Конспекты занятий старшей группы
план-конспект по музыке

Никулица Ростислав Витальевич

Цель:
1. Способствовать профилактике простудных заболеваний по средствам массажа биологически активных точек. Закрепить навык носового дыхания.
2.Развивать коммуникативные качества, научить преодолевать барьеры в общении. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.

3. Совершенствовать чистоту интонирования звука в высоком и низком регистрах. Формировать способы импровизации простейших мотивов на слоги кап-кап. Учить петь мелодию на одном звуке. Продолжать работу над выразительным исполнением песни.

4. Учить детей ритмично ходить бодрым шагом, сохраняя дистанцию.

Учить детей выполнять движения в соответствии с изменением динамических оттенков музыки.

5. Учить детей различать изобразительность, пьесы Чайковского. Дать понятие о 3хч. форме. Воспринимать песню-хоровод лирического характера, выражающую чувство любви к родному краю.        

6. Углублять понятие о высоких и низких звуках

7. Развивать двигательное творчество детей в музыкальных играх и танцах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_starshey_gruppy.docx58.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     

Конспекты занятий

старшей группы (5 – 6 лет)

Подготовила:

Никулица К.П.,

Музыкальный руководитель

Тема № 1: «Радуга здоровья».

 Программные задачи: 
         1. Способствовать профилактике простудных заболеваний по средствам массажа биологически активных точек. Закрепить навык носового дыхания.
         2.Развивать коммуникативные качества, научить преодолевать барьеры в общении. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.

3. Совершенствовать чистоту интонирования звука в высоком и низком регистрах. Формировать способы импровизации простейших мотивов на слоги кап-кап. Учить петь мелодию на одном звуке. Продолжать работу над выразительным исполнением песни.

4. Учить детей ритмично ходить бодрым шагом, сохраняя дистанцию.

Учить детей выполнять движения в соответствии с изменением динамических оттенков музыки.

5. Учить детей различать изобразительность, пьесы Чайковского. Дать понятие о 3хч. форме. Воспринимать песню-хоровод лирического характера, выражающую чувство любви к родному краю.        

6. Углублять понятие о высоких и низких звуках

7. Развивать двигательное творчество детей в музыкальных играх и танцах.

Материал. Кукла Почемучка, ширма, маска волка, музыкальные инструменты, карточки к дидактической игре.

Ход занятия.

М. р: Ребята, смотрите, к нам пришел наш знакомый Почемучка. Посмотрите, он грустит.  Почемучка, почему ты такой грустный?

Почемучка (воспитатель с куклой за ширмой): Я все кашляю, чихаю, как здоровым стать, не знаю!

М. р: Почемучка, а ты знаешь, на какое слово похоже слово ЗДОРОВЬЕ? Ребята помогите Почемучке.

М. р: Правильно, слово «здоровье» похоже на слово «Здравствуй», когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Давайте поздороваемся, и мы! (Коммуникативная игра «Здравствуй»). 

Почемучка начинает хныкать, шмыгать носом, жаловаться на простуду.

М. р: Не плачь Почемучка. Даже дождику тебя жалко, вот он как звонко закапал по дорожкам.

«Песенка дождинок». Дети самостоятельно находят высокие и более низкие интонации, показывая, как поют большая, маленькая капелька. Дети могут предлагать свои звукосочетания.

М. р: Посмотрите, после дождика в небе засияла радуга. (планшет с изображением радуги) Почемучка, если хочешь узнать, как никогда не болеть, отправляйся с нами в путь.

Упражнение «Марш» М. Фрадкина. Перед ходьбой дать подготовительное упражнение: проверить стойку, покачать руками попеременно одной вперед, др. назад. Напомнить, что с окончанием музыки – все останавливаются, идут на расстоянии вытянутых рук, не касаясь идущего впереди.

М. р: Первая дорожка - красная, она дружит с красным солнышком, которое нас будит по утрам.
Упражнение «Просыпайся глазок».
Просыпайся глазок, просыпайся другой!
Поздороваться солнышко вышло с тобой!
Посмотри как оно улыбается!
Новый день, новый день начинается!
Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?
Потягуни- потягушечки, от носочков до макушечки.
Мы потянемся, потянемся, маленькими не останемся.
Вот уже растем, растем, растем!
(Н. Пикулева)

М. р: Оранжевая дорожка научит  Почемучку слушать прекрасную музыку.

«Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского. Дети узнают пьесу по фрагменту. Показ иллюстрации. Стихотворение: «Они в коробочке лежат, но если их достать, построятся за рядом ряд пойдут маршировать! И каждый с новеньким ружьем, похожи словно братики! Кто скажет, как мы их зовем?». Исполнение. Пояснения с музыкальными иллюстрациями.

М. р: Следующая дорожка – голубая. На ней мы будем учить Почемучку умываться.

Массаж пальцев «Умывание»
Знаем, знаем, - да-да-да,                  
Поочередно массируют каждый палец.
Где ты прячешься вода.

Выходи, водица, мы пришли умыться.
Лейся на ладошку по-нем-нож-ку.
Энергично растирают ладони и кисти рук
Нет не понемножку – посмелей,  

Будет умываться веселей!

М. р: Ну вот умылись. А теперь будем петь чисто и красиво. Очень полезно для здоровья петь.

Распевание «Барабан» Е. Тиличеевой. Музыкальный руководитель исполняет попевку, воспитатель на барабане передает ритм. рис. припева. Дети прохлопывают, с одновременным проговариванием «тра-та-та» ритм. рис. Разучивают мелодию без аккомпанемента.

 «Ворон» р. н. м. Петь протяжно, в медленном темпе, упражнять в точном пропевании 1го звука (си), петь с задержкой на этом звуке.

М. р: А на зеленой дорожке мы будем играть

 Музыкально-дидактическая игра: «Скворцы и вороны»        

Дети смотрят картинки, слушают звуки, дают им определение. Музыкальный руководитель воспроизводит их на металлофоне.

М. р: Посмотрите, как ярко засияло солнышко и осветило желтую дорожку. Давайте выйдем на лужок и будем танцевать!

Танец «Дружные пары» И. Штрауса. Разучивание движений 2 части. Дети вспоминают знакомые движения, соответствующие характеру музыки, исполняют 2 часть, отрабатывая движения.

М. р: А по синей дорожке гуляет волк. Он хочет поиграть с ребятами-гусятами.
Русская народная игра «Гуси и волк»
          М. р: Фиолетовая дорожка приведет нас домой. В группу нам идти пора, мы шагаем не спеша. Ну что, Почемучка, ты понял, что нужно делать, чтобы не болеть?

Почемучка благодарит детей за помощь и прощается с ними. Дети уходят в группу.

Тема № 2: «Звуки окружающей природы».

Программные задачи:

  1. Учить детей определять тембры музыкальных инструментов.
  2. Развивать ассоциативные представления: что напоминает и на что похоже звучание.
  3. Обогащать словарный запас детей.
  4. Закреплять умение передавать веселый, шутливый характер песни «Люди работают», инсценировать ее, побуждать к творческому поиску в передаче образов.
  5. В движениях танца отражать строение муз. произведения. Учить детей   изменять движения в соответствии с изменением частей музыкального произведения.

Материал. Фонограмма голосов птиц, звуков природы, соломенная шляпа, осенние листочки.

Ход занятия.

Дети входят в зал свободно, здороваются.

М. р: Сегодня мы отправимся в путешествие за город, побываем в осеннем лесу, побываем на огороде. На поезде ехать долго, да и на автобусе тоже долго. А как же сразу оказаться в осеннем лесу? Я, кажется, придумала, надо воспользоваться волшебными словами… Говорить будем таинственно, сказочно, загадочно. (Дети закрывают глаза, тихонько поворачиваются вокруг себя, говорят). «Вправо-влево повернись, в лесу осеннем окажись. (звучит фонограмма шум ветра, шорох листвы).

М. р: Слышите, как осенний ветер шумит в лесу, сколько листьев нападало, шуршат под ногами. Выберете инструменты, звуки которых изображают шуршание листьев. Почему? Какое звучание у этих инструментов? (маракасы – звучание шуршащее, шелестящее и т.д.). Как вы думаете, как надо ходить: по-тихому, осеннему лесу? (осторожно, боязливо, легко). А на парад солдаты как идут? (Ответы).

Упражнение «Осторожный, бодрый шаг», «Марш» С. Прокофьева, М. Фрадкина.

М. р: А теперь идем по тропинке мягко, прислушиваемся к шуршанию листвы. (Шаги с паузами). Здесь когда-то была цветущая поляна. Что произошло с цветами? Почему они стали такими? (Природа засыпает, цветы увядают). Послушайте осеннюю песню. («Осенняя песня» Т. Морозовой, дети отвечают на вопросы по характеру, содержанию песни).

М. р: Сколько листьев в осеннем лесу, представьте себе, что вы осенние листочки, летите на ветру, и тихо кружась опускаетесь на землю.

Музыкальный руководитель читает стихотворение:

Мы – легкое племя, цветем и блестим, и краткое время на сучьях гостим.

Все красное лето мы были в красе, играли с лучами, купались в росе.

Но птички отпели, цветы отцвели, лучи побледнели и тучки пришли.

Так что же нам даром висеть и желтеть? Не лучше ль за ними и нам улететь! (Этюд «Осенние листья», показ движений по тексту).

М. р. (звучит фонограмма голоса дятла): Ой, ребята, чей это голос слышен в лесу?  Какой это звук? (Ответ: звук сухой, трескучий, стучащий, рассыпающийся).   Подумайте, на каком инструменте мы могли бы изобразить звуки дятла? (Звуковые фантазии палочками, трещеткой, коробочкой, берут инструменты, изображают дятла).

М. р: Есть в лесу один зверек, который очень любит барабанить, вскочив на пенек, он быстро-быстро стучит лапками по пеньку, кто это? (Ответ. Музыкальный руководитель показывает игрушку зайку-барабанщика, дети слушают, как зайчик барабанит). Давайте споем песенку про барабан. («Барабан» Е. Тиличеевой).

Слышно карканье вороны.

М. р: А как эту птицу зовут? (Ответ). (Игра «Ворон» р. н. п.).

М. р: Ну, а теперь пора на огород, посмотреть, как идут дела у работников, как там они трудятся? (Говорят: «Вправо, влево повернись, на огороде окажись»).

М. р: До чего же весело и задорно у вас получилось, молодцы. Самое время потанцевать, чтоб на месте не стоять!

Танец «Дружные пары» И. Штрауса

М. р: А теперь нам пора возвращаться домой. Снова скажем волшебные слова и окажемся в детском саду. (Дети закрывают глаза). Вправо, влево повернись, в детский садик ты вернись.

М. р: Если вам запомнилось наше путешествие, то может быть вы нарисуете свои впечатления и покажете всем ребятам в группе. 

Дети под музыку уходят в группу.

Тема № 3: «Осенние дождинки».

Программные задачи:

  1. Упражнять детей в различных видах ходьбы, развивать координацию движений, укреплять мышечный тонус. Развивать мелодический, ритмический слух и коммуникативные качества.
  2. Активизировать артикуляционный аппарат и улучшать дикцию. Учить управлять функцией внимания (концентрация, устойчивость, распределение). Обогащать эмоциональный мир детей.
  3. Продолжить знакомить детей с разными жанрами музыкальных произведений (Танец, марш).
  4. Упражнять детей в интонировании поступенного движения мелодии вверх.
  5. Узнать песни, правильно передавать мелодию песни.
  6. Закрепить умение петь сразу после вступления, исполнять легким звуком в оживленном темпе.

Материал. зал оформлен в виде осенней поляны. С потолка свисают осенние листья, тучки. Сбоку от ковра – большой зонт. Иллюстрации, костюм капельки, листочки по количеству детей, металлофон, ударные инструменты, корзинка с яблоками.

Ход занятия.

Дети входят в зал свободно, звучит спокойная музыка.

М. р: Вы бывали в осеннем лесу? Лес стоит по-сказочному красивый. Все деревья в разноцветных нарядах – березки в золотых, рябинки и осинки в красных, ели в зеленых. Воздух необыкновенно чист и прозрачен. Под ногами – пушистый ковер из шелестящих листьев. Пахнет грибами и спелой брусникой. А если посмотреть наверх, то увидишь голубое небо. С такой сказочной картиной не хочется расставаться. Вот я и хочу сегодня предложить вам, ребята, еще раз прогуляться по осеннему лесу. Согласны? Тогда отправляемся! Но в пути вам могут встретиться трудности, будьте осторожны и внимательны. (Упражнение: «Шаг, бег» Надененко).

М. р: Вот мы и пришли. Сядем удобнее на полянку. Отдохните, наверное, вы устали с дороги (садятся на ковер).  Как вы думаете, какие звуки можно услышать в осеннем лесу? (Шелест листьев, капли дождя, вой ветра, пение птиц, крики зверей...). А теперь послушаем, какие же звуки слышны в нашем осеннем лесу?

Включается фонограмма звуков леса.

М. р: Художники рисуют картину красками, а мы с вами нарисуем картину звуками.

Импровизация “Звуки леса”. Дети изображают своими голосами различные звуки леса.

М. р: Какая разноголосая картина у нас получилась! Молодцы! А теперь послушайте музыку и подберите к ней подходящие картинки.

«Полька» П. Чайковского, «Марш» С. Прокофьева. Из 3х картинок, выбирают ту, которая отвечает жанру произведения.

М. р: Ребята, посмотрите, как много листочков нападало. А как красиво они кружатся, когда подует ветерок. (Танцевальная импровизация с желтыми листочками. Музыка П. Чайковского “Сладкая грёза”).

Фонограмма. Шум дождя…

М. р: Ой, дождь начинается. Куда бы нам спрятаться? (Все прячутся под большой зонт)

Речевая игра “Мелкий дождик”.

Дети вместе с педагогом произносят текст, сопровождая его движениями и звучащими жестами.

Мелкий дождик моросит: кап – кап – кап – кап, - кистевые движения,

В листьях сада шелестит: ш – ш – ш - ш, - плавные махи руками над головой,

Мокнет мяч у ворот: шлеп – шлеп… - шлепки по бёдрам,

Мокнет поле, огород: топ – топ – топ – топ. - топать ногами,

Что-то шепчут листья, - плавные махи над головой.

Подойдем и спросим, - развести руки в стороны,

Листья отвечают: Осень! Осень! Осень! - кивки головой по сторонам,

И сползают тучи, птиц куда-то пряча, - круговые движения руками,

Все сильнее ветки плачут, плачут, плачут… - плавные махи руками вниз.

(Ст. В. Степанова и И. Цекович)

Под грустную музыку входит Капелька (воспитатель).

М. р: Здравствуй, Капелька! Ты почему такая грустная?

Капелька: Мне грустно и скучно. Еще совсем недавно светило солнышко. Мне было тепло и весело. Под его ласковыми лучами я переливалась всеми цветами радуги. Вот послушайте.

Пьеса “Росинки” С. Майкапара в исполнении Капельки и музыкального руководителяВоспитатель исполняет мелодию - соло на металлофоне, аккомпанемент на фортепиано – музыкальный руководитель.

М. р: Вы слышали, ребята, как играла Капелька? Можно было представить себе росинки на траве, которые переливаются на солнышке. Давайте мы тоже с вами поиграем, выбирайте музыкальные инструменты, соответствующие характеру музыки, ее, настроению. (Импровизация с музыкальными инструментами).

М. р: А сейчас что же с тобой случилось, Капелька?

Капелька: Вот все небо заволокло тучами. Солнышка не видно. Пошел дождь, и все вокруг стало таким серым и унылым. Вот и журавлики улетают.

Пение: «Журавли» А. Лившица, «До, ре, ми» В. Березняк. 

М. р: Капелька, ты опять грустная? Что же нам делать, ребята, как развеселить Капельку? (Дети отвечают). Капелька, а ты знаешь, что дождь из серого и скучного может превратиться в веселый и разноцветный.  Как еще можно веселиться, когда на улице дождь? С дождиком можно поиграть.

Пальчиковая гимнастика с элементами самомассажа.

Туча по небу гуляла - описываем перед собой круг сцепленными руками
Дождик за руку вела, -
 берём за руку соседа и качаем руками
Он шагал на тонких ножках - 
ходим пальцами по телу:
В черных маленьких сапожках -
 опускаемся до ступней,
Дождик всюду походил: - 
перебираем пальцами в локтевой ямке,
На крылечке наследил, -
 то же самое другой рукой,
В теплой луже покупался, - 
щекочем ладошку, затем другую,
Топнул, шлепнул и умчался! - 
топаем, шлепаем по бёдрам и прячем руки за спину.

М. р: Что еще можно делать, когда грустно? С дождиком можно потанцевать.

Коммуникативный танец-игра в кругу “Весёлый дождик”. Дети под любую польку воспроизводят следующие движения: выставляют ладошки, ловят капельки, отряхивают капли с рук и ног перекрёстными движениями, хлопают в ладоши перед собой и друг с другом, сужают и расширяют круг, взявшись за руки, делают приставные шаги и т.д.

М. р: Вот как весело нам стало! Осенью погода бывает разной. То солнышко выглянет, то дождик брызнет. Сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется “Погода”.

Подвижная игра “Погода”. Дети делятся на 2 команды, становятся в 2 шеренги и соревнуются, чья команда точнее и внимательнее исполнит команды. Музыкальный руководитель может менять очерёдность команд.

М. р: Будьте внимательны и правильно выполняйте мои команды:

Дождь! – хлопки
Сильный дождь! – 
топать ногами
Ветер! –
 качать кистями
Сильный ветер! – 
качать руками и корпусом
Буря! – 
команды меняются местами бегом.

М. р: Я вижу, какое замечательное настроение у вас сейчас. А тебе, Капелька, стало веселее?

Капелька: Да. Мне очень весело, ведь у меня появилось много друзей.

М. р: Конечно! Самое главное не то, какая погода на улице, а сколько у тебя друзей. А я вас сейчас еще больше развеселю, вот какую корзинку с яблоками подарю.  Это дар от Осени.

Дети под музыку уходят в группу. Воспитатель в группе угощает детей яблоками.

Тема № 4: «Осенняя сказка».

Программные задачи:

  1. Ввести детей в осенние образы, показать красоту осенней природы.
  2. Способствовать развитию детского воображения, развивать навык коллективного творчества.
  3. Упражнять в правильном исполнении дробного шага. Двигаться четко, в соответствии со строением музыкального произведения (фразы).
  4. Развивать ритмичность, мелкую моторику.
  5. Различать средства музыкальной выразительности, определять 3 части произведения. Эмоционально отзываться на нежный, лирический характер песни.
  6. Почувствовать и воспроизвести в движении ритм качания, заложенный в стихотворении.
  7. Побуждать детей придумывать движения, соответствующие характеру музыки.    
  8. Развивать физиологическое дыхание.
  9. Развивать навык коллективного пения, петь выразительно, помогая плавным движением рук в соответствии с содержанием песни.
  10. Учить импровизировать односложный музыкальный ответ на вопрос
  11. Сочинять мелодии на металлофоне.
  12. Ритмично выполнять притопы, кружение в паре согласовывать с характером музыки
  13. Развивать координацию, прохождения между гимнастическими палками.

МатериалПрезентация, листочки на нитке, листочки на каждого ребенка, гимнастические палки.

Ход занятия.

М. р: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в «Осеннюю сказку».

Упражнение: «Под яблонькой зеленой» р. н. м. 1 ребенок показывает движения. Дети выполняют движения на месте, стоя в кругу, затем друг за другом, по кругу. Напомнить: «двигаемся по кругу с очень небольшим продвижением вперед».

М. р: Давайте вспомним, какая бывает осень (беседа с детьми об осенней природе, погоде).  А теперь послушайте «Осеннюю сказку».

Видео презентация «Осень». Музыкальный руководитель рассказывает о перелетных птицах. Показ слайдов с изображением журавлей.

«Лишь осень настала и вот уж от вьюг с

Спешит мой журавлик за море, на юг.

Прощальным курлы растревожена тишь…

Журавлик, когда ты опять прилетишь?».

М. р: Вы видели, как прекрасна природа осенью, какие красивые листья на деревьях. Сейчас и мы с вами буде собирать листья.

Пальчиковая гимнастика «Будем листья собирать».

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья берёзы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины.

Листики дуба мы соберём.

В садик осенний букет принесём.

Сжимают и разжимают кулачки

Поочерёдно загибают пальцы

 

 

Сжимают, разжимают кулачки

М. р: Давайте представим, что мы – осенние листочки.

Листья осенние тихо кружатся,              

Листья нам под ноги тихо ложатся        

И под ногами шуршат, шелестят,            

Будто опять закружиться хотят.  

М. р: Теперь послушаем красивую музыку, которая рисует картину осени, и потанцуем под неё. Импровизация Вальс «Осенний сон» А. Джойса.

М. р: Дети, посмотрите, что здесь есть (на верёвочку, натянутую между двумя стойками, на нитях привязаны листочки). Давайте представим себя ветерком, подуем на листочки так, чтобы они закачались. (Упражнение «Подуем на листочки»).

М. р: Особенно красива осенняя природа, когда светит солнышко и всё будто кажется золотым. Давайте споём песни об осени. («Миновало лето» Д. Васильева-Буглая). Музыкальный руководитель играет на металлофоне 1-2 фразу, дети следят за графическим изображением мелодии на фланелеграфе. Поют в сопровождении мелодии, по рядам, индивидуально.

М. р: Но осенью бывает и дождик, у которого есть своя песенка. Попробуем и мы сочинить «Песню осеннего дождя». (Импровизация на металлофоне «Песня осеннего дождя»).

М. р: Осенью, когда все поля убраны, собран богатый урожай, можно и повеселиться, поплясать, на осенней полянке хоровод завести.

Хоровод «Рябинушка». В запеве дети ходят по кругу, сужают, расширяют его, припев отмечают хлопками.

М. р: А теперь будем возвращаться назад. Но для этого нам нужно будет перейти через речку по мостику.

Упражнение «Мосточек».

На носочках осторожно перейти мосточек можно.

Тише, тише, не спешите, брёвнышки не раскатите.

М. р: Вот мы и вернулись в детский сад. Попробуйте в группе

нарисовать свою осеннюю сказку.

Дети под музыку уходят в группу.

Тема № 5: «Кто пасется на лугу».

Программное содержание: 

  1. Учить двигаться в соответствии с различным характером музыки.
  2. Уметь выполнять различные танцевальные движения (дробный шаг, прямой галоп, поскоки).
  3. Учить слышать окончание музыкальных фраз в песнях.
  4. Формировать звуковысотное восприятие.
  5. Развивать чувство ритма, динамический слух.
  6. Формировать заботливое отношение к птицам и животным.
  7. Воспитывать любовь к природе.

Материал. шапочка волка, желтые, красные листочки, картинки коровки, козы, коня.

Ход занятия.

Дети входят в зал дробным шагом под р. н. м. «Под яблонькой зеленой» Звучит в записи песня А. Пахмутовой «Кто пасется на лугу?». После первого куплета дети на проигрыш выполняют прямой галоп «Кони», после второго – поскоки «Козы», после 3 к. – хлопают в ладоши.

М. р: Ребята, на лугу такой свежий воздух. Сколько травы накосили, на всю зиму хватит сена коровушкам.

М. р: Коровушка Буренушка целый день траву щипала, а под вечер пришла домой усталая. И поет свою песню Му-у-у - ре 1окт. половинная. (дети повторяют) А меленький теленочек заблудился, потерял свою маму. Ищет ее, скачет и поет свою песню. Му-му-му – си 1 четверти. Дети повторяют. (Упражнение на дыхание). А сейчас вы будете слушать, и отгадывать, кто поет свою песенку.

М. р: Ребята, а о ком еще пелось в нашей песенке? (Ответы). А как поет коза? (ме-е, бе-е) Поиграем с вами эхо, повторяйте за мной, только если я произнесу громко, вы – тихо, и наоборот: ме-е, бе-е, му-у (f-p, p-f). (Музыкально-дидактическая игра «Кто пасется на лугу?»).

М. р: Послушайте новую песню, называется она «Хоровод с осенью», послушайте и скажете, какой хоровод осень водит, плавный, медленный, или веселый, быстрый?  

«Хоровод с Осенью» В. Витлина. По окончании слушания дети разбирают содержание, характер песни-хоровода, повторное слушание.

М. р: А сейчас послушайте музыкальную загадку. (Звучит вступление к песне «Журавли» А. Лившица. Дети узнают, называют песню.) Сегодня мы начнем учить эту нежную, светлую песню. (Поют по фразам, отрабатывают трудные мелодические обороты).

М. р: Сейчас подует ветерок, и листочки легко полетят под музыку. Желтые листочки в маленький кружок (в серединку), красные листочки – в большой кружок. (Танцевальная импровизация с листочками, П. Мориа).

М. р: И еще одну загадку я вам загадаю. «Идет, идет, бородой трясет, травки просит: ме-е, дай-ка вкусной травки мне.

Игра «Козлята и пастух» р. н. м. Роль пастуха исполняет воспитатель, 1 ребенок - волк, остальные дети – козлята, они пасутся на лугу, под музыку козлята щиплют травку, стучат копытцем и т.п., на громкую музыку 2 части появляется волк, он пытается поймать козлят, пастух козлят охраняет, собой заслоняет.

М. р: Наше занятие подошло к конце. Что вам больше всего понравилось? (Ответы). А теперь пора прощаться.

Дети под музыку уходят в группу.

Тема № 6: «Путешествие в страну чудес».

Программное содержание:

  1. Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе.
  2. Развивать внимание, координацию движений.
  3. Развивать наглядно-образное мышление: мыслительные операции анализа, сравнения, общения.
  4. Совершенствовать умение решать познавательные задачи. Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, развивать навыки совместной деятельности.
  5. Учить детей ориентироваться в пространстве, совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
  6. Развивать творческие навыки в игре на муз. инструментах, развивать ритмический слух.  
  7. Упражнять в выразительном пении знакомых песен, учить инсценированию.
  8. Совершенствовать умение в движении передавать характер, строение музыки.

Материал. Ширма, ежик, шапочка ворона, бубен, 10 журавликов, грибы разные по размеру, шапочки к инсценированию песни, костюм Осени, кубики, дуги, веревки.

Ход занятия.

 Звучит спокойная музыка, дети входят в зал, украшенный листьями, их встречает Осень – воспитатель, здороваются.

Осень: Дети, сегодня мы совершим путешествие в страну чудес.  А пойдем мы туда не простым обыкновенным шагом, а каким угадайте. (слушают отрывок музыки, называют движение). (Упражнение «Шаг с притопом» р. н. м.).

М. р: На пути в страну чудес нам встречаются препятствия, которые нам надо преодолеть. Смотрите, сначала надо пройти по кочкам, затем пролезть под дугу, а затем перепрыгнуть через ров. (Пройти по кубикам, пролезть под дугой, перепрыгнуть через 2 веревки).

(Звучит фонограмма крика журавлей)  

М. р: Как печально, надрывно, с тоской кричат птицы. Какие птицы прощаются с нами, и улетают на юг? (ответ) Верно, это журавли. («Журавли» А. Лившица).

Осень: Давайте посчитаем, сколько журавликов улетает в этой стайке? А в этой? Задания по математике. (10 журавликов).

Звучит музыка, на ширме появляется ежик (игрушка би-ба-бо, которой управляет музыкальный руководитель).

Еж: Я – обыкновенный ежик, ежик маленький, ну что же! Я больших зверей не хуже, потому что лесу нужен! Вам грибочков я припас. Посчитайте их сейчас. (Считают грибы, одинаковой ли они высоты и т. д.).

М. р. А что еще нам ежик принес на своих иголках?  Кто скажет, что это овощ или фрукт?  (Ответ, инсценировка песни «Урожайная» А. Филиппенко).

В зал влетает ворон – ребенок, держит в руке бубен.

М. р. А это житель страны чудес, добрый ворон, который живет на дубу. Что это он принес? Кто придумает интересный ритмический рисунок. на бубне?

Ритмическая импровизация. 1 ребенок стучит свой ритм, остальные хлопками повторяют, играют 2-3 ребенка.

М. р. А с вороном играть будем? Игра «Ворон» р. н. м.  (повторение знакомой игры).

М. р. Нам пора возвращаться обратно в детский сад.

Осень: Чтобы выйти из страны чудес, нужно идти друг за другом по тропинке.

Дети прощаются с музыкальным руководителем и змейкой выходят из зала.

Тема № 7: «Улетают птицы».

Программное содержание:

  1. Выразительно петь, правильно передавая мелодию песен.
  2. Петь с движениями по тексту песни.
  3. Совершенствовать умение детей выразительно читать знакомые стихи.
  4. Развивать художественное восприятие осенних пейзажей, понимать содержание художественных произведений.  
  5. Познакомить детей с картинами И. Левитана, В. Серова.  
  6. Развивать способность к творчеству, развивать пластику, двигательную активность.
  7. Продолжать учить детей создавать объемную конструкцию из бумаги и картона, видеть конструкцию и анализировать ее с учетом практического назначения.

Материал. материал. Для изготовления кормушек, картины на осеннюю тематику, и т. д, шапочки птиц.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель приглашает на занятие богиню животных Фауну (воспитатель). Фауна рассказывает о народных преданиях, по которым заканчивались приготовления животных и растений к зиме и день этот называли «Синичкиным днем»

Фауна: Ребята, а вам нравится осень? (Ответ). Дети исполняют осенние песни. «Осенняя песня» В. Морозовой, «Хоровод с Осенью» В. Витлина.

Музыкальный руководитель предлагает Фауне послушать осенние стихи воспитанников.

Фауна: Ребята, а вам нравится осень? (Ответ). Хоть и красиво все вокруг, да на сердце тревога. Ведь каждая птица щебечет мне о том, как тяжело расставаться с Родиной, как страшно улетать в неизвестный далекий край.

М. р. Предлагает всем детям показать перелет птиц, как они отправляются в дальнее путешествие. (Пластический этюд «Птицы улетают»).

Фауна: Многие птицы остаются, не улетают на юг, и не все животные прячутся в берлогу, как мишка на всю зиму – лапу сосать. (Фауна спрашивает кто остается (синички, снегири, голуби, воробьи), а кто не впадает в спячку: зайцы, лисицы, белки, волки) А чем же они питаются в лютые морозы? Где строят жилища? (Ответы).

Фауна: Как мне понравились ваши истории о том, как и сколько вы заготовили семечек, зернышек, хлебных корочек и т.д., для моих птичек, которые остаются у вас зимовать, а вот куда вы все это будете насыпать, есть у вас кормушки – птичьи столовые?      

Дети изготавливают кормушки для птиц.  В конце занятия рассматривают работы детей.

Тема № 8: «Корзинка с витаминами».

Программные задачи: 

  1. Дать детям общее представление о "Здоровье", здоровом человеке.
  2. Закрепить знание о том, от чего зависит наше здоровье; закреплять знания детей о фруктах и показывать форму (круглую), цвет, вкус.
  3. Воспитывать чувство любви к себе, к людям, к жизни; способствовать формированию положительных эмоций.
  4. Формировать и совершенствовать основные виды движений; активной двигательной деятельности; вырабатывать правильную осанку.
  5. Активизировать словарь детей.
  6. Учить детей ориентироваться в пространстве, реагировать на смену частей музыки.
  7. Развивать у детей ощущение музыкальной фразы.
  8. Учить детей различать и определять направление мелодии.
  9. Учить детей четко произносить слова, запоминать текст. Петь эмоционально, с динамическими оттенками
  10. Продолжать учить различать по тембру голоса детей.
  11. Двигаться в соответствии с 2хчастной формой произведения.
  12. Предложить детям придумать свою композицию, используя знакомые движения

Материалмешочек с муляжами фруктов, фрукты, иллюстрации с эмоциями, лесенка с фигуркой петушка, металлофон, ударные инструменты, бубен, письмо.

Ход занятия.

М. р: Дорогие ребята! Я очень рада видеть вас всех сегодня такими здоровыми и красивыми. А с каким настроением вы пришли сегодня на занятие?   Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в страну Здоровячков и узнаем, что нужно человеку, чтобы не болеть и оставаться всегда здоровым. А путешествовать мы будем на поезде. Итак, внимание! Поезд отправляется! (звучит музыка «Поезд»).

М. р: Первая станция «Движение — жизнь».

Упражнение: «Шаг, бег» Н. Надененко. Шаг выполняют в колонне по одному, бег – врассыпную. Упражнение повторить 2 раза.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что означает эта пословица: «Если хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай». (Ответы детей). Воспитатель обобщает ответы детей. 

М. р: Молодцы, если все каждый день будут заниматься физкультурой, то   это оградит человека от болезней и преждевременной старости. Двигаться, играть, лазать, ползать любят не только дети, но и зверята.

Аэробика «Зверобика». По окончании дети занимают места в «поезде».

Станция «Мечта».

Воспитатель: (показывая конверт). Дети, доктор Пилюлькин прислал вам игру «Валеология» и предлагает поиграть в неё. Вы знаете, что означает слово «валеология»? Это наука о здоровье человека. Ребята, так какого человека можно назвать здоровым? А как вы думаете, здоровые люди ведут здоровый образ жизни? Давайте пожелаем здоровья себе, родителям, друзьям, всем людям. (Ответы детей).

М. р.  Вторая станция называется мечта. А композитор Чайковский написал пьесу, которая так и называется «Сладкая мечта», «Сладкая греза» (греза - мечта). Давайте и мы помечтаем, каждый о своем под музыку П. Чайковского. («Сладкая греза» Чайковского).

Станция «Хорошее настроение».

Музыкальный руководитель предлагает подумать, почему станция так называется. (Ответы детей).

М. р. Ребята, какое у вас сегодня настроение? Что помогает человеку сохранить хорошее настроение? (Ответы детей). Когда у человека хорошее настроение ему хочется петь! Давайте и мы с вами споем хорошие песни и поднимем себе настроение!

Распевание: «Горошина» В. Карасевой. По лесенке дети водят петушка в соответствии с направлением мелодии.

 «К нам гости пришли» А. Александрова. Узнать песню по ритму.  Петь естественным голосом, напевно, разучивание 1 куплета.

Последняя станция «Витаминка».

М. р. Дети, какие витамины вы знаете? (Ответы). В каких продуктах содержатся витамины? (Ответы). Воспитатель обобщает ответы детей. (Раздается стук в дверь, воспитатель подходит к двери, заходит с мешочком). Ребятки, это был доктор Полюлькин и он прислал нам волшебный мешочек, дайте посмотрим, что в мешочке находится. Воспитатель достает фрукты (муляжи) из волшебного мешочка и показывает муляжи фруктов, описывает вместе с детьми форму (круг), цвет, вкус, характерные особенности.

М. р. А сейчас ребятки, мы с вами поиграем в игру "Назови по описанию" на ощупь. Дети угадывают на ощупь фрукт, называют его и описывают характерные особенности.

М. р: А сейчас ребятки, мы с вами потанцуем.

«Листочки» Д. Джойса. Импровизируют под музыку.

Во время танца музыкальный руководитель меняет "волшебные" мешочки.

М. р. Ребятки, посмотрите, а мешочек на самом деле волшебный, наши фрукты превратились в настоящие. Давайте скажем спасибо доктору Полюлькину. Угощайтесь дети фруктами!

Дети берут из "волшебного" мешочка фрукты.

М. р. Ребятки, вам понравилось в стране Здоровячков? А вы хотите остаться в стране Здоровячков? А что нужно делать, чтобы всегда оставаться в стране Здоровячков?  (Делать зарядку, есть много фруктов и овощей, пить соки, закаляться, ходить босиком, есть кашу, людям нужен свежий воздух, чистая вода, нужен отдых и сон). Молодцы! Правильно, чтобы человек был здоровым, надо больше есть овощей и фруктов, пить соки, дружить друг с другом, не ссориться, играть дружно, помогать друг другу. А мы будем дружить друг с другом? Да. Конечно, мы с вами, и танцевали, и играли, и беседовали. Давайте будем всегда здоровыми, веселыми, жизнерадостными и дружными.

Звучит песня «Здоровье в порядке», дети выходят из зала.

Тема № 9: «В гостях у музыки».

Программные задачи: 

  1. Закреплять знание о жанрах марша, танцевальном жанре (полька, пляска, вальс).  
  2. Учить начинать пение после вступления (1й звук), рукой показывать направление движения, правильно пропевать трудные мелодические обороты новой песни, выразительно петь знакомую.
  3. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, сохранять расстояние между собой в движении по кругу, в колонне, совершенствовать танцевальные движения.
  4. Активно участвовать в знакомой игре. Активно участвовать в игре, играть самостоятельно.

Материал. Красивая коробка, ленты, бубен, барабан, платочки, шапочка петушка.

Ход занятия.

 Дети заходят в зал, друг за другом, держась за руки.   

М. р. Ребята, сегодня утром в детский сад пришел почтальон и принес вот эту большую красивую коробку. Что в коробке я не знаю. Может, вместе отгадаем? А угадать, что спрятано в коробке нам поможет музыка.

Музыкальный руководитель исполняет фрагменты музыкальных произведений: «Вальс», Полька», «Марш». Дети называют произведения, определяют жанровую принадлежность.

Музыкальный руководитель достает из коробки ленты, бубен, барабан.  Дети импровизируют движения в жанре музыки. (Легко кружатся с лентами, пляшут в сопровождении бубна, шагают на месте в сопровождении барабана, последовательность произведений произвольна).

Музыкальный руководитель исполняет музыку плясовой, дети определяют жанр, характер. Выполняют движения «Выставление ноги на пятку и носок» р. н. м.

Музыкальный руководитель достает платочки из коробки, спрашивает для чего их прислали? Умеют ли дети с ними плясать? И т. д. (Танец «Русская пляска» р. н. м. (с платочками)).

М. р: А теперь я предлагаю вам очень трудные задания, посмотрим, справитесь ли.    

«Иголка-нитка» Е. Ломовой. (1й раз ведущий «иголка» воспитатель, 2й – ребенок).

Игра «Горошина» В. Карасевой. Музыкальный руководитель играет на металлофоне попевку «Горошина», дети узнают, называют.

 Музыкальный руководитель подводит итоги занятия, прощаются, дети выходят.

Тема № 10: «День матери».

Программные задачи: 

  1. Воспитывать нравственные качества (любовь, бережное, заботливое отношение к маме) через интеграцию различных видов искусств – поэзию, музыку, живопись.
  2. Слушать и узнавать инструментальную музыку; называть композитора; подбирать музыкальные инструменты, соответствующие эмоционально-образному содержанию пьесы; определять характер музыки.
  3. Соотносить характер музыки цветовому спектру (музыкальная палитра).
  4. Развивать певческие навыки тембрового слуха, интонации. Развивать цветовое восприятие – различать и называть многообразие оттенков цвета.
  5. Воспитывать нравственные качества – любви к маме, желание заботиться о ней, доставлять радость. Воспитывать интерес к восприятию произведений изобразительного искусства.
  6. Продолжить знакомство с творчеством Чайковского
  7. Петь выразительно, легким, светлым звуком, в более подвижном темпе. Учить детей самостоятельно находить песенную интонацию на заданный текст. Удерживать чистоту интонации, учить чисто и внятно произносить слова песни.
  8. Совершенствовать легкий бег. Учить быстро, без суеты строиться в кружки.

Материалы.  Мультимедийное оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация; музыкальные инструменты (треугольники, колокольчики, погремушки, барабан, деревянные ложки, бубен), мольберты, фланелеграф, «Разноцветные лепестки».

Ход занятия.

Дети входят в зал под песню: «Песенка мамонтёнка», садятся на стулья, расположенные полукругом.

М. р: Сегодня, ребята, у нас необычное занятие. Мы будем говорить о празднике, посвящённый маме, который отмечается в последний день осени – всемирный «День матери».  А что такое праздник?

Дети: праздник, когда весело, дарят подарки.  Как можно поздравить маму?  Дети: купить цветы, какой-нибудь подарок. Что мы можем подарить маме?  Дети: Прочитать стихи, спеть песню, подарить танец, рисунок и т.д.

М. р: Слова «мама», «мать» – одни из самых древних на Земле и почти одинаково звучит на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят своих матерей. Словом, «мать» называют и свою Родину, чтобы подчеркнуть, что она по-матерински относится к своим детям.

ВИДЕО ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Мама - первое слово».

М. р: Во многих странах отмечается «День Матери». Люди поздравляют своих мам, приезжают к ним в гости, дарят подарки, устраивают для них праздник. И мы сегодня будем готовиться к этому замечательному празднику.

М. р: Какое у вас настроение, ребята, в минуты общения с мамой

Дети: Радостное, весёлое, прекрасное, душевное, спокойное.

М. р: А когда мамы нет дома, что вы испытываете?

Дети: печаль, тоску, скуку, грусть, неуютно.

М. р: Сейчас вы послушаете 2 произведения контрастного характера, послушайте.

«Сладкая греза» П. Чайковского. Портрет композитора на экране. Беседа, пояснения, с исполнением музыкальных фрагментов, отметить карточками разного цвета начало каждой части.

М. р: Какие музыкальные инструменты вы подобрали к пьесе «Сладкая греза»?

Дети: Колокольчики, треугольники, металлофон.

М. р: А почему вы не взяли барабан, бубен, ложки?

Дети: Потому, что эти музыкальные инструменты не подходят из-за своего громкого, глухого звука.

 М. р: Сейчас мы станем музыкантами, и исполним пьесу.

Дети играют на музыкальных инструментах, сопровождая пьесу «Сладкая греза» в аудиозаписи.

М. р: Музыкальные инструменты вы подобрали, а сейчас мы попробуем подобрать цвета к этим произведениям. В этом нам поможет музыкально-цветовая палитра.

Музыкально-дидактическая игра «Разноцветные лепестки». Под «Сладкую грезу» дети подбирают подходящие цвета из цветовой палитры, обосновывают свой выбор. Находят лишний цвет, объясняют, почему именно выбранный цвет считают лишним.

М. р: Вы верно подобрали цвета, а теперь давайте сложим для них красивые цветы для мам.

Дидактическая игра «Собери цветок». Дети на мольбертах выкладывают цветы из разноцветных лепестков.

М. р: Вы сложили прекрасные цветы для мамы, а теперь давайте поучим песни, которые подарим маме. А для начала распоёмся.

Распевание «Милая мама», «Песня о маме» А. Филиппенко.

М. р: Ребята, мамам посвящали свои произведения не только поэты и музыканты, но и художники во все времена. Как называются картины, на которых изображен человек?

Дети: Портрет.

 М. р: И я приглашаю вас в картинную галерею. Здесь мы с вами увидим, как же художники разных стран и в разные времена изображали образ матери.

 (Слайды с изображением картин)

Один из первых – это образ мадонны с младенцем.

От любой напасти заклиная.  (Ей-то уж добра не занимать),

Нет, не богоматерь, а земная, гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан, так вот и стоит она в веках.

Самая прекрасная из женщин – Женщина с ребёнком на руках.

М. р: Посмотрите внимательно на картины. Они все разные, но их что-то объединяет? Что их объединяет? Какие чувства объединяют эти лица?

 ДетиДоброта, нежность, любовь, ласка, радость, счастье.

М. р: Любовь, счастье, доброта – вечны. Люди испытывают эти чувства и их изображают на своих картинах. Эти чувства проходят через века, они всем понятны, на каком бы языке ни говорили люди. Всмотритесь в их лица. Какие они? Почему хочется на них смотреть? Чем прекрасны эти лица?

ДетиДобрая улыбка, ласковый нежный, любящий взгляд.

М. р: Как художник изобразил мать и дитя?

Дети: Мама держит ребёнка на руках, нежно прикасаясь к нему, мама и дитя находятся близко друг к другу.

 М. р: Всё прекрасное на земле связано с именем женщины, матери. Она рождает новую жизнь. Кто согреет теплым словом, нежно погладит, ласково посмотрит, расскажет добрую сказку, споёт колыбельную песню?

Дети: Мама, мамочка.

М. р: А сейчас мы будем учиться танцевать, чтобы подарить этот танец мамам на праздник.

Танец: «Веселые дети» лит. н. м. Прослушивают музыку с пояснением и показом движений.  Упражнять детей в начале бега после вступления и остановке лицом в круг в конце 1части.

М. р: А в эту игру мы будем играть на празднике вместе с мамами.

Игра: «Ищи игрушку» р. н. м. Разучивание: строятся в кружки, разбегаются, повторить 2-3 раза.

Воспитатель: А сейчас мы пойдем в группу, и будем готовить панно «Цветы для мамы».  Эту работу мы подарим мамам на празднике.

Под музыку дети прощаются с музыкальным руководителем и выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ГРУППАХ ОФП ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-10 ЛЕТ

Обучение владением элементов техники баскетбола с использованием подводящих упражнений и подвижных игр....

Конспект НОД Старшая группа. Образовательная область "Познание" Тема: "Дорожная азбука со смешариками"

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтения художественной литературы».Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая...

Конспект занятия в группе продлённого дня коррекционной школы. Тема :Изготовление поделки в технике «плетение» из газетных(журнальных) трубочек.

В данном материале содержится информация об изготовлении поделки в технике "плетения из газетных (журнальных) трубочек"....

Конспект занятия для группы дополнительного образования детей по легкой атлетики ( спортивная ходьба)

Материал может быть использован ,для закрепления техники спортивной ходьбы,на 5 занятии после узучения основ техники спортивной ходьбы....

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Подготовка к постановке звука [C]"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы, направленные на формирование артикуляторных навыков на подготовительном этапе по постановке звука [С]....

Конспект занятия в группе продленного, творческое занятие "Осенний пейзаж"

Конспект занятия в группе продленного дня в 5 «Б» классе Тема: «Осенний пейзаж»...