Конспект урока "Классика и современность"
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Сабирзанова Динара Ильсуровна

Классика и современность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassika_i_sovremennost.docx65.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

7 класс

I ПОЛУГОДИЕ

ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Урок 1: Классика и современность

Цель урока: Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся; проявление интереса учащихся к музыке как к ценности национальной и мировой культуры.

Задачи:

- содействовать пониманию учащимися того, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений;

- учить осознавать образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства; знакомить с законами, принципами, приёмами развития и построения музыки;

- знакомить учащихся с понятиями классика и классическая музыка, классика жанра, стиль (эпохи, национальный, индивидуальный);

- уметь распознавать интонационно-смысловое содержание музыкальных произведений;

- формировать умения соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров; выражать личностное отношение к музыке;

- развивать у школьников стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение;

- развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся; представления, память, воссоздающее воображение, зрительное и слуховое восприятие; умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному;

- воспитывать уважение к музыке разных эпох и композиторов;

- воспитывать умение работать в коллективе;

- формировать художественный вкус учащихся.

Ожидаемый результат:

  1. Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль.
  2. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.
  3. Воспринимать и сравнивать образцы лёгкой и серьёзной музыки.
  4. Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов.
  5. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Тип урока: вводный.

Методы урока: Объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Музыкальный материал: М.П. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке; С.С. Прокофьев. Монтекки и Капулетти (фрагмент из балета «Ромео и Джульетта»)Л.В. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (начальный фрагмент); Э.-Л. Уэббер. Ария «Память» из мюзикла «Кошки»; песня «Вчера» (из репертуара гр. «Битлз»).

Оборудование и мультимедийное сопровождение: синтезатор, фортепиано, проектор, компьютер; презентация по теме урока, видеоматериал.

ХОД УРОКА

  1. Организация начала урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Приветствие.

Беседа о летних музыкальных впечатлениях.

- Из беседы о ваших летних музыкальных впечатлениях становится понятно, что музыка вас сопровождает всегда. Музыка разная, - каждому нравится своя. И вот такое многообразие музыки заставляет нас задуматься: Что же нас в ней привлекает?

Прослушайте два музыкальных фрагмента и определите, какая будет звучать музыка – классическая или современная.

Слушание музыкальных фрагментов:

  1. П.И. Чайковский. Ноктюрн ре минор (соч. 19, №4)
  2. Ф. Шопен. Вальс дождя (в соврем. обработке)

2. Постановка проблемы. Сообщение темы занятия. Целеполагание

А как вы думаете, какая музыка вечная?

Ответы учащихся.

Музыка вечная та, которая получила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

И сегодня мы с вами поговорим о таких музыкальных произведениях, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей, поговорим о музыке, которую называют классической.

Музыкальные сочинения, которые вы сегодня прослушаете, являются, можно сказать, новацией в музыкальном искусстве своего времени. Но для того, чтобы понять такую музыку, заинтересоваться ей, вы должны понять, что классическая музыка – это музыка, к которой надо идти, в отличие от произведений так называемой массовой культуры – музыки, которая окружает нас сегодня и которая сама идёт к нам.

Именно это определяет тему нашего вводного урока - «Классика и современность».

Говоря об искусстве, люди часто используют слово «классика» в различных сочетаниях.

На экране приведены несколько подобных выражений:

  • Классическая музыка
  • Музыкальный классицизм
  • Классика музыкального жанра

Как вы думаете, они имеют одинаковое или различное значение?

- Различное.

- Верно. Аргументируйте ответ.

Сегодня вы узнаете, что означает слово «классика», чем оно отличается от термина «классицизм»; какие музыкальные произведения принято называть «классикой жанра» и почему классику иногда противопоставляют современной музыке.

Также вы познакомитесь с основными законами музыкальной драматургии, научитесь отличать повтор от варьированиясеквенцию от имитации.

  1. Основной этап урока
  1. Беседа

Что же означает слово «классика»? О какой музыке говорят «классическая»? Какие произведения называют классическими?

История развития культуры и искусства насчитывает не одну сотню лет. За это время было создано множество музыкальных произведений. Некоторые из них теперь забыты. Другие - продолжают звучать, несмотря на свой «почтенный возраст».
Музыка, прошедшая проверку временем, становится классической. 

Классикой (от лат. classicus – совершенный, образцовый, первоклассный) называют такие произведения искусствакоторые, независимо от того в какую эпоху они были созданы, являются лучшими, получили общее признание и продолжают волновать многие поколения людей, а также имеют непреходящую ценность для человечества, для национальной и мировой культуры. Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы.

В отличие от этого понятия, термин «классицизм» обозначает совершенно определённый художественный стиль, этап в истории искусства. К нему относят музыку Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Эти композиторы жили во второй половине XVIII – начале XIX веков, и все так или иначе были связаны с городом Веной. Поэтому их ещё называют венскими классиками.

В эпоху классицизма окончательно сформировались многие жанрыпринципы музыкального развития. С незапамятных времён народные музыканты пользовались приёмами повтора, варьирования. В профессиональной музыке приём варьирования превратился в соответствующую музыкальную форму – вариации.
В творчестве венских классиков особое значение получил приём 
разработки музыкальных тем. Он придаёт музыке динамичность, она звучит как захватывающее повествование, полное событий и противоречий. Во многих сонатах, симфониях венских классиков есть раздел, основанный на таком приёме развития.

Классическим называют античное искусство (искусство Древней Греции и Древнего Рима), а также искусство эпохи Возрождения и классицизма. Понятие классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира. Классическими могут называться произведения, созданные в далёком прошлом, и современные сочинения.

Наиболее важные и глубокие процессы времени, дух и характер народа отражены в классических произведениях. Очевидно, именно поэтому музыкальная классика, независимо от времени её сочинения, остаётся созвучной нашим мыслям и чувствам, поскольку говорит о вечных проблемах жизни.

Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве, достижения которых ещё не прошли проверку временем. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. То, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть причислено к классике. Примером тому служит творчество С. Прокофьева, Р. Щедрина, А. Шнитке и других великих композиторов.

Обычно термин «классика» употребляют по отношению к серьёзной музыке – операм, балетам, симфониям. Но в каждом музыкальном направлении есть и своя классика жанра. В этом случае классическими называют произведения лёгкой музыки: джазовой, эстрадной, рок-музыки. Однако век многих сочинений, получивших в какой-то период широкую популярность, может оказаться недолгим, если они не обладают высокими художественными достоинствами.

Композиции в исполнении оркестра Глена Миллера, трубача Оскара Питерсона, певицы Эллы Фитцджеральд нередко называют джазовой классикой. Поклонники рока классическими считают творчество групп «Metallica» или «AC/DC».

Чтобы научиться разбираться во всём многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определённому стилю, художественному направлению.

Слово стиль (от греч. stylos, буквально – палочка для письма) означает почерк, в том числе и авторский, совокупность характерных черт, приёмов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальныйиндивидуальный стиль – стиль композитора и даже конкретного исполнителя.

В наше время растёт интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Появляются её новые версии, интерпретации, обработки, которые привлекают к ней современных слушателей. Благодаря знакомству с музыкой разных стилей у нас возникает возможность вступать в диалог и со своими современниками, и с людьми далёкого прошлого – как бы побывать в разных временах.

► Приведите примеры.

  • Вспомните и назовите классические произведения, которые, по вашему мнению, будут нравиться вам всегда.
  • Вспомните современную музыку, которая вам сначала нравилась, а потом вы перестали её слушать. Объясните, почему так произошло.

2) Слушание и анализ музыкальных произведений. Творческое их осмысливание

А) Ответы на вопросы

Прослушайте несколько музыкальных фрагментов из уже знакомых вам музыкальных произведений и определите:

  • Какие из этих сочинений написаны современными композиторами, а какие - композиторами прошлого?
  • Какие сочинения написаны зарубежными композиторами, а какие – русскими?
  • Какие из них относятся к жанру серьёзной, а какие – к жанру лёгкой музыки?
  • Какие из этих произведений можно отнести к классике? (М. Мусоргский, С. Прокофьев, Л. Бетховен – классика; Э. Уэббер, «Битлз» - классика жанра)

Звучат фрагменты: «Монтекки и Капулетти» (из балета «Ромео и Джульетта») С.С. Прокофьева; Ария «Память» из мюзикла «Кошки» Э.-Л. Уэббера; «Рассвет на Москве-реке» (музыка Вступления к опере «Хованщина») М.П. Мусоргского; Увертюра «Эгмонт» Л.В. Бетховена; песня «Вчера» (из репертуара британской рок-группы «Битлз»).

Песни группы «Битлз» также считаются классикой — образцом рок-музыки. В 20 веке ваши дедушки и бабушки, мамы и папы были современниками популярной в то время рок-группы «Битлз». И сейчас музыка этой группы не потеряла свою популярность.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/03/s_6159bd7f58167/phpIlKL3J_7-kl_Urok-1.1_Klassika-i-sovremennost_html_4e5eed7ba9b09517.gif

На фотографии перед вами - британская рок-группа «Битлз» из Ливерпуля, основанная в 1960 году, в составе которой играли Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Старр. С неё началось всемирное признание  «ливерпульского» звучания рок-музыки. Музыкантам группы и их продюсеру и звукорежиссёру Джорджу Мартину принадлежат новаторские разработки в области звукозаписи, комбинирования различных стилей, включая симфоническую музыку, а также съёмок видеоклипов. Эта рок-группа до сих пор на первом месте в списке величайших исполнителей всех времён.

  • Какие песни этой группы вы ещё знаете? Кто сможет исполнить их в классе?

N.B. Учитель должен быть готов к предложениям детей и иметь возможность исполнить аккомпанемент названных школьниками песен или включить аудиозапись с музыкой этой группы.

Б) Работа с учебником

В ваших учебниках приведены нотные примеры прослушанных произведений. Попытайтесь соотнести звучание музыки с нотами.

Теперь напойте мелодию «Рассвета...» Мусоргского,

(Учащиеся выполняют задание.)

Слушая сегодня музыкальные произведения, анализируя музыку и исполняя её, вы смогли убедиться, что не только лучшие образцы серьёзной музыки, но и лучшие образцы лёгкой музыки могут быть названными классическими. Примером тому является и ария «Память» из мюзикла «Кошки» английского композитора XX в. Э.-Л. Уэббера.

Сегодня мы также разучим и исполним эту замечательную классическую арию.

  1. Вокально-хоровая работа
  1. Распевание

Распевание по гамме вверх и вниз закрытым ртом, с названием нот, на гласные звуки «у», «о», «и», с использованием слогов «да-де-ди-до-ду», «ми-я-ма».

  1. Работа над песней

При разучивании песни обращать внимание на точность исполнения мелодии; фразировку; дикцию.

Текст песни:

Память... Блики лунного света…

Уведи меня, память,

В полуночную сень.

Там я встречу потерянное счастье свое,

Новой жизни новый день.

Память. Я одна в лунном свете

Снова грежу о прошлом,

О былой красоте.

Снова вижу растаявшее счастье своё,

Каждый светлый прошлый день.

Дымный вечер злого дня,

Прогорклый утра запах.

Бледнеет ночь,

И новый день тихонько

Бредёт на мягких лапах.

Солнце… Юный свет новой жизни…

Я должна ждать рассвета

И подняться с колен.

И с восходом, я знаю, станет памятью ночь

И начнётся новый день.

Солнце плещет в летних листьях,

И блестит, и тает.

Лепестками на краю рассвета

Память облетает.

Боже! Как легко меня бросить!

Я прошу вас о ласке,

Прикоснитесь ко мне.

Лишь дотроньтесь – и вы поймёте счастья суть,

И начнётся новый день.

  1. Итог урока

Классика — это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители — художники прошлого. Можно не знать этого опыта, можно пренебречь им, что нередко и случается, но тогда мы лишаем себя возможности общения с лучшими образцами проявления человеческого духа и подвергаемся опасности превратиться в заурядных потребителей материальных ценностей.

Общение с классической музыкой обогащает наше мировосприятие, позволяет прожить иную жизнь, выраженную в художественных образах, сделать её своей и тем самым начать глубже чувствовать и понимать реальную жизнь.

По звучанию музыки всегда можно определить стиль эпохи - старинная или современная эта музыка, стиль национальный - русская или зарубежная, индивидуальный стиль автора (музыка Бетховена, Мусоргского, Прокофьева), который отличает совокупность характерных черт, приёмов, способов, особенностей творчества.

Для постижения художественных произведений разных стилей определяющими становятся слова Д.Д. Шостаковича«Никакие, даже самые вдохновенные слова о музыке не могут дать представление обо всём её неисчерпаемом богатстве. Никакие слова не могут оказать на душу слушателя того воздействия, которое производит сама музыка... Чтобы узнать и любить музыку, недостаточно читать о ней. Надо её слушать».

По музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры.

Музыка всегда бездонна.

Это значит -

Хвалят иль порочат -

Каждый в ней находит то, что хочет… Л. Мартынов

«То, что отвечает требованиям высокого вкуса, если и не вечно, то, во всяком случае, долговечно. То, что рождено модой - зыбко, коротко проходяще и склонно быстро уступать место новому, ещё более модному» - говорил Д.Б. Кабалевский.

«Кто был хорошим современником своей эпохи, тот имеет наибольшие шансы оказаться современником многих эпох будущего», — писал А.В. Луначарский.

Я надеюсь, что рядом с вами всегда будет хорошая музыка: и лёгкая, и серьёзная. Думаю, что вы не раз ощутите на собственном опыте, сколь велико влияние музыки на человека.

  1. Рефлексия
  • Понравилось вам размышлять о музыке?
  • Венгерский композитор Ф. Лист говорил: «Есть музыка, которая идёт к нам, и другая, которая требует, чтобы мы к ней шли».

Как вы понимаете это высказывание?

  • Какое искусство мы называем классическим?
  • Сопоставьте термин и его определение:

Классика жанра Стиль в европейском искусстве XVII – XIX вековhttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/03/s_6159bd7f58167/phpIlKL3J_7-kl_Urok-1.1_Klassika-i-sovremennost_html_24e25dee1dc2f806.gifhttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/03/s_6159bd7f58167/phpIlKL3J_7-kl_Urok-1.1_Klassika-i-sovremennost_html_d64259dbdb661da.gifhttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/03/s_6159bd7f58167/phpIlKL3J_7-kl_Urok-1.1_Klassika-i-sovremennost_html_9973f41398e2058b.gifhttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/03/s_6159bd7f58167/phpIlKL3J_7-kl_Urok-1.1_Klassika-i-sovremennost_html_d36be89815ed1bc8.gif

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/03/s_6159bd7f58167/phpIlKL3J_7-kl_Urok-1.1_Klassika-i-sovremennost_html_d64259dbdb661da.gifhttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/03/s_6159bd7f58167/phpIlKL3J_7-kl_Urok-1.1_Klassika-i-sovremennost_html_24e25dee1dc2f806.gif

Классицизм Лучшие образцы того или иного жанра, направления

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/03/s_6159bd7f58167/phpIlKL3J_7-kl_Urok-1.1_Klassika-i-sovremennost_html_77dec58dad2b8081.gifhttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/03/s_6159bd7f58167/phpIlKL3J_7-kl_Urok-1.1_Klassika-i-sovremennost_html_24e25dee1dc2f806.gif

Классика Лучшие произведения искусства, имеющие непреходящуюhttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/03/s_6159bd7f58167/phpIlKL3J_7-kl_Urok-1.1_Klassika-i-sovremennost_html_828241547a50e93a.gif

ценность для культуры

  • Какому из этих терминов соответствует следующее определение: «совокупность характерных черт, элементов музыкального языка, приёмов и способов творчества»? Выберите нужное:

Музыкальная форма Музыкальный жанр Музыкальный стильhttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/03/s_6159bd7f58167/phpIlKL3J_7-kl_Urok-1.1_Klassika-i-sovremennost_html_6cad54b7b8365e8.gifhttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/03/s_6159bd7f58167/phpIlKL3J_7-kl_Urok-1.1_Klassika-i-sovremennost_html_6cad54b7b8365e8.gifhttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/03/s_6159bd7f58167/phpIlKL3J_7-kl_Urok-1.1_Klassika-i-sovremennost_html_6cad54b7b8365e8.gif

  • Какая музыка нужна современному человеку?
  • Почему Л.В. Бетховена, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева называют великими нашими современниками?
  • Каких ещё композиторов вы бы назвали так же?

  1. Домашнее задание
  1. Закрепите знания, просмотрев видеоматериал - https://youtu.be/1YvWmmdGi5o .
  2. Запишите в тетрадь впечатления от знакомых классических произведений разных жанров, выразив личностное отношение к музыке.
  3. Напишите названия музыкальных произведений современных композиторов, которые стали классикой.
  4. Выучите наизусть Арию «Память» Э.-Л. Уэббера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Первые современные люди"

Описаны происхождение и основные направления эволюции кроманьонцев....

Конспект открытого урока "СОВРЕМЕННОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТУМЕНТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ МЕХАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РЕЗКИ МЕТАЛЛА"

Урок по дисциплине "Подготовка металла к свариванию" 1 курс . Специальность "Сварщик" (электросварочные и газосварочные работы"...

Конспект урока по современной литературе для 11 класса "Приемы создания картины мира в рассказах В.Пелевина «Бубен внешнего мира», «Хрустальный мир»".

Урок по литературе в 11 классе посвящен творчеству талантливого писателя В. Пелевина. На уроке рассматривались приемы создания мира в прозе В. Пелевина:приемы размытия границ между жизнью и смер...

План-конспект урока "Ассортимент современной одежды"

Урок в 11 классе (профильное обучение) знакомит учащихся с классификацией современной одежды (классы, подклассы, группы, подгруппы и т.д.). Материал содержит лабораторно-практическую работу "Озн...

план-конспект урока "Контуры современного общества", 10 класс, обществознание , профильный уровень

Технологическая карта урока "Контуры современного общества",  10 класс, обществознание, профильный уровень, УМК Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой,  А.Ю. Лазебниковой. Урок с приминен...

МДК 01.01 "Технология создания и обработки ЦМИ", учебные конспекты-плакаты "Устройство современных компьютеров"

Учебные конспекты-плакаты включают в себя тщательно проработанный и структурированный материал по теме "Устройство современных компьютеров" ПМ.01.01 "Ввод и обработка цифровой мультимедийной информаци...