очарование этой музыки… Тональность этого Вступления – Ми- бемоль мажор - ассоциировалась композитора с темноватой, серо-синеватой окраской…. https://www.youtube.com/watch?v=Hun7TE09ods&feature=emb_logo

Слайд 4

Андреевич Римский-Корсаков кроме тонкого абсолютного слуха обладал ещё и так называемым "цветным слухом". Почти все тональности в его субъективном представлении казались ему как бы окрашенными в тот или другой цвета Тональности Слух Римского-Корсакова До мажор белый Соль мажор светлый, радостный, откровенный; коричневато-золотистый Ре мажор дневной, желтоватый, солнечный, царственный, властный Ля мажор ясный, весенний, розовый; это цвет вечной юности, вечной молодости Ми мажор синий, сапфировый, блестящий, ночной, темно-лазурный Си мажор мрачный, темно-синий со стальным серовато-свинцовым отливом; цвет зловещих грозовых туч Фа-диез мажор серовато-зеленоватый Ре-бемоль мажор темноватый, теплый, багряный Ля-бемоль-мажор характер нежный, мечтательный; цвет серовато-фиолетовый Ми-бемоль мажор темный, сумрачный, серо-синеватый (тональность "крепостей и градов") Си-бемоль мажор несколько темный, сильный Фа мажор яснозеленый, пасторальный; цвет весенних березок

Слайд 5

Жанр: симфоническая сюита, соч. 35. Сочинена в течение лета 1888 года и 22 октября того же года исполнена под управлением автора Литературная основа: Арабские сказки «Тысяча и одна ночь» «ШЕХЕРАЗАДА» Партитуре композитор предпослал программу: « Султан Шахриар , убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён. Но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что заняла его сказками, рассказывая их султану на протяжении 1001 ночи , так что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказывала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ».

Слайд 6

I часть «Море. Синдбадов корабль» Это своеобразный пролог всей сюиты — и строится на двух контрастных темах. Первая, тема султана Шахриара , исполняется в унисон медными духовыми и струнными инструментами и звучит грозно и величественно. Вторая тема Шехеразады , поручена солирующей скрипке, которую поддерживают аккорды арфы. Ее гибкая и плавная мелодия напоминает изысканный восточный орнамент:

Слайд 7

I часть «Море. Синдбадов корабль» Основной раздел, написан в сонатной форме без разработки. Главная партия (Ми мажор), тема моря, построенная на теме Шахриара, рисует спокойный и величественный морской пейзаж. Первая часть - это морское путешествие. Всеми своими красками оркестр описывает сначала спокойное море, путь корабля, затем тревогу и смятение и картину сильнейшего шторма. https://www.youtube.com/watch?v=aJ6fjMslcg8

Слайд 8

II часть Рассказ царевича Календера Рассказ Календера-царевича» - это повествование о битвах и скачках, рассказ о чудесах Востока. (Календеры — бродячие монахи, жившие подаянием. Герой арабской сказки — царевич, во избежание опасностей переодевшийся в монашескую одежду). Ее начинает голос Шехеразады, но затем она как бы передает повествование новому рассказчику, и начинается сказка в сказке. Тему Календера (си минор) исполняет солирующий фагот; она звучит неторопливо, спокойно и имеет восточный характер. Средний воспроизводит картины фантастической битвы и подвигов героя, причем его фанфарная и маршевая темы интонационно связаны с темой Шахриара. https://www.youtube.com/watch?v=aJ6fjMslcg8

Слайд 9

III часть Царевич и Царевна Это лирический центр произведения. Она, как и первая часть, написана в сонатной форме без разработки. Главная партия (соль мажор) — тема Царевича — плавная спокойная мелодия песенного склада, исполняемая скрипками Побочная партия (Си-бемоль мажор) — тема Царевны — грациозная и подвижная, имеет танцевальный характер. Она поручена солирующему кларнету, а аккомпанемент струнных пиццикато и ударных инструментов напоминает по тембру народный восточный ансамбль: https://www.youtube.com/watch?v=aJ6fjMslcg8

Слайд 10

IV часть «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником» Это грандиозный финал сюиты, объединяющий многие ее темы, «собирающий» героев произведения на веселом празднике. Единство сюиты Программный замысел. Пронизанность сюиты темами хана Шахриара и Шехеразады. «Сказочное» переплетение музыкальных тем и превращение главных тем в другие образы. В финале звучат темы из всех частей.

Слайд 11

Н. А. Римскиго-Корсакова называли композитором-сказочником. Народные былины, сказки, легенды, сказочные герои привлекали композитора своей поэтичностью и красотой. Снегурочка Садко Сказка о царе Салтане Кащей бессмертный Пан воевода Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии Золотой петушок Очень интересовала его история Руси, особенно эпоха Ивана Грозного. Именно к этому времени относится действие его опер «Псковитянка» и «Царская невеста», «Боярыня Вера Шелога». «Для меня мир народных преданий, сказок, былин, мир сказок А.С.Пушкина до конца жизни останется неисчерпаемым источником вдохновения» Оперы Римского-Корсакова:

Слайд 12

Портрет кисти Валентина Серова Благодаря редакторской работе Римского-Корсакова были исполнены и поставлены произведения Даргомыжского, Бородина, Мусоргского. Создатель композиторской школы, среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов (Глазунов, Лядов, Стравинский, Прокофьев и др.). Автор книги «Летопись моей музыкальной жизни», учебника «Основы оркестровки», учебника гармонии, двух сборников русских народных песен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.А.Римский-Корсаков опера-сказка "Снегурочка"

Н.А.Римский-Корсаков  опера-сказка "Снегурочка"  Открытый урок в 5 классе....

Конспект урока по слушанию музыки. Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».

Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые пр...

Голоса народного творчества и природы в опере Николая Андреевича Римского-Корсакова "Снегурочка"

1.Голоса народного творчества и природы в опере Николая Андреевича Римского-Корсакова «Снегурочка».  2. 1. Ознакомить детей с музыкальным произведением Н.А. Римского-Корсакова оп...

Николай Андреевич Римский-Корсаков – гениальный художник и великий учитель.

Н.А. Римский-Корсаков – великий русский композитор, создатель подлинных шедевров оперной, симфонической и камерной музыки. Его творческое наследие составляет одну из драгоценных страниц русской музыка...

Презентация "Николай Андреевич Римский-Корсаков и его музыка"

Презентация помогает развивать знания о творчестве композитора Римского-Корсакова и его музыкальных произведениях, позволяет проникнуть в мир волшебных звуков оперы "Снегурочка"...

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Презентация рисунков к произведениям Н.А.Римского-Корсакова...

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Несколько иллюстраций к произведениям Н.А.Римского-Корсакова....