Формирование критического мышления в процессе обучения истории и обществознания
статья по теме

Проблемное обучение на уроках истории. Развитие критического мышления школьников. Приемы “Я уже знаю”, “Лови ошибку”, “Решение творческих учебных задач” позволяют увеличить познавательную активность учащихся, обеспечивают положительную мотивацию учебной деятельности, настраивают школьников на творческий поиск.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование критического мышления
в процессе обучения истории и обществознания

Образовательная технология развития критического мышления.

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов, одним из которых стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч.Темплом педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Эта структура представлена в виде таблицы, с соответствующими пояснениями.

Технологические этапы

I стадия

II стадия

III стадия

Вызов: Осмысление содержания: Рефлексия:

— актуализация имеющихся

—получение новой

— размышление, рождение знании;

 . информации нового знания;

— пробуждение интереса к получению — корректировка
к получению новой учеником поставленных — постановка учеником
информации; целей обучения новых целей обучения

— постановка учеником
собственных целей обучения

Цель: обеспечение максимальной эффективности проведения урока.

Подготовка к уроку:

  1. предварительный анализ учителем материала изучаемой темы; выделение и формулировка проблемы, которую учащиеся должны решить на уроке;
  2. диагностика уровня подготовленности класса к выполнению той или иной работы;
  3. подбор пакета учебных текстов к уроку (при необходимости их адаптация к уровню развития школьников);
  4. подбор конкретных педагогических приемов с целью использовать на уроке.

Изменения в структуре урока.

Применение методики формирования критического мышления приводит к изменению структуры урока. Выделяются 3 основные стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления (рефлексии).

Стадия вызова. Основная задача – пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии происходит озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности.

Стадия осмысления – стадия, в которой учащиеся сталкиваются с новой информацией; школьники пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа.

Стадия размышления (рефлексии) – стадия на которой происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.

Правила, которые необходимо соблюдать при проведении уроков по формированию критического мышления.

  1. В работу должны быть вовлечены в той или иной степени все учащиеся. С этой целью полезно использовать приемы, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
  2. Следует позаботиться о психологической подготовке учащихся. Для этого полезны проведение разминок, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.
  3. Учащихся не должно быть много, не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в группах. Очень важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.
  4. Для школьников должен быть создан максимальный физический комфорт. Столы лучше поставить “елочкой”, чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе.
  5. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их.
  6. Деление учащихся на группы лучше построить на основе добровольности, но обязательно добиться того, чтобы группы были примерно равны по силам.

Результативность: повышение качества образовательного процесса.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен…

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1.     Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2.     Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3.     Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4.     Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5.     Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6.     Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

Прием «Пометки на полях»

На смысловой стадии учитель организует работу с текстом: «Семья в современном обществе», содержание которого изложено выше. Каждый ученик получает «распечатку» текста. Цель учителя: эффективно организовать работу каждого  школьника, чтобы каждый нашел недостающую информацию для заполнения кластера. Для этого автор опыта использует прием «ИНСЕРТ».

ИНСЕРТ

«v» - уже знал

«+» - новое

 «- « - думал иначе

« ?» - не понял, есть вопросы

Сформулируем  некоторые правила работы с использованием данного приема для учащихся:

1. Делайте пометки. Предлагается два варианта пометок:

А) значки  «+» и «v»;

Б) значки   «+», «v», «-«, «?».

2. Ставьте значки по ходу чтения текста.

3. Прочитав текст один раз, вернитесь к своим первоначальным     предположениям, вспомните, что вы знали или считаете, что знали по данной теме раньше.

4. Прочтите текст еще раз. Возможно, количество значков увеличится.

Каждый ученик читает текст индивидуально  в течение 10-15 минут. В ходе чтения на полях карандашом делаются пометки «v», «+», «-«, «?».

Данный прием стимулирует более внимательное чтение.

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Использование этого приема требует от учителя, во-первых, предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками. Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков. В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно ученики без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.

Знак минус (ученик думал иначе) при работе с более старшими детьми работает нечасто. И все-таки от него не следует отказываться.

Весьма интересным в этом приеме является знак «вопрос». Дело в том, что нередко учителя полагают, что, объясняя  учебный материал на уроке, они находятся в поиске ответов на вопросы, которые интересны ученикам. Это на самом деле не всегда так. Авторы учебников ставят перед  учениками самые разные вопросы, учитель на уроке требует ответов на них, а вот места для вопросов самих учеников ни в учебниках, ни на уроках нет. А результат всего этого хорошо известен: дети не всегда умеют задавать вопросы, а со временем у них вообще появляется боязнь их задавать.

А ведь известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.

Приемы «Фишбоун», «Концептуальная таблица»

проблема

факты

причины

Страна

восходящего Солнца

Пути решения

Прием «Фишбоун» описан у Д.Баланка. Он используется при обсуждении проблем, поиске решений. Лучше всего, если проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается на достаточно ясную фактическую базу.

В процессе чтения учащиеся работают со схемой «Фишбоун», что в переводе  означает «рыбий скелет». В «голове» этого скелета они обозначают ту проблему, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты.  

Учащиеся самостоятельно читают текст учебника. В «голове» записывают тему урока. В процессе чтения записывают причины исторического явления, события над верхними косточками; факты - около нижних косточек. Свой вывод по изучаемому вопросу – в «хвосте». Работают индивидуально. На этапе рефлексии обмениваются мнениями в небольших группах. Затем учитель организует межгрупповое общение, в результате выстраивается «единый» вариант схемы.

Прием «Концептуальная таблица» полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты, свойства, по которым это сравнение происходит.

Использование таблиц при организации самостоятельной  работы с текстом

Работа с таблицами широко используется в средней школе. Они используются  для систематизации информации, характеристики существенных признаков изучаемых явлений, событий, объектов.

Авторами технологии развития критического мышления предлагается вариант таблицы, нацеленный не только на выявление характеристик изучаемых явлений и объектов, но и на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом.

Таблица ПМИ (Плюс – Минус -  Интересно)

«П+» - позитивный характер

«М-» - негативный характер

«И» - интересно

 

В  графу «П» заносится информация, которая носит позитивный характер, «М» - негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу «И». Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие  графы.

Сюжетная таблица

Таблица состоит из пяти вопросов, она поможет при работе с историческими текстами, документами (описание события). Читая текст, ученик делает пометки по пяти вопросам, создавая скелет текста. Таким образом, развивается сюжетное мышление учеников.

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ»

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

Маркировочная таблица ЗУХ

З

У

Х

 

 

 

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется  прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждо колонке по одному или два тезиса или положения.

Использование стратегий и приемов технологии развития критического мышления при проведении уроков - семинаров

Существуют различные типы семинарских занятий. На них происходит ознакомление с новой информацией, которая по большей части излагается самим преподавателем или учащимися. Очень редко школьники читают на самих занятиях, обсуждая прочитанное друг с другом. Вместе с тем вдумчивое чтение является действенным инструментом для развития  навыков критического мышления.

Стратегия обучения «сообща» в малых группах «Зигзаг»

«Учимся сообща»

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.

Время выполнения: 20-30 минут

Описание работы.

Учащиеся формируются в несколько групп (4-7 человек в каждой группе).

Важно, чтобы количество образованных групп было четным.

Текст, подлежащий изучению, делится на несколько приблизительно равных по объему фрагментов. При этом следует учитывать, что количество групп должно быть в 2 раза больше, чем количество фрагментов текста.

Первая группа получает отрывок текста, читает его, выделяет главное, готовит выступление по данному фрагменту.

Вторая группа подготавливает вопросы к такому же отрывку текста.

Целесообразно заранее обговорить их количество.

Следующие 2 группы выполняют те же задания, но уже с другими фрагментами текста и т.д.

По очереди заслушивается первая группа с объяснением, вторая группа задает вопросы, затем выступают следующие группы учащихся.

Учитель подводит итоги учебной деятельности.

Стратегия разработана Элиотом Аронсоном. В педагогической литературе и практике эта стратегия больше знакома под названием «Пила». Кратко данную стратегию можно охарактеризовать как «изучение фрагментов информации в группах – встреча экспертов – возвращение в группы – обобщение и презентация».

Использование стратегий и приемов технологии на уроках обобщающего повторения

Уроки обобщающего повторения приобретают все большее значение в процессе обучения географии. Основная цель этих уроков – в опоре на имеющиеся знания о фактах,  связях выявить общие признаки, принципы, закономерности географических явлений.  Реализации этой цели способствует применение стратегий и приемов технологии критического мышления.

Прием «Синквейн»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Синквейн – стихотворная форма, которая позволяет выразить свои чувства, мысли, эмоции. Это французское слово, обозначающее «5 строк». Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: на первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна; на второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; на третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна; на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по возможности, эмоциональной.

Синквейн позволяет создать в классе творческую атмосферу, проверить, как ученики запомнили важнейшие понятия темы, особенности обществоведческих и исторических объектов и явлений. Синквейн  можно писать индивидуально, в парах, группах.

Прием «Учебный мозговой штурм»

Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения.

Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Прием «Лекция со стопами»

Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Прием “Двойной дневник”

Цель: развитие мыслительных способностей учащихся, выработка школьниками собственной позиции по изучаемой теме.

Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста.

Описание приема.

Учитель предлагает изучить определенный текст.

Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части.

В первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста; во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.

Примеры возможных проблемных ситуаций:

  1. Ситуация неожиданности – при работе с текстом учащиеся сталкиваются с фактами, идеями, вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными, поражающими своей неожиданностью;
  2. Ситуация конфликта – создается, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с известными учащимся научными теориями и представлениями;
  3. Ситуация несоответствия – создается, когда жизненный опыт учащихся противоречит данным, полученным из текста документа;
  4. Ситуация неопределенности – возникает в случаях, когда текст не содержит достаточной информации для решения поставленной проблемы, расчет делается на сообразительность, смекалку, интуицию учащихся;
  5. Ситуация предположения – основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий;
  6. Ситуация выбора – основана на возможности выбора одного из вариантов решения поставленной проблемы, наиболее убедительного, по мнению учащихся, обосновывать его.

Результативность: учащиеся вырабатывают навыки критического анализа текста; корректируют имевшиеся у них представления по изучаемой теме в соответствии с полученной новой информацией; определяют собственную позицию.

Приемы, используемые на стадии размышления (рефлексии)

Цель: - формирование у учащихся независимой, взвешенной позиции по отношению к изучаемой теме;

  1. развитие умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Прием “Пресс-конференция”( )

Цель: - формирование у учащихся умения грамотно и корректно формулировать вопросы;

  1. развитие мыслительных способностей школьников;
  2. диагностика уровня усвоения нового материала.

Время выполнения: 8-12 минут.

Описание приема.

Перед изучением учебного текста, учитель ставит задачу составить к нему список вопросов. Целесообразно оговорить минимальное их число.

Учитель заранее рассказывает ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного.

Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания.

Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.

Всю массу поставленных вопросов учитель разбивает на 3 группы, комментируя свои действия:

1 – вопросы, на которые можно ответить на уроке;

2 – вопросы, требующие отдельного исследования;

3 – вопросы, ответы на которые, возможно не существуют.

Учитель отвечает на вопросы из первой группы. Целесообразно предоставить право ответа более подготовленным ученикам.

Некоторые вопросы из второй группы можно использовать как темы будущих докладов учащихся.

Диагностика:

- преобладание репродуктивных вопросов показывает низкую заинтересованность учащихся в изучении данной темы;

  1. преобладание вопросов, расширяющих знания, показывает высокую заинтересованность учащихся, но недостаточность предоставленной информации;
  2. преобладание развивающих вопросов свидетельствует о высоком уровне усвоения нового материала, перенос полученных знаний в новые ситуации.

Пример. Тема “Политические партии о настоящем и будущем России” 11 класс.

Репродуктивный вопрос: - Какую позицию заняла партия кадетов по отношению к вопросу о продолжении участия России в 1 Мировой войне?

Расширяющий вопрос: Почему партия конституционных демократов настаивала на продолжении войны “до полной и окончательной победы над врагом”?

Развивающий вопрос: Какие последствия для партии кадетов и дальнейшего развития России могло иметь продолжение активного участия империи в войне?

Прием «Завершим схему»

Цель: формирование у учащихся навыков составления опорных схем.

Описание приема.

Учитель предлагает учащимся завершить самостоятельно неоконченную схему.

Заполнить пробелы в схеме.

Установить и графически изобразить логические связи между звеньями схемы.

Учащиеся выполняют работу, обсуждают предложенные варианты.

Прием «Шляпы мышления»

Цель: развитие умения формулировать и грамотно аргументировать свою позицию.

Время выполнения: 15-30 минут.

Описание работы.

Вариант 1.

Класс делится на группы. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя выбирают “шляпу мышления”, то есть позицию, которую они будут представлять.

Виды предлагаемых “шляп мышления”:

  1. Белая шляпа – нейтральная позиция: учащиеся анализируют предложенный текст, извлекают из него новую для себя информацию.
  2. Черная шляпа – позиция “против”: анализируя текст, учащиеся обращают особое внимание на слабые стороны позиции автора, выявляют ошибки и противоречия в тексте, формируют аргументы, опровергающие выводы, предложенные в источнике.
  3. Желтая шляпа – позиция “за”: учащиеся защищают позицию автора документа, выявляют потенциал, заложенный в источнике.
  4. Синяя шляпа – размышление: учащиеся пытаются выявить сущность исследуемого явления, сопоставить его с другими событиями, установить причинно-следственные связи, определить тенденции.
  5. Красная шляпа – эмоции: учащиеся вырабатывают аксиологическую позицию относительно изучаемого явления или точки зрения автора текста.
  6. Зеленая шляпа – творческий поиск: учащиеся пытаются использовать полученную новую информацию в иных условиях, прогнозируют дальнейшее возможное развитие событий, пытаются выявить влияние изучаемого явления на исторический процесс.

Учащиеся анализируют предложенный текст, обсуждают его в группах, вырабатывают аргументы в защиту избранной позиции.

Спикер группы докладывает о результатах проведенной работы.

Учащиеся обсуждают выдвинутые в защиту позиции аргументы.

Вариант 2.

Учащиеся анализируют предложенный текст, выбирают “шляпу мышления”, которая для них наиболее благоприятна.

Учащиеся объединяются в группы в зависимости от выбранной “шляпы мышления”, совместно вырабатывают аргументы в подтверждение своей позиции, подготавливают проект выступления.

Школьники представляют и обсуждают предложенные проекты.

При использовании конкретной “шляпы мышления” следует учитывать цели, поставленные перед учащимися, характер предложенного текста, уровень развития мыслительных способностей и навыков у школьников. На уроке не обязательно использовать все предложенные позиции. Кроме того, возможно сочетание “шляп мышления”. Например: сочетание “синей” и “зеленой шляп” позволяет выявить истоки изучаемого явления, а также его возможные последствия. Использование данной формы групповой работы позволяет реализовать на уроке принцип разноуровневого обучения.

Прием «Круги на воде»

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Использование приемов критического мышления на уроках истории и обществознания

Прием «Кластер».

Тема: «Япония на пути модернизации» (8 класс).

Выписать на доске ключевое слово «Япония» и предложить учащимся выполнить работу.

Составляется кластер

Страна

восходящего Солнца

Пути решения

Электроника

Каратэ

Островное

государство

Рис

Иена

Япония

Кимоно

Сёгун

Токио

“Сони”

Тихий океан

Харакири

Дальний Восток

Таким образом, из вышеперечисленного можно установить, что Япония – островное дальневосточное государство, расположенное в бассейне Тихого океана, обладающее древними культурными и военными традициями. В настоящее время Япония – высокоразвитое государство, славящееся своей техникой и электроникой. Столица – Токио, национальная валюта – иена. Однако, к началу XIX века, по своему экономическому и политическому развитию Япония значительно отставала от ведущих европейских держав и США. Далее следует объяснение нового материала.

Прием «Решение творческих учебных задач»

Цель: стимуляция творческой мыслительной активности учащихся, пробуждение интереса к изучаемой теме.

Время выполнения: 7-8 минут

Описание приема.

Опираясь на сюжет изучаемого материала, учитель заранее составляет текст задачи и предлагает учащимся найти различные пути ее решения.

Условие задачи должно соответствовать следующим требованиям:

  1. – наличие проблемы, требующей решения;
  2. – достаточность условия;
  3. – корректность вопроса;
  4. – наличие противоречия (неочевидность ответа).

Учащиеся решают поставленную задачу самостоятельно или в группах, выдвигают варианты решения.

Учитель предлагает школьникам выяснить, как данная ситуация разрешилась в реальности (переход к изучению нового материала).

Тема: «Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.» (11 класс).

Задача: Одной из главных причин экономических кризисов является нарушение баланса между производством и потреблением: предложение на рынке произведенных товаров превышает платежеспособный спрос на них. Во избежание убытков, предприниматели вынуждены сокращать производство, увольнять работников, что, в свою очередь приводит к падению платежеспособности населения и очередному сокращению рынка сбыта. Предложите, в какие отрасли экономики следует перераспределить капиталовложения, чтобы сохранить прибыль, обеспечить занятость населения, но, при этом, не выпускать излишнюю товарную массу?

(Контрольный ответ: выпуск продукции по государственному заказу (допустим вооружение); перераспределение капиталов из сферы производства в сферу обслуживания).

Прием «Лови ошибку»

Цель: актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме, развитие у школьников критического подхода к получаемой информации.

Время выполнения: 5-6 минут

Заранее подготавить текст, содержащий ошибочную информацию и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Тема «Права несовершеннолетних по трудовому законодательству» (10 класс.)

Задание: Предприниматель А. принял на работу 14-ти летнего Б. в качестве грузчика на оптовый склад табачных изделий на следующих условиях:

  1. 6-ти дневная рабочая неделя, продолжительность рабочего дня 8 часов;
  2. ежегодный оплачиваемый отпуск – 2 недели;
  3. испытательный срок при приеме на работу – 3 месяца.

Вопрос: Какие права несовершеннолетнего Б. в сфере трудового законодательства были нарушены?

Результативность. Использование перечисленных приемов на уроке приводит к:

- актуализации уже имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме;

  1. обеспечению высокого уровня заинтересованности в изучении нового материала;
  2. созданию ситуации успеха для каждого школьника;
  3. возможности для учителя диагностировать уровень подготовки учащихся к изучению данной конкретной темы.

Прием “Пометки на полях”

Цель: оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.

Предлагается проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему.

Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:

V – то, что было известно учащимся ранее;

+ – новая, неожиданная информация;

– – информация, противоречащая взглядам учащихся;

? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна).

Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от сложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся.

Полученные новые сведения можно оформить в виде таблицы:

ЗНАЮ

УЗНАЛ

ХОЧУ УЗНАТЬ

Прием “Двойной дневник”

Цель: развитие мыслительных способностей учащихся, выработка школьниками собственной позиции по изучаемой теме.

Учитель предлагает изучить определенный текст.

Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части.

В первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста; во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.

Примеры возможных проблемных ситуаций:

Ситуация неожиданности – при работе с текстом учащиеся сталкиваются с фактами, идеями, вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными, поражающими своей неожиданностью;

Ситуация конфликта – создается, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с известными учащимся научными теориями и представлениями;

Ситуация несоответствия – создается, когда жизненный опыт учащихся противоречит данным, полученным из текста документа;

Ситуация неопределенности – возникает в случаях, когда текст не содержит достаточной информации для решения поставленной проблемы, расчет делается на сообразительность, смекалку, интуицию учащихся;

Ситуация предположения – основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий;

Ситуация выбора – основана на возможности выбора одного из вариантов решения поставленной проблемы, наиболее убедительного, по мнению учащихся, обосновывать его.

Результативность: учащиеся вырабатывают навыки критического анализа текста; корректируют имевшиеся у них представления по изучаемой теме в соответствии с полученной новой информацией; определяют собственную позицию.

Прием «Составление синквейна»

Цель: развитие творческих способностей учащихся; закрепление новых знаний на уровне ассоциаций.

Синквейн – белый стих, составленный по следующей схеме:

  1. заголовок – ключевое слово;
  2. два прилагательных, ассоциирующихся у учащихся с ключевым словом;
  3. три глагола – по тому же принципу;
  4. фраза, несущая смысловую нагрузку;
  5. вывод-резюме.
  1. Учащиеся пишут и озвучивают свои варианты синквейна.

Пример. Тема “Роль права в жизни общества” 10 класс

Варианты синквейна:

  1. закон;
  2. суровый, необходимый;
  3. регулирует, защищает, карает;
  4. принимается Федеральным Собранием Российской Федерации;
  5. справедливость.

Результативность:

- происходит присвоение новых знаний;

  1. учащиеся приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию;
  2. учитель получает возможность диагностировать уровень усвоения учащимися нового материала.

Прием «Учимся сообща»

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.

Учащиеся формируют в несколько групп (4-7 человек в каждой группе).

Важно, чтобы количество образованных групп было четным.

Текст, подлежащий изучению, делится на несколько приблизительно равных по объему фрагментов. При этом следует учитывать, что количество групп должно быть в 2 раза больше, чем количество фрагментов текста.

Первая группа получает отрывок текста, читает его, выделяет главное, готовит выступление по данному фрагменту.

Вторая группа подготавливает вопросы к такому же отрывку текста.

Целесообразно заранее обговорить их количество.

Следующие 2 группы выполняют те же задания, но уже с другими фрагментами текста и т.д.

По очереди заслушивается первая группа с объяснением, вторая группа задает вопросы, затем выступают следующие группы учащихся.

Учитель подводит итоги учебной деятельности.

Пример. Тема «Виды коммерческих организаций» 10 класс

1 группа готовит выступление на основе пункта параграфа «Хозяйственные товарищества».

2 группа готовит вопросы к данному пункту (не менее 5)

3 и 4 группы аналогичным образом прорабатывают пункт «Хозяйственные общества»

5 и 6 группы – пункт «Производственный кооператив. Унитарное предприятие».

Работа в группах с использованием приема «Шляпы мышления»

Учащиеся анализируют предложенный текст, выбирают «шляпу мышления», которая для них наиболее благоприятна.

Учащиеся объединяются в группы в зависимости от выбранной “шляпы мышления”, совместно вырабатывают аргументы в подтверждение своей позиции, подготавливают проект выступления.

Школьники представляют и обсуждают предложенные проекты.

При использовании конкретной “шляпы мышления” следует учитывать цели, поставленные перед учащимися, характер предложенного текста, уровень развития мыслительных способностей и навыков у школьников. На уроке не обязательно использовать все предложенные позиции. Кроме того, возможно сочетание “шляп мышления”. Например: сочетание “синей” и “зеленой шляп” позволяет выявить истоки изучаемого явления, а также его возможные последствия. Использование данной формы групповой работы позволяет реализовать на уроке принцип разноуровневого обучения.

Пример.  Тема «Коллективизация крестьянства» 11 класс

1 группа – «Белая шляпа» - учащиеся докладывают о ходе коллективизации в СССР;

2 группа – «Черная шляпа» - учащиеся критикуют политику коллективизации;

3 группа – «Желтая шляпа» - школьники выдвигают аргументы в пользу необходимости проведения коллективизации;

4 группа – «Красная шляпа» - учащиеся дают нравственную оценку тем методам, с помощью которых проводилась коллективизация;

5 группа – «Синяя шляпа» - учащиеся выявляют причины и истоки политики коллективизации в СССР;

6 группа – «Зеленая шляпа» - учащиеся составляют прогноз дальнейшего развития Советского Союза после проведения коллективизации.

Результативность:

- активизация познавательной деятельности учащихся на творческой основе;

- обеспечение максимального включения школьников в учебную деятельность;

- реализация принципа сотрудничества на уроке.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»

Цель мастер-класса: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов; проведение занятия по использованию приемов ТРКМ для работы с текстом в процессе обучения истории и общество...

Развитие критического мышления школьников на уроках истории и обществознания как фактор профилактики конформности

Развитие критического мышления школьников на уроках истории и обществознания как фактор профилактики конформности...

Выступление на педсовете "Формирование критического мышления в процессе обучения математике"

Тема «Формирование критического мышления в процессе обучения математике»На современном этапе развития общества перед образовательными учреждениями поставлена задача перехода на новые образовательные с...

Формирование критического мышления учащихся на уроках истории при работе с текстом.

В данной статье освещаются различные методы работы с текстом (кластер, синквейн, ПОПС и др.), технологии  применения и их значение при работе с учебником, документами, дополнительной литературой ...

Развитие критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания

В статье учителя истории ГБОУ Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Абрамова А.И. рассказывается о развитии критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания...

Выступление на ГМО учителей истории г. Губкина "Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания"

Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания...