выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»
материал

Головешко Ирина Николаевна

« Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся» ( январь 2018 г.)

      В ходе работы над темой самообразования была поставлена цель: повышение эффективности и качества обучения; создание условий для формирования учебно-познавательных компетенций.

Для осуществления цели работы необходимо решить задачи: 

-систематизировать ОУУН (общеучебные умения и навыки)

-разработать технологии формирования различных умений и навыков.

Чтобы решить данные задачи необходимо действовать поэтапно.

 Для решения первой задачи необходимо знать, что такое ОУУН.

      Общеучебные умения и навыки (далее - ОУУН) являются универсальными способами получения и применения знаний. Системный подход к формированию ОУУН и разработка соответствующих методик могут создать условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что в свою очередь обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Таким образом может быть решена задача повышения эффективности и качества образования, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Причиной низкой успеваемости у учащихся, особенно в средней и стершей школе, по мнению психологов, является, как правило, крайне низкий уровень развития общеучебных умений и навыков.

Учителя предлагают учащимся различные виды заданий по предмету, но при этом забывают, что не все ученики умеют бегло и осмысленно читать и писать, находить нужную информацию в учебнике, запоминать определения терминов и закономерностей.

Возникает проблема, как повысить эти умения, когда и так не хватает времени для изучения основного материала по предмету?

В научной литературе нет однозначного определения содержания и структуры общеучебных умений и навыков.

ОУУН разделены на четыре группы, что позволило охватить все важнейшие аспекты образовательной деятельности учащихся:

  1. Учебно - организационные - обеспечивают организацию и анализ учебной деятельности;

Это одна из центральных групп ОУУН, в которую входят:

· организация рабочего места;

· выполнение правил гигиены учебного труда;

· принятие учебной цели;

· выбор способов деятельности;

· работа консультантом;

· планирование организации контроля труда.

Для развития организационных умений на уроках используйте групповые формы работы, проектную деятельность.Так как хорошо развитые организационные умения не только усиливают интенсивность познания, обусловливают возможность включения всех учащихся в самообразование.

  1. Учебно - информационные - способствуют нахождению, преобразованию и использованию информации для выполнения учебных задач;

Эта группа умений и навыков включает в себя способы получения знаний:

· чтение текста (осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения: ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

· работа с учебником;

· практическая работа;

· работа с дополнительной литературой;

· работа со справочной литературой;

· выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

· усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи.

3.  Учебно - интеллектуальные - обеспечивают четкую структуру работы над содержанием учебных задач;

Эта группа подразумевает овладение учащимися приемами умственной деятельности:

· анализ (найдите соответствие между понятиями и определениями; между формулами и определениями; между рисунками и определениями; в коротком тексте подчеркните все слова, относящиеся к...);

· синтез (назовите процесс по его характеристикам; назовите общим словом несколько слов, рисунков и т. д.);

· сравнение (чем отличается А от Б? Что общего между А и Б? И т. д.);

· причинно-следственные связи (продолжите ряд слов, понятий; вставьте недостающее слово, рисунок, число; расположите в логической последовательности слова, числа, рисунки и т. д. Для старших классов: постройте систему понятий)

· выводы (сделайте вывод на основании текста, рассказа в рисунках. Для старших классов: сделайте вывод на основании таблицы или схемы).

  1. Учебно - коммуникативные - поддерживают сотрудничество и организацию совместной деятельности

К таким навыкам относятся:

· выслушивание мнения других;

· владение различными формами устных публичных выступлений;

· оценка разных точек зрения;

· организация совместной деятельности;

· владение культурой речи;

· ведение дискуссии.

Эта группа умений и навыков предполагает развитие письменной и устной речи учащихся, формирование умения слушать.

· Письменная речь: конспектирование, умение писать сочинения, правильно оформлять работу.

· Устная речь: умение пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать и т.п.

 учитель вносит изменение в тематическое планирование по части развития общеучебных умений и навыков, особое внимание уделяя тем умениям, которые по какой-то причине не соответствуют возрастным нормам( приложение)

Итак, если процесс развития общеучебных умений станет целенаправленным и управляемым, то в более короткий срок будут достигнуты более высокие результаты. Конечно, работа над ОУУ должна вестись системно и по всем предметам.

Приложение 1

Общеучебные умения и навыки (1-й класс)

1. Учебно-организационные:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать свое предложение (версию);
  • работать по предложенному плану;
  • совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

2. Учебно-информационные:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

3. Учебно-интеллектуальные:

  • отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя;
  • делать выводы в результате работы всего класса;
  • сравнивать и группировать предметы и их образы.

4. Учебно-коммуникативные:

  • оформлять свою речь в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент;
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • вступать в беседу на уроке и в жизни;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Общеучебные умения и навыки (2-й класс)

1. Учебно-организационные:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки;
  • работая по предложенному плену, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
  • учиться отличать верно выполненное задание от выполненного неверно;
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

2. Учебно-информационные:

  • понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи;
  • находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
  • составлять простой план небольшого текста-повествования.

3. Учебно-интеллектуальные:

  • понимать, что нужна дополнительная информация (знание) для решения учебной задачи в один шаг;
  • наблюдать и делать самостоятельные выводы.

4. Учебно-коммуникативные:

  • оформлять свою речь в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент;
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • вступать в беседу на уроке и в жизни;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Общеучебные умения и навыки (3-4-е классы)

1. Учебно-организационные:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
  • работая по плену, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

2. Учебно-информационные:

  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

3. Учебно-интеллектуальные:

  • самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
  • сравнивать и группировать факты и явления;
  • определять причины явлений, событий;
  • делать выводы на основе обобщенных знаний.

4. Учебно-коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
  • выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Общеучебные умения и навыки (5-й класс)

1. Учебно-организационные:

  • ставить учебную задачу;
  • понимать последовательность действий;
  • сравнивать полученные результаты с учебной задачей;
  • оценивать свою деятельность и деятельность других;
  • правильно оформлять и вести тетрадь.

2. Учебно-информационные:

  • работать с учебником и дополнительной литературой;
  • различать повествование, описание, рассуждение;
  • составлять на основании текста таблицы, схемы, графики;
  • осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом;
  • владеть различными видами пересказа.

3. Учебно-интеллектуальные:

  • выделять главное;
  • составлять простой план;
  • сравнивать факты, явления, события по заданным критериям;
  • давать определение по существенным признакам;
  • высказывать суждения, подтверждать их фактами;
  • обобщать, подытоживать информацию.

4. Учебно-коммуникативные:

  • высказывать суждения;
  • задавать уточняющие вопросы;
  • слушать друг друга;
  • распределять работу при совместной деятельности;
  • участвовать в учебном диалоге;
  • организовывать работу в группе.

Общеучебные умения и навыки (6-й класс)

1. Учебно-организационные:

  • определять учебную задачу;
  • выстраивать рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи;
  • осуществлять самоконтроль учебной деятельности;
  • сотрудничать при решении учебных задач;
  • планировать собственную деятельность.

2. Учебно-информационные:

  • различать научный, художественный и публицистический тексты;
  • создавать тексты различных типов: описание, повествование, рассуждение;
  • составлять на основе текста графики, схемы, таблицы;
  • осуществлять цитирование;
  • задавать вопросы разного вида;
  • определять необходимость использования наблюдения или эксперимента;
  • наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях.

3. Учебно-интеллектуальные:

  • определять понятия по существенным признакам;
  • выявлять свойства объекта;
  • выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение;
  • систематизировать информацию;
  • доказывать утверждение, тезис;
  • формулировать вывод.

4. Учебно-коммуникативные:

  • продолжить и развить мысль собеседника;
  • использовать структурирующие фразы;
  • соотносить собственную деятельность с деятельностью других;
  • вести диалог;
  • кратко формулировать свои мысли.

Общеучебные умения и навыки (7-й класс)

1. Учебно-организационные:

  • определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности;
  • оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • вносить необходимые изменения в содержание учебной задачи;
  • организовать деятельность в группах и парах.

2. Учебно-информационные:

  • подбирать и группировать материал по определенной теме;
  • создавать тексты различных типов;
  • владеть различными способами изложения текста;
  • составлять сложный план;
  • комментировать текст;
  • формулировать проблемные вопросы;
  • качественно и количественно описывать объект;
  • формировать программу эксперимента.

3. Учебно-интеллектуальные:

  • определять объект анализа;
  • выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
  • классифицировать информацию по различным признакам;
  • различать компоненты доказательства;
  • уметь доказывать и опровергать;
  • самостоятельно вырабатывать алгоритм действий;
  • устанавливать межпредметные связи.

4. Учебно-коммуникативные:

  • владеть приемами риторики;
  • уметь вести дискуссию, диалог;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • вырабатывать общее решение.

Общеучебные умения и навыки (8-й класс)

1. Учебно-организационные:

  • ставить цели самообразовательной деятельности;
  • самостоятельно оценивать деятельность посредством сравнения с существующими требованиями;
  • планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач.

2. Учебно-информационные:

  • владеть навыком аналитического чтения;
  • составлять сложный и тезисный планы;
  • владеть различными видами изложения текста;
  • составлять аннотации;
  • готовить доклады, рефераты;
  • планировать и проводить наблюдения за объектом;
  • составлять программы эксперимента;
  • создавать модели изучаемого объекта.

3. Учебно-интеллектуальные:

  • определять аспект анализа (точку зрения);
  • соотносить различные компоненты объекта;
  • классифицировать по нескольким признакам;
  • выбирать форму доказательства (прямое, косвенное);
  • опровергать выдвинутый тезис;
  • определять проблему и предлагать способы ее решения.

4. Учебно-коммуникативные:

  • выступать перед аудиторией;
  • придерживаться определенного стиля при выступлении.

Общеучебные умения и навыки (9-й класс)

1. Учебно-организационные:

  • владеть различными способами самоконтроля;
  • определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины;
  • определять содержание своей учебной деятельности;
  • корректировать объем собственной учебной деятельности;
  • соблюдать последовательность действий по достижению целей самообразовательной деятельности.

2. Учебно-информационные:

  • составлять конспект текста, выступления;
  • составлять рецензию на ответ;
  • выполнять реферативные работы;
  • выбирать стиль изложения в соответствии с задачами текста;
  • использовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования.

3. Учебно-интеллектуальные:

  • определять причинно-следственную связь между компонентами объекта;
  • выполнять сравнение по аналогии;
  • осуществлять опровержение аргументов;
  • решать проблемные учебные задачи;
  • комбинировать известные средства для решения новых задач;
  • проводить работу исследовательского характера;
  • владеть навыками анализа и синтеза;
  • осуществлять мысленный эксперимент.

4. Учебно-коммуникативные:

  • выступать перед аудиторией;
  • вести полемику, участвовать в дискуссии;
  • быть корректным к мнению других;
  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;
  • уметь донести свое мнение до других.

Общеучебные умения и навыки (10-11-е классы)

1. Учебно-организационные:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе Интернет);
  • уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

2. Учебно-информационные:

  • самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
  • сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;
  • представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

3. Учебно-интеллектуальные:

  • самостоятельно ставить личностно необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;
  • перерабатывать полученную информацию для создания нового продукта.

4. Учебно-коммуникативные:

  • при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения), критично анализировать свою позицию, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • понимать систему взглядов и интересов другого человека;
  • владеть приемами гибкого чтения и рационального слушания как средствами самообразования;
  • толерантно строить отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы.

Согласно Хуторскому Андрею Викторовичу (доктор педагогических наук), учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

Приведу примеры формулировок учебно-познавательных компетенций в деятельностной форме:

  • ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;
  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
  • иметь опыт восприятия картины мира.

Определение содержания учебно-познавательной компетентности школьников предусматривает раскрытие сущности учебно-познавательной деятельности, при осуществлении которой собственно и проявляется данная компетентность.

Учебно-познавательную деятельность определяют как самоуправляемую деятельность учащегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающуюся овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.

Практика показывает неспособность детей к самообразованию. Причины данной проблемы - это слабо развитое умение школьников критически оценивать результаты своей учебной деятельности; неумение планировать и организовывать свою работу; неумение оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.

Самостоятельность является одним из главнейших качеств учащихся и важнейшим условием обучения. Составляющими самостоятельной деятельности ученика являются умения ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности; планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. Для развития выше перечисленных качеств мышления человека необходимо формирование у учащихся навыков самообучения, самоконтроля. Я предполагаю, что организация самостоятельной работы, позволит выработать эти навыки. Именно самостоятельная работа воспитывает высокую культуру умственного труда, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти вглубь ещё не решённых проблем.

Формирование самоконтроля, самообучения - процесс непрерывный и длительный, поэтому целесообразно начинать его уже в V классе.

Целью своей педагогической деятельности определяю:

-овладение учащимися системой необходимых  знаний, умений и навыков,

- планирования своей учебной деятельности и оценивания  результатов;

-формирование навыков самостоятельной деятельности;

-воспитание ответственности за результаты своего труда;

 Задачи:

-Развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности

-Развитие потребности детей в самоконтроле через анализ собственных действий и их результатов.

-Развитие внимания, воображения настойчивости, ответственности.

Началом моей работы по теме опыта стало проведение диагностики уровня самостоятельности учащихся в получении знаний и сформированности умений оценивать, контролировать свою учебную деятельность.

Анализ контрольных работ и опроса школьников показал, что владея математическими понятиями, многие не могут применить их для решения учебных задач. В каждом классе есть ученики с низкой мотивацией, которые не воспринимают объяснение нового материала, не могут решить простейших примеров, ожидая появления готового решения на доске. Есть учащиеся способные быстро и верно осваивать новые темы школьного курса математики, но, как правило, без осмысливания заучивают материал, набивая себе руку в пользовании определённым алгоритмом. В основном многих школьников привлекает желание получить отметку и лишь 7% учащихся стремятся пополнить и углубить знания. Учебно-познавательная деятельность учащихся зачастую контролируются педагогом, а умения школьников оценивать свою самостоятельную работу и анализировать допущенные ими ошибки находятся на низком уровне.

Рассматривая самостоятельную работу, как средство (метод) развития навыков самообучения, самоконтроля, я провела теоретический анализ соответствующей педагогической литературы. Для решения поставленных задач определила условия и формы организации самостоятельной деятельности учащихся, провела отбор видов самостоятельной работы, а также педагогических методов и приёмов.

В целях положительного результата опыта, целесообразно систематически включать самостоятельную работу в учебный процесс на разных этапах урока, в том числе и в ходе усвоения нового материала. В результате, учащиеся быстро осваивают ее, для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ, школьники затрачиваю значительно меньше времени, это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач.

Самостоятельные работы составляют с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ученику, создают условия для их активной, сознательной, самостоятельной, продуктивной деятельности, учитывая склонности, интересы, способностей детей. В ходе индивидуальной формы обучения, можно решить проблему полной самостоятельности несознательных учеников и учеников с математическими способностями. Дифференциация самостоятельных работ проводится следующим образом:

  • Трехвариантные задания по степени трудности (облегченной, средней и повышенной).
  • Общие практические задания. Индивидуально-групповые задания различной степени трудности.
  • Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся.

 Общие для всего класса задания с возрастающей степенью трудности.

 Осуществление дифференцированного подхода к учащимся позволяет строить процесс обучения так, что он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным ученикам и в то же время создавал условия для успешного овладения и развития менее подготовленных учащихся.

Большое внимание на уроках стоит уделять развитию у учащихся простейших навыков самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.), используя обучающие, тренировочные самостоятельные работы. Самостоятельная деятельность ученика при этом, сводится к простому воспроизведению имеющихся знаний, когда учащийся, имея правило, образец, самостоятельно решал задачи на его применение. В этом случае самостоятельной работе предшествует наглядный показ приемов работы, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске или планом решения экране при использовании ИКТ. Входе объяснения нового материала включаюся обучающие, тренировочные самостоятельные работы, для закрепления знаний, для привлечения внимания каждого ученика к тому, что объясняется. Такая работа учит школьников анализировать свои знания, выявляя при этом пробелы, непонятные моменты по теме, мешающие прочному усвоению изучаемого материала.

На первых порах нужно учить учащихся понимать и принимать контроль учителя. Для этого следует знакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков, нацеливать детей на то, что контролировать себя нужно сразу же, как только решили самостоятельно хотя бы один пример. Нужно учить детей наблюдать и анализировать свою учебную деятельность, предлагать учащимся оценить деятельность товарища, опираясь на указанные критерии. На устном счёте включать примеры с допущенными ошибками из контрольных работ, которые школьники находили, исправляли, показывая правильное решение. Продуктивным приемом на этом этапе являются математические тесты. Главная цель заключается в формировании у школьников навыков самоконтроля и самооценки как элементов учебной деятельности. В результате учащиеся станут адекватней анализировать свою работу и лучше готовиться к занятиям. Целесообразность данной работы заключается ещё в реализации учебно-познавательной компетенции, так как в ходе работы ученики приобретают умения и навыки, которые им будут полезны в будущем при итоговой аттестации. 

В организации самостоятельной работы, считаю, необходимым условием мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. С этой целью вовлекать детей в учебную деятельность нужно путём создания атмосферы доверия, сотрудничества. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Мой педагогический опыт показывает, что игровые приёмы и элементы занимательности очень нравятся детям, они ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, поэтому я периодически включала их в структуру урока. Подбирать задачи, которые способны удивить и поразить ребят, расширить представление о математике, через знакомство с историческими сведениями, высказываниями и цитатами. На уроках испольуются такие элементы игры и занимательности как теоретические разминки, викторины, эстафеты, кодированные упражнения, конкурсы смекалистых, задачи-шутки. Обращение к примерам из жизни, использование таблиц, диаграмм, дает возможность формировать у учащихся информационную компетенцию. На уроках, широко применять компьютерные технологии - что делает обучение более содержательным, зрелищным и способствовало развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся. 

Для развития подлинно познавательного интереса школьников я целесообразно использовать элементы проблемного обучения. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к работам, при выполнении которых они исследуют, поэтому нужно включать в процесс обучения самостоятельную деятельность ребят, основанную на проблемном способе решения задач и изложения новой темы. Нет необходимости придумывать противоречия, проблемы, конфликтные ситуации, они есть в каждой теме. В ходе бесед нужно привлекать школьников к поэтапному решению математической задачи, знакомить их с методами исследования, доказательства и оценки правильности решения. Организовывать выполнение разнообразных самостоятельных работ цель, которых заключалась: в постановке проблемы, в составлении плана решения и в отыскании способа этого решения, в проведении исследований. Это способствует развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления, учебно-познавательного вида компетенции.

При обучении математике я рассматривала следующие организационные формы: фронтальная и групповая работы - при изучении нового материала, при работе с учебником или с нестандартными задачами, при обсуждении результатов самостоятельной работы; письменная - применялась в основном для формирования и закрепления навыков.

Основным источником знаний для пятиклассников является учебник, поэтому необходимо вооружить детей основными навыками самостоятельной работы с ним. На своих урока я часто использовала различные приёмы организации самостоятельной деятельности учащихся с учебником математики, когда дети становились непосредственными участниками процесса познания.

Вот несколько приемов, которые были использованы мною на уроках технологии  в ходе объяснения нового материала:

  1. Найдите задание по оглавлению.
  2. Обдумайте заголовок.
  3. Прочитайте содержание пункта (параграфа).
  4. Выделите все непонятные слова и выражения и выясните их значение.
  5. Задайте по ходу чтения вопросы и ответьте на них.
  6. Выделите (выписать, подчеркнуть) основные понятия.
  7. Выделите основные правила.
  8. Изучите определения понятий.
  9. Изучите правила.
  10. Разнообразьте иллюстрации (чертеж, схему, рисунок).
  11. Разберите примеры в тексте и придумайте свои.
  12. Составьте схемы, рисунки, таблиц, чертежи, используя свои обозначения
  13. Запомните материал, используя приемы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, мнемонические приемы, повторение трудных мест и т.п.)
  14. Ответьте на конкретные вопросы в тексте.
  15. Придумайте и задать себе такие вопросы….

Для плодотворной самостоятельной работы школьников по учебнику технологии, я предоставляла ребятам памятки работы с книгой. Формирование умений находить и анализировать нужный материал из источников информации, развивает у учащихся информационную компетенцию.

Особая роль на уроках технологии  отводится  письменным работам, так как они способствуют наиболее эффективному приобретению навыков самообучения и самоконтроля.

  1. Самостоятельные работы развивающего, творческого характера.

2. Самостоятельная работа над ошибками, с целью формирования у учащихся умений самостоятельно контролировать свою деятельность по результату. При допущении ошибок, школьники учились обнаруживать свои затруднения, искали пути повышения своего уровня образования. Учащийся приучались исследовать свою деятельность, тем самым приучались постоянно спрашивать себя: «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Как это делали на уроке?», «Какие есть рекомендации по этому вопросу?», т. е. создавались мотивы для самостоятельной учебной деятельности и развития рефлексивной компетентности. 

Самостоятельные работы для выявления степени усвоения знаний. С этой целью применяла тесты, контрольные работы, домашнее задание.

Еще одним видом самостоятельной работы по развитию навыков самообучения у учащихся - это разработка ими проектов и составление презентаций. В основе метода проектов лежит развитие умений оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления - что характеризует учебно-познавательный вид компетенции.

Составляющими самостоятельной деятельности ученика являются умения ставить цель работы, актуализировать необходимые знания и способы деятельности; планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. Чтобы развить у школьников выше перечисленные качества, необходима продолжительная работа. Самое трудное для меня, как учителя в организации своей работы, руководить самостоятельной деятельностью школьников, выстраивать индивидуальную работу с учениками, заинтересовывать их технологией.

Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; обучения в глобальном информационном сообществе и другие.

Какие из них я применяю в своей деятельности? Вот некоторые из них.

Все чаще обращаюсь к технологии проектной деятельности учащихся. Проектная методика является в настоящее время одной из самых популярных и актуальных среди современных технологий. Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся. Из практики могу сказать, что учащиеся средних классов, как правило, предпочитают групповую или парную работу. А вот старшеклассники - индивидуальную. Школьники получают возможность осуществлять творческую работу, самостоятельно добывать информацию.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью. Она предполагает:

  • выражение учащимися своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;
  • при выполнении проекта происходит непроизвольное запоминание явлений и процессов;
  • в ходе работы над проектом стимулируется развитие творческого мышления, воображения;
  • кроме того, создаются условия не только для свободы выражения мысли, но и для осмысления воспринимаемого.

Технология проектов совмещена с информационными технологиями. Свои проектные работы ребята представляют в виде презентаций, сбор информации осуществляется с помощью сети Интернет.

Учебный процесс, целью которого является формирование учебно-познавательной компетентности, должен развиваться в рамках личностно-деятельностного подхода. Считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций,суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.

Заключение.

Подводя итоги моего опыта, в течение одного учебного года, я сделала вывод, что самостоятельная работа обладает большим потенциалом для развития различных умений и навыков школьников. Опыт показал, что, если эту работу правильно организовать, проводить систематически и целенаправленно, то учащиеся быстро её осваивают, принимают активное участие в познавательной деятельности. Самостоятельная работа мотивирует учащихся на углубление и расширение знаний, требует от них самодисциплины, ответственности, в результате чего снижается процент учащихся желающих списать и получить только оценку. Однако, школьники ещё затрудняются самостоятельно ставить цели своей деятельности и планировать её, самостоятельно добывать знания и применять их на практике, поэтому я продолжаю работать в данном направлении: анализирую области применения самостоятельных работ, изучаю виды и методику их использования в учебном процессе



Предварительный просмотр:

Выступление на рабочем совещании 15 декабря 2020 г. учителя технологии Головешко И.Н, по теме « ЦОС на уроках технологии».

Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:

-Информационные образовательные ресурсы.

-Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.

-Систему педагогических технологий.

   Цифровая образовательная среда (ЦОС) включает в себя материально-техническое оснащение учебных заведений, скоростной интернет, образовательные сервисы с контентом, систему цифровых видеотрансляций и дистанционного обучения, электронные базы данных,

   С 1 сентября 2020 года Министерство просвещения РФ запланировало  провести в школах и колледжах эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды. Он стартует в нескольких регионах в рамках федерального проекта «Современная цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование.

Будут участвовать Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область-Кузбасс, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Эксперимент завершится 31 декабря 2022 года. Ожидается, что реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда» повсеместно завершится к 2024 году.

Существуют различные образовательные платформы или порталы. Такие , например, как: РЭШ, МЭШ, Учи ру, Скай смарт и д.т. Изучив некоторые из них, я пришла к выводу, что ни одна из перечисленных мною платформ не подходит для проведение уроков технологии как очно, так и дистанционно. Причина вот в чём. На платформе Учи ру - даже нет такой категории, как технология. На Скай смарт – разработка совершенно по другой программе с использованием учебников, которых нет в нашей библиотеке. МЭШ- платформа для московских учеников и подмосковной области. РЭШ – для 5 класса- разработано 15 уроков из 68 необходимых и то не по нашей программе. Так же дело обстоит и с 6 классом. А для 7 и 8 класса вообще не разработано ни одного урока. Поэтому для проведения дистанционных уроков технологии   я использую ЦОР.  

   ЦОР - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Задачи ЦОР:

 Помощь учителю при подготовке к уроку.

 Помощь учителю при проведении урока.

 Помощь учащимся при подготовке домашнего задания.

Виды ЦОР

Простой ЦОР – это ЦОР, пригодный для использования как единое целое и не допускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно.

Пример простого ЦОР:

статья; иллюстрация вместе с сопроводительным текстом; книга в виде набора отсканированных страниц c оглавлением; аудиозапись; видеозапись; презентация в формате MS Power Point; отдельный медиаобъект учебного курса, выполненного на определенной технологической платформе.

Сложный ЦОР – это ЦОР, состоящий из элементов, которые можно использовать отдельно как самостоятельные образовательные ресурсы.

Примеры сложных ЦОР:

гипертекстовый документ с иллюстрациями, допускающий разделение на самостоятельные разделы (части, главы);электронный учебный курс по определенному предмету (программе), выполненный на определенной технологической платформе или требующий определенной среды (проигрывателя) для использования (пример: РЭШ);

система тестирования;тренажер;тематический каталог.

Я работаю в мессенжере  Ватсап. Созданы группы по классам, в которых находятся как ученики, так и их родители. Здесь я даю новую тему в виде презентаций, видеоуроков или самостоятельного изучения темы по учебнику. И её закрепления в виде домашнего задания. Это могут быть ответы на вопросы после параграфа, мои вопросы, тесты, выполнение практической работы и т.д. Так же здесь мы обсуждаем возникающие вопросы по теме или по воспроизведению информации (презентации в каком формате, ссылки на видеоуроки или видеоролики). Готовы работы присылаются мне лично для проверки и выставления оценок. Если есть какие то недочёты – я комментирую.

   При подготовке к уроку учитель попадает в ситуацию, когда ему необходимо адекватно оценить и выбрать те информационные средства, которые бы способствовали развитию у учащихся пространственного и абстрактного мышления, повышали мотивацию обучения и эффективность.

Для достижения поставленных целей важно помнить, что использование мультимедиа на уроках носит продуктивный характер в том случае, если при отборе учитываются такие важные критерии как соответствие с педагогическими целями учебного курса и урока, психологические особенности восприятия предлагаемой информации детской аудиторией.

    Благодаря государственной программе «Информатизация системы образования», сейчас практически во всех школах есть компьютеры. Для педагогов, очевидно, что современный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных предметов. В условиях проводимой и расширяющейся информатизации образования к компетентности кадров предъявляются повышенные требования.

     В связи с этим основной целью работы педагога является овладение приемами использования информационных технологий в образовательном процессе и адекватное их применение.

     Если раньше основным источником знаний была книга, то в условиях проводимой и расширяющейся информатизации на смену текстовым продуктам приходят цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Существенно изменяется и роль преподавателя. Теперь он становится проводником, специалистом, который профессионально координирует процесс становления обучаемого. Ученик становится активным участником проектирования своей индивидуальной траектории освоения учебного предмета

     В современных условиях невозможно представить процесс образования без применения цифровых ресурсов, поэтому проблема применения ИКТ актуальна для любого образовательного учреждения. Полагаю, что в современной школе сейчас активно используют компьютерное тестирование, мультимедийные презентации, электронные пособия.

   Учителя технологии используют преимущества компьютерных технологий для создания наглядных пособий, нехватка которых остро ощущается в процессе преподавания технологии.

    Применение на уроках технологии компьютерных слайд - фильмов как нельзя лучше отвечает поставленным задачам, так как обеспечивается самостоятельный и творческий подход к получению информации, воспитывается логическое мышления и техническая грамотность, активизируется учебный процесс.

     Основная функция средств наглядности - иллюстрация, помощь в наиболее полном и глубоком понимании образа того или иного предмета или явления.

     Обоснованное применение компьютерных слайд - фильмов способствует активизации познавательной деятельности учащихся развития зрительной памяти, логического мышления, способствует воспитанию культуры труду.

   И в заключении хочу сказать, что ЦОР это пока эксперимент, проводимый не в нашем регионе. Но в сложившейся эпидемиологической обстановке я и мои коллеги используют и применяют ЦОС  и ЦОР на своих уроках как в очной форме, так и дистанционно.  



Предварительный просмотр:

МКОУ « СШ №1 г.Теберды им. И.П.Крымшамхалова»

Выступление на методическом объединении

Естественно-математического цикла

Тема : «Работа над исследовательским проектом

в школе в свете требований ФГОС»  

учитель технологии: Головешко  И.Н.

   

2020 г.

         Федеральный государственный образовательный стандарт утвердил необходимость обязательного формирования метапредметных знаний у современных школьников.

         Проектно-исследовательская деятельность школьников представляет собой эффективное средство достижения метапредметных результатов образования, а кроме того способствует формированию и развитию предметных знаний и умений и достижению многих личностных результатов.

         Для организации исследовательской работы учащихся необходимо понимание, что она во многом отличается от деятельности взрослых в области науки. Цель научного познания – получение новых для человечества знаний, а цель научной деятельности учащихся – научиться проводить само научное исследование и получить новое для себя знание, творчески преобразуя объект познания.

Задача учителя познакомить учащихся с особенностями научного способа познания до того, как они начали работу над своим исследованием. Практика подтверждает опасность научной работы без соответствующей подготовки. В этом случае дети не знают, что и как им делать, они долго «бродят» по литературным источникам, пишут и переписывают свои работы, тратя время и здоровье. Оказывая необходимую помощь, учитель не должен подменять ученика, делая его простым исполнителем и лишая самостоятельности и инициативности.  В круг обязанностей научного руководителя входит:

  • контролировать график работы над проектом;
  • оказывать помощь ученику при работе над исследовательским проектом;
  • проверить исследовательский проект перед защитой и дать рецензию на него;
  • систематически оценивать деятельность учащихся: оценка «зачет» за текущую работу, оценка по пятибалльной шкале за защиту на общешкольной конференции;
  • помочь подготовиться ученику к защите исследовательского проекта.

Выполнение проекта и его защита требуют от учащегося знания не только конкретного предметного содержания, но и умения формулировать цель и задачи, выделять объект и предмет исследования, различать полемику и дискуссию, знать правила ведения спора, правила публичных выступлений, то есть быть компетентным в данной области.

Показателем сформированности учебных компетенций (как элементов учебной деятельности) является выполненный полностью самостоятельно и публично защищенный исследовательский проект.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

1.Содержание

Любой исследовательский проект школьника должен иметь следующие логические части, которые при оформлении проекта следует начинать с новой страницы:

    * введение

    * основная часть  

    * заключение  

    * библиография  

    * приложения

1.1. Введение

Раскрываются методологические характеристики:

    * актуальность

    * проблема

    * объект  исследования

    * предмет исследования

    * тема

    * гипотеза

    * цель

    * задачи

    * методы

    * новизна

    * теоретические основания исследования.

          Объем:  1-2 страницы.

          Ошибки  (характерные):

     -  отсутствие или неполное описание методологических характеристик

     -  замена кратким содержанием основной части

     -  многократное использование местоимений «я», «мне», «моя»

     -  частое использование слова «является».

1.2.Основная часть

     *  Здесь сосредоточено основное содержание проекта. Словосочетание «Основная часть» не пишется. Написанная с новой страницы тема исследования будет означать начало основной части.

     *   В содержании основной части должно быть отражено выполнение всех задач и целей, определенных в методологических характеристиках (во Введении).

     *  В конце основной части должны быть сформулированы вывод или выводы в виде нумерованного списка.

Структура основной части может быть разной, она не имеет шаблонов и оставляет простор для творческого подхода. Наиболее распространены две формы, которые рекомендуются для школьных исследовательских проектов:

     *  основная часть последовательно составляется по задачам, заявленным  

         во Введении;

     *  основная часть разбивается  на теоретическую и практическую;

         в теоретической части дается анализ литературы по теме (проблеме)

         исследования;  в практической (экспериментальной) - размещают описание  

         и результаты наблюдений, опытов, экспериментов, опросов.

Каждую часть в предложенных формах можно  завершать кратким промежуточным выводом.

Объем:  5 – 20 страниц.

Ошибки  (характерные):

       -  выполнены не все задачи и цели проекта

       -  несоответствие содержания заявленной теме

       -  большое количество ненужной информации в тексте

       -  тезисное изложение темы

       -  отсутствие анализа литературы или ссылок на источники информации

       -  большое количество маленьких (по полстранички) разделов

       -  отсутствие собственного вывода (выводов) автора

       -  вывод в виде краткого пересказа основной части

       -  наличие в тексте больших по объему схем, таблиц, рисунков и т.п.

1.3.Заключение

В заключении подводят общие итоги всей работы. Примерный план содержания этой части проекта строится в виде ответов на вопросы.

      *  Какой теме, проблеме было посвящено исследование?

      *  Каковы были цель и задачи исследования?  Выполнены ли они?

      *  Что нового вы узнали?  Чему научились?

      *  Какое практическое значение может иметь исследование?

      *  Каковы перспективы дальнейшего исследования?

Объем:  1-2 страницы.

Ошибки  (характерные):

      -  повторение выводов основной части

      -  краткое повторение содержания введения или основной части

      -  отсутствие заключения

      -  очень короткое заключение.

1.4.Библиография

Это обязательная часть исследования, отражающая работу с источниками  информации. Оформляется по правилам библиографических списков.

Отличается от списка используемой литературы тем, что предполагает указание на ту часть информативного источника, которая была действительно использована при проведении работы над проектом ( статья, страницы издания, сайт и т.п.).

Объем:  1-2 страницы (зависит от размера списка).

Ошибки  (характерные):

      -  использование развлекательных изданий и сомнительных сайтов

      -  несоразмерно большое количество источников информации

      -  случайные «для количества» источники.

1.5.Приложения

Эта часть не является обязательной, но для научения школьников исследовательской работе в полном объеме рекомендуется сделать минимально 1-2 приложения.

В приложении размещают следующие материалы, отсутствующие в тексте проекта, но используемые автором:

   словарь, рисунки, фотографии, географические карты, большие таблицы, схемы, графики, диаграммы, анкеты и т.п.

Объем:   произвольный.

Ошибки  (характерные):

      -  не соответствие темы

      -  отсутствие связи с текстом проекта, в тексте отсутствуют ссылки на

         приложения

      -  приложения не пронумерованы

      -  количество приложений избыточно.

1.6.Проектный продукт

Проекты, имеющие практико-ориентированный характер, должны сопровождаться проектным продуктом: сборником задач, альбомом и т.д. В объяснительной записке должно содержаться руководство по применению проектного продукта.

2.Структура содержания проекта постраничная (ориентировочно)

      1.Титульный лист                                                             -  с.1

      2.Содержание                                                                    -  с.2

      3.Введение                                                                         -  с.3-4

         ( Методологические характеристики исследования)

      4.Основная часть                                                              -  с.5-25

      5.Заключение                                                                    -  с.26

      6.Библиография                                                                -  с.27

      7.Приложения                                                                   -  с.28-29

 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологические характеристики являются параметрами научной работы. Они взаимосвязаны, дополняют и корректируют друг друга. Излагать методологические характеристики можно сплошным текстом, а можно по пунктам, не делая связок между отдельными характеристиками. Последовательность изложения может быть разной, но желательно придерживаться изложенного ниже плана. Однако предложенный  полезный исследователю  материал не должен восприниматься как совокупность жестких предписаний, стесняющих свободу научного творчества.

Все методологические характеристики должны быть проверены учителем (научным руководителем).

Помните, важно научить ребенка получить знание, новое для него самого, овладеть схемой научного познания на уровне представления.

План изложения методологических характеристик.

     1.  Актуальность.

     2.  Проблема.

     3.  Тема.

     4.  Объект.

     5.  Предмет.

     6.  Гипотеза.

     7.  Цель.

     8.  Задачи.

     9.  Методы.

   10.  Новизна.

   11. Теоретические обоснования исследования.

1. Актуальность

Для обоснования актуальности выбранной темы исследователю необходимо ответить на вопрос: «Почему данную проблему нужно решать именно сегодня?».

Актуальность можно определить с двух позиций:

    * обоснование научного направления в целом, без использования сложной

       системы доказательств;

    *  убедительное доказательство необходимости исследования  по данной

        теме; школьникам допустимо обосновывать актуальность  исследования  

        исходя из их знаний, опыта, интереса.

          Актуальность может быть отражена в теме исследования.

2. Проблема

Проблема в науке  -  обозначение того, чего наука еще не знает. Проблему можно формулировать в виде вопроса. С позиций школьника, который только учится исследовать, проблема может быть сформулирована в виде ответа на вопрос: «Что конкретно надо изучить из того, что раньше не было   мной изучено?». Важно отметить, что в одном исследовании решается только одна проблема.

3. Тема исследования

Выбор и формулировка темы является  началом  научной работы школьника

и должны осуществляться вместе с учителем (научным руководителем).

Важно обращать внимание на воспитательный и психологический аспекты выбора тем исследований учащимися.

Например, недопустимы темы исследований по биологии, связанные с возникновением уродств у людей, лечением увечий, смертью, самоубийствами, с демонстрацией опытов над животными, видеоматериалов внутренних органов. Недопустимо использование информации из медицинских карточек учащихся.

Правила, помогающие правильно сформулировать тему.

  1.Тема исследования формулируется в виде одного назывного предложения.

  2.В конце темы не должно быть никаких других знаков препинания, кроме

     точки.

  3.В теме должны быть отражены объект и предмет исследования.

  4.В теме может быть отражена проблема исследования.

  5.Повторы слов в теме, объекте, и предмете исследования, проблеме не

     являются ошибкой.

  6.Количество слов в теме от 5 до 12.

4. Объект исследования

Объектом исследования может быть явление, процесс, организм и т.п. Для определения объекта  следует дать ответ на вопрос: «Что конкретно исследуется?».

5. Предмет исследования

Предмет исследования  -  то, в каком аспекте будет  исследоваться объект, или та позиция, с которой он будет изучаться.

Например, кусок школьного мела может стать объектом исследования, а предметом могут быть разные аспекты его изучения: мел как физическое тело ( объект - мел, предмет - физическое тело), мел как полезное ископаемое (объект  -  мел, предмет  -  полезное ископаемое) и т.д.

В одном исследовании может быть только один предмет исследования.

Определение объекта и предмета важно для того, чтобы ограничить  исследование, не изучать сразу все, а направить мысли на что-то одно, конкретное.

Объект и предмет исследования должны быть отражены в теме.

6. Гипотеза

Гипотеза  -  это основанное на ряде фактов научное предположение, которое необходимо доказать. Гипотеза может быть представлена последовательностью определенных высказываний, в которых каждый последующий элемент вытекает из предыдущего. Начинающим исследователям рекомендуется формулировать гипотезу по следующему образцу: «Если ….., то…». В одном исследовании должна быть одна гипотеза.

7. Цель исследования

Цель исследования – это  запланированный конечный  результат.

Для формулировки цели исследовательской деятельности школьников можно использовать следующие  шаблоны: «Разработать план наблюдения за…», «Дать описание…», «Сравнить…»,  «Классифицировать…»,  «Объяснить…»,  «Установить взаимосвязь…»,  «Составить…»,  «Определить…».

Одно исследование может быть направлено на достижение одной цели.

8. Задачи исследования

Задачи исследования поэтапно подводят к достижению цели. Рекомендуется сформулировать 3-5 задач. В качестве первой задачи может быть такая: «Проанализировать литературу по теме исследования». Остальные задачи должны быть связаны с конкретным содержанием работы. Формулировку задач можно начинать со слов: проанализировать, классифицировать, пронаблюдать, описать, объяснить, сравнить, смоделировать, составить прогноз, разработать, выявить, установить, дать определение, обобщить.

Исследование состоялось, если решены все поставленные в нем задачи.

9. Методы исследования

Методы исследования связаны с тем, какими средствами будет проводиться работа над проектом. Это может быть наблюдение, опыт, эксперимент, тестирование, интервьюирование, анкетирование, мониторинг, описание, анализ, объяснение, сравнение,  а также частные предметные методы.

Выбор адекватных методов исследования должен проводиться вместе с учителем (научным руководителем).

При использовании готовых методик ученик должен указать автора, полное название, год создания, источник, откуда взята данная методика.

При тестировании, опросе и подобных методах необходимо сохранить в виде Приложения все ответы опрашиваемых. Объективными считаются данные, полученные при опросе не менее 100 человек, что трудно выполнить школьникам. Поэтому в работе ученик должен обязательно указать,  как нужно проводить такие исследования и причину не точного использования метода.

Если выбранная тема требует сложных или опасных методов, можно воспользоваться результатами исследований, проведенных взрослыми при условии, что сам школьник понимает суть используемого метода. Источник результатов необходимо указать.

10. Новизна исследования

Методологическая характеристика «новизна»,  адаптированная для исследовательского проекта в школе, предполагает объем новых знаний, которые ученик получит в результате научной работы.  

Для формулировки новизны можно использовать ответы на следующие вопросы: «Что нового я узнаю в ходе исследования?»,  «Чему научусь?», «Где можно использовать полученные знания и умения?».

11. Теоретические основания исследования

В теоретических основаниях исследования нужно указать те теории, законы, идеи (и их авторов), которыми ученик будет пользоваться в ходе работы. Здесь же можно указать авторов тех научных трудов, книг, которыми планирует пользоваться школьник.  Важно помнить, что данная характеристика не предполагает анализ указанных учеником работ.

ОФОРМЛЕНИЕ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО  ПРОЕКТА

Одна из отличительных особенностей научной деятельности  -  строгость в соблюдении порядка проведения и правил оформления исследовательской работы.

Качество оформления является одним из критериев оценки исследовательских проектов на научно-практических конференциях, конкурсах.

Знания в области оформления научного исследования будут нужны школьникам и в дальнейшем: при написании реферативных, курсовых, дипломных работ.

До защиты исследовательского проекта учитель (научный руководитель)  должен проверить его на предмет соответствия образцу оформления.

1. Общие требования к оформлению исследовательского проекта

 1. Проект должен быть напечатан на компьютере и сохранен в электронном

     виде на диске.

  2. Все страницы должны быть скреплены между собой.

  3. Работа помещается в папку.

  4. Используется белая бумага формата А4.

  5. Текст печатается только с одной стороны листа.

  6. Используется черная краска.

  7. Шрифт:  Times New Roman,  размер  14, межстрочный интервал  1,5,

      автоматический перенос слов.

  8. Поля:  слева  3 см, остальные  2 см.

  9. Выравнивание текста:  по ширине страницы.

10. Номера страниц:  справа, внизу.   Титульный лист считается первой

      страницей,  но номер страницы на нем не ставиться.

11. Каждый компонент исследовательского проекта начинается с новой

      страницы (титульный лист, содержание, введение, основная часть,

      заключение, библиография, приложения).

12. Титульный лист, содержание, библиография, сноски, цитаты и другие

      структурные элементы проекта оформляются по соответствующим

      образцам.

13. В научной работе не должно быть эпиграфов.

14. Все объемные иллюстративные материалы должны быть вынесены

      в Приложение.

15. Если правила оформления на внешкольной конференции, конкурсе имеют

      отличия, внесите соответствующие изменения в оформление текста

      проекта.

      2. Оформление титульного листа

Титульный лист должен быть оформлен правильно и аккуратно.

В  образце оформления  показаны расположение, размер шрифта, интервалы компонентов. Обратите внимание на следующие уточнения:

  -  фамилию, имя, отчество учащегося необходимо указывать так, как они

      написаны  в свидетельстве о рождении или паспорте;

  -  название науки, в области которой проведено исследование, не всегда

     совпадает с названием учебного предмета; например, проект может быть

      по филологии, лингвистике, искусствоведению, но не по русскому языку,

     английскому языку, мировой художественной культуре и т.п.

  -  сведения о том, какой учебный предмет ведет учитель (научный

      руководитель), его квалификационную категорию сообщать не надо;

  -  указывается год окончания работы;

  -   не должно быть рисунков, фотографий, цветных и необычных шрифтов.

3. Оформление страницы «Содержание»

Содержание (как план написания проекта) нужно составить до начала работы над основной частью, а окончательный вариант содержания составлять тогда, когда весь проект готов и весь текст напечатан. Тогда не произойдет сбоя в нумерации страниц. Сама страница «Содержание» имеет номер 2.

Содержание  можно оформить в виде нумерованного списка или просто списка названий разделов проекта с указанием номеров страниц, где эти разделы начинаются.

Образец оформления показывает расположение, размер и характер шрифтов, интервалы компонентов.

Обратите внимание, что Введение может быть объединено с Методологическими характеристиками под любым из этих названий и № 1

4. Оформление основной части исследовательского проекта

         Ученикам важно знать, что, где и как должно быть написано в основной  части проекта. В данном разделе рассматриваются правила оформления  важных компонентов написания исследовательского проекта.

 

4.1. Цитаты

При пересказе чьих-то работ своими словами, надо указывать автора.

При полном цитировании текст переписывается полностью как у автора и заключается в кавычки.

При использовании части текста или предложения отсутствующая часть обозначается тремя точками.

          Номер источника (в списке раздела Библиография) и номер страницы (страниц) заключаются в квадратные скобки и пишутся после цитаты. Точка ставится за скобками.

4.2. Таблицы

Если таблица занимает не более 1/3 страницы, ее можно размещать прямо в тексте. Объемную таблицу рекомендуется разместить в Приложении.

Если в проекте более одной таблицы, все они нумеруются цифрами без значка №.  

Все таблицы должны иметь название.

При ссылке в тексте на таблицу   в скобках указывается ее номер – (Таблица 1).  При ссылке на таблицу в Приложении в скобках пишут номер приложения, а затем номер таблицы – (Приложение 1, таблица 1).

4.3. Рисунки, схемы, графики, диаграммы, фотографии

Данные элементы проекта рекомендуется расположить в разделе «Приложения». Все они должны быть пронумерованы (цифрами без значка №) и иметь названия. Нумерация идет отдельно для каждого вида наглядности: рисунки – отдельно, графики – отдельно и т.д.

4.4. Ссылки на приложения

Ссылаясь в тексте на материалы, которые расположены в Приложении, в конце соответствующего предложения в скобках нужно написать, какое приложение необходимо посмотреть – просто – (Приложение 1).

4.5. Оформление заключительной части проекта

         Оформление этой части работы допускает творческий индивидуальный подход. Подведение общих итогов работы может быть выполнено по пунктам  с нумерацией,  в виде тезисов, каждый из которых начинается с новой строки или сплошным текстом.

4.6. Оформление раздела «Библиография»

Библиография имеет широкий смысл и часто подразумевает вид научной деятельности, поэтому допускается замена названия раздела на «Список литературы». С точки зрения оформления «Библиография» таковым и является.

В начале работы над проектом рекомендуется составить простой список (перечень) и при необходимости дополнять его. Все используемые источники информации должны быть зафиксированы. Источники информации не должны быть устаревшими.

Определенные требования предъявляются к Библиографическому описанию

  • Порядковый номер литературного источника.
  • Фамилия, инициалы автора.
  • Полное название книги (без кавычек, исключение: если название–цитата).
  • Тип издания (Текст, электронное издание и т.д.).
  • Место (город) издания.
  • Издательство.
  • Год издания – цифрой
  • Количество страниц.

4.7. Оформление раздела «Приложения»

В одном приложении должен находиться один материал (схема, таблица, фотография и т.д.), который должен иметь название и независимую нумерацию при необходимости: у схем – своя, у таблиц – своя и т.д.

Приложения рекомендуется располагать в связи с порядком упоминания в тексте и нумеровать.

В верхнем правом углу листа печатается слово «Приложение» и ставится соответствующий номер без знака №.

         Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки.

4.8. Оформление проектного продукта

        Оформление должно соответствовать общим требованиям оформления проекта.

  1. Используется белая бумага формата А4.

  2. Текст печатается только с одной стороны листа.

  3. Используется черная краска.

  4. Шрифт:  Times New Roman,  размер  14, межстрочный интервал  1,5,

      автоматический перенос слов.

  5. Поля:  слева  3 см, остальные  2 см.

  6. Выравнивание текста:  по ширине страницы.

  7. Номера страниц:  справа, внизу.  

  8. Титульный лист считается первой страницей, но номер страницы на нем  

      не ставиться.

        Проектный продукт может быть представлен как самостоятельный материал, либо включаться в раздел «Приложения». В последнем случае на титульном листе предлагаемого проектного продукта помимо названия ставится гриф Приложение соответствующего номера (без знака №).

Нумерация страниц не связана с основным текстом.

        После титульного листа проектного продукта обязательно должна быть объяснительная записка, содержащая информацию о нем и руководство по применению.

РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО  ПРОЕКТА

        Прежде, чем рекомендовать исследовательский проект школьника к защите на научно-практической конференции, конкурсе или чтениях, научному руководителю необходимо  проверить содержание и оформление материалов презентации  (текст  проекта, доклада,  презентацию, тезисы), написать рецензию и обсудить ее с учеником, подготовить школьника к публичному выступлению.

           Структура   рецензии  может быть такой:

1. «Шапка» ( автор проекта, тема, в каком образовательном учреждении выполнена работа, в какой научной области).  Пример оформления.

Рецензия

на исследовательский проект по технологии

ученика 6-го класса школы **********

**************(Ф.И.О.)

«   Тема   »

2. Текст рецензии.

2.1. Чья работа, тема, о чем работа, ее актуальность, проблема.

2.2. Положительное  в  работе: …

2.3. Есть ли выводы, о чем они.

2.4. Отрицательное  в  содержании,  недостатки  в  работе.

       Если недостатков нет, этот пункт пропускается.  Фразу  «недостатков в

       работе нет»  писать не нужно.

2.5. Оценка  оформления  работы  (соответствие  стандартам  и  правилам,

       недостатки  оформления).

2.6. Общая оценка работы (отлично, хорошо и т.д.).

2.7. Возможны   дополнения   и   предложения   по   использованию   проекта,

       например, на уроках, для новых исследовательских проектов и т.п.

3. Подпись  рецензии.

3.1. Дата (число, месяц, год)  написания рецензии.

3.2. Сведения об авторе рецензии, его подпись с расшифровкой.

       

                                                         

  ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ТЕЗИСОВ 

        Для публикации или участия в некоторых конкурсах исследовательских проектов школьников требуется представить тезисы работы. Тезисы представляют собой краткое изложение сущности исследования. Тезисы должны быть проверены научным руководителем.

        Содержание тезисов должно строиться по следующему плану:

  1. Тема проекта, его цель и пути достижения.

  2. Актуальность, проблема, гипотеза исследования.

  3. Краткое изложение основных положений теоретической части.

  4. Подробное изложение исследовательской части и выводы.

  5. Заключение.

  6.Тезисы могут быть проиллюстрированы схемами, таблицами,

     диаграммами, но их должно быть немного.

        Оформление тезисов осуществляется с соблюдением требований, указанных в рекомендациях учреждения, издающего сборник тезисов. Если эти требования не указаны, можно оформить тезисы следующим образом:

  1. Название тезисов должно совпадать с темой исследовательского проекта.

  2. Должны быть указаны  Ф.И.О. автора и научного руководителя.

  3. Объем  1-2 страницы, включая схемы, таблицы.

  4. Используется белая бумага формата А4.

  5. Текст печатается только с одной стороны листа.

  6. Используется черная краска.

  7. Шрифт:  Times New Roman,  размер  14, межстрочный интервал  1,5,

      автоматический перенос слов.

  8. Поля:  слева  3 см, остальные  2 см.

  9. Выравнивание текста:  по ширине страницы.

10. Текст должен быть представлен на бумажном и электронном (диск)        

      носителях.

СОСТАВЛЕНИЕ  ТЕКСТА  ДОКЛАДА

 

        Содержание  текста доклада.

  1. Обращение к слушателям

      например, «Уважаемые члены жюри и участники конференции!».

  2. Информация о теме исследования

      «Представляю вашему вниманию исследовательский проект (тема)».

  3. Информация об актуальности, проблеме, цели, гипотезе исследования.

  4. Краткое изложение хода исследования, наиболее яркие его моменты,

      самое интересное в проекте.

  5. Выводы, к которым пришел автор исследования.

  6. Перспективы дальнейших исследований.

  7. Завершение выступления

      «Спасибо за внимание» или «Благодарю за внимание».

        Требования к выступлению.

  1. Докладчик  обязан уложиться в регламент. Обычно на выступление  дается 5 минут и несколько минут на вопросы.

  2. Докладчик имеет право читать свой доклад, но лучше, если он рассказывает, иногда заглядывая в текст.

  3.  Доклад должен быть ярким, четким, проиллюстрированным.

  4.  Выступление рекомендуется сопровождать компьютерной презентацией, которую автор проекта самостоятельно составил и самостоятельно демонстрирует на защите.

  5.  На публичной защите  не принято автору самому предлагать задавать вопросы. Задавать вопросы предлагает ведущий данного мероприятия.

СОСТАВЛЕНИЕ  КОМПЬЮТЕРНОЙ  ПРЕЗЕНТАЦИИ

        Регламент доклада около 5 минут, поэтому в презентации достаточно 5-7 слайдов. Не рекомендуется читать свой доклад по слайдам, это снижает общую оценку работы. Если автор не включил презентацию, читая доклад, это можно сделать после доклада, подробно остановившись на слайдах, отражающих основное содержание исследования.

 

Содержание  слайдов презентации может быть примерно таким:

 №1. Титульный лист (тема, автор, школа, класс, научный руководитель, год).

 №2. Проблема, цель, гипотеза исследования.

 №3. Теория вопроса (ведущее понятие, основная схема, теория, идея и т.п.).

 №4. Практическая часть исследования ( итоговая таблица, схема, модель,

         график, диаграмма и т.п.).

 №5. Новизна (что нового узнал автор, проведя исследование).

 №6. Вывод / выводы.

 №7. Перспективы дальнейших исследований.

        Подбор содержания слайдов презентации не имеет жестких рамок и зависит от темы проекта, творческого подхода автора.

Требования к оформлению презентации.

    1. Оформление должно быть строгим.

    2. Фон нужно выбирать спокойный, цвет шрифта – черный или темный.

        Пастельные и приглушенные тона могут быть плохо видны при

        недостаточном затемнении. Контрастные тона утомительны для глаз.

    3. Эффекты анимации нужно использовать по необходимости.

    4. Музыкальное сопровождение слайдов оправдано, если это связано с

        темой исследования.

       

ПОДГОТОВКА  УЧАЩЕГОСЯ  К  ЗАЩИТЕ  ПРОЕКТА

        Учитель должен помочь школьнику  подготовиться к публичной защите исследовательского проекта.

Необходимо рассказать на специальном занятии о том, как проходит защита, что нужно для успешного выступления, обратить внимание на вопросы воспитательного характера (внешний вид, соблюдение порядка, поведение в аудитории и т.д.).

        Рекомендуется индивидуально прослушать выступающего, провести репетицию защиты.

        Вопросы после доклада часто воспринимаются автором как свидетельство недостатков его работы.  Необходимо объяснить ученику  значение задаваемых вопросов для повышения оценки за выступление и научить грамотно отвечать на них.

        При ответе на вопросы докладчик может следовать таким рекомендациям:

 1. Внимательно слушайте вопрос.

 2. Можно записать вопрос, особенно, если их несколько.

 3. Если не поняли вопрос, переспросите или изложите, как вы поняли вопрос

 4. Отвечайте спокойно, с уважением к задавшему вопрос. Благодарить за      

     вопрос не следует.

 5. Если вы уже говорили то, о чем вас спрашивают, повторите еще раз.

     Не следует говорить: «Я уже об этом говорил в своем докладе (раньше)».

 6. Если вы забыли точный ответ на вопрос, найдите его в тексте проекта и

     прочитайте. Удобно пользоваться при ответах на вопросы заранее            

     подготовленным и размещенным в Приложении словарем.

 7. Если вы сомневаетесь в правильности ответа, начинайте со слов: «Можно

     предположить…».

 8. Если вам задали вопрос не по теме исследования, можно сказать, что      

     данный вопрос не входит в предмет данного исследования, и не отвечать

     на него. Но если вы знаете или можете предположить ответ – ответьте.

 9. Если вы не знаете ответа на вопрос и не предполагаете, как можно

     ответить, не говорите, что вы не знаете ответа. Можно сказать, например,

     что данный вопрос вы предполагаете рассмотреть в дальнейших

     исследованиях.

                                                                                     

Вывод: ФГОС устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным.

В соответствии с концепцией ФГОС личностными результатами является «сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам» . А в процессе учебно-исследовательской деятельности достигаются личностные результаты, которые должны отражать формирование у учащихся коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.

Исследовательская деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию:

1.  Критического мышления;

2.  Информационной культуры;

3.  Творческих и коммуникативных способностей;

4.  Умения ставить цели и находить пути их достижения.

Уметь связно излагать свои мысли, аргументировано говорить, выслушивать других, достойно выходить из сложных ситуаций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы "Самостоятельная работа учащихся на уроках общественных дисциплин как основа формирования учебно - познавательной компетенции"

В документе содержится  материал из опыта работы учителя истории и обществознания над методической темой. В содержании документа теоретическая и практическая часть. Практическая часть ...

Повышение эффективности и качества подготовки к ГИА по физике через организацию самостоятельной деятельности учащихся при решении экспериментальных "задач роста" (занятие лабораторного практикума)

 В соответствии с общей концепцией модернизации российского образования в старших классах нашей школы с 2006 года введено профильное обучение учащихся. Поэтому встал вопрос дифференциации учащихся при...

Выступление на методическом объединении на тему: «Воспитание инициативы и самостоятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через учебную и трудовую деятельность, как фактор социализации в современное общество».

Материал может быть использован педагогом-психологом для выступления на методическом объединении учителей трудового обучения, учителей-предметников и всех педагогов специальных (коррекционных) школ 8 ...

Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.

Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....

Опыт работы по теме " Развитие активной учебно - познавательной деятельности школьников на уроках и дополнительных занятиях с целью повышения качества образования"

Данный опыт возник в условиях МБОУ "Кустовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области". Для работы над опытом были взяты учащиеся 5-7 классов. Активизация познавате...

Анализ работы по теме самообразования «Формирование УУД на уроках биологии через проектную деятельность».

Универсальные учебные действия – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Одним из эффективных методов формирования ...