Технология обучения в сотрудничестве на уроках математики
материал по теме

Фролова Елена Владимировна

Современная ситуация в образовании настоятельно доказывает необходимость поиска

иных методов и совершенствования существующих форм обучения,  которые способствуют развитию личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issled.proekt.docx28.14 КБ
Microsoft Office document icon rabota_mama.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Технология обучения в сотрудничестве на уроках математики

Выполнила

учитель высшей категории

МБОУ СОШ № 123 г.о. Самара

Фролова Е.В.    

Современная ситуация в образовании настоятельно доказывает необходимость поиска иных методов и совершенствования существующих форм обучения,  которые способствуют развитию личности.

Актуальность данной работы позволяет выделить несколько аспектов, способствующих  такому процессу:

Информатизация общественной и производственной практики.

Многообразие образовательных программ, методик и педагогических технологий, направленных на формирование самораскрытие и позитивного отношения учащихся к изучаемому предмету.

Внедрение в образовательную практику «субъект-субъектных» отношений на основе доверия и сотрудничества.

Изучая проблемы обучения школьников, хотелось бы отметить, что зачастую углубленное изучение гуманитарных предметов приводит к развитию вербальных навыков, но тормозит развитие логического мышления. Поэтому учащимся легко дается выполнить те задания, которые можно решить по алгоритму, а испытывают затруднения в решении математических и других видов задач, где нужно размышлять. Результаты экзаменов по предметам естественно-математического цикла  недостаточно высоки по сравнению с результатами гуманитарных предметов.

Задача учителя, работающего в таких условиях, подобрать и эффективно использовать педагогическую  технологию, способствующую использованию «резервных фондов» ученика.

Анализируя педагогический опыт, можно увидеть, что трудности в усвоении учебного материала поддаются коррекции. Считаю, что применение технологии обучения в сотрудничестве, способствует усвоению программного материала.

Объект исследования: обучение математике учащихся.

Предмет исследования: технология , созданная на основе педагогической  технологии «обучение в сотрудничестве», ее компоненты и адаптация на уроках математики.

Задачи:

Изучить психолого-педагогические особенности обучения в группе.

Определить понятие «педагогическая технология».

Выявить компоненты и механизмы педагогического управления учебной деятельность в условиях применения этой технологии.

Гипотеза: педагогическая технология «обучение в сотрудничестве» позволяет сформировать и повысить качество знаний учащихся, развить навыки самоконтроля, воспитать познавательную активность у детей, культуру общения и диалога, развить логическое мышление. Группа как фактор развития личности.

Несомненно, одним из самых важных компонентов технологии «обучение в сотрудничестве» является  группа как фактор развития личности, как компонент формирования и развития субъект - субъектных отношений в педагогической практике.

Коллектив - это развивающая социальная система. Совершенный воспитательный процесс в образовательных учреждениях разного типа ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия. Средством осуществления этих ценностных ориентаций становится детский коллектив, как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями. Какова внутренняя причина того, что люди вступают между собой в личный эмоционально насыщенный контакт? Такой внутренний основной личных взаимоотношений между людьми является потребность в общении.

Потребность в общении – одна из основных социальных потребностей. Возникла она на самых ранних этапах человеческой жизни, а некоторые психологи даже считают врожденной и связывают с ней почти все другие общественные проявления человека. С возрастом потребность в общении расширяется и углубляется как по формам, так и по содержанию. Особо этот процесс связан с групповой динамикой.

Рассмотрим роль учебной группы в формировании личности школьника.

Идея развития личности – одна из ключевых идей отечественной психологии и педагогики. Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее  развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а, значит, и вне усвоения им системы социальных  связей, отношений, вне включения в них.

Группа жизненно необходима для людей. Младенцы в течение длительного времени нуждаются в заботе взрослых. В это время они воспринимают некоторые навыки и многие требования, необходимые для жизни в группах. Становясь старше, они усваивают знания, понятия, ценности и правила поведения, свойственные группе, к которой принадлежат. Социализация способствует их приспособлению к общественной жизни и сохранению группы даже после смерти кого-то из ее членов. Помимо социализации, группы осуществляют  много других функций.

Группа – это особая социальная структура, общность, которая особым образом влияет не только на формирование, но и развитие личности.

Многие группы образуются ради выполнения определенной работы. Эти инструментальные группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку.

Любая крупная группа разбивается на более мелкие. Согласно точке зрения некоторых исследователей, число пять имеет особое  значение. Группы из пяти человек обычно не сталкиваются с проблемами. В группах из пяти человек каждый удовлетворен своей ролью, в случае несогласия такие группы обычно не распадаются.

Р. Мертон определяет характеристики малых групп качественным и гораздо более обобщенным образом. Он полагает, что малой может считаться любая социальная группа, обладающая тремя свойствами:

1.  Постоянство (регулярность) совместного пространственно-временного бытия. Понятно, что соблюдение этого условия неизбежно поведет к возникновению многих процессов, которые мы охарактеризуем ниже как групповую динамику: появление каких-то управляющих органов (лидеров) и механизмов управления совместной деятельностью; возникновению общих интересов и правил поведения.

2. Осознание всеми этими регулярно собирающимися вместе людьми своего членства в группе. Именно такое осознание ведет к более постоянному взаимодействию членов группы между собой и порождает внутреннюю солидарность ее.

3. Признание за этими людьми принадлежности к данной группе со стороны внешнего окружения. Это своеобразное «влияние извне» заставляет группу сохранять свою целостность и еще более  усиливает взаимодействие между ее членами.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества и несут преобразующую  роль для группы:

«Деятели» - для таких главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя.

«Мыслители» - это люди, которые по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и требовать, а смотреть и размышлять, люди чувств и эмоций – которые остро чувствуют, как «трещина мира» проходит через их сердца, гуманисты и подвижники – отличаются обостренным  чувством ощущения душевного состояния  другого человека.

Основные принципы сотрудничества  - это общность целей и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Равные возможности означают возможность ученика совершенствовать свои собственные достижения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и поэтому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия на достижения своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог. Психологи, изучающие данный подход к  обучению, давно заметили, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех учащихся гораздо выше, чем в традиционных классах.

Как  говорил Сент-Экзюпери «Самая большая роскошь на Земле – это роскошь человеческого общения». Педагогическое общение, психология и культура общения – все это составляющие грамотной педагогики. Практически, это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт.

Учитель приобретает новую, важную для учебного процесса роль – роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать новые знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая  необходимыми фактами, решать возникающие проблемы.

Реализация принципов сотрудничества требует от процесса школьной жизни соблюдение таких принципов, как:

Личностный подход в обучении и воспитании учащихся: признание личности ребенка высшей социальной ценностью.

Единство воспитания, обучения  и развития, что требует существенного изменения содержания  образования, форм и методов обучения. Важное место в образовании занимает дифференциация и индивидуализация обучения, активные методы, стимулирующие познавательный интерес учащихся.

Ребенок, находясь в учебном заведении, не только готовится к будущей взрослой жизни, но и живет реальной жизнью. Каждый должен найти себе место по душе, ощущая чувство успеха, уверенности, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.

Гуманизация межличностных отношений. Только в психологически комфортной  атмосфере, растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой, без чего невозможно развитие и саморазвитие ученика.

Личностно-ориентированный подход, заявленный как основная стратегия обновления школы, воздействует на все компоненты системы образования и весь учебно-воспитательный процесс в целом, способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды.

Слово «технология» пришло в педагогику из промышленного  производства, где оно обозначало процесс изготовления продукции наиболее эффективным и экономичным способом.

Сущность педагогической технологии состоит в том, чтобы, опираясь на постоянную обратную связь, гарантировать достижение четко поставленных целей. Поэтому технология постановки целей становится важным исходным условием педагогической технологии.

Основной идеей технологии обучения в сотрудничестве является создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Существуют разные варианты обучения в сотрудничестве:

Обучение в команде (индивидуально-групповое и командно-игровое).

«Пила»

Учимся вместе.

Учитель в своей практике может разнообразить и эти варианты творческим подходом применительно к своим ученикам, но при непременном условии – четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве. Перечислим их.

Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. В каждой  группе должны быть ученики разного уровня обученности.

Группе дается задание одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.

Оценивается работа не одного ученика, а всей группы.

Учитель выбирает сам учащегося из группы, который должен отчитаться за выполненное групповое задание.

Если каждый ученик в состоянии обстоятельно изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит цель достигнута и группа справилась с заданием.

Данная технология формирует следующие психолого-педагогические принципы:

Повышает интерес к изучению математики.

Развивает и совершенствует самоконтроль школьника.

Способствует сознательному усвоению теоретического материала по математике.

Обеспечивает самостоятельность работы ученика, развивает любознательность и смекалку.



Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательская деятельность учащихся в образовательном учреждении

Выполнила:

Фролова Е.В.,

учитель МБОУ СОШ №123 г.о. Самара

Самара 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр. 3

Главный результат модернизации образования……………….…..стр. 4-5

Содержание исследовательского обучения школьников…………стр. 5-6

Современный учитель – исследователь……………………………стр. 7-8

Как увлечь школьников исследовательской деятельностью?.…..стр. 8-10

Заключение ……………………………………………………………...стр.10

Список используемых источников ……………………………….........стр.11

          Введение

         Главная задача образовательной политики страны – обеспечение современного качества образования. Новые условия экономики и общества предъявляют новые требования к качеству образования. Как одна из мер по

его  повышению президентом России выдвинута национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

В одном из своих выступлений Дмитрий Анатольевич Медведев говорил:

«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»

        Содержание   образования   -   важнейшая   составляющая   образовательной системы. Решение «вечных» вопросов «чему учить?», «каким должно быть содержание подготовки школьника?», сегодня, как никогда, приобретает особую актуальность. Главная цель проектируемых изменений в школе напрямую связана с выработкой и реализацией нового содержания образования. Ведущие тенденции развития страны связаны с «открытостью миру», с построением демократического общества, строящего рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности.[3]  К сожалению, эти принципиально новые тенденции пока в очень малой степени нашли свое отражение в ныне существующем содержании школьного образования, и именно они явились основой его кардинальной модернизации.

       

 Главный результат модернизации образования

        В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучие, устойчивое развитие общества.[3]  

        Ожидаемый результат школьного образования во многом связан с развитием субъектности обучающихся. Быть субъектом (созидателем, автором, распорядителем) означает быть хозяином своей жизнедеятельности, жизненной траектории; творцом своей культуры и автором культурных «произведений» в различных областях деятельности; оставаться далеко не в стороне от исторических процессов, событий, происходящих в обществе, в культуре. Поэтому ведущими целями образования призваны стать:

развитие личностной и образовательной компетентности обучающихся, их готовности и способности к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию;

развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

умение   отстаивать   свои   права,   формирование   высокого   уровня

правовой культуры;

готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной, творческой деятельности;

толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить оптимальные компромиссы.

В   этой   связи   основным   результатом   деятельности   образовательного учреждения должна стать «не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах». [3]  

        Реализуя программу развития Российской школы, педагогический коллектив нашего образовательного учреждения успешно работает в этом направлении.

        Стратегической целью деятельности школы на период с 2010 по 2015 учебные годы является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование нравственно зрелой, здоровой и воспитанной личности, обладающей глубокими прочными знаниями, и готовой к самоопределению в современном обществе.

         Поэтому мы уделяем большое внимание учебно – исследовательской деятельности ребенка.

Содержание исследовательского обучения школьников

         Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития МПГУ, в своей статье «Содержание и организация исследовательского обучения школьников» писал:

«... исследовательская практика ребенка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте - исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития». [5]  

          Исследовательская деятельность рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология, которая служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития.

         Цель учебно-исследовательской деятельности – воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Именно в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:

ценностно-смысловая компетенция;

общекультурная компетенция;

учебно-познавательная;  информационная;  

коммуникативная;   социально-трудовая;

личностная компетенция – самосовершенствование (работа с одаренными детьми)

    Учебно-исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи:

развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;

развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;

развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

сформировать чувство ответственности за порученное дело;

воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;

привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

 Главное при организации учебно-исследовательской деятельности, следовать следующему правилу – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Главный критерий – личный интерес и личная увлечённость. В настоящее время в педагогике идет процесс осмысления новых явлений и методологии развития человека, способного не только быстро и осознанно сделать личный выбор, но и представить продукт собственной деятельности. [6]  

       Выполнение проектных и исследовательских работ, по сравнению с другими формами образовательной деятельности, позволяет наиболее эффективно и последовательно осуществить разворот от традиционного подхода в обучении к новому, продуктивному образованию, направленному на развитие таких универсальных способностей и компетенций учащихся, как способность к самообразованию, развитие навыков ориентации в информационных потоках, развитие умений ставить и решать проблемы.

Все это в дальнейшем поможет школьникам легко войти во «взрослую» жизнь.

 Современный учитель – исследователь

       Основная задача учителя – развивать исследовательские способности школьников. Еще В.Г. Белинский говорил: «Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование».

У учащихся важно сформировать такие качества как:

потребность узнавать новое.  

Для этого на уроках отводится время на обучение исследовательскому методу. Существует три уровня этого метода:  1). Учитель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения; 2). Учитель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает пути ее решения; 3). И постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляется учеником. Работаю факультативы. Разработан ряд элективных курсов.

умение  применять те или иные навыки.

Учащиеся нашего ОУ принимают участие в создании индивидуальных проектов, в предметных олимпиадах, выступают на научно-исследовательских конференциях «Первые шаги в науку», «Я – исследователь», в «Кирилло-Мефодиевских чтениях», «Георгиевских чтениях»…

умение воспринимать другого человека и проявление его деятельности в различных образовательных сферах.

Этому способствуют такие типы уроков, как диспуты, дискуссии, деловые игры, круглые столы, школьные ученические конференции. Умело организованные, они обогащают ребят духовно, заставляют глубоко и всесторонне оценивать моральные проблемы, учат сопоставлять свои взгляды и поведение с мыслями и поступками сверстников, способствуют развитию критики и самокритики, культуры речи и логического мышления, учат умению спорить и проверять правильность своих взглядов и убеждений.

      В современных условиях, когда постоянно повышаются требования общества к личности, поистине трудно переоценить роль учителя. В наши дни успешно практикуется опыт работы по системе: от творчески работающего учителя к творчески работающему коллективу. Иначе и быть не может: если учитель поставлен перед необходимостью готовить творческую личность, значит, он сам не может не быть творцом.

Современный педагог, как свидетельствуют многие педагогические судьбы, всегда исследователь как бы в двух планах.

С одной стороны, учитель, выступая в разных ролях: организатор, преподаватель,- общественник, методист - поставлен в необходимость разрабатывать более совершенную технологию учебно-воспитательного процесса, вносить коррективы в межколлективные и межличностные отношения, в духовный мир школьника, а с другой - он выступает своеобразным экспериментатором по отношению к самому себе: он изучает собственные ресурсы, самосовершенствуется, подчиняя свои культурно-личностные данные профессиональным, научно-методическим целям.

Как же увлечь школьников исследовательской деятельностью?

        Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. [6]   Важно так организовать учебную работу, чтобы учащиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: предложить неожиданно сформулированное учебное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным. Старшие школьники с интересом выполняют исследования изучения антропометрических данных у школьников разных возрастов, изучают экологическую ситуацию своего района и города, делают выводы о влиянии экологических факторов на здоровье человека. В своей учебной деятельности мы используем элементы новых педагогических технологий, которые активизируют деятельность учащихся, подталкивают их на творческий подход к изучению и исследованию предмета. Это элементы технологии перспективно-опережающего обучения, кроме того на своих уроках мы применяем элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, т.к. основаны на прямом воздействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала. [2]  

        Учебно-исследовательская работа в школе – это социальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован прежде всего на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на повышение качества и эффективности образовательного процесса, роста уровня образованности и воспитанности учащихся.

         За истекший учебный год на заседаниях методических объединений педагогами нашего образовательного учреждения были проведены педагогические чтения по следующим темам:

Методы активизации познавательного интереса при изучении новой темы;

Игры в развитии познавательного интереса учащихся начальной школы;

Дифференцированная работа с учащимися для формирования коммуникативных умений;

Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики;

Повышение учебной мотивации учащихся на уроке. Круглый стол по обмену опытом.

          Заключение

         В настоящее время становится всё более важным воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование. «Одаренность» происходит от слова «дар» и означает, прежде всего, особо благоприятные внутренние предпосылки развития. В основу проекта «Наша новая школа» положены пять направлений государственной поддержки и развития школьного образования, в том числе и разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Одарённые дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей школы. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. [3]   Сегодня необходимо предоставить каждому обучающемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

   Список используемых источников

Алексеев Н.Г., Обухов А.В. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. 2001г.

Биянова Е.Б. «Модель организации исследовательской деятельности учащихся основной школы». Пермь. 2011г.

Научно-практический журнал «ЗАВУЧ» №2. Статья «Стратегия модернизации содержания общего образования». 2006г.

Научно-практический журнал «ЗАВУЧ» №5. Статья «Научно-исследовательская деятельность учащихся в школе». 2005г.

Савенков А.И. «Содержание и организация исследовательского обучения школьников». 2003г.

Савенков А.И. «Маленький исследователь». Ярославль, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии обучения в сотрудничестве на уроках биологии

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовател...

Творческая работа "Использование технологии обучение в сотрудничестве на уроках истории»

Данная работа содержит подробное описание педагогической технологии "Обучение в сотрудничестве".  История создания, авторы технологии. Методы технологии: обучение в команде, учимся вместе, подход...

Применение технологии «Обучение в сотрудничестве» на уроках иностранного языка

Презентация педагогического прооекта по теме: Применение технологии «Обучение в сотрудничестве» на уроках иностранного языка. В презентации представлены цели и задачи проекта, планируемый результат, п...

Обобщение опыта по теме:"Технология обучения в сотрудничестве на уроках английского языка"

Недостаток активной устной практики на уроке английского языка, стремление повысить эффективность обучения побудили меня использовать технологию обучения в сотрудничестве на своих занятиях. В своей пр...

Технология обучения в сотрудничестве на уроках английского языка в начальной школе

Практика применения данной технологии на уроках английского языка показывает, что вместе учиться не только легче, но и интереснее и значительно эффективнее....

Технология обучения в сотрудничестве на уроках английского языка

Материал содержит краткое описание технологии и показывает как на практике использовать разновидности технологии обучения в сотрудничестве на уроках английского языка....

Применение технологии обучения в сотрудничестве на уроках химии.

Одним из новых направлений педагогических технологий, реализующих гуманистический подход в психологии и образовании, является «обучение в сотрудничестве» как альтернатива традиционно...