Нетрадиционные формы обучения как средство активизации учащихся на уроках русского языка и литературы (метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»).
материал по теме

Наумова Наталия Владимировна

Предварительный просмотр:

МОУ Южно-Степная СОШ

Нетрадиционные формы обучения как средство активизации учащихся на уроках русского языка и литературы (метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»).

Наумова Наталия Владимировна

учитель русского языка и литературы

2014г.

Содержание.

  1. Актуальность вопроса.
  2. Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
  3. Групповая работа  на уроках русского языка и литературы по методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».
  4. Результативность реализации опыта через позитивное влияние работы на развитие обучаемых.

5. Список литературы, Интернет-ресурсов.

6. Адреса Интернет-ресурсов, на которых размещены авторские материалы опыта.

7. Приложение:

а) урок литературы  «Проблема выбора  Насти и Митраши  по сказке – были М.М.Пришвина  «Кладовая солнца»(6 класс);

б) урок русского языка  «Личные местоимения»( 6 класс);

в) проектная работа « История слова «каникулы»;

г) литературный вечер  «Зимушка-зима»;

д) дистанционный курс по русскому языку  «Подсказки на каждый день».

        

Проблема (противоречие), на решение которой направлен опыт работы:

  • между традиционной системой обучения, (репродуктивные, объяснительно-иллюстративные) и подходом по методике Эдварда де Боно;
  • между устойчивой тенденцией снижения заинтересованности в изучении русского языка и литературы  основного числа школьников и требованиями ФГОСов второго поколения.

Тема. Нетрадиционные формы обучения как средство активизации учащихся на уроках русского языка и литературы (метод Эдварда де Боно).

Цель опыта работы:

 создание условий  средствами предмета  для развития учебно-познавательных, творческих  способностей каждого ученика через

  • формирование субъект-субъектных отношений Ученик-Учитель.
  • применение групповой работы на уроках, принципа дифференциации и  индивидуализации;
  • развитие умений учащихся при работе с  учебным заданием, основанном на применении знаний и умений в неизвестной ситуации.

Актуальность этого метода в том, что:

а) ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (является не объектом, а субъектом деятельности);

б) создание в школе и на уроке спокойной, доброжелательной атмосферы,  психологической комфортности,  снятие всех  стрессообразующих факторов учебного процесса;

в) развитие у учащихся вариативного мышления, то есть способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта;

г) максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности;

д) способ помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми;

е) цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.

Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Методика «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно вышла на основе теории CoRT  

(это базовый курс де Боно по обучению навыкам мышления, возникший в 1970 год,

а на русском языке вышла в 1997г.)

Причины возникновения метода.

1.Найти такой способ обсуждения проблемы, при котором все предложения

будут услышаны, т.к. у детей обычно прав тот, кто сильнее, а у взрослых тот, кто выше рангом.

2. Помочь  развить уважение к себе, веру  в свою способность думать и самостоятельно решать проблемы, не поддаваясь  эмоциям, предрассудкам. 

Новизна и эффективность методики  де Боно в подходе мыслительного процесса.

Мыслительный процесс:

1 стадия-восприятие;

2 стадия-  «обработка   информации».

Эдвард де Боно  работает  с восприятием. Восприятие расширяет  возможности

 нашего мышления, поскольку можем сознательно  расширить точки зрения и

 выбирать перспективы.

Эдвард де Боно  родился на Мальте. Он рос скромным мальчиком, не отличался крепким здоровьем и силой, и товарищи по играм обычно игнорировали его предложения. Эдвард очень расстраивался и хотел, чтобы все его идеи выслушивались, и дело никогда не доходило бы до споров и драки. Но когда мнений много, а спорящие находятся в разных весовых категориях, сложно найти такой способ обсуждения, при котором все предложения будут услышаны, а принятое решение всех удовлетворит. Эдвард де Боно занялся поиском такого универсального алгоритма. Когда он повзрослел, то придумал оригинальный метод, позволяющий повысить эффективность мыслительного процесса.

Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ.  И тогда Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности – шляпа кондуктора, полисмена и т. д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется

В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

•        Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

•        Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

•        Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

•        Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

•        Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

•        Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Естественно, никаких шляп в реальности иметь не нужно — человек лишь виртуально надевает головной убор того цвета, который лучше всего подходит на данной стадии решения задачи.

Четыре типа использования  « шляп».

1.        Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут.

“Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить?”

“Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы”.

2.        Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее.

“Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”.

“Хорошо, это неплохие мысли в черной шляпе. Давайте пока отложим черную шляпу”.

“Вы нашли много новых идей и возможностей - теперь у нас их достаточно. Давайте теперь снимем зеленые шляпы”.

3.        Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

“Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем нарваться на неприятности, если поступим таким образом?”

“Находясь в черной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к зеленой шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы”.

  1. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее. Используйте шляпы сами - и указывайте на то, что их используйте, обучая шляпам других.

Шляпы можно использовать по отдельности на любой стадии мышления. В целом, это их основное использование. Шляпы используются как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Для определенной цели может также использоваться простая последовательность из двух-трех шляп. Например, желтая шляпа, сопровождаемая черной, может использоваться для оценки идеи. Черная шляпа, сопровождаемая зеленой, может использоваться для улучшения замысла (указать на недостатки и устранить их). Полная последовательность шляп может использоваться как структура для обдумывания темы. Эта структура определяется заранее как программа мышления - его повестка дня. После этого мыслители следуют этой программе шаг за шагом.

Содержание опыта.

При самостоятельном решении определенных проблем  у ребенка закладываются основы ответственного отношения к принятию решения, собственной личности.

Чтобы реализовать эту задачу  использую групповую работу учащихся на уроке.

Обычно, когда учащиеся пытаются думать над решением практической задачи, они сталкиваются с несколькими трудностями. Во-первых, учащиеся часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет их дальнейшее поведение. Во-вторых, ребята  испытывают неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. В-третьих, они пытаются одновременно удерживать в уме всю информацию, относящуюся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

Эту задачу (подход к личности каждого учащегося) помогает решить  методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Ребята делятся на группы, выбирая лидера (командира).

Руководители групп и их состав  подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. В ходе работы поощряется совместное  обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

 Каждой группе дается шляпа определенного цвета.

Белая шляпа. Надевая белую шляпу, внимание учащихся ориентировано на получение информации. В этом режиме мышления  учащихся интересуют только факты.

Красная шляпа. В режиме красной шляпы  учащиеся высказывают  свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Черная шляпа. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она исключает  безрассудные и непродуманные действия, указывает на возможные риски и подводные камни.

Желтая шляпа. Желтая шляпа переключает  внимание учащихся  на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа. Находясь под зеленой шляпой, учащиеся  придумывают новые идеи, модифицируют  уже существующие, ищут  альтернативы.

Синяя шляпа: управление процессом.  Эту шляпу примеряет учитель.

 Обладатель синей шляпы ставит проблему, на которую каждая группа должна посмотреть с разных точек зрения: критической, позитивной, креативной и тд. Например, на уроке литературы  Пришвин «Кладовая солнца» даются задания группам(см. приложение 1).

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1)Подготовка к выполнению группового задания:

а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

б) инструктаж о последовательности работы;

в) раздача дидактического материала по группам(инструктивные карточки).

2) Групповая работа:

а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;

б) распределение заданий внутри группы;

в) индивидуальное выполнение задания;

г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

д) обсуждение общего задания группы(замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

е) подведение итогов группового задания.

3) Заключительная часть:

а) сообщение о результатах работы;

б) анализ познавательной задачи, рефлексия;

в) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

Последовательность ответов определяется исходя из решаемой задачи. Синяя шляпа следит за  процессом.

Использование шляп.

  1. Надеть шляпу.  Группа использует  шляпу конкретного цвета в течение определенного времени.
  2. Сменить шляпу. Класс не делится на группы. Ставится проблема. Предлагается  классу снять одну шляпу и надеть другую, т.е. переключить мышление. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая обучаемых. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

 Опыт показал, что  такая деятельность включает взаимную работу учащихся на уроке и взаимные действия. Учащиеся должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т.е. выработать в себе качество саморефлексивности (см. приложение 2). В процессе занятий постоянно поддерживается «ситуация успеха», и из мимолетного интереса вырастают и совершенствуются способности, о которых никто и не подозревал(см.приложени 3).

Данная методика успешно применяется во внеклассной работе( см.приложение 4) и  в дистанционном обучении. Например, разработан дистанционный курс «Подсказки на каждый день» ( см. приложение 5).

Актуальность предлагаемой методики на уроке заключается в том, что:

  • обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением;
  • цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять;
  • метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от школ до советов директоров;
  • шляпы является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая;
  • метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени;
  • этот метод предполагает личностный подход: проблема одна, но путей решения несколько, а каждый учащийся понимает, что есть несколько  возможностей выбора; это учит учащегося в жизни гибкости, осознанию того,  что любая проблема решаема.

Результативность реализации опыта через позитивное влияние  работы  на развитие обучаемых.

 Анализ урока по методике Эдварда де Боно и традиционного

Урок по методике

л/п Эдварда де Боно

Критерии традиционного урока

1.

Цели урока задаются совместно с тенденцией передачи функции от учителя к ученику

Цели урока задаются только учителем без формирования функции от учителя к ученику

2.

На уроке используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе и формирующие субъектную позицию учеников

Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъектную позицию ученика («Я - исполнитель»)

3.

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы

Учитель не использует специальных приемов

4.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную стороны обучения, учит детей работать по правилу и творчески

Учитель реализует преимущественно репродуктивную сторону, не владеет умением сочетать ее с проблемной или не владеет методикой постановки и решения проблемы

5.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся)

Контроль и оценку осуществляет преимущественно сам учитель

6.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений)

Учитель не обучает детей рефлексии, сам не осуществляет рефлексивную функцию в обучении

7.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока, владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и задавать вопросы

Коммуникативные ситуации специально не планируются, диалоговые формы на уроке не используются

8.

Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, мнение, выработанное в группах.

Учитель не склонен принимать другое мнение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии

9.

Стиль, тон отношений, задаваемые учителем на уроке, создают атмосферу учебного сотрудничества, сотворчества

Система отношений, атмосфера урока подавляют возможности совместной продуктивной деятельности

10.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» через отношения, совместную деятельность

Личностное воздействие на уроке не реализуется или реализуется слабо

Динамика активности обучаемых на уроках литературы.

Динамика участия в игре  «Русский медвежонок» в соотношении  с общим  количеством  обучающихся у  педагога.

Динамика участия и результативности в  олимпиаде по русскому  языку (районный уровень).

Динамика участия в олимпиадах  по русскому языку обучающихся у  педагога.

Творческая активность педагога.

Учебный год

Семинары

Тема

Конкурсы пед.мастерства

Методич.

разработки

2010г. май

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы

«Развитие творческой активности учащихся в разных видах деятельности с использованием ЦОРов»

2011г.

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы

2011г. сентябрь

Школьный этап олимпиады по русскому языку для 5 класса (для РМО)

2012г.

Руководитель МО гуманитарного

цикла МОУ Южно-Степной СОШ

Мастер-класс на РМО учителей ИЗО и технологии

«Технология Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

2012г.

Дистанционный курс по русскому языку «Подсказки на каждый день» (8-9кл.)

2012г.

Конкурс «Учитель года»

Список литературы.

  1. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2011.-342с.-Стандарты второго поколения.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 2-е изд.-М.: Просвещение, 2010.-112с.- Стандарты второго поколения.
  3. Буленкова Т.В. сайт- chain.nkolschool.edu.tomsk.ru
  4. www.koob.ru/edwdebono
  5.  Шесть шляп мышления - де Боно Эдвард

www.e-reading.org.ua/book.php?book=144926

  1. ru.wikipedia.org/wiki/Боно,_Эдвард_де
  2. www.5port.ru/edwdebono
  3. Использование методики "Шесть шляп мышления"

nsportal.ru/.../ispolzovanie-metodiki-6-shlyap-pri-provedenii

  1. nsportal.ru/shest-shlyap-myshleniya
  2.  http://www.syntone.ru/library/books/content/4117.html
  3. festival.1september.ru/articles/577559/
  4.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.-256с.

Адреса Интернет-ресурсов педагога, авторских материалов опыта.

Адреса Интернет-ресурсов педагога

E-mail:

naumova76.76@mail.ru

Телефон

89193329605

Адрес в «Skype»

naumova76.76

Адрес в  «VZOchat»

naumova76

Сайт

nsportal Наумова Наталия Владимировна сайт филолога

Адреса Интернет-ресурсов, на которых размещены авторские материалы

yu_stepnaya@mail.ru

1.Урок русского языка «Существительные единственного числа» 5 класс.

2. Урок русского языка «Существительные множественного числа» 5 класс.

3. Урок русского языка «Личные местоимения» 6 класс.

4. Сочинение - описание картины Пластова «Летом» 5  класс

5.Урок литературы «Проблема выбора Насти и Митраши по сказки-были «Кладовая солнца» 6 класс.

6. Дистанционный курс по русскому языку «Подсказки на каждый день» (8-9 кл.)

nsportal Наумова Наталия Владимировна сайт филолога

  1. Сочинение-описание натюрморта П.Кончаловского «Сирень в корзине» 5 класс.
  2. Литературный вечер «Зимушка-зима»
  3. Презентация  мастер-класса «Технология Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
  4. Презентация дистанционного  курса по русскому языку «Подсказки на каждый день» (8-9 кл.)
  5. Программа дистанционного курса «Подсказки на каждый  день»



Предварительный просмотр:

Мастер – класс. Наумова Н.В.

Несколько лет я работаю по методике «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно. Данная методика была сформирована на основе теории CoRT. Это базовый курс де Боно по обучению навыкам мышления, опубликованный им в 1970 году. Данная методика помогает воспитать у школьника такие качества личности, как инициативность, сотрудничество, сотворчество,   способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, развитие вариативного мышления, а ведь это все заложено во ФГОСах. Поэтому метод «Шесть шляп» Эдварда де Боно  очень актуален и востребован сейчас.

Переходя на Федеральный гос.образовательный стандарт, процесс обучения должен быть не как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Поэтому сейчас остро встал вопрос об использовании системно-деятельностного подхода на уроках.  Используя метод Эдварда де Боно, мы с Вами  ответим на вопрос:  Всегда ли оправдан системно-деятельностный подход на уроке? 

Коллеги отвечают на этот вопрос. К нему вернемся чуть-чуть попозже.

БЕСЕДА С ЗАЛОМ.

Чтобы всем была  понятна данная методика, я взяла любимый литературный жанр, как для детей, так и для взрослых –  это сказка. Какая сказка самая любимая, читаемая всеми?  (Слайд).

Давайте подумаем, почему сказка «Колобок»  популярна до сих пор? Что же в ней такого, чему она учит наших детей,  попробуем разобраться.

«Белая шляпа» - информация.

Вспомним сюжет по иллюстрациям («Белая шляпа»).

«Желтая шляпа» - находим все положительное в этом герое.

Положительные качества

Вывод

путешественник любознательный

бесстрашный

веселый, разговорчивый

доверчивый

Захотел узнать мир

Не боится других зверей (учит не бояться окружающих)

Поет песенку, общается (учит общению)

«Черная шляпа» - находим отрицательное в этом герое.

Отрицательные качества

Вывод

непослушный

нетерпеливый

доверчивый

любит лесть

хвастун

 Слушать старших

Учит терпению (съела лиса)

Разбираться, что есть добро, что зло.

Не хвалить себя, пусть другие похвалят тебя.

«Красная шляпа» - чувства.

Чувства, которые испытывает Колобок

Вывод

радость

счастливый

беспечность

От того, что познает мир

Что он один

«Зеленая шляпа» - креативность.

СМАЙЛИК и КОЛОБОК могут быть братьями?

Внешнее сходство.

Радостный, как и  Колобок.

Сказка вечна, по подобию Колобка создаются более современные компьютерные герои.

Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. (А.С.Пушкин)

Т.О. в любом возрасте ребенок - это личность,  и эта сказка помогает открыть ему мир, понять добро и зло, учит общению, любознательности.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.        

Итак, метод Эдварда де Боно универсален, подходит для рассмотрения любого вопроса.

Коллеги, работая под цветом определенной шляпы, которую они выбрали,  отвечали  на вопрос:

Всегда ли оправдан (актуален) системно-деятельностный подход на уроке? 

«Белая» шляпа.

Выведите  определение для  системно-деятельностного подхода на основе лексических значений слов.

 Деятельность — это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо (С.Л. Рубинштейн).

Система - (греч. systema — составленное из частей, соединенное) — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность , единство

Сделайте сравнительный анализ традиционного и системно-деятельностного подходов на уроке  (см. таблицу).

Традиционный подход

Системно-деятельностный подход

Ставит цели

учитель

Учащиеся вместе с учителем

Планирует

учитель

Учащиеся вместе с учителем

Выполняет учебные действия

учащиеся

учащиеся

Контролирует и корректирует

учитель

Учащиеся вместе с учителем

Оценивает

учитель

Учащиеся вместе с учителем

«Желтая» шляпа.

«Примеряем» желтую шляпу и находим  положительное в проектировании урока, основанном на основе системно-деятельностного подхода.

C:\Documents and Settings\ученик\Рабочий стол\Рисунок1.jpg

Задание. Выберите положительное для уроков с системно- деятельностным подходом.

«Черная шляпа».

«Надевая»  «Черную шляпу», находим  спорные моменты, риски   в проектировании урока, основанном на системно-деятельностном подходе.

C:\Documents and Settings\ученик\Рабочий стол\Рисунок1.jpg

Задание.  Найдите спорные моменты, риски   на уроке, основанном на системно – деятельностном подходе.

Выводы (которые сделает группа).

  1. Пересмотр педагогом привычных трактовок процесса обучения, а именно форм, приемов обучения. (репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески).

  1. Происходит изменение основной схемы взаимодействия учителя и ученика (сотрудничество учителя и ученика), многим учителям нужно перестроиться.
  2. Трудно подобрать группу сразу, чтобы всем было комфортно. Обучаемые не привыкли  обсуждать вопрос вместе,  часто не знают с чего начать.

«Красная шляпа»

Группа «Красная шляпа» расскажет о чувствах, которые испытывает ученик и учитель на уроке,  сотавленном на основе системно-деятельностного подхода.

C:\Documents and Settings\ученик\Рабочий стол\Рисунок1.jpg

Задание. Расскажите о чувствах, которые испытывает ученик, учитель  на уроке, сотавленном на основе системно-деятельностного подхода.

Выводы (которые сделает группа).

 Ученик и учитель:

  • сотворчество, сотрудничество

Ученик:

  • психол.комфорт;
  • радость от положительного результата своей деятельности;
  • уверенность, ответственность.

Учитель:

  • тревога, неуверенность в своих силах (на начальном этапе).
  • радость от положительного результата.

«Зеленая шляпа»

Сочините стихотворение, используя  слова и словосочетания:

сентябрь, шальной народ, дел невпроворот, с журналами мчимся, с тетрадками снуем, вопросов не боимся, ФГОСы.

Выводы (которые сделает группа).

Настал……………., и мы опять с охотой

Учить готовы весь ……………..народ

С утра до вечера трудяги,

Все в школе: дел………….

Опять……………. по школе мчимся,

Опять……………….. везде снуем.

И никаких……………… не боимся

(даже ФГОСов)        

И на любой вопрос ответим вам.

Какого ребенка мы воспитаем на уроках, основанном на системно-деятельностном  подходе? Мобильного, коммуникабельного, самостоятельного, готового к сотрудничеству, активного, умеющего искать нужную информацию, оценивать свои знания. А ведь это ФГОСы. Мы с Вами пришли к выводу,   что положительных критериев гораздо больше, а значит нужно пробовать разные методы и методики …  и тогда дело будет в шляпе.



Предварительный просмотр:

Наумова Н.В.

Карталинский муниципальный район

Статья в сборнике: «Развитие творческих способностей учителя и учащихся: материалы IV  Всероссийской научно-практической конференции/ под общей ред. Т.В.Соловьевой.- Челябинск: ЧИППКРО, 2013г.

Приоритетом современного общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще не известные задачи. На первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, коммуникабельность, способность к рефлексии, разработке и проверке гипотез,  инициативность в принятии решений т.е. из школы должен выйти человек мобильный.

Решить эти задачи помогает метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Работа по этой методике – это групповая работа. Ребята делятся на группы, выбирая лидера (командира). Руководители групп и их состав  подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. В ходе работы поощряется совместное  обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. Особенность данной  групповой работы  состоит в том, что  этот метод предполагает личностный подход: проблема одна, но путей решения несколько, а каждый учащийся понимает, что есть возможность  выбора.  Это учит учащегося в жизни гибкости, активности, самостоятельности.

 Каждой группе условно предлагается «примерить»  шляпу определенного цвета.

«Надевая» белую шляпу, внимание учащихся ориентировано на получение информации. В этом режиме мышления  учащихся интересуют только факты.  На уроке  в 6 классе « Проблема выбора по сказке- были М.М.Пришвина « Кладовая солнца»  ребятам предлагаю «примерить» шляпу белого  цвета и собрать информацию по тексту  о ссоре Насти и Митраши, когда они стоят перед выбором тропы.  

В режиме красной шляпы  учащиеся рассказывают о чувствах героев  и   какой отклик в их душе оставили  чувства и поступки Насти и Митраши. Всплек эмоций  вызывает  вопрос: почему поссорились герои Пришвина?  Что переживают  Настя и Митраша  и что переживаю я? 

Черная шляпа позволяет дать волю критической  оценке  поступкам героев. Данная группа собирает необходимую  информацию  о  том, кто прав: Настя или  Митраша, доказывая свои выводы текстом.  

Пытаются найти положительное в этой ссоре группа  «Желтая шляпа», отвечая на вопросы (Какие аргументы приводит Настя, доказывая правоту своего решения? Какой наказ пытается исполнить Митраша?  Какой урок извлекут ребята из этой ссоры?).

Сделать вывод помогает группа «Зеленая шляпа». Ребята рассказывают о том, почему им интересно было читать это произведение, какой урок они извлекли для себя.

«Надевая»   «Синюю шляпу»  ребята сами оценивают  свою работу, заполняя оценочный лист.

Учитель только корректирует работу групп.  

Темы для таких уроков выбираю проблемные: «Загадочное время года-зима»,  «Герой не моего романа» (Грибоедов А.С.«Горе от ума» 9 класс), Хочу ли я жить  в  имении «Покровское» Троекурова?  (Пушкин А.С. «Дубровский»  6 класс)

Применяемый  метод, повышает активность  обучаемых на уроке, познавательную  деятельность, развивается вариативное мышление, стремление к самостоятельности. В процессе работы в группах  ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности.  На уроке царит спокойная,  доброжелательная атмосфера. «Цветные шляпы» — это хорошо запоминающийся образ, который легко запомнить и использовать при аналитической деятельности. Такой подход к теме  на уроках литературы помогает понять обучаемым, что проблема одна, но путей решения несколько, а каждый учащийся понимает, что есть несколько  возможностей выбора; это учит учащегося в жизни гибкости, осознанию того,  что любая проблема решаема.  Данная методика развивает   творческую, инициативную   личность, уверенную в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как средство активизации учащихся на уроках иностранного языка.

В данной работе проблемное обучение рассматривается как средство активизации устной речевой деятельности на уроках  иностранного языка....

Формы диагностики результатов учебной работы учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

В данной статье представлены различные диагностики результатов учебной работы учащихся на уроках русского языка и литературы...

"Использование разнообразных форм, методов и инновационных образовательных технологий активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Опыт работы по использованию разнообразных форм, методов  и инновационных образовательных технологий  активизации познавательной деятельности учащихся  на уроках русского языка и литера...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (презентация)

В данной презентации учитель делится опытом по использованию различных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы....

Доклад на ШМО учителей математического цикла по теме «Интерактивный метод Эдварда де Боно «шесть шляп мышления» на уроках математики»

laquo;Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать ...

Статья "Игрофикация как средство активизации учащихся на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

Данная работа посвящена игровым технологиям на уроках русского языка и литературы. Показано, что игровые технологии являются действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умстве...

Статья "Формирование творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы через использование проблемно-поискового метода обучения»

В материалах статьи содержатся теоретические выкладки применения проблемно-поискового метода  обучения и практические примеры на уроках русского языка и литературы. Умелое сочетание технологий ра...