В мире стекла и мозаики
презентация к уроку по теме

 

 

В прошлом году исполнилось 300 лет со дня рождения М.В.Ломоносова. Одно из мероприятий, посвящённое  этому знаменательному событию, Ломоносовская конференция. Ребята представляли проекты из разных областей наук: литература, физика, химия, история, изобразительное исскуство.  Многие науки, различные по своему характеру, считают его своим основоположником. Среди них искусство мозаики занимает почетное место.

Ребята третьего класса представили проект "В мире стекла и мозаики", результатом которого стало создание мозаичного портрета великого учёного.             Основной задачей представленной работы является освещение вклада М.В.Ломоносова в возрождение и развитие мозаичного искусства в России.                       Выбранная тема интересна, в первую очередь тем, что четко демонстрирует взаимосвязь точных наук, таких как физика, оптика, химия, минералогия и искусства живописи. Это, несомненно,  было революционно в XVIII  веке и  вызывает огромный интерес и уважение  в настоящее время.

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В мире стекла и мозаики» «…Пою перед Тобой в восторге похвалу Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу…» М.В. Ломоносов

Слайд 2

Цели исследования: - ознакомиться с историей стекла, мозаики, мозаичных смальт - ознакомиться с теорией 3-х цветов Ломоносова - составить представление о вкладе М.В.Ломоносова в возрождение и развитие мозаичного искусства - ознакомиться с основными мозаичными работами М.В.Ломоносова

Слайд 3

Основатель мозаичного искусства в России Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Слайд 4

Мозаика - древний вид изобразительного искусства. Мозаика – (из итальянского языка) «сложенный из кусочков». Представляет собой изображение или орнамент, выполненный из однородных или различных по материалу частиц.

Слайд 5

Несколько мозаичных работ привез в 1746 году из Рима граф Михаил Илларионович Воронцов, в доме которого часто бывал Ломоносов. Возникновение интереса к мозаичному искусству

Слайд 6

1748 год постройка химической лаборатории Начало больших исследований по химии технологии силикатов по теории цветов

Слайд 7

Получение смальты Проделав около четырех тысяч опытов был открыт способ получения смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков. Образцы цветного стекла, сваренного для мозаичных работ

Слайд 8

Развитие и совершенствование мозаичного искусства В 1757 году из мозаичной мастерской Ломоносова вышли четыре портрета Петра Великого. Один из них Ломоносов поднес Сенату.

Слайд 9

декабрь 1754 года - открытие фабрики в Усть-Рудице. Жалованная грамота на Усть-Рудицу, выданная М.В..Ломоносову Фабрика по производству стекла и мозаики

Слайд 10

Создание мозаичных картин и портретов Елизавета Петровна Создание мозаичных картин, портретов и миниатюр

Слайд 11

П. И. Шувалов Екатерина II Александр Невский Нерукотворный Спас

Слайд 12

«Полтавская баталия» - последняя работа, выполненная Ломоносовым Ломоносов у эскиза картины Мозаичное полотно в честь Петра I



Предварительный просмотр:

            Великий ученый XVIII века Михайло Васильевич Ломоносов был энциклопедистом в широком смысле этого слова. Многие науки, различные по своему характеру, считают его своим основоположником. Среди них искусство мозаики занимает почетное место.

            Мозаика – это древний вид изобразительного искусства. «Сложенный из кусочков» – так переводится с итальянского языка слово «мозаика». Она представляет собой изображение или орнамент, выполненный из однородных или различных по материалу частиц. Мозаика известна ещё с III века до нашей эры. Панно, выложенные из разноцветных камней, украшали дворцы и дома богатых горожан Древнего Египта. Одним из лучших материалов для создания мозаики издавна считается смальта - непрозрачное и очень плотное стекло разнообразных цветов и оттенков.  Именно с появлением смальты мозаику стали применять в художественной отделке зданий, а самые ранние мозаики датируются началом V века н.э.

           Первым, кто начал изучение цветного стекла, заложил научную основу в его производство и использование при создании мозаичных картин, был наш великий русский ученый — Михаило Васильевич Ломоносов.

Семь веков отделяют Ломоносовскую мастерскую от мозаик Киева. Это время наша страна не знала мозаичного искусства, забыла его. Ломоносов создал в России искусство технически сложное, требующее больших знаний и художественных сил.

         М.В. Ломоносов обладал незаурядными художественными способностями.   В период обучения в Германии он в течение двух лет систематически упражнялся в рисовании, заложив тем самым прочную основу для дальнейшего развития своих способностей в изобразительном искусстве. Подлинный талант Ломоносова - художника раскрылся в мозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные и художественные дарования.
         Ломоносов обратил внимание на мозаику - древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. Несколько мозаичных работ привез в 1746 году из Рима граф Михаил Илларионович Воронцов, в доме которого часто бывал Ломоносов. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров. Мозаичное полотно насчитывало нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать масляную живопись. Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, и он хотел не только возродить это древнее искусство в России, но и снабдить его новым, совершенным материалом. Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими мозаичистами. Ломоносова - химика привлекала к себе задачка раскрыть этот секрет и самостоятельно разработать рецептуру для получения смальт.
      Постройка в 1748 году Химической лаборатории позволила Ломоносову начать большие исследования по химии и технологии силикатов, а также по теории цветов. Ломоносов с энтузиазмом принялся за опыты. Проделав в общей сложности около четырех тысяч опытов, он открывает способ получать смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков.

      Летом 1752 года Ломоносов заканчивает первую художественную работу — мозаичный образ Богоматери. 4 сентября того же года он подносит его Елизавете Петровне. Образ был принят ею с «оказанием удовольствия». Ломоносов не только сам отлично справляется с этой работой, но и набирает себе учеников, которых обучает мозаичному делу.

В 1757 году из мозаичной мастерской Ломоносова вышли четыре портрета Петра Великого. Один из них Ломоносов поднес Сенату. Работая со своими учениками, Ломоносов не идет проторенными путями. Он развивает и совершенствует мозаичное искусство, улучшает и значительно ускоряет технику набора мозаичных картин. Он хочет ввести это монументальное искусство в государственный обиход, мечтает о широком применении мозаики в памятниках, которые должны прославить величие его Родины, подвиги русского народа.

Ломоносов много раз обращался к правительству с предложениями организовать производство смальт и мозаик, художественных и бытовых вещей из цветного стекла, но каждый раз получал отказ. И тогда Ломоносов решил сам наладить это производство. В декабре 1754 года была открыта фабрика в Усть-Рудице.

Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. В середине 50-х годов в мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаичные портреты Елизаветы Петровны, Петра I, Анны Петровны и др. Помимо больших мозаичных картин Ломоносов изготавливал и мозаичные миниатюры, к сожалению не дошедшие до наших дней. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. 

          В начале 1758г. Ломоносов разработал проект грандиозного мозаичного монумента в честь Петра I, который предлагал воздвигнуть в Петропавловском соборе. Полтора года длилась работа по созданию мозаичного панно. «Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Замысел учёного изготовить другую картину этой же серии — "Азовское взятие" остался неосуществлённым.
              Русскому учёному М.В.Ломоносову принадлежит заслуга в возрождении изготовления мозаичных смальт в России и воссоздания в нашей стране мозаичного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями".

Презентация  к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями"  создана в л...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Мастер-класс.Мозаика из цветного стекла на керамической основе.

Картины, панно выполняются из бросового материала, т.е.происходит вторичное использование стекла.Для своих работ мы ичспользуем смальты-мелкие кусочки цветного стекла (парфюмерные флакончики, баночки....

Сценарий внеклассного мероприятия «КРЫМСКАЯ МОЗАИКА» в рамках школьного проекта «Крым–микрокосм мира» .

Сценарий  внеклассного мероприятия  «КРЫМСКАЯ  МОЗАИКА» в рамках школьного проекта «Крым–микрокосм мира» .20 ноября 2010г.     Класс:10-Б...

МОЗАИКА ИЗ СТЕКЛА

Мозаичные работы выполняются мастерами из смальты – особого сплава непрозрачного стекла самых разных оттенков и цветов. К сожалению, смальта – редкая вещь, поэтому мы будем в работе над мозаикой испол...

Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики (С. Г. Тер-Минасова).

Презентация по теме "Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики"...

Учебная презентация для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью по теме "Стекло. Предметы из стекла"

Учебная презентация для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью по теме "Стекло. Предметы из стекла". Материал презентации направлен на формирование у обучающихся  пред...