Социальный проект "Я - гражданин XXI века"
методическая разработка по теме

Муфтиева Елена Васильевна

Проект представляет собой пять взаимосвязанных блоков деятельности, раскрывающих внутренние возможности воспитанников, способствующие их личностному росту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл socialnyy_proekt_ya_-_grazhdanin.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

 Белебеевский детский дом Республики Башкортостан

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Я – гражданин XXI века»

Автор – составитель:

заместитель директора по УВР

Е.В. Муфтиева

                                                       

Белебей, 2011 г.

Тип проекта

По предмету деятельности:   социальный

По времени деятельности :  среднесрочный

По количеству участников: групповой

Целевая группа:  педагоги и воспитанники детского дома

Актуальность проекта

 Особое социально-историческое значение приобретает воспитание как важнейший фактор и компонент образования, процесс развития «Нового Человека в Человеке»: индивидуальности, субъекта, личности гражданина, патриота  своей страны, носителя общечеловеческих ценностей.

Система образования детей XXI века должна дать растущему человеку основу культурно-духовного становления, социального и личного опыта, начальной профессиональной ориентации с учетом его индивидуальных способностей и возможностей. Все эти задачи невозможно выполнить только в сфере основного  (школьного образования).

Дополнительное образования – один из определяющих факторов развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения воспитанников.

В отсутствии семьи, детский дом для ребенка становится базовым институтом социализации. Средства процесса социализации выбираются на основе изучения прогнозируемых сценариев «общества будущего», в котором ценностными ориентирами для формируемых качеств и компетенций личности становятся гуманизм, патриотичность, экологическая грамотность, информационно-поисковая активность, мобильность, ответственность, проектность, самоорганизация, саморазвитие.  Поэтому важно  готовить воспитанников детского дома  не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждет в будущем, а к реальной борьбе за свое место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой молодой человек войдет в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным. Если представить себе выпускника интернатного учреждения, получившего среднее образование, владеющего иностранным языком, умеющего работать на компьютере, способного проектировать свою будущую жизнь – с уверенностью можно сказать, что он будет принят в такую культурную среду, которая станет надежной базой для его жизненных успехов.

Цель проекта:

Самореализация личности, ориентированной на успех, готовой найти свое место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения и ситуации выбора, умеющей ставить цель и достигать ее, обладающей социально необходимыми качествами.

Задачи проекта:

  1.  Содействие личностному росту воспитанников.
  2.  Обучение эффективным приемам достижения успеха в жизненных ситуациях.
  3.  Развитие лидерских качеств и организаторских способностей.
  4.  Обучение сотрудничеству в команде.
  5.  Развитие учебных и познавательных навыков.

Ожидаемый результат:

  1. Сформированность  у воспитанников общегражданских ценностей.
  2. Способность конструктивно выполнять разные социальные роли.
  3. Умение органично вписаться в общественные институты.
  4. Готовность и стремление к постоянному поиску знаний.
  5. Повышение культурного уровня.
  6. Ведение ЗОЖ.

Сроки реализации:

октябрь 2011 – май 2012 гг.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  1. Проведение социального опроса воспитанников.
  2. Анализ имеющихся ресурсов для осуществления проекта.
  3. Составление плана мероприятий по реализации проекта.

Основной этап:

  1. Формирование портфолио воспитанников.
  2. Проведение социальных акций.
  3. Участие воспитанников в спортивных и творческих мероприятиях, соревнованиях различного уровня.
  4. Участие воспитанников в общественной жизни детского дома, школы, города.

Заключительный этап:

  1. Анализ проделанной работы.
  2. Подведение итогов проекта.
  3. Определение перспектив дальнейшего развития проекта.

Управление и ресурсное обеспечение:

  1. Мотивация участников проекта.
  2. Кадровое обеспечение: педагоги детского дома.
  3.  Методическое обеспечение: тематические воспитательные программы, методическая литература, видеотека, банк передового опыта педагогов
  4.  Материально – техническое обеспечение: помещение, мультимедийное оборудование, канцелярские принадлежности, костюмы, транспорт, спортивное оборудование
  5.  Финансовое обеспечение

Содержание проекта

Содержание проекта включает в себя пять взаимосвязанных блоков, удерживающих целостность целенаправленного воспитания детей-сирот. Каждый из блоков отражает отдельный этап работы, который имеет свои цели и средства их достижения.

I  блок  «Я – здоровый человек»

В мире есть лишь две абсолютные ценности:

 чистая совесть и здоровье.

Цель: формирование у воспитанников осознанного стремления к ЗОЖ.

Задачи:

  1. Проведение воспитательных мероприятий, способствующих становлению и укреплению о воспитанников физического, духовного, нравственного и экологического здоровья;
  2. Пропаганда ЗОЖ.

Тематические

беседы и тренинги

Мероприятия

КТД

Традиции, обычаи

Участие в муниципальных

республиканских

мероприятиях

- «Здоровье – ключ к успеху;

- «Умей сказать  - «нет!»;

- «Три ступени ведущие вниз»;

-«Параолимпийские игры»

-Танцевальный

марафон, посвященный Дню борьбы со СПИДом :

- товарищеские встречи по футболу;

- лыжные гонки

- Акция

«Столовая

для пернатых друзей»;

- акция

«Рябиновая аллея»;

экологические субботники;

- акция «Наш двор»

-Ежедневная утренняя гимнастика;

- Неделя здоровья;

- декадник

«Красный,

желтый,

зеленый»

- Участие в муниципальном конкурсе рисунков «Мы – за ЗОЖ!»;

- участие в республиканских соревнованиях по футболу среди воспитанников детских домов РБ;

- участие в муниципальной

легкоатлетической эстафете.

II блок «Я – культурный человек»

Для успеха в жизни

 культура  общения с людьми

гораздо важнее, чем обладание талантом

Цель: повышение уровня воспитанности детей.

Задачи:

  1. Воспитание эстетической, политической культуры.
  2. Формирование культуры поведения в обществе, коммуникативных навыков.
  3. Формирование нравственно-волевых качеств личности.

Тематические

беседы и тренинги

Мероприятия

КТД

Традиции, обычаи

Участие в муниципальных

республиканских

мероприятиях

- «Культура и быт башкирского народа»;

-« Народные праздники»;

- «Доброе слово и кошке приятно»;

- «Культура умственного труда в школе и дома»

- Выставка творческих работ «Вернисаж»;

- Конкурс чтецов «Времена года»

- Акция «Подарок другу»;

- Акция «Копилка Деда Мороза»

- Неделя «Музей и дети»;

- посещение концерта

народного хора «Русские звоны»

- Участие в муниципальных, республиканских, межрегиональных творческих конкурсах

III блок «Я -  патриот»

Поэтом можешь ты не быть,

 но гражданином быть обязан

Н.Некрасов

Цель: формирование активной гражданской позиции воспитанника.

Задачи:

  1. Способствовать осознанному участию воспитанников в социально значимых мероприятиях, акциях.
  2. Развивать коммуникативные умения и навыки воспитанников.
  3. Развитие чувства гордости за свою страну.

Тематические

беседы и тренинги

Мероприятия

КТД

Традиции, обычаи

Участие в муниципальных

республиканских

мероприятиях

- «С чего начинается Родина?»;

- «Урок  мужества»;

-  «Ими гордимся»;

- «Мой главный документ»

- Поисковая работа «Как зовут тебя, улица?»

- Акция «Помощь ветерану»;

- Концерт к

 празднику

Победы;

- Посадка

«Аллеи ветеранов»

- Торжественное вручение паспортов;

- Участие в легкоатлетическом кроссе, посвященному Дню Победы

IV блок «Я – толерантная личность»

Испытание на мужество

                                                                           человек проходит в одиночестве,

 толерантность проявляется среди людей

Цель: формирование у воспитанников навыков управления своими эмоциями.

Задачи:

  1. Развитие у воспитанников способности к эмпатии и сенситивности.
  2. Воспитание терпимости и понимания к людям.
  3. Воспитание милосердия.

Тематические

беседы и тренинги

Мероприятия

КТД

Традиции, обычаи

Участие в муниципальных

республиканских

мероприятиях

- Тренинг «Портрет толерантной личности»;

- Тренинг «Критикуя, предлагай»;

- «Ты да я, да мы с тобой»

-Проведение народных праздников;

- экскурсия в ЦНК «Урал-Батыр»

Благотворительный

концерт  в доме престарелых;

- «Театральные гастроли  - малышам»;

Познавательные

занятия

«Мы такие разные, но все-таки мы вместе»

- Участие в республиканском проекте

«Подари детям столицу республики»;

- Участие в межрегиональном конкурсе рисунков «Наполни сердце добротой»

   

V блок «Я –успешный человек»

У меня все получится!

Цель: формирование у воспитанников стремления к личностному росту, самопознанию, саморазвитию.

Задачи:

  1. Формирование положительной мотивации к образованию и самообразованию.
  2. Развитие творческих способностей.
  3. Воспитание целеустремленности.

Тематические

беседы и тренинги

Мероприятия

КТД

Традиции, обычаи

Участие в муниципальных

республиканских

мероприятиях

- «Моя уникальность»;

- Ресурсный психотренинг;

- «Мои цели»;

- «Мой разумный выбор»;

- Тренинг «Ковер мира»;

- «Мой речевой стиль»;

Самопрезентация

«Здравствуйте, это я!»

Интеллектуаль-

ный марафон;

- олимпиада по обществознанию

- Викторина

«Знай свой край»

Выпуск газеты

«Будь в курсе!»

- чествование

успешных учеников,

активистов детского самоуправления, победителей конкурсов, олимпиад на Дне Детства

Участие в республиканском культурно-спортивном фестивале воспитанников детских домов

Социальные партнеры

по реализации проекта

  1. Детская юношеско-спортивная школа
  2. Детская школа исскуств
  3. Краеведческий музей
  4. Музей народного творчества
  5. Центр национальных культур «Урал-Батыр»
  6. Детский сад «Дюймовочка»
  7. Городской совет ветеранов
  8. Городской отдел молодежи
  9. Центр помощи семье, детям и молодежи
  10. ГУ КЦСОН стационарное отделение для граждан пожилого возраста              с. Усень-Ивановское.

Пути дальнейшего

 развития проекта

  1. Успешное участие детей в творческих, интеллектуальных, спортивных конкурсах
  2. Пополнение портфолио воспитанников
  3. Встречи с успешными выпускниками детского дома, знаменитыми земляками.
  4. Обновление стенда «Ими гордимся»
  5. Успешное поступление воспитанников в ссузы и вузы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект в рамках Всероссийского конкурса "Я - Гражданин России" - "Начни с себя"

Работа по проекту Всероссийского конкурса "Я -Гражданин России" позволяет активизировать инициативу каждого неравнодушного человека  к здоровью ребёнка. Реализация проекта  - это комплекс ме...

Социальный проект в рамках акции "Я- гражданин России"

Социальный проект ««Благоустройство береговой зоны пруда Гарган микрорайона школы №12 г Новочеркасска»  в рамках акции: «Я – гражданин России».           ...

Из опыта разработки социального проекта «Мы волонтеры» в рамках XIII Всероссийской акции «Я – гражданин России».

В этом учебном году активные лицеисты БОУ г. Омска «Лицей № 143» приняли участие в областном конкурсе социальных проектов среди обучающихся Омской области в рамках XIII Всероссийской акции «Я – ...

Алгоритм работы над социальным проектом в рамках ежегодной акции "Я - гражданин России"

Алгоритм действий учащихся по подготовкеи выполнениею фоциального проекта,  участвующего в ежегодной акции "Я -гражданин России" выполнен на основании 10-летнего опыта работы и участия школьнрой ...

Социальный проект "Тимуровцы XXI века"

Укрепление связи поколений. Оказание посильной помощи пожилым людям, живущим рядом с нами....

Презентация "Социальный проект "Тимуровцы XXI века"

Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта (укрепление связи поколений; оказание посильной помощи пожилым людям, живущим рядом)....

Муниципальный этап XIX областного конкурса социальных проектов в рамках Всероссийской акции « Я гражданин – России!» Номинация: «Добровольчества и волонтёрства» Социальный проект «Добрая воля»

Нас в жизни окружает очень много равнодушных людей. Мы хотим изменить такое отношение к жизни у большинства из них.Своим проектом мы хотим привлечь к волонтерскому и добровольческому движению как можн...