Компетентностный подход в образовании
методическая разработка по теме

Cедова Лариса Валентиновна

материал для педсовета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnostnyy_podhod.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принцип современного образования: Учить не всех, но каждого

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

1.       Введение.

В связи с переходом на новые стандарты, а это уже не за горами, всё более актуальным становится внедрение компетентностного подхода в обучении. На смену ЗУНам приходят надпредметные образовательные результаты, т.е. ключевые компетенции. Но для того, чтобы развить эти компетенции у  детей, необходимо в первую очередь радикально изменить профессиональное сознание учителей. Ибо учитель не может развивать те компетенции, которыми не владеет сам. Работа предстоит нелёгкая, но и результат обещает быть достойным: школьные знания перестанут быть мёртвым грузом разрозненных сведений. Вместо них дети будут приобретать средства для решения практических проблем и разрешения жизненных ситуаций.

И так, нам сегодня предстоит разобраться в вопросах:

·          Какими компетенциями необходимо обладать учителю, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие.

·          При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности.

 

2.       Информационный блок.

1)В первую очередь разберёмся с понятиями компетенция    и   компетентность. Задать вопрос аудитории

Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён (обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо).

2) круг чьих-нибудь полномочий, прав.

Компетентность – это знания, умения, навыки, а также способы и приёмы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л.А.)

Компетентность – это способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. (Веснин В.Р.)

Компетентность – это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. ( Адольф В.А.)

Компетентность – это совокупность профессионально- педагогических компетенций. (Соловова Е.Н.)

Как видно из определений данные понятия являются взаимодополняемыми.

 

Понятие

 

Характеристика

Компетентность

Компетенция

Объём понятия

(ключевое слово)

Способность

Круг полномочий

Представление понятия

Знания, умения, навыки, способы и приёмы деятельности

Нормативно - правовой документ (диплом, приказ,…)

Проявление понятия

В деятельности

Занимаемая должность

Уровень проявления понятия

Уровни компетентности

Квалификационная категория

 

2) Надпредметные образовательные результаты, т.е. ключевые компетенции учащихся.

·          Коммуникативные   (понимание текстов, работ с информацией, выступление, написание текстов).

·          Информационные технологии (компьютерные – интернет, электронная почта, программирование и т.д.).

·          Исследовательские (естественно- научные и гуманитарные методы исследования).

·          Проектные   (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации).

·          Работа с числами (вычисления, использование математических методов для решения практических задач).

·          Организационные (координация деятельности людей для достижения целей).

·          Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели).

·          Умение учиться (планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников и т.д.).

·          Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятие себя, своего «Я»).

·          Решение проблем.

 

Для   реализации этих компетенций учителю потребуется не только новые умения (компетенции) и методы, но придётся выработать новые ценности и принципы работы и общения с учениками.

 

Компетентностная модель современного учителя

Ценности (суждения, идеи, которые осознанны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):

·          Свобода учащихся быть самим собой;

·          Каждый человек обладает своим «совершенством»;

·          Помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;

·          Индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;

·          Человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;

·          Чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;

·          Приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.

 

Профессиональные качества:

·          Доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;

·          Быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;

·          Иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися;

·          Иметь развитую способность к критике и рефлексии;

·          Воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;

·          Понимать других людей, имеющих иные ценности и, интересы и способности;

·          Быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;

·          Спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес;

·          Иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;

·          Уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;

·          Демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п.

·          Демонстрировать увлечённость своим предметом;

·          Использовать чёткий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.

 

Профессиональные компетенции учителя

 

1.       Предметная компетенция : знания в области преподаваемого предмета, методология преподаваемого предмета

2.       Общепедагогическая компетенция : теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.

3.       Профессионально – коммуникативная: практическое владение приёмами эффективного общения.

4.       Управленческая компетенция: владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.

5.       Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент.

6.       Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу.

7.       Информационно-коммуникативная компетенция.

 

3.       Практический блок.

      Каждому учителю выдаётся бланк «Критерии оценки профессиональных компетенций учителя» как опорный документ и «Рабочая карта для проведения процедуры самооценки». Задание: провести самоанализ профессиональных компетенций. Время заполнения карты 10-15 минут.

Цель задания: а) определить собственный уровень на данное время и спланировать свою работу по самообразованию по данному вопросу; б) определение проблемных зон для администрации и принятия управленческих решений.

 

      Для оценивания общей ситуации выполните следующее задание: впишите в  красную таблицу свою фамилию в те колонки, где у вас проблемная зона (развитие компетентностей на критическом уровне),   в зелёную – какие компетенции у вас лучше всего развиты.

 

Предметная

компетенция

Общепедагогическая

компетенция

Профессионально –

коммуникативная

Управленческая

компетенция

Компетенция в сфере инновационной деятельности

Рефлексивная компетенция

Информационно-коммуникативная компетенция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметная

компетенция

Общепедагогическая

компетенция

Профессионально –

коммуникативная

Управленческая

компетенция

Компетенция в сфере инновационной деятельности

Рефлексивная компетенция

Информационно-коммуникативная компетенция

 

 

 

 

 

 

 

 

      Разбейтесь в группы по трое. Ваша задача в течение 10-15 минут в ходе профессионального диалога выработать проект примерных направлений и видов деятельности по повышению уровня западающей компетенции (у каждой   группы своя компетенция). Представьте проекты на обсуждение.

 

 

 

Проект постановления:

1.       Перейти на новую методическую тему со второй четверти.

2.       Каждому работнику создать «Индивидуальную программу саморазвития» до 15.11.10.

3.       Выбрать форму отчёта по выполнению программы   и на январском педсовете представить результаты (рассказать, показать чего добились)

 

 

 

 

Индивидуальная карта саморазвития

 

Компетенция

Содержание программы развития

Результат

Предметная

компетенция

 

 

Общепедагогическая

компетенция

 

 

Профессионально –

коммуникативная

 

 

Управленческая

компетенция

 

 

Компетенция в сфере инновационной деятельности

 

 

Рефлексивная компетенция

 

 

Информационно-коммуникативная компетенция

 

 

Формы индивидуальной методической работы учителя

1

Прикрепление к учителю-наставнику (или работа в качестве учителя-наставника)

2

Курсы повышения квалификации в ТвОИУУ

3

Дистанционные курсы повышения квалификации

4

Годовая тема самообразования, с обобщением на МО, педсоветах, посвящённая проблемам качества обучения

5

Годовая тема самообразования, с обобщением на МО, педсоветах, посвящённая другим направлениям

6

Организация и ведение кружка, элективного курса с анализом результатов его внедрения

7

Система открытых уроков, классных часов, бесед по конкретной теме, внеклассных событий (со сдачей разработок в МК)

8

Работа в проблемно-творческой группе

9

Участие в тренингах, деловых играх

10

Разработка комплектов развивающих заданий по предметам, систематизированных по этапам урока и особенностям учащихся

11

Разработка нового дидактического обеспечения уроков и внеурочной учебно-познавательной работы – с компьютерной поддержкой

12

Разработка и апробация авторских учебных программ с полным описанием и анализом результативности апробации

13

Разработка и апробация   учебно-методических комплексов (модулей) с полным дидактическим обеспечением, с анализом результативности апробации

14

Описание открытых уроков с максимальной дифференциацией деятельности учащихся

15

Обобщение статей периодики с выступлением на МО, педсоветах

16

Описание собственного опыта, наблюдений, индивидуальное изучение теории и практики педагогического эксперимента, обобщение на МО, педсовете

17

Разработка программ экскурсионного сопровождения образовательного процесса, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций

18

Разработка и реализация программы краеведческой деятельности в рамках урочной и внеурочной   работы с классом, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций

19

Работа по проектированию здоровье сберегающей образовательной среды, анализ внедрения инноваций

 

 

 

Памятка для выбора индивидуальной формы методической работы учителя

«Западающая» характеристика

Формы методической индивидуальной работы

1

Предметная

компетенция

1,2,3,4,8,12,15,16,19

2

Общепедагогическая

компетенция

1,2,3,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,19

3

Профессионально –

коммуникативная

1,3,5,7,9,15,16

4

Управленческая

компетенция

1,3,5,8,10,12,13,14,15,16,17,18,19

5

Компетенция в сфере инновационной деятельности

6,8,12,13,16,17,18,19

6

Рефлексивная компетенция

4,5,12,13,15,16,17,18,19

7

Информационно-коммуникативная компетенция

 

  

Критерии оценки профессиональных компетенций учителя

п/п

Характеристики, определяющие

успешность учителя

8-10 баллов –

оптимальный уровень

6-7 баллов –

достаточный уровень

5 баллов и ниже –

критический уровень

1

2

3

4

5

1

Предметная компетенция : знания в области преподаваемого предмета, методология преподаваемого предмета

 

Учитель отлично знает содержание предмета, хорошо ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, что находит отражение в оборудовании кабинета и в содержании урочной и внеурочной деятельности учащихся

Учитель хорошо знает содержание предмета,  ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, но использует материалы публикаций нерегулярно –для подготовки выступлений, отчётов. В содержание учебного процесса продуктивный опыт и инновационные приёмы вводит эпизодически

Учитель знает содержание предмета, но практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в его преподавании, не пользуется периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук: педагогики, психологии, методики

2

Общепедагогическая компетенция : теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.

 

Учитель знает теорию познавательной деятельности. При обсуждении   коррекционных воздействий, анализе уроков, результативности образовательного процесса активно использует эти понятия

Учитель не имеет целостного представления обо всех ресурсах и условиях учебного успеха ученика

Учитель имеет затруднения в системном подходе к оценки учебных ресурсов ученика. Практически не может самостоятельно проанализировать познавательную сферу ученика.

3

Профессионально – коммуникативная: практическое владение приёмами эффективного общения.

 

Учитель умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая конфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учеников.

 

Учитель строит общение по принципу директивно-понимающего, однако не всегда может дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным учеником.

Учитель не уделяет должного внимания стилю и способам общения

4

Управленческая компетенция: владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.

 

 

Учитель владеет технологиями самоанализа. Умеет выделить и анализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Умеет спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета.

Учитель испытывает затруднения при целеполагании, но может анализировать свою деятельность по предложенному алгоритму, корректируя цели и условия учебного процесса.

Учитель практически не использует принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строится на эмоциях и ощущениях. В основном ставит и реализует предметные цели в обучении

5

Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент

Учитель владеет навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Умеет проанализировать результаты ОЭР, сформулировать практические рекомендации и теоретические выводы

 

Учитель может провести эксперимент, но для его планирования и анализа нуждается в научном руководстве.

Учитель не может или затрудняется спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения

6

Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу.

 

Учитель может самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад

Учитель может самостоятельно подготовить описание опыта, но для систематизации, структурирования, обобщения и выводов требует помощи

Учитель практически не может описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться его опытом

7

Информационно-коммуникативная компетенция

Учитель владеет основами ИКТ для обслуживания потребностей учебного процесса

Учитель находится на начальном этапе становления информационно-коммуникативной грамотности. Имеет начальные навыки и умения

Учитель практически не знает содержания ИКТ и не использует их в учебном процессе

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в образовании

Выступление на районном методическом объединении , тема которого была "Приоритетный национальный проект "Образование" как фактор развития муниципальной системы образования"...

Компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход в преподовании физики....

Компетентностный подход в образовании

Вашему вниманию представлен доклад  и презентация к нему...

Компетентностный подход в образовании

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования...

Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс

Статья на тему " Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс"...

Компетентностный подход в образовании – новая парадигма в образовании

Презентация, посвящённая обзору компетентностного подхода в образовании - сущность, основные принципы, как применятся в образовании. Материал пригодится для учителей-методистов или студентов педа...