Самоанализ работы по теме самообразования
методическая разработка (8 класс) на тему

 

Самоанализ работы по теме самообразования  «Формирование компетентностей учащихся на уроках математики». Цель: использование современных педагогических технологий с целью формирования ключевых компетентностей обучающихся.

Задачи: изучить литературу по данной теме; разобрать основные понятия; проанализировать,  какие современные педагогические технологии помогают формировать компетенции учащихся; осуществить применение данных технологий, сделать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_samoobrazovaniya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ работы по теме самообразования

 «Формирование компетентностей учащихся на уроках математики»

учителя математики Лобановой Л.В.

«Скажите мне – я забуду,

Покажите мне – я запомню,

Вовлеките меня – я пойму»

Китайская пословица.

В течение нескольких лет постоянно говорится о формировании и развитии ключевых компетенций учащихся. Поэтому, чтобы идти в ногу со временем, я решила выбрать тему самообразования на 2011-2012 уч.год  «Формирование компетентностей учащихся на уроках математики».

Цель: использование современных педагогических технологий с целью формирования ключевых компетентностей обучающихся.

Задачи: изучить литературу по данной теме; разобрать основные понятия; проанализировать,  какие современные педагогические технологии помогают формировать компетенции учащихся; осуществить применение данных технологий, сделать выводы.

Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей (ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная,  коммуникативная, социально-трудовая,  личностная)

Компетенция— это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления. В частности, математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Важно отличать ключевые компетентности как результат образования от других результатов образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков. Принципиальным отличием компетентностей является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности. Следовательно, чтобы убедиться, что учащийся освоил тот или иной аспект компетентности на требуемом уровне, следует дать обучаемому задание, выполнить которое можно только осуществив определенную деятельность. То есть компетентностный подход – это подход, реализующий деятельностный характер образования.

Как при обучении математики сформировать ключевые компетенции?

Перед учителем стоит вопрос необходимости  использования деятельностных технологий, методов и приемов работы с учащимся на уроке и во внеурочное время, среди них проблемное и проектное обучение. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности, ситуация конфликта, ситуация несоответствия, ситуация неопределенности, ситуация предположения, ситуация выбора. В своей практике использую исследовательские, творческие, информационные проекты.

Важнейшим видом учебной деятельности при обучении учащихся математике является решение задач. Причем, основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Но как показывают итоги исследований PISA , выявляются характерные недочеты математической подготовки российских школьников. К ним относятся недостаточное усвоение ряда тем, имеющих широкое практическое применение: отношение чисел, пропорциональные величины, решение задач на проценты, определение периметров и площадей фигур, оценка и прикидка результатов, чтение графиков реальных зависимостей. 

           Важным этапом  в современном обучении и воспитании является использование информационно-коммуникационных технологий. Компетентность - непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимися определенным набором способов деятельности. Поскольку освоить деятельность (в отличие от действия) через подражание невозможно, учащийся начинает управлять своей деятельностью, используя (интегрируя) различные результаты образования (знания, умения, навыки), формируя собственный «ресурсный пакет», необходимый для формирования компетенции. Информационно-коммуникационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.   По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности  изложения материала; деятельности учителя этими средствами, повышении мотивации и активности обучающихся,   вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

Применяю компьютер с проектором  на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Это позволяет сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.

При подготовке к урокам и дополнительным занятиям обращаюсь к  опыту коллег, который размещен на страницах различных объединений в сети Интернет. Например:

Учебные фильмы | Цифровые видеоресурсы СФУ http://tube.sfu-kras.ru/films

Автоматизированное рабочее место учителя математики  http://arm-math.rkc-74.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

Сообщество учителей математики на сайте Педсовет.су http://pedsovet.su

Видео – репетитор подготовки к ЕГЭ  http://video-repetitor.ru

Математические этюды http://www.etudes.ru/

Блог школьного учителя математики  http://www.valeryzykin.ru

          Я организую работу с ресурсами Интернет на уроке двумя способами: в режиме on-line, с непосредственным доступом в Интернет и опосредованным доступом в Интернет. При подготовке к уроку копирую необходимые для занятия Web-страницы в отдельную папку на школьном компьютере, а затем работаю с ними в автономном режиме. В обоих случаях использование Интернет-ресурсов повышает уровень занятий, качество знаний и их мотивацию к обучению.  Для учащихся 10-11 классов актуальна проблема Единого государственного экзамена. Для подготовки к нему издается масса различных пособий. Немало материла по ЕГЭ и в сети Интернет. Остановлюсь подробнее на интернет-сайте «ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию» http://www.uztest.ru. Здесь несколько информационных разделов, которые полезны как учителям, так и учащимся при подготовке к ЕГЭ: о экзамене; on-line тесты; варианты ЕГЭ.  Материалы данного сайта использую на уроках, элективных курсах, предлагаю учащимся для самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Наиболее интересны on-line тесты, потому что ученик может проверить уровень своих знаний.    Сайт включает «Тренажер», позволяющий проходить on-line тесты по разделам: « Алгебраические уравнения», «Делимость чисел», «Модуль», «Степень», «Корень», «Логарифм», «Тригонометрия», «Функции», «Прогрессии», « Производная и интеграл», «Планиметрия», « Стереометрия».  

Применение информационно-коммуникационных технологии     технологий открывает перспективное направление в обучении. Но без чётко и правильно поставленных целей и задач посещение Интернета не может быть полезным и эффективным. Учителю и ученикам необходимо совместно подбирать Интернет-ресурсы, так как в процессе такой работы организуется исследовательская деятельность обучающихся по поиску решения с помощью соответствующих ресурсов сети Интернет.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания  всесторонне развитой,  творчески свободной личности

  Моя  работа по использованию современных педагогических технологий с целью формирования компетентностей обучающихся представляет собой систему обучения. Доказательством тому являются такие показатели, как позитивная  динамика учебных достижений. На протяжении 2011-2012 уч. года сохранялось или повышалось качество обученности по математике в классах, где я работаю. 3 человека с исследовательскими работами выступали на районном конкурсе творческих исследовательских работ. Имеется первое место по математике в  муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников 7-11 классов по общеобразовательным предметам. Учащиеся 8 класса активно принимали участие во Всероссийском математическом конкурсе «Кенгуру»-33 человека, в весенней сессии олимпиады Олимпус , организованной Институтом Развития Школьного - 32 человека. 92% учащихся 11 класса успешно сдали ЕГЭ по математике, наивысший балл-68.

В течении года я проходила курсы повышения квалификации: «Применение ЭОР на уроках математики», «Работа учителя математики в условиях новых стандартов».

Посещала семинары: Всероссийский семинар учителей математики «Подготовка к ЕГЭ и ГИА», областной семинар «Преемственность между начальной школой и средним звеном в рамках ФГОС».

Выступала на заседании РМО учителей математики на тему «Система подготовки к ЕГЭ».

Печаталась в сборниках конференций: VII Всероссийская научно-практическая конференция ГОУ ВПО КФНГПУ: «Система подготовки к ЕГЭ», VII Всероссийская научно-практическая конференция НИПКиПРо: «Разноуровневая работа учителя математики в классах разных уровней подготовки»

Мною была изучена литература:

  1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика. 2003, № 10.
  2. Воронщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования. // Завуч. Управление современной школой. - №6. – 2007. с. 81-97.
  3. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся.  // Сайт ИД "Первое сентября" 2003-2004 г.
  4. Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике. // Математика в школе. - №6 -2008. с. 20-30.
  5. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. // Завуч. Управление современной школой. - №1. – 2008. с. 4-24.
  6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.  // Школьные технологии. 2004. № 5.
  7. Пронина С.М. Гарантии и контроль качества как условия формирования культуры учащихся в процессе обучения. // Инновации в образовании. - №7.-2007. с. 71-78.
  8. Солянкина Н.Л. Профессиональная компетентность: понятие и виды.-Красноярск. 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....

Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"

Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...

Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"

Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...

Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.

Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....

выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»

laquo; Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся...

Система работы по теме самообразования «Использование игровой технологии «Круги Луллия» в логопедической работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

          Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же ...