Занятие в 6 классе по учебному курсу "Вокруг тебя - Мир..." "Приемы чтения"
элективный курс (6 класс) по теме

Включение в курс специальных занятий по обучению разным видам чтения (изучающему, просмотровому,  ознакомительному) позволяет совершенствовать читательские умения и навыки обучающихся. В основу работы положены статьи Н. А. Ипполитовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kurs_uchebnyy.zip375.24 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ        

                                                                                                    Кривошеева В. Н.

        Программа элективного курса «Вокруг тебя – мир...» позволяет решать главные задачи второго этапа литературного образования, которые состоят в развитии у учащихся способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, а также совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста. Отбор произведений учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике и психологическому анализу. Включение в курс специальных занятий по обучению разным видам чтения (изучающему, просмотровому,  ознакомительному) позволит совершенствовать читательские умения и навыки обучающихся. В основу работы положены статьи Н. А. Ипполитовой.

Тема: Приемы ознакомительного и изучающего чтения.

Цели. Дидактические: -обеспечить усвоение знаний учащимися приемов ознакомительного и изучающего чтения;

-повторить структуры моделей чтения «По ходу чтения» и «После чтения»; 

-расширить представление о контрасте как способе организации художественного текста;

-формировать умение соотносить читательские ожидания с развитием художественного произведения.

Развивающие: - развивать навыки  работы с дополнительной литературой, навыки исследовательской деятельности, умение анализировать и делать выводы; - развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых сфер личности сферы ее социальных навыков; -развивать  речь учащихся.

Воспитательные: - воспитывать внимательное  и бережное отношение к слову, умение работать в коллективе;                                                                           

Оборудование:таблицы для индивидуальной работы, м/м проектор, презентация по теме урока,  толковые словари, план ответа , презентация книги В. Катаева «На даче»  по типу «До чтения», таблицы «Виды и цели чтения».

Читать — это еще ничего не значит...как

 понимать читаемое — вот  в  чем  главное  дело.                                                                          К.Ушинский.

                                             Ход урока

1. Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня на занятии мы продолжим работать с приемами изучающего чтения.

-Запишите тему и эпиграф, к которому мы вернемся в конце урока для того, чтобы объяснить его значение.

Цель нашего занятия: -повторить приемы изучающего чтения «По ходу чтения» и «После чтения»; -расширить представление о контрасте как способе организации художественного текста; -формировать умение соотносить читательские ожидания с развитием художественного произведения.

 2.Проверка домашнего задания.

Используя таблицу, скажите, какова цель ознакомительного чтения?

-Каков характер ознакомительного чтения? -Просмотрите модель работы с текстом  «До чтения». -Назовите основные компоненты  модели, по  которым  вы работали дома. (Автор. Название. Эпиграф. Прогноз) - Прочитайте ваш прогноз книги В. Катаева «На даче». - Кого из вас заинтересовал прогноз?

- Какой вид чтения необходимо использовать?

3.Актуализация знаний, умений и навыков.

 1)Работа по таблице «Виды и цели чтения».

-Назовите цели изучающего чтения? -Характер  изучающего чтения?

Виды и цели чтения

Цель чтения

Характер чтения

Ознакомительное чтение

Читать книгу или нет?

Какая информация в ней содержится?

Для кого она написана?

Перелистывание, рассматривание книги, рассматривание рисунков, быстрое чтение заголовков, отдельных фрагментов текста

Изучающее чтение

В чем замысел автора?

Что нового есть для меня как читателя?

Медленное чтение всей книги или отдельных фрагментов: максимально полный охват информации; стремление ее осмыслить

2)Просмотрите модель работы с текстом  по ходу  чтения  -Назовите основные компоненты (Установка. Диалог с текстом. Внимание к слову. Главная мысль. Понимание.)

 3) Чтение текста учителем или подготовленным учеником.

- В тексте встречаются слова, значение которых необходимо предварительно рассмотреть. -Используя материалы  Словарика , дайте определение значения слова: зенитки, трассирующая пуля, фугаски, шрапнель.

- Прослушайте текст и ответьте на вопрос:  «О чем он?», при необходимости отмечая  опорные слова. - Что в рассказе на вас произвело большее впечатление? - Какой художественный прием лежит в основе заглавия и темы текста? (антитеза)

4. Дифференцированное исследовательское задание. (Работа в парах)

1) Постановка задания.

-Мы обратили внимание на контраст между заглавием и военной тематикой рассказа.

1-2 группы. -Перечитайте текст и отметьте места, где еще встречается контраст (антитеза). Постарайтесь определить какова роль этого приема?

3 группа. С помощью каких средств передается общая атмосфера в рассказе?

2) Обсуждение результатов исследовательского задания.

Вывод: контраст в рассказе  подчеркивает беззащитность тех, о ком говорится; он является не только приемом, но и способом организации  всего художественного текста; художественные средства помогают передать напряженную атмосферу событий.

Физкультминутка

5. Анализ эпизода.

1)  -Какие чувства испытывали родители, слыша «крик паровоза» и «тревожные голоса людей»? О чем «кричали окрестности»? -Уверены ли родители в безопасности детей и самих себя?  -Показывают ли они свои чувства или стараются скрыть? Подтвердите словами из текста. -Какой прием помогает автору подчеркнуть беззащитность тех, о ком говорится в рассказе?

-Как вы понимаете значение слова УЯЗВИМЫЙ? -В каком из значений можно использовать данное слово, чтобы охарактеризовать положение людей на даче во время воздушного налета?

2) -Гассер Ханс-Петер, швейцарский специалист в области международного гуманитарного права, писал в одной из работ: «Война способна принести гражданскому населению страдания даже без бомбежек и авиационных налетов»

-Какие страдания имел в виду автор высказывания?

7. Подведение итогов работы.

 - При каком виде чтения можно определить главную мысль, выбрать нужное для выполнения конкретного задания? (при изучающем чтении «После чтения»)

8. Рефлексия.

- Объясните смысл слов К. Ушинского. - Чему научились? - В чем польза урока?

Самооценка группы. Оценка учителя.

Представители групп рассказывают о  своей совместной работе.

9. Дифференцированное домашнее задание по выбору ученика.

1 гр. Написать аннотацию на книгу В. Катаева «На даче»

2 гр. Рецензия на урок.

З гр. Сочинение-рассуждение: «Читать — это еще ничего не значит...как понимать читаемое — вот  в  чем  главное  дело».

         Занятия позволят сформировать у учащихся умения самостоятельно анализировать идейно-художественное содержание литературных произведений: выявлять характерологические  черты персонажей, мотивацию их поступков, определять тему, идею, проблематику, родо-жанровую специфику произведения.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Урок музыки 2 класс. Проектирование учебного занятия в формате рекомендаций ФГОС. Тема учебного занятия: «Особенности разговорной и музыкальной речи. Интонация».

Открытый урок проводился на окружном семинаре. Дети делились на 4 группы, вели себя очень октивно, урок всем понравился....

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Методическая разработка занятия на тему «Добро начинается с тебя!»

Для каждого человека понятие слова ДОБРО разное. Услышав это слово один подумает о поступках, другой о помощи, третий еще о чем-либо. В современном мире так сильно это слово подавлено негативом, и в н...

Приемы чтения на уроках иностранного языка

Презентация по теме "Приемы чтения на уроках иностранного языка"...

Учебно-тренировочное занятие на тему: "Проведение нулевого среза владения техническими приемами игры в волейбол", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (7-8 кл.).

Учебно-тренировочное занятие на тему: "Проведение нулевого среза  владения техническими приемами игры в волейбол". (7-8 кл.)...