Социально-педагогический потенциал музея в формировании патриотических качеств школьников
статья по теме

Черкесова Екатерина Владимировна

Социальное становление личности в поликультурном пространстве// Сборник научных статей по итогам Международной заочной научно-практической конференции Ульяновск, 17-18 мая 2011. С. 228-232

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_potencial.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический потенциал музейного краеведения в формировании патриотических качеств у школьников.

        Одной из тенденций современного образования является использование в школьном образовательном процессе для развития личности возможностей иных обучающихся, воспитывающих и развивающих пространств, имеющихся вне школы. Идеальной образовательной средой для реализации комплекса задач гражданско – патриотического воспитания школьников является музей, который зачастую обладает гораздо большими возможностями для формирования системы ценностей личности. В музее школьник усваивает определенные идеи, моральные ценности и установки, эмоционально переживает встречу с предметами культуры и истории, то есть в музее успешно реализуется тенденция воспитывающего обучения. Философ Каган М.С. пишет: «Воспитание – это формирование системы ценностей человека, с её специфическим содержанием и иерархической структурой»[1]. Система патриотических ценностей занимает свое важное место в воспитании российских школьников. Если эти ценности связывать с формированием интереса к историческому прошлого родного края, то следует отметить, что им интересуются лишь 3-5 % молодых людей. (Молодежь России: социальное развитие. Москва: Наука, 1992, С.180). В новых условиях музейные педагоги ориентируются не на запоминание информации, а на её творческую переработку. В распоряжении музейного краеведения имеется большое число средств, способствующих развитию личности на примере региональной истории, природы, искусства.

        1990-е годы дали российским музеям огромные возможности, открыли весьма заманчивые перспективы. Но одновременно музеям пришлось столкнуться и с трудностями: падением посещаемости, сменой идеологических парадигм. Более 10 лет музей искал свою нишу, поэтому можно с уверенностью сказать, что Музей 21 века уже имеет не эпизодическое, а постоянное педагогическое воздействие. Как считает Буров Н.В., в современном обществе «музей стал открытой социально-педагогической системой», которая ориентирована на разные группы социума. В соответствии с этим и направлениями работы подбираются формы и методы музейной педагогики. (Буров Н.В. Педагогическая культурология музейной деятельности – Н.В. Буров, СПб:Концерт, 2009 – 420 с. – С.),

        На западе к ресурсу музея обратились намного раньше, чем в России, Интересен опыт современной музейной педагогики за рубежом. Характерной чертой деятельности музеев многих зарубежных стран является стремление к налаживанию самых прочных контактов с образовательными учреждениями. В США работает национальная программа «Музей и образование», на основе которой строят свою деятельность все музеи страны. Общегосударственная программа «Музей и образование» уже почти 30 лет осуществляется в Италии. С середины 1980 г. в школах Англии введены обязательные «музейные дни». В целом ряде городов Германии организована система совместного педагогического планирования музеев и учебных заведений.

        В России тоже с середины 80 гг. XX века пришли к осмыслению необходимости построения прочной взаимосвязи между новой школой и музеем. Через музей мы можем реализовать такие компоненты патриотического воспитания: усвоение социального опыта наших предков через знакомство со знаниями, идеями, навыками; усвоение социального опыта через педагогическое воздействие; отражение социального опыта в историческом самосознании личности самого подростка.

        Государственный музей политической истории России г.Санкт-Петербург в 2003 г. предложил  для школьников 10-11 классов музейно-педагогическое занятие «Петербург, Петроград, Ленинград: поиск политического идеала». Целью занятия является поиск политического идеала, через осознание исторического пути, который прошло государство и общество за последние 300 лет своей политической истории. Эта тема раскрывается на краеведческом материале. При музее создан Детский центр исторического воспитания молодежи, разработан ряд программ, например, программа «На златом крыльце» для учащихся 1-4 классов (занятие о политическом устройстве и государственных символах нашего государства в XX в и в XXI в.), работает Ученическое научное общество.

        Ярославский государственный историко-архитектурный музей-заповедник реализует программу патриотической направленности с 1994 г. Для самых маленьких посетителей была предложена музейная программа «Мир вокруг нас», которая состоит из 6 тематических блоков: «Знакомьтесь, музей», «Природа, которая нас окружает», «Путешествие в мир рукотворных предметов», «Город, в котором мы живем», «Сказ о книгах и книжном учении», «Жизнь ярославцев в древности».

                               Музей – усадьба «Ясная Поляна» стало  координатором детского межрегиональное общественное движение «Муравейное братство», образованного в 1999 г. Это общество ориентировано на создание условий для самосовершенствования детей,  содействует реализации толстовской педагогики. Формируя в своем движении правильные жизненные установки, нравственные идеалы юного поколения, основанные на любви, добре и сострадании, путем приобщения, как следствие воспитывают в личности патриотизм и национальную гордость.

                Ульяновские музеи вступили на путь сотрудничества со школами сравнительно недавно. В 2009 году по инициативе музейного сообщества и общественности стала реализовываться программа «Воспитай патриота», которую поддержал губернатор. Программа реализуется за счет разработанного комплекса программ, которые предусматривают посещение музея на основе абонемента (то есть несколько комплексных занятий), а не разового посещения. Стоимость абонемента от 60 рублей до 680 рулей. Но, несмотря на положительную динамику в посещаемости музея, остается ряд нерешенных вопросов: возможно ли воспитать патриотов за деньги? И почему предложенные программы не планируются совместно с образовательными учреждениями?

                Мне, как заместителю директора гимназии по воспитательной работе, пришлось реализовывать данный проект на базе своей школы. Встала дилемма: поступить как многие и просто обязать выкупить классы абонемент или предоставить детям выбор? Причем выбор и музея, которые будут посещать учащиеся, и выбор варианта: приобретать или не приобретать абонемент.    В результате я пришла к решению, что каждый имеет право на выбор, причем этот выбор каждый ученик сделал осознанно. В современном российском обществе существует сильное социальное расслоение, поэтому проблема формирования единой системы патриотических ценностей остается сложной. Кто-то может позволить себе купить посещение музея на год за 680 рублей, а для кого-то и 60 рублей будут проблемой.

                Первым этапом работы была диагностика учащихся. Каждому классному руководителю была роздана папка, где подробно рассказывалась о предложениях всех музеев города г.Ульяновска, где рассказывалось о возможных занятиях в музее, описывалось основное их содержание и  указывалась стоимость абонемента на год. Затем классными руководителями было проведено анкетирование на выявление интереса, по результатам которого каждый класс выбирал музей, или решал не покупать абонемент, а посещать музей раз в четверть в соответствии с уровнем интереса. Итоги были следующие: параллель первых классов решила работать по абонементу Ульяновского областного краеведческого музея, так как его программа позволяет знакомить юных гимназистов с окружающим их миром. Остальные классы начальной школы отказались участвовать в реализации программы, предпочли одноразовые посещения музея. Параллель пятых классов стала выбрали абонемент Государственного историко-мемориального музея заповедника «Родина В.И. Ленина». Ребята шестых классов сами разработали альтернативу, они отказались от выездных экскурсий, а предпочли форму работы, когда лектор из музея ведет рассказ на базе гимназии, поэтому они заключили сотрудничество с Ульяновским областным художественным музеем. Старшие классы, мотивируя высокой стоимостью абонемента, отказались участвовать в проекте. Лишь 10 класс А выкупил абонемент у Музея современного изобразительного искусства, их заинтересовала тема «Русское зодчество XVI-XVIII в.в», причем стоимость данного абонемента составила 60 рублей с человека на весь учебный год.

                Как для родителей, так и для педагогов остается открытым вопрос: насколько изменился уровень патриотизма у участников проекта? Ответить на него сложно, потому что музейными работниками не проводится входящая и исходящая диагностика. Получается, что, заплатив деньги, мы должны сами заниматься диагностированием. А для музея данная программа остается по-прежнему элементом пополнения бюджета.

Список литературы и источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  [1]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданско-патриотических качеств школьников на основе системного подхода в воспитании

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, за...

Методический проект "Формирование патриотических качеств у воспитанников суворовского училища"

В основной части работы представлена разработка проекта, которую можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий.В основе данной  работы лежит патриотический подход. Этот подход отражае...

Роль школьного музея в системе патриотического воспитания школьников.

Главное, ради чего создаётся школьный музей – дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация....

Социальное проектирование - один из путей формирования патриотических качеств личности

В статье описан социальный проект "Мы помним, мы гордимся", посвященного победе в Великой отечественной войне...

Система формирования патриотических качеств и гражданственности у суворовцев. Критерии эффективности воспитания патриотизма у суворовцев.

О значимости гражданского и патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ. Нормативно-правовые аспекты патриотического восп...

ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЯ ДЛЯ ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Историко-патриотического воспитание способно сформировать личность молодого человека как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, обеспечить овладение национальными традициями своего нар...

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова: патриотизм, патриотическая песня....