Социализация детей-сирот через разновозрастные группы
статья на тему

Девяткина Ольга Юрьевна

Представлена работа по вопросу социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл socializaciya_detey-sirot_cherez_raznovozrastnye_gruppy.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация детей-сирот
через разновозрастную группу

В отечественной педагогической теории и практике идея создания разновозрастных детских объединений в образовательных целях принадлежит А.С. Макаренко. Разновозрастной коллектив и его воспитательные возможности были предметом раздумий талантливого педагога в последние годы деятельности. Макаренко был убежден, что разновозрастной отряд без специальной инструментовки обеспечивает взаимодействие поколений, передачу опыта старших младшим, накопление традиций, формирование таких качеств личности, как внимание к человеку, великодушие, требовательность и многие другие.

Идея разновозрастных коллективов оказалась одной из важнейших теоретико-методологических проблем, связанных с творческим наследием А.С. Макаренко, которая получила дальнейшее развитие в теории и практике отечественной педагогики. В 60-е, 70-е годы появился ряд публикаций, обобщающих опыт педагогической деятельности в разновозрастных группах в школах-интернатах. Исследователи отмечали, что в разновозрастных отрядах быстрее налаживаются отношения между старшими и младшими детьми, указывали на то, что, находясь в окружении товарищей с разным опытом жизни и уровнем знаний, школьники получают больше возможностей для духовного взаимообогащения. Ученые и практики обращали внимание на возможность естественной передачи социально-нравственного опыта от старших детей к младшим при общепризнанном праве старших на авторитет и влияние. По мнению Гербеева Ю.В. в разновозрастных группах выше «коэффициент контактности», т.е. значительнее уровень общения, больше переплетений, взаимных проникновений, взаимных влияний.

В 70 - 80-е годы в отечественной педагогической науке специально изучался вопрос о влиянии взаимодействия школьников разного возраста на совершенствование деятельности детских организаций (Т.Т. Будрина, Р.А. Литвак, Л.М. Козлова, М.Н. Кузьмина). Объектом исследования педагогов явилось также изучения эффективного содержания и форм взаимодействия детей разного возраста, педагогических средств, стимулирующих активность детей в совместной деятельности (И.П. Иванов, В.А. Караковский, Е.Н. Старостина, В.А. Сухомлинский). Взаимодействие школьников разного возраста изучалось в разных возрастных и социально-педагогических системах: в школьном  и в первичном коллективе, в учреждениях закрытого типа, в различных видах деятельности, в условиях временного и постоянного, комсомольского или пионерского, коллектива. Этими исследователями были экспериментально подтверждены идеи А.С. Макаренко о наличии положительной динамики в развитии как старших, так и младших детей в условиях их совместного воспитания.
Особый интерес для нас представляет исследования социального взаимодействия в разновозрастных группах школьников, выполненные в последние годы под руководством Л.В. Байбородовой. Их концептуальной идеей является положение о том, что социальное взаимодействие в разновозрастных группах учащихся становится эффективным, если в основе его регулирования лежит личностно-ориентированный подход, означающий реализацию ребенком различных социальных ролей с учетом динамики его мотивационной сферы. Эти работы характеризуются стремлением авторов вскрыть социально-психологические
механизмы разновозрастного влияния детей и использовать их в педагогических целях.
В качестве важнейших педагогических принципов управления социальными взаимодействиями учащихся в разновозрастных группах называются:

- интеграция и дифференциация социальных интересов учащихся в разновозрастных группах;
- динамичность и поливариативность ролевого участия детей в социальных отношениях разновозрастных групп;

- референтность и нонкомформизм в отношениях учащихся;

- саморазвитие и самоорганизация разновозрастной группы.

Критериями эффективности педагогического регулирования
социального взаимодействия в разновозрастных группах школьников авторы анализируемой концепции считают «социализацию личности и развитие межличностного взаимодействия», не детализируя эти критерии в конкретных показателях.

Кто они, наши воспитанники, сегодня, как смотрят на мир, чего хотят, во что верят, как возродить их тягу к нормальной жизни, как научить жить сегодня?

Ответить на этот вопрос не просто. Это связано с целым комплексом проблем, возникающих при попытке подойти к решению этой задачи с неформальной точки зрения, при действительно человеческой заинтересованности и искреннем стремлении помочь тем, кто отвергнут своими близкими.

Роль семьи для человека велика. Именно в ней закладываются установки и ценностные ориентации, представления и ожидания направленные на самореализацию индивида в различных социальных ролях и функциях в будущем.

Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного (а имеющийся пример, как правило, отрицательный) образца отношений «родитель-родитель», «ребенок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентаций детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи, или приводит к копированию негативных родительских образцов.

Большинство наших детей лишены самого главного в жизни – любви и заботы родителей, незнакомы с понятиями «дом», «семья», «мама», «папа», что создает большие трудности в процессе организованного воспитания в условиях детского дома. Очень тяжело устанавливаются отношения между детьми-родственниками, находящимися в различных группах, да и у тех детей, которые находятся в одной группе отношения не всегда благополучные.

Недобрую службу может сослужить детям и постоянное давление воспитателя, требующего выполнения мероприятий, которые он запланировал. Это приводит к тому, что ребенок не учится планировать свою деятельность, а живет по установленному графику. Заканчивая школу, воспитанник практически не способен жить самостоятельно, так, как он привык, что за него решают возникшие проблемы, стирают, готовят, убирают и т.д.

Таким образом, свою основную задачу - задачу социализации - учреждение выполняет не полностью.

Перед учреждением, перед воспитателями в группах стоит цель:

  1. обеспечить, по возможности, оптимальные условия жизнедеятельности воспитанников в стенах детского дома, если нет возможности передать ребенка в приемную, патронатную семью, под опеку или попечительство родственникам.

Стоят  следующие задачи:

  1. Организовать жизненное пространство воспитанников, приближенное к семейному;
  2. Осуществлять  дифференцированный подход;
  3. Обеспечить совместную деятельность членов группы;
  4. Создать условия для погружения детей в семейную атмосферу;
  5. Сформировать уважение к труду и потребность трудиться на благо семьи;
  6. Дать возможность ребенку самореализоваться, восполнить то, что он не может получить, воспитываясь вне семьи.

Наиболее приемлемы для решения данных задач разновозростные группы.

Комплектование групп по разновозрастному принципу с обязательным сохранением родственных связей обеспечивает постоянный обмен опытом познания мира, самого себя, других людей. В данных группах складываются условия для самоутверждения, поскольку социальное сравнение осуществляется здесь как «снизу вверх», так и «сверху вниз». Таким образом, возможна самокоррекция уровня притязаний ребенка, снимается и тревожность в его поведении.

Такая разновидность групп аналогична по своему составу многодетной семье, где воспитатели выступают в роли «родителей».

Опыт работы с разновозрастными группами семейного типа позволяет сделать следующие выводы:

1. В разновозрастных группах вполне реально складываются все предпосылки для развития детей. При наличии в семье 12-14 детей разного возраста ежегодно на 1-3 из них выпускаются и им на смену поступают столько же. Воспитателю в такой группе представляется возможность больше внимания и времени уделять работе с новичками.

2. Переходный период, который требуется для привыкания к выполнению определенных обязанностей (самообслуживание, труд, учеба и т.д.), проходит не так трудно. В небольших семейных коллективах ребенок быстрее адаптируется, чему немало способствует весь уклад жизни в семье, где дети ненавязчиво приучают друг друга к выполнению правил.

3. Жизнь в семейной ячейке является основой воспитания коллективистских качеств: «чувства локтя», доброжелательность, взаимопомощь.

4. Воспитание в разновозрастных группах ведет ребенка к тому, чтобы он максимально проявил себя как член общества, как член семьи, он развивает свои способности не только к физическому труду, но и к семейной жизни.

5. В разновозрастных группах создаются семейные традиции, которые из года в год укрепляются, переносятся в будущие семьи выпускников.

6. В разновозрастных группах дети учатся экономии и бережливости, передавая младшим учебники, школьно-письменные принадлежности, одежду, обувь, а также учатся старшие и младшие умению и навыкам в ведении хозяйственных дел, созданию домашнего уюта.

7. В разновозрастных группах возрастает самостоятельность и ответственность детей за порученное дело.

8. Дети становятся более уверенными, чувствуют себя защищенными, ускоряются темпы развития личности ребенка.

9. Исчезает проблема взаимоотношений между старшими и младшими;

10. До минимума сокращается количество побегов из школы, изживается бродяжничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе воспитательно - образовательного процесса

Сложная социально-экономическая обстановка в стране приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений часто не находят применения своим силам в обществе. Это порождает депрессию или, на...

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната

Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зре­ния воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...

Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни

Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни Социализация – это многоплановая структура, включает в себя и обучение и воспитание людей с проблемами в...

Проблема социализации детей сирот и детей

Пояснение, что такое социализация, необходимость помощи в социализации детям детского дома....

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в условиях современного общества через экономическую социализацию детей-сирот

Дети-сироты, длительное время находящиеся на полном государственном обеспечении, в сфере экономического мышления и поведения имеют пассивную жизненную позицию, которая характеризуется ожиданием помощи...

1. Программа "Духовно-нравственное воспитание" 2.Презентация "Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни,через экономическую социализацию детей-сирот"

1.Цель.Задачи.Пояснительная записка.Материалы занятий.Предполлагаемый результат.2.Цель и задачи педагогической деятельностиАктуальность педагога в развитии образованияДеятельностный аспект педагога в ...