«Технология позиционного обучения на уроках математики, как фактор повышения качества знаний»
статья по теме

Алешина Надежда Ивановна

Рассматриваются основные задачи, дидактические особенности, этапы технологии позиционного обучения. Дана структура занятия по технологии позиционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Tehnologiya_pozicionnogo_obucheniya_na_urokah_matematiki.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

Преподаватель математики

Алешина Надежда Ивановна

 «Технология позиционного обучения на уроках математики, как фактор повышения качества знаний»

Доклад для конференции:

«Мастерство педагога – главный фактор

повышения качества обучения и воспитания»

                                                                                           

Санкт- Петербург

28 марта 2008 г.

     В настоящее время развитие становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение. Чем обусловлено такое направление педагогической науки и практики?  Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально - экономических условиях жизни?  Какую роль должно играть образование в суворовских, нахимовских и кадетских училищах и каким оно должно быть в XXI веке, чтобы подготовить образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых выполнять свой общественный и  воинский долг?

    До сих пор существует система обучения, принятая в XIX веке - учитель - учебник (система средств обучения) - ученик, ориентированная на преподавание, на центральную роль учителя в этом процессе и ученика как объекта этой деятельности. В новых социально - экономических условиях жизни необходимо, чтобы  ученик стал субъектом учебного процесса. 

    Нас не очень должна беспокоить прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и эти знания устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее готовить молодых людей, умеющих самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.

    Итак, общество информационных технологий или как его называют постиндустриальное общество в отличие от индустриального общества конца XIX - середины ХХ века и современная армия  гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане и  военнослужащие были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

    Какие условия для этого необходимы? Прежде всего возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким  образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

     Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс позволяет решать эти вопросы. Одной из таких технологий является метод позиционного обучения.

     Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. Один  из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса, использует позиционную модель обучения учащихся для работы с текстами.

Педагогическая идея метода — обдумать, разработать, объяснить и защитить определенную позицию на основе учебного текста.

Основные задачи технологии позиционного обучения:

  1. конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
  2. коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
  3. социально-ориентационная, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Дидактические особенности технологии:

  1. обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию, умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
  2. появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;
  3. создаются условия для вариативности и дифференциации;
  4. используется положительное стимулирование обучающихся;
  5. формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.

    Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его.

    В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

  1. решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);
  2. оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Педагогическая технология позиционного обучения состоит из следующих этапов:

  1. Подготовительный, который включает:
  1. подготовка преподавателем достаточного количества копий учебного текста,
  2. глубокое изучение текста,
  3. подготовка к управлению групповой дискуссией по содержанию текста;

2. Организационный:

  1. деление учащихся  на группы,
  2.  распределение позиционных ролей между группами: «тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод», «ассоциация», «символ» и другие, в зависимости от изучаемого материала. Для творческой интерпретации обсуждаемого текста, можно добавить позиции «поэзия», «театр»;

3. Позиционное чтение:

  1. группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли,
  2.  вырабатывает «позицию»: содержание и способы ее презентации;

4. Презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита» этой позиции:

  1.  каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию,
  2. группа отвечает на вопросы  учащихся и преподавателя.

Рассмотрим технологию позиционного обучения на примере учебного занятия по математике по теме «Обобщение понятия степени».

Основная задача занятия: обобщить понятие степени.

Цели занятия:

  1. образовательная: использование программных знаний и умений на репродуктивном уровне в нестандартных  ситуациях;
  2. коммуникативно-развивающая: выработка основных навыков общения внутри и за пределами данной группы;
  3. воспитательная: развитие любознательности учащихся, развитие воли и настойчивости для достижения конечного результата.

ТСО:   Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / (А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.); под ред.А.Н.Колмогорова – М.; Просвещение, 2006, (§ 9 стр.207-221).

            Справочник по математике.

Структура занятия:

- мотивационная беседа или организационный момент: деление учащихся  на группы (от 1 до 5 человек), распределение позиционных ролей между группами, предложенных преподавателем или по выбору самих учащихся  и постановка цели занятия (3-4 мин);

 - позиционное чтение: группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли и вырабатывает предложенную «позицию», содержание и способы ее презентации, группам «схема» и «символ» предоставляется возможность оформить свою позицию на доске или листе ватмана (15-20 мин);

- презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита» этой позиции (20 мин).

- подведение итогов (3мин).

Задачи групп:

  1. «тезис» - выделить и обосновать основные тезисы текста параграфа.
  2. «понятие» - определить основные понятия данного параграфа.
  3. «схема» - представить текст в виде схемы, отразить смысловые связи;
  4. «упражнения» - подобрать типовые упражнения для демонстрации основных понятий параграфа;
  5. «практик» - привести примеры, в каких сферах деятельности человека может использоваться изучаемый материал параграфа;
  6. «символ», «ассоциация» - выразить понятия, содержащиеся в параграфе с помощью визуального образа, представить символом;
  7. «ребус», «кроссворд» - зашифровать понятия, содержащиеся в параграфе в виде ребуса или кроссворда;
  8. «поэзия» - придумать в стихотворной форме правила, определения, свойства понятий содержащихся в параграфе;
  9. «апологет (оправдание)» - показать правильность изложенных положений параграфа;
  10. «вопрос» - подобрать или придумать вопросы и примеры для зачёта по материалу параграфа;
  11. «эксперт» - оценить, дать анализ ответов групп.

Предложенная модель занятия основана на принципе двуплановости обучения: план учащегося представляет собой увлекательную творческую разработку  и эмоциональную защиту определенной позиции, план преподавателя — организацию эффективного усвоения учебного материала. Большое значение приобретает роль преподавателя на этапе «защиты позиции»  в организации и управлении групповой дискуссией.

Кроме того, надо отметить, насколько позитивным  и эмоционально ярким становится занятие с использованием позиционной технологии.

Следует отметить значительный обучающий и воспитательный потенциал метода. Он позволяет не только глубоко изучить учебную  информацию, но и сформировать системные представления  о ней, развивает умения аргументации, ведения дискуссии, коммуникативную компетентность.

     К достоинствам позиционного подхода следует отнести высокую мотивацию общения, возможность выразить личное отношение к учебной информации, развитие креативности, высокую эмоциональность, углубление познавательных мотивов учения, повышение самооценки.

     Таким образом, можно рассматривать технологию позиционного обучения, в том числе и на уроках математики, как фактор повышения качества знаний.

Литература:

Веракса Н.Е.  Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии, 1994. №3.

Теория  и  практика  организации  профильного обучения: Учебно-методическое пособие. – Часть 2  /  Под  ред. С.В. Кривых, Н.Н. Суртаевой. – Санкт-Петербург, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных технологий на уроках математики в целях повышения качества знаний обучающихся

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу: в короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место ...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики - как средство повышения качества знаний

Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.Помня слова К. Ф. Г...

Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»

Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Статья раскрывающая сущность использование ИКТ на уроках математике для учащихся с ОВЗ. ИКТ  - одно из эффективных средств для повышения качества знаний учащихся....

Технология и реализация деятельностного подхода на уроках математики как метод повышения качества знаний.

самообразование по теме: "Технология и реализация деятельностного подхода на уроках математики"...

«Активные методы обучения на уроках физики как средство повышения качества знаний».

laquo;Активные методы обучения на уроках физики как средство повышения качества знаний».           Переход на обучение по Федеральным государственны...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски...