Педагогические приемы формирования рефлексивных умений
материал по теме

Серебренникова Алевтина Александровна

В данной статье приведены некоторые приемы формирования рефлексивных умений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические приемы формирования  рефлексивных умений

Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос

Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего удалось…

Что я получил от этого дня (урока, праздника)?

За что ты можешь себя похвалить (одноклассников, учителя)?

Что ты думал (чувствовал, приобрел)?

Что меня удивило?

Как строил отношения?

Считаете ли вы, что мы не напрасно эти минуты вместе?

Для меня было открытием то, что…

Что, на ваш, взгляд удалось (не удалось)? Почему? Что учесть на будущее?

Зачем нам был нужен этот урок?

Мои достижения на уроке…

Сегодня на уроке я научился…

Мне было интересно..

Мне было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Больше всего мне понравилось…

Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

Я выбирал эти задания на уроке, потому что:

  1. они мне нравятся,
  2. они легче остальных,
  3. затрудняюсь ответить 

Рисуем настроение.

  1. Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
  2. Красками на мокром листе нарисовать своё настроение.
  3. На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты). 

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

  1. красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
  2. красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
  3. синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
  4. зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
  5. жёлтый – приятное, спокойное настроение;
  6. фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
  7. серый – замкнутость, огорчение;
  8. чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
  9. коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Способы коммуникации

«Огонёк общения»

  1. Дети в кругу, обнявшись за плечи, поговаривают то, что было самым интересным.
  2. Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:
  1. сегодня меня порадовало…
  2. сегодня меня огорчило…
  1. Ребёнок дарит медальки (цветочки) из трёх разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, голубой – самому вежливому в общении; зелёный – самому покладистому (уступчивому); оранжевый – самому скромному. У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему? 

Подведение итогов дня урока. 

Образная рефлексия.

  1. Дети сравнивают своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).
  2. Рисование образа урока (мероприятия, игры).
  3. Лепка из пластилина соответствующего настроению образа. 

«Дерево творчества»

По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

  1. Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
  2. Цветок – довольно неплохо;
  3. Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;
  4. Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.

«Светофор»

Дети сигналят карточками:

  1. Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
  2. Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
  3. Красной – дело не понравилось, скучно. 

«Радуга»

Семь цветов радуги – семь оценок дела или учебного цикла.

Каждая группа или участники выставляют в цвете свои оценки – прикрепляют бумажные полоски на трафарет радуги. 

«Солнышко»

Моё настроение похоже на:

  1. солнышко,
  2. солнышко с тучкой,
  3. тучку,
  4. тучку с дождиком,
  5. тучку с молнией. 

«Ёлочка настроения»

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение. 

«Пик взаимопонимания» (понимания)

Пик – вершина, предел, высшая точка. На вершине стоит ребёнок («понятие»)

По склону карабкается учитель (ученик). Насколько близко подобрался он сегодня к детям (к пониманию темы урока), как прошла работа, достигнуто ли понимание – это решают дети, помещая  фигурку учителя (свою) у подножия, либо выше по склону.

«Моё состояние»

Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.

«Сказочное дерево (поляна)»

Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).

Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.

«Почта»

В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке. «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам.

Интеллектуальная рефлексия.

Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности. 

  1. Выбери верное утверждение:
  1. Я сам не смог справиться с затруднением;
  2. У меня не было затруднений;
  3. Я только слушал предложения других;
  4. Я выдвигал идеи….
  1. Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы.
  1. Паучок (солнышко, цветочек) – фиксация ассоциативных связей любого понятия.
  1. Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.
  2. Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально.

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

 

 

 

  1. Пометки на полях (инсерт , маркировка ) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать  

  1. Архивариус – вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе). 
  2. Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников. 
  3. Стрелки или графики, на которых ученики изображают результат рефлексии по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения …- т.е. различные виды рефлексии.
  4. Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.  
  5. Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).
  6. Синквейн - составление четверостишья по схеме:
  1. первая строка – понятие, выраженное существительным,
  2. вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),
  3. третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,
  4. четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.  
  1. Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
  1. Мне было интересно…
  2. Мы сегодня разобрались….
  3. Я сегодня понял, что…
  4. Мне было трудно…
  5. Завтра я хочу на уроке 
  1. Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с целью содержательной рефлексии:
  1. Как бы вы назвали урок?
  2. Что было самым важным на уроке?
  3. Какова тема сегодняшнего урока?
  4. Какова цель урока?
  5. Чему посвятим следующий урок?
  6. Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
  7. Что для тебя было легко (трудно)?
  8. Доволен ли ты своей работой?
  9. За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
  10. Что нового ты узнал на уроке?
  11. Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе на уроке?
  12. Кто тебе помогал на уроке при изучении нового сложного материала?
  13. Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
  14. Где во время урока ты чувствовал себя успешным, и у тебя все получалось хорошо?
  15. О чем ты думал во время урока?
  16. Какие формы работы ты использовал на уроке (читал книгу или учебник, записывал в тетради, слушал учителя и т.д.)?
  17. Что тебе понравилось на уроке больше всего?
  1. Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в классе)

Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока:

  1. Сначала мы рассуждали так…
  2. Потом мы столкнулись с проблемой
  3. Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)….
  4. Мы увидели (поняли)…Значит…
  5. Теперь мы будем…

Список литературы

  1. Главатских, Р.Р. Развитие рефлексивных способностей личности как педагогическая проблема[Электронный ресурс]  - www.udmedu.ru
  2. Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе. [Электронный ресурс] - www.koipkro.kostroma.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия формирования рефлексивных умений подростков

Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, само...

сценарий семинара - практикума "Педагогические приемы формирования УУД на уроке

Основная цель семинара практикума - повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.Задачи: осмыслить понятие УУД; рассмотреть виды УУД ( познавательные , коммуникативные), их с...

Приложение к сценарию семинара-практикума "Педагогические приемы формирования УУД на уроке"

Данные материалы  являются приложением к  сценарию семинара - практикума "педагогические приемы формирования УУД на уроке"...

Методический семинар-практикум «Педагогические приемы формирования УУД на уроках»

Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос «Сколько?» уходит, и требования предъявляются, каким он стал после т...

Презентация по теме "Синквейн на уроках русского языка и литературы как один из приемов формирования аналитических умений учащихся (в свете введения ФГОС ООО)"

Презентация содержит рекомендации по составлению синквейнов, примеры синквейнов, составленные учащимися....

Педагогические приемы формирования коммуникативных УУД на уроках технологии

Как формирование личности ребенка можно достич через коммуникаиивные универсальные учебные действия на уроке....

Формирование рефлексивных умений обучающихся на уроках математики

Формирование рефлексивных умений обучающихся на уроках математики...