Современные технологии гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы
статья по теме

Денисенко Вероника Алексеевна

Автор стать поднимает вопрос об использовании активных форм в гражданско - правовом образовании учащихся основной школы и роли социального проектирования в формировании гражданской компетентности учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные технологии гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы.

Денисенко Вероника Алексеевна

учитель истории и обществознания,

заместитель директора

по воспитательной работе

МОУ СОШ № 1 г. Поронайска.

Аннотация к опыту: автор статьи поднимает вопрос об использовании  активных форм в гражданско – правовом образовании учащихся  основной школы и роли  социального проектирования в  формировании гражданской компетентности учащихся.

     В настоящее время в России на государственном уровне признано, что гражданско-правовое образование и воспитание  подрастающего поколения выступает необходимым условием построения в стране гражданского общества и правового государства.  Сегодня все больше и больше специалистов говорят о необходимости  гражданского - правового  образования в школе. Объяснение этому лежит в потребности современного российского общества в грамотных политиках и активных гражданах, способных мыслить правовыми категориями.

     Современная наука трактует гражданско - правовое образование как специфическую область воспитательно-образовательной работы, которая включает элементы правовых,  политических, исторических, экономических, этических, социологических, философских и психологических знаний, отобранных и осмысленных на основе определенных ценностных ориентаций. Современное гражданско – правовое  образование нацелено на формирование гражданской компетентности личности, а это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике.

       В процессе гражданско-правового образования учащиеся основной школы получают представление о следующих гражданских ценностях: самоопределение личности, уважение прав и свобод человека, уважение человеческого достоинства, уважение к институтам гражданского общества, уважение к нормам и правилам современной демократии, справедливость, равенство людей перед законом, общественное благо, уважение к национальным традициям и культуре, общечеловеческим ценностям, ценность политического многообразия, патриотизм,  готовность к разумному компромиссу,  толерантность, правдивость и др.

      Перед образовательными учреждениями встает задача углубления гражданско-правового образования на основе внедрения в педагогический процесс современных образовательных технологий, а так же  активных форм и методов обучения, способствующих развитию у учащихся навыков решения разнообразных проблем.

     Для реализации представленных гражданских ценностей необходимо вести курс «Право», как  систематический (сквозной) курс с 5 -го по 9-й класс, но, к  сожалению, очень редкий пример, когда школа находит вариант преподавания данного  обществоведческого курса с пятого по девятый класс. В связи с реальными возможностями нашего образовательного учреждения  курс права в основной школе ведётся лишь как часть интегративного курса «Обществознание», что является  менее эффективным с точки зрения современных целей образования и использования особых возможностей правового материала как учебного содержания. В связи, с чем нами были введены: факультативный курс «Обществознание» (5 класс), элективный курс «Детский правозащитный университет» (9 класс).

             Эффективное  использование  образовательных технологий в гражданско-правовом образовании и воспитании учащихся основной школы позволяет  по-новому выстраивать взаимоотношения педагога и учащихся в образовательном процессе, применить активные формы и виды учебной и воспитательной работы. Для активизации и интенсификации деятельности учащихся, развития у них познавательных и творческих способностей нами используются информационно – коммуникационные технологии,  проблемного и игрового обучения,  ориентированные на социализацию личности. Они позволяют полнее раскрыть и развить творческие способности и индивидуальные наклонности учащихся.

      Гражданско-правовое образование носит интегративный характер, поэтому мы даём возможность учащимся использовать знания, полученные на уроках истории, литературы, обществоведческих дисциплин, а  проведение  совместных обсуждений, дискуссий, диалогов, вовлекают учащихся в поиск ответов, на поставленные жизнью вопросы.

Методика курсов гражданско-правового образования предусматривает теоретические основы развивающего, личностно-ориентированного обучения. А это требует от учителя поиска форм и методов подхода к каждому ученику, творческому применению и разработке новых обучающих технологий, методических приемов в развитии критического мышления учащихся, формированию ценностных ориентиров личности.

По большому счету, на таких занятиях никто никого не учит. На них каждый - и учитель в том числе, - учится размышлять. Размышляя о жизни, о своем собственном жизненном опыте, о своих особенностях, возможностях, интересах, успехах, задачах, о своих отношениях с другими людьми идет осмысление ценностных ориентиров соответствующих переходу государства в новую стадию - правовое государство гражданского общества.

На таких уроках нет повторения, объяснение нового материала, проверки домашнего задания в классическом виде. Зато большое место занимает выполнение заданий аналитического (понаблюдай, пойми, подумай, вспомни) и творческого (представь, сочини, нарисуй, расскажи) характера.

Мы считаем, что учителю важно на уроках не только самому выслушивать каждого, но главное научить детей слушать и слышать друг друга, общаться друг с другом, приходить к общему мнению, учитывать его в своем поведении.

Важное место на уроках гражданско-правового направления занимают интерактивные тренинги и игры, что способствует сплочению группы, выявлению лидеров и т.д.  Тренинг - особый метод получения знаний, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента.

 Поддерживание комфортной и продуктивной атмосферы на уроках применяем разнообразные творческие задания. Это могут быть схемы, рисунки, коллажи, мини-сочинения и достаточно развернутые письменные работы.

На наш взгляд наиболее эффективными приемами являются:

- групповая работа над проблемными заданиями;

- составление коллективных вердиктов;

- работа с первоисточниками, нормативными документами;

- анализ конкретных, текущих событий, фактов жизни страны с точки зрения прав человека;

- проведение дебатов, дискуссий, социологических опросов;

- разрешение конфликтных ситуаций;

- просмотр видео сюжетов и их правовая оценка;

- деловые (ролевые) игры; круглые столы, акции;

- инсценировка и т.д.

      Особенно нам интересен один из интенсивных методов в гражданско – правовом образовании  - проектирование. Реализация данного метода способствует организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся   на уроках  и внеурочной деятельности. С 2001 года ребята приняли участие в следующих проектах: «История моей семьи в истории развития Сахалинской области», «История нашего города»,  посвящённого 55-летию образования Сахалинской области». Учебный проект (2002-2003 г.) мы посвятили: 300-летию основания Санкт-Петербурга, и приняли участие во всероссийском конкурсе «История флота - история славы России»;  «Сахалин: наследие культур».  Результатом наших первых проектов стало участие в школьных и районных конференция, конкурсах рефератов, а  впоследствии  положило начало работы школьного передвижного музея. И так каждый год мы с ребятами на уроках обществознания выбираем тему годового проекта, данная форма работы интересна для учителя и учеников, ребята увлекаются подготовкой, при этом реализуют свои интеллектуальные и творческие способности.

     Участие учащихся основной школы  в социальном проектирование способствует формированию  активной гражданской позиции, гражданской компетентности личности, социализации учащихся образовательных учреждений.  С 2004 года  мы начали работы над социальными проектами.  

    Социальное проектирование является ярким примером проведения общественной политики, а значит и проявления элементов гражданского общества. Таким образом, актуальность социального проектирования особенно для государств, переживающих период становления институтов гражданского общества, очевидна. Успешность и эффективность социального проектирования в школе зависят от многих факторов, важнейшими из которых являются: добровольность участия в проекте; оптимальное распределение времени работы над проектом; эффективное распределение обязанностей между участниками проекта; корректная позиция педагога; поддержка проекта администрацией школы; заинтересованность в результатах проектной деятельности органов власти.

       Результатом такой работы стали следующие социальные проекты:

1.Два проекта посвятили  проблеме «Отношение в обществе к людям старшего поколения»: «Дороги судьбы – дороги Победы», проект  посвящен 60-летию Великой Победы, результатом стала шефская работа с ветеранами ВОВ и УТФ, проведение благотворительных акций и издание летописи о ветеранах ВОВ г. Поронайска.(2005г.), а в проекте «Цветок жизни» подняли проблему «Одиночества пожилых людей», посадили цветы фиалки и подарили одиноким бабушкам. (2006-2007 гг.)  

2.Три проекта мы посвятили проблеме «Повышения престижа профессии учителя в обществе»: «Учитель глубинки России», издали энциклопедию «Учитель номер один», о творческом пути работающих учителей школы (2006 г.), результатом  работы над проектом  «Последний звонок» стало создание галереи портретов школьных учителей.(2007 г.), а поскольку 2010 г. был объявлен Годом Учителя в России, в рамках проекта «Учитель глазами учеников», мы организовали благотворительный праздник для учителей ветеранов г. Поронайска, не работающих в школе, издали:  творческий альбом «Учитель глазами учеников», в альбом включены работы учащихся: сочинений – 68, художественных  портретов  – 26, фотографий – 59, стихотворений – 5; и исторический очерк  «История школы в лицах», посвятили истории нашей школы и учителям ветеранам педагогического труда. Открыли Доску Почёта «Мы Вас помним и благодарим за учительский труд!»

3. Два проекта мы посвятили проблеме «Сохранению здоровья учащихся»: «Дорога к здоровью: нам -  по пути» (2008г.) и «Пивной алкоголизм: миф или реальность?», результатом проектов стали уже традиционные молодёжные фестивали, презентации, акции, социологические опросы, рейды, издание рекламной продукции и т.д.  

Данные социальные проекты объединили усилия  учителей, учеников и родителей и не оставили равнодушными общественность нашего города и области. Участие ребят в проектах показала нам необходимость обучать их этапам работы над социальным проектом.  

       В 2008 учебном году нами была разработана программа дополнительного образования учащихся «Гражданин» (6-8 класса) для клубного объединения «Гражданин», участники клуба входят в волонтёрскую группу, готовят проекты и выступления к государственным праздникам РФ, организуют и проводят акции, принимают участие в мероприятиях, гражданско-правовой и патриотической направленности. Основные направления  деятельности по программе:I. Гражданско-правовое (включает теоретические аспекты вводного правового курса и воспитание толерантности); II. Социальное проектирование «Я - гражданин России» (даёт навыки работы над  социальным  проектом);III. Духовно-нравственное «Я живу среди людей» (организация социально - значимой деятельности). Заседание в клубе  проводится 1 раз в неделю, соответственно 4 раза в месяц: (1 –теоретическое, 2 – практическое, 3 – работа с ИКТ, 4 – работы над  социальным  проектом)

Практическая направленность данной программы включает:

  1. Интерактивные тренинги:  «Давайте познакомимся», «Умей сказать «нет»!», «Услышим друг друга», « Я – лидер» и др.
  2. Дискуссии: «Насилие и закон», «Моя жизнь-мои права», «Права детей – забота государства».
  3. Деловые игры: «Избирательная кампания», «Дебаты».
  4. Круглый стол: «Что я знаю о милиции?»
  5. Ролевые игры:  «Необитаемый остров», «Проблема наркомании в нашем районе»
  6. Игры: «Правовой турнир», «В гостях у Шерлока Холмса», викторина Государственные символы РФ».
  7. Защита проекта: «Официальные и не официальные символы России»
  8. Анкетирование и социологический опрос: «Что ты знаешь о государстве?»,  «ЗОЖ», «Патриотизм – это…», « Моё отношение к выборам».
  9. Встречи: с представителями  районного собрания, администрацией ГО «Поронайский», с администрацией школы и УОКиС.
  10. Экскурсии:  Поронайский городской суд, ГОВД, администрация ГО «Поронайский».
  11. Проекты и акции: «Скажем, нет вредным привычкам»,  «Скажем, нет терроризму», «Я и закон».
  12. Создание презентаций и проведение уроков для младших школьников: государственные  праздники РФ: «День Защитника Отечества», «День Победы», «День народного единства», «День Конституции РФ».
  13. Взаимодействие с общественными организациями.
  14. Выпуск газет, публикации в СМИ
  15. Создание проектов – презентаций.
  16. Социально - значимая деятельность: помощь ветеранам ВОВ и УТФ, престарелым людям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
  17. Благотворительные акции: «Иди с добром к людям, которые тебя окружают», «Подарок воину», «Ветеран живёт рядом».
  18. Участие в районных и областных конкурсах, смотрах, слётах:  в муниципальном, областном и всероссийском этапах акции «Я – гражданин России»; областном слёте детских организаций и органов ученического самоуправления  «Содружество»; областная «Школа гражданина»; областной конкурс презентаций «Мой любимый учитель».

         Таким образом, данная  форма  организации гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы  позволяет  развивать  гражданскую компетентность, приобретать  основы правовых знаний,  реализовать проектную форму деятельности, участвовать  в школьном и классном  самоуправлении.  А также  даёт также положительную динамику в обучении: повышается качество знаний и уровень обученности по предмету;  победы в районных и областных олимпиадах и конкурсах; участие в районных  краеведческих конференциях; интеллектуальных играх; публикации детских работ в районных  газетах;  участие во   Всероссийской акции «Я - гражданин России» г. Воронеже и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации и современные технологии духовно-нравственного образования и воспитания.

Кризисные явления, охватившие политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную сферы жизни общества, изменили жизненные приоритеты граждан России. Утрата молодежью традиционных нравственны...

ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ»

Способствовать развитию экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за ее сохранение, умение принимать решения и разрешать экологическое проблемы....

Учебник обществознания как средство гражданско-правового образования и воспитания.

В работе "Учебник обществознания как средство гражданско-правового образования и воспитания", обобщен опыт работы с учебником обществознания. Тема актуальна, так как в ней рассматриваются проблем...

Гражданско – правовое образование (из опыта работы) (ГБОУ школа № 691)

Гражданско – правовое образование – это одна из важнейших задач, которая сегодня стоит не только перед школой, но и перед всем обществом, так как формирование гражданс...