компетентностный подход в школьном образовании
методическая разработка по теме

Феоктистова Елена Николаевна

доклад на заседании Школьной методической лаборатории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnostnyy_podhod_v_obrazovanii_i_ege.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад Феоктистовой Е.Н. на заседании Школьной Методической лаборатории на тему:

Компетентностный подход в образовании и ЕГЭ

Современное образование не может успешно функционировать в прежних содержательных, организационных и педагогических формах, поскольку знания и умения как единицы образовательного результата, характерные для традиционной школы, теперь необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в  информационном обществе. Все более востребованными становятся такие качества человека, как способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной действительности, способность и готовность учиться и переучиваться, выстраивать эффективную коммуникацию. Иными словами речь идет об изменении единиц организации содержания образования и изменении способов оценивания эффективности образовательного процесса. Именно в этом и заключается сущность перехода к компетентностному подходу, акцентирующему внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность действовать в проблемных ситуациях.

На сегодняшний день нет единой системы классификации компетенций, также как нет единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у человека.

Вот пример компетентностной модели личности из современной педагогической литературы России.


Ключевые:


  1. работа с числом
  2. коммуникации
  3. информационные технологии
  4. самообучение, саморазвитие
  5. работа в команде
  6. решение проблем
  7. быть Человеком


По видам деятельности:


  1. трудовая
  2. учебная
  3. игровая
  4. коммуникативная
  5. профессиональная
  6. предметная
  7. профильная


По сферам общественной жизни


  1. бытовая
  2. гражданско-общественная
  3. в искусстве
  4. культурно-досуговая
  5. в физкультуре и спорте
  6. в образовании
  7. в медицине
  8. в политике и т.д.


В отраслях общественного знания:


1.  в математике

2.  в физике

3.  в   гуманитарных науках

4.  в обществознании и т.д.






В отраслях общественного производства


1.  в области энергетики

2. в области связи

3.  в области обороны

4.  в сельском хозяйстве и т.д.


По составляющим психологической сферы


  1. Технологическая
  2. Когнитивная
  3. мотивационная
  4. этическая
  5. поведенческая
  6. социальная


В области способностей


1.  в физкультуре

2.  общеучебные

3.  исполнительские

4.  художественные

5.  педагогические

6.  социальные

7.  технические

8.  творческие

9.  практические и т.д.


В областях по ступеням социального развития и статуса


1.  готовность к школе

2.  компетентности выпускника школы

3.  молодого специалиста

4.  специалиста-стажера

5. руководителя


Совет Европы называет следующие ключевые компетенции:

  1. Политические и социальные
  2. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе
  3. Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением
  4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации
  5. Способность учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Стратегией модернизации образования предполагается, что ключевые компетенции будут положены в основу обновленного содержания общего образования.

В их число войдут информационная, социал - правовая и коммуникативная компетенции.

И это задача  не столько содержания образования, сколько используемых технологий.

Разнообразие типов, разновидностей и моделей заданий, предусмотренных ЕГЭ, убедительно свидетельствует, что для того, чтобы получить максимально высокий балл, необходимы комплексные знания и целый ряд специальных умений по осуществлению познавательной деятельности. Среди них решение проблемных задач, анализ и интерпретация оригинальных текстов, выражение и аргументация собственных оценок и суждений. При этом результаты выполнения заданий на все эти виды деятельности находятся в зависимости от освоения того или иного предметного содержания, на котором каждое задание выполняется. Самые сложные задания носят интегральный характер.

Высокий уровень знаний и умений выпускников может быть обеспечен при условии, что доминирующим в процессе обучения станет деятельностный подход, будут применяться методики, соответствующие принципам личностно-ориентированного обучения.

Необходимо развивать у учащихся:

  1. умения анализировать состав задачи
  2. определять в условии полезную информацию, данную в явном и неявном виде
  3. отрабатывать навык переформулирования задачи
  4. выделять свойства объекта
  5. на основе дополнительной информации выдвигать гипотезу
  6. способность находить подходы к задачам, методы решения которых им еще неизвестны
  7. составлять план решения задачи
  8. умение аргументировать промежуточные выводы,
  9. вырабатывать обобщенный алгоритм решения (если это возможно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в содержании образования. Формирование и развитие универсальных учебных действий.

Анализ особенностей содержания преподаваемого предмета (физика) и возможностей учеников, уровня их развития, позволил  вы...

Компетентностный подход в дополнительном образовании детей.

Сообщение на заседании методического объединения. Освещены вопросы компетентностного подхода в современном дополнительном образовании детей....

Компетентностный подход в дополнительном образовании детей

Презентация, иллюстрирующая сообщение "Компетентностный подход в дополнительном образовании детей"...

Компетентностный подход в дополнительном образовании детей

Слайд - шоу, рассказывающий о компетентностном подходе к детям в сфере ДО...

Компетентностный подход в школьном образовании

Основой компетентностного  подхода в образовании стало деятельностное содержание образования, при этом ставится вопрос о  способах деятельности учащихся. Школьные программы призваны отр...