Внеклассная учебно-исследовательская деятельность как метод повышения качества знаний учащихся профессионального училища
методическая разработка на тему

Базарбаева Рушан Насибуллаевна

Внеклассная деятельность предоставляет широкие возможности для реализации ученической исследовательской деятельности на занятиях кружков, факультативов, и становится серьезным подспорьем на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассная учебно-исследовательская деятельность как метод повышения качества знаний учащихся профессионального училища

Авторы: Базарбаева Р.Н., Борисенко И.А., Балкаева М.С.

ГОУ НПО Профессиональное училище №39

Цель нашей работы: изучение влияния внеклассной учебно-исследовательской деятельности на повышение качества знаний учащихся профессионального училища.

Задачи:

  1. Определить особенности формирования устойчивой положительной интеллектуальной мотивации учащихся профессионального училища в обучении.
  2. Доказать эффективность метода учебно-исследовательской работы среди учащихся профессионального училища.
  3. Выявить значение непрерывной связи урочной и внеурочной деятельности учащихся в успешности освоения общеобразовательных и профессиональных компетенций.

      Основу НПО составляют, на наш взгляд, прежде всего инструментальные компетенции, важнейшими среди которых являются: базовые знания в различных областях, подготовка по основам профессиональных знаний, элементарные навыки работы с компьютером, навыки управления информацией.

В чем же особенности формирования успешной положительной интеллектуальной мотивации учащихся профессионального училища в обучении?

Анализ современной теории и практики начального профессионального образования указывает на противоречия, которые требуют разрешения:

  1. между требованиями, предъявляемыми к познавательной активности будущего рабочего и ее реальным уровнем;
  2. между потребностью в высококвалифицированных специалистах, обладающих высоким уровнем познавательной активности и недостаточной научно-методической разработанностью путей и средств ее целенаправленного формирования в рамках образовательного процесса в ПУ. [1]

Это объясняется тем, что система НПО, «обучает и воспитывает специфический контингент учащихся, многие из которых представляют социально неблагополучные, маргинальные слои населения»

Основные методы побуждения положительной устойчивой интеллектуальной мотивации к учебной деятельности учащихся профессионального училища состоит в создании ярких наглядно-образных представлений, создании проблемной ситуации, коллективных формах учебной деятельности, оценке учебной деятельности, использовании технологии исследовательского обучения, применении компьютерных технологий.

Технология исследовательского обучения - особая форма организации обучения, связанная с решением учащимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов характерных для исследования.

Это предполагает «самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться»[7], оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства. Мобильность, творческий характер труда зависят от широты кругозора, осмысления и развития тех проблем, с которыми человек сталкивается в своей практике, а также видение и понимание перспектив производства. Поэтому необходимо учитывать не только то, что знает учащийся сегодня, но и что он сможет узнать завтра.

Для успешного формирования положительной мотивации к учению необходимо формирование трех компонентов – интеллектуального, эмоционального, волевого – на протяжении всего периода обучения в училище. При этом через совершенствование одного из компонентов развиваются два другие.

Методом анкетирования были определены нами группы учащихся низкомотивированных в общеобразовательных предметах, а именно – история, химия, информатика.

В диагностическом анкетировании приняли участие 75 человек
(1 курс). Целью его являлось выявить степень актуальности получаемого полного среднего (общего) образования, важности своей профессии, готовности использовать информационное пространство.

Диагностическое анкетирование включало в себя следующие вопросы:

  1. Какую роль играет профессия «Судоводитель» в обществе и экономике нашего региона?
  2. Какую роль играют знания химии в профессии «Судоводитель»?
  3. Имели ли Вы опыт исследовательской деятельности в школе?
  4. Назовите известные вам способы поиска информации?
  5. Считаете ли вы что внеклассная научно-исследовательская деятельность поможет вам повысить качество знаний по истории, химии, информатике?

Результаты анкетирования представлены в диаграмме:

Низкая мотивация обучения общеобразовательных предметов учащихся профессионального училища часто приводит к невысокому качеству знаний. Современный метод учебно-исследовательской деятельности способен решить данную проблему образования.

Используя классический метод учебно-исследовательской деятельности в профессиональном училище мы преследовали следующие цели:

  1. научить учащихся самостоятельно достигать намеченные цели;
  2. научить учащихся предвидеть мини-проблемы, которые могут возникнуть на пути достижения цели;
  3. сформировать у учащихся умение работать с информацией (поиск источников, технология работы с информацией);
  4. сформировать у учащихся навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта; навыки работы и делового общения в группе.

Для повышения интеллектуальной мотивации и качества знаний нами был разработан междисциплинарный кружок «Речное училище в лицах, событиях и перспективах». На занятиях кружка были определены направления учебно-исследовательской деятельности учащихся в области истории и химии с применением информационных технологий.

Целями внеклассной работы кружка являлись поэтапное изучение истории училища, факторов судоходства, способов предотвращения и мер борьбы с загрязнениями в акватории Волги, используя метод теоретического документального исследования, овладение и совершенствование методов научного поиска, сохранения и передачи информации широкой аудитории. Участники кружка были распределены на «рабочие» группы по темам «Саратовское речное училище: события и люди» и «Влияние судоходства на акваторию Волги», «Информационные технологии в профессии «Судоводитель».

Для достижения этих целей необходимо было решить несколько задач:

  1. Собрать материал (источники, архивные документы, фотографии) по интересующей теме;
  2. Проанализировать и систематизировать собранные данные;
  3. Обсудить полученные результаты;
  4. Сформулировать выводы проделанной работы;
  5. Создание презентаций и представление их на уроках истории, химии, информатики, на научно-технических чтениях.

Итогом работы кружка стала подготовка исследовательских работ для участия в IX областных научно-технических чтениях среди обучающихся учреждений начального профессионального образования (г. Балаково) в секциях «Краеведение», «Экология и производство».

В процессе внеклассной работы междисциплинарного кружка мы использовали следующие методы: работа с источниками в архиве, анкетирование и интервьюирование выпускников и ветеранов училища, наблюдение за различными участками акватории Волги в районе Саратова и Энгельса, ознакомление с результатами экологического мониторинга саратовского порта, анализ приемлемых способов защиты водных ресурсов от загрязнений судами, частично-поисковый или эвристический подход, создание ситуаций успеха.

Теоретическая значимость исследовательской работы учащихся заключалась в том, что она позволяет узнать об истории начального профессионального образования в Саратове, пополнить знания об училище, о выдающихся людях родного края, о влиянии судоходства на экологическую ситуацию в акватории Волги, освоение и совершенствование информационных технологий – поиск информации в Интернете, работа в текстовом редакторе MS Word, работа с электронными таблицами в программе MS Excel, алгоритм составления презентаций с помощью программ MS PowerPoint, Open Office.

Практическая значимость исследовательской работы учащихся заключается в том, что результаты исследования были использованы в лекциях, на уроках истории и краеведения, химии, биологии, информатики, на классных часах, для ознакомления абитуриентов, в проведении юбилейных мероприятий, при создании музея училища.

Показатели повышения качества знаний в результате проведенной внеклассной учебно-исследовательской деятельности учащихся профессионального училища.

Сравнительные диаграммы качества знаний по истории, химии,

 информатике за 2010-2011 учебный год

Данные диаграммы отражают положительную динамику в повышении качества знаний учащихся первого курса по профессии «Судоводитель-помощник механика судов речного флота» в течение 2010-2011 учебного года по истории, химии, информатике.

Внеклассная учебно-исследовательская деятельность учащихся в начальном профессиональном образовании в процессе работы междисциплинарного кружка позволила увеличить положительную интеллектуальную мотивацию учащихся, что привело к повышению качества знаний, успешному формированию общих и профессиональных компетенций.

Полученный опыт научно-педагогической деятельности позволит полнее реализовывать интеллектуальный потенциал учащихся на уроках и в профессиональной подготовке. Через апробированный метод учебно-исследовательской деятельности возможно осуществление непрерывной связи урочной и внеурочной деятельности учащихся в целях успешности освоения компетенций.

Литература:

  1. Горшкова Оксана Олеговна. Дидактические условия формирования познавательной активности учащихся профессиональных училищ: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Тула, 2003 230 c. РГБ ОД, 61:03-13/2057-6
  2. Новиков, A.M. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия; векторы развития / A.M. Новиков. - М.: Эгвес, 2000. - С. 24 .
  3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 267 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся

В методической разработке по проблеме «Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся» рассмотрены принципы отбора содержания тестовых заданий и требования к заданиям ...

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

   Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее ...

Проектно - исследовательская деятельность как средство повышения качества знаний учащихся

Одним из эффективных средств, используемых для повышения качества обучения в последние годы, являются исследовательские и проектные методы, применяемые на уроках биологии и во внеклассной деятельности...

Образовательное пространство как одна из форм повышения эффективной деятельности педагога по повышению качества знаний учащихся.

Ни для кого не секрет, что литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, способствует воспитанию патриотических чувств у школьника...

«Технология проектной деятельности как средство повышения качества знаний учащихся при изучении химии"

ПРОЕКТ с латинского означает -выброшенный вперед.  В последнее время это слово прочно вошло в вашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальн...

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

выступление из опыта работы о современных методах преподавания математики, позволяющих повысить качество знаний учащихся...

Использование реестров затруднений диагностических работ учащихся по английскому языку в развитии профессионального уровня педагога для повышения качества знаний учащихся

Анализ проведения окружных мониторингов внешней оценки образовательных достижений обучающихся в освоении английского языка в соответствии с ФГОС: в 2017 году в 5 классе, в 2018 году в 8 классе.  ...