Готовимся к ЕГЭ по истории
статья (11 класс) по теме

Федченко  Лариса  Николаевна

Из  опыта  работы  Л.Н.Федченко

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovimsya_k_ege_po_istorii.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся  к  ЕГЭ  по  истории.

Единый Государственный Экзамен — это не только стресс для родителей и их детей, заканчивающих 11 класс. Это и своеобразная стрессовая ситуация для учителя-предметника, чей экзамен сдают выпускники.

  1. Во-первых, от успешности сдачи экзамена зависит рейтинг его альма-матер среди школ  города  и  региона по выбранной дисциплине.
  2. Во-вторых, это психологический эффект повышения личностной самооценки. Психологический эффект повышения личностной самооценки и чувства удовлетворения от проделанной работы.

Мне, как учителю истории и обществознания, хотелось бы остановиться на анализе подготовки к ЕГЭ на примере истории. Предмет, безусловно, сложный, но востребованный выпускниками в 2010-2011 учебном году. Среди предметов по выбору в нашем  лицее  преобладает обществознание  и   физика, а  история  входит  в  пятерку  лидеров.

             Подготовка  к  ЕГЭ  фактически  начинается  с  6  класса, когда  учащиеся  начинают  изучение  истории  Отечества  и  эпохи  средневековья. И  уже  в  6-9  классах  я  применяю  различные  приемы  которые  могут  помочь  освоению  исторических  фактов, понятий  и  основных  умений  и  навыков, которые  учащиеся  могут  применить  сначала  на  повторительно-обобщающих  уроках, а  затем  и  при  сдаче  ГИА  и  ЕГЭ.   Как  пример  можно  привести «историческое домино» – карточки (Приложение 6): на одной стороне – имя, дата, понятие или термин, на другой стороне – расшифровка.

             Интенсивная  подготовка к ЕГЭ по истории начинается в  10  классе  в   сентябре и условно делится на 3 этапа:  

 осуществляется на факультативе

На первом этапе  (10  класс)  учащимся  рекомендуется , познакомившись  с  кодификатором  и  спец ификацией,  составление  таблиц  различного  вида  для  того  чтобы  постепенно  систематизировать  исторический  материал.  Таблицы  могут  быть:

  1. сводная таблица, (Приложение 2)  где представлены все основные материалы по определенному периоду она разбита по вертикали на 4 части – по четвертям столетия. Так как те или иные общественно-исторические процессы развиваются достаточно медленно, то такое деление одного столетия позволяет определить основные изменения на протяжении одного-двух поколений. По горизонтали – деление по определенным направлениям: ведущие тенденции исторического развития; хронологический ряд; биографический ряд и современники; географический ряд; политический ряд; экономический ряд; социальный ряд; культурный ряд

(Такая таблица позволяет решать две  основные задачи:

– предложен набор рядов, позволяющих дать огромный исторический материал в самом сжатом виде;

 – содержание каждого из рядов можно рассматривать как по горизонтали (развитие процесса), так и по вертикали (особенность развития каждого периода по всем рядам).

  1. сравнительная таблица, (Приложение 4) позволяет не только сравнить ключевые темы, но и создать базу для восприятия исторических процессов разных стран и народов, цивилизаций как единого всемирно-исторического процесса. Кроме того, найти общие и различные черты  в однотипных процессах. Для изучения истории России такое сравнение позволяет понять место и значение нашей страны в истории человечества. Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя позволяет провести анализ исторического материала для сравнения аналогичных процессов – выделение общих черт и отличий в них.
  1. «Лента времени», (Приложение 5). Составление такого модуля учащимися так же позволяет систематизировать исторический материал по периодам. На оборотной стороне такого модуля информации учащиеся дают определения приведенным понятиям и терминам, характеристикам историческим процессам.
  2. «Исторический лексикон», (Приложение 7). позволяет закрепить важные  имена существительные:  – имена собственные (фамилии, прозвища исторических деятелей, способствующих «привязыванию» конкретного деятели к событию, например, Александр  Невский, Александр Благословенный, Александр Освободитель), географических названий (Константинополь – Царьград – Стамбул), разнообразных понятий, определений, терминов

             Использование таких таблиц позволяет оказать посильную помощь старшеклассникам собрать, систематизировать, проанализировать и использовать огромный исторический материал при подготовке к ЕГЭ по истории.

На втором этапе  в  11  классе  начинается решение конкретных задач частей А,В и С, но с учетом некоторых особенностей:

- определяются четкие хронологические рамки- IХ-ХVI, ХVII-ХVIII, ХIХ, ХХ века(1900-1916 гг.; 1917-1945 гг.; 1945-1991 гг.; 1992-2011 гг.)

- отрабатываются задания на знание фактов и дат, поиска информации в источнике, установления последовательности событий, систематизации фактов и понятий, анализ исторической ситуации и др.

- проводится контроль и коррекция выполнения заданий

- даются рекомендации по улучшению качества выполнения заданий

- создается ситуация успеха для ученика

- предлагается список дополнительной литературы для самообразования

- осуществляется координация деятельности по подготовке к ЕГЭ с родителями

На третьем этапе ( с  конца   мая - до середины июня) осуществляется «мозговой штурм», в ходе которого занятия проводятся 2 раза в день, утром и вечером.

Временные рамки выбираются таким образом, чтобы интеллектуальная активность мозга была наиболее оптимальна. Известно, что память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем продуктивность запоминания начинает постепенно снижаться , а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня примерно к 19 часам. Секрет успеха прост: вечером запоминайте, а утром повторяйте. В моей методике я советую разбить весь материал условно на смысловые части и читать (повторять, учить) определенный материал дома 2-3 раза подряд, что способствует лучшему усвоению материала.

Успех выпускника в сдаче ЕГЭ по истории зависит не только от знаний учителя по предмету, но и знаний психологии. Современный учитель должен обладать интегрирующими знаниями не только в области педагогики, истории и обществознания, но и социальной и возрастной психологии.

Чтобы экзамен стал успешным для одиннадцатиклассника, необходима психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Очень важно, чтобы семья и школа действовали единым фронтом и настраивали детей на ситуацию успеха.

Далее потенциальным абитуриентам предлагаются простые советы, которые позволят сохранить накануне ЕГЭ ясность и четкость ума:

правильное и сбалансированное питание, что позволит организму органично усваивать витамины и питательные вещества

занятие спортом, что позволит обогатить мозг кислородом

здоровый сон, что позволит организму ликвидировать лишние нервные клетки и восстановить силы.

Таким образом, предложенная методика, на мой взгляд, позволит сдать ЕГЭ с минимальными потерями для семьи и школы, а в результате в выигрыше останутся все: ученик, родители и педагог.

                 Из  опыта  работы  Федченко  Ларисы  Николаевны  учителя  истории     и  обществознания  ГОУ  лицея № 64 Приморского  района  г.Санкт-Петербурга .