статья РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЯ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
статья по теме

Володина Марина Николаевна

Размышления педагога из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Марина Николаевна Володина (г. Москва)

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЯ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Предметы гуманитарного цикла и литература в особенности требует от педагога, на мой взгляд, высокого мастерства педагогического общения, общечеловеческой мудрости и душевной чуткости. Зачастую беседа по книге на уроке выходит за рамки ее текста, захватывая в оборот обсуждения жизненный опыт ребенка-читателя, а также педагога и опыт поколений по обсуждаемой проблеме, который искусно привлекает учитель.

С удовольствием работаю по Образовательной системе «Школа 2100». Большим преимуществом данной программы является выбор произведений для детского чтения. Произведениям последних десятилетий двадцатого века нашлось место на страницах учебников. А стихи бардов о войне можно поставить детям в авторском исполнении, что поможет им почувствовать живое общение с писателем. Авторы постарались так «вооружить» педагога специальными сопутствующими сборниками, хрестоматиями и составить вступительные статьи о писателях, чтобы уйти от собирательного утрированного образа старого бородатого человека, который работает вдали от мира, любит природу, родину и маленьких детей. Они создают пространство для «диалога с писателем», помогают увидеть за страницами книг интересную личность, приоткрыть те эпизоды жизни, которые помогают раскрыть образы героев и обогатить чувственный опыт ребенка. Хочу замолвить слово и о том, что уже в начале пятого класса детям предлагается прочесть эссе Натальи Долининой «Честь и достоинство» (на уроке «Законы чести, по которым живут герои Дюма» по главам романа «Три мушкетера»). Прекрасный, по-моему, текст для знакомства с этим литературным жанром (и обучения ему, что сейчас актуально более чем раньше) и замечательный материал для разговора о морали и нравственности, о жизненных ценностях, идеалах, принципах. Концепция программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой мне понятна и близка, я вижу в авторах-составителях учебников своих единомышленников и со-ратников в деле воспитания личности искусством слова. С помощью этих книг я стремлюсь привить интерес к чтению как важной части жизни, помочь найти свой вкус, полюбить того или иного писателя, тот или иной жанр, принять для себя культуру другого народа, научиться вести «диалог с автором» книги и обогащать свой жизненный опыт пережитым, прочувствованным и понятым за чтением книг. Всё это я считаю важнейшими уроками, которые формируют мировоззрение, дают ощущения жизни, а не подготовки к ней в стенах школы.

В рамках элективного курса читала с профильной гуманитарной группой девятиклассников главы из книги Петра Вайля и Александра Гениса «Родная речь. Уроки изящной словесности».  Это были субботние занятия по выбранному ими профилю, т.е. дети были настроены на неформальный (иногда даже задушевный) разговор, и нам удавалось почитать друг другу вслух, обсудить прочитанное и наш жизненный опыт в связи с поднятыми авторами книги проблемами. Статьи Вайля-Гениса были откровением среди штампов учебной литературы, они вызывали неподдельный интерес к своему мнению, заставляли с новой позиции взглянуть на уже как бы принятые истины, позволяли «отформатировать мозги» и начать мыслить самостоятельно, не ординарно. Развитие критически мыслящего читателя, на мой взгляд, обуславливает формирование личности с собственной жизненной позицией, гражданским сознанием, созидательным вектором деятельности.

Однажды я приняла на себя обязанности руководителя ГЭП по ученическому проектированию. Одной из форм работы со школьниками являются выездные проектные сессии детско-взрослого образовательного сообщества «Школа майевтики». Научные руководители, «учителя» «Школы майевтики» Сергей Иванович Краснов и Роман Геннадьевич Каменский так «провозглашают» свою миссию: «Замысел образовательного процесса в «школе майевтики» предполагает становление ее учеников как самостоятельно думающих авторов собственной деятельности и жизни, ответственных за развитие проектов культуры». Значение слова «майевтика» открывается в философских сочинениях Платона. Сократ, раскрывая смысл своего вопросно-ответного метода (диалектики), говорит, что его искусство сродни искусству повивальной бабки (по-древнегречески – майевтики). «Метод Сократа», позволяющий формировать различные личностные/деятельностные позиции, и является основой методологии гуманитарного проектирования, как система обучения которому и открыта «школа майевтики».

Одним из отцов-основателей «школы» является психолог Сергей Владимирович Плахотников. Одна из выездных сессий «Школы майевтики» была организована как проектные чтения, для которых была предложена книга С.В. Плахотникова «Африканские хроники». Сам автор характеризует свое произведение как «педагогические этюды». Книга состоит из пятидесяти коротких рассказов-притч, о том как автор - российский педагог - побывал в Африке и обучал там местных ребятишек. И смешные, и грустные происходили с ними случаи. Читается книга на одном дыхании. И ребята, и я получили удовольствие от чтения; они по замыслу организаторов должны были сформулировать свои впечатления от прочитанного в форме эссе. На пленуме и в группах дети обсуждали притчи о работе учителя в африканской школе: оценивали героев книги, их поведение, выбор приоритетов, личностную и педагогическую позицию автора и множества читателей с разных позиций и точек зрения - выявлялись ценностные основы, личностные позиции участников дискуссии, шел процесс самоопределения.

Апофеозом этой деятельности стала организованная студентами-игротехниками пресс-конференция с автором книги, на которой дети могли напрямую задать возникшие вопросы. Школьники получили возможность пообщаться с профессиональным педагогом, психологом, современным писателем, интересным человеком, имеющим богатый жизненный опыт. Это было очень яркое эмоционально и насыщенное по многогранности и глубине осмысления событие. Надо сказать, что автору было не менее, чем его читателям, интересна эта дискуссия, затянувшаяся на несколько часов. Думаю, мало кто из нас может похвастаться участием в пресс-конференции с писателем. И я счастлива за своих учеников, которым представился такой шанс.

Кстати, встречи с писателем организуются сейчас в книжных магазинах, например, в «Молодой гвардии», сети «Буквоед». И у московских и питерских школьников есть прекрасная возможность встретиться с авторами, получить неповторимое живое общение с писателем. Дети читающие следят за такими событиями, участвуют в них. Это не может не радовать (и тут я даже не говорю об оценке книги – важен диалог с представителем литературы как таковой).

А работа с книгой Плахотникова имеет продолжение. Еще в период подготовки к выезду мне пришла мысль, насколько любопытна эта книга может быть не только для детей, но и для педагогов. Потому что истории, рассказанные ненавязчиво, вызывающие то смех, то грусть, то философские настроения, - о нас, педагогах и их учениках! А это всегда вызывает неподдельный интерес. Благодаря тому, что рассказы коротки, каждый из них имеет свой законченный сюжет, они могут быть использованы для интерактивных форм работы. Я разработала и провела деловую игру для педагогов, осваивающих технологию педагогического проектирования, на материале глав книги мы обсуждали проблематику, организацию выхода из проблемной педагогической ситуации, учились рефлексии. Некоторые мои коллеги с удовольствием стали использовать эту книгу и на своих уроках работы с текстом, и на внеклассных воспитательных мероприятиях, разворачивая беседу (так как легко перекинуть мостик от записок учителя к жизненному опыту наших учеников). Литературная форма книги и мудрые учителя подтолкнули детей к пробе пера, как бы составляя свои «школьные хроники».

Таким образом реализуется герменевтический подход к работе с текстом: идет работа над пониманием текста и интерпретацией его. В процессе этой специально организованной мыследеятельности развиваются критичность и рефлексивность мышления участников диалога.

Многие новеллы Плахотникова заканчиваются фразой «С тех пор я…» На этом очень интересно строить работу. Я читаю пару-тройку глав, и мы обсуждаем их, а затем я предлагаю текст (раздаю для прочтения про себя) главы, обрывая его до этой фразы и прошу читателей написать свой вариант окончания в духе автора или абсолютно по-своему. Это очень мотивирует и зажигает новые импульсы диалога. Легко и очень увлекательно проходили такие занятия уже неоднократно в разных аудиториях. Сама теперь нахожусь в поиске столь удачной для диалога с автором и работы с текстом книги.

Современная литература – удобный материал для свободного чтения с учениками и организации диалоговых форм работы с текстом на основе герменевтического подхода. В отличие от чтения (и изучения на уроках) классики литературы мы освобождены от знания сюжетной линии произведения еще до чтения, от штампов трактовки, боязни подорвать авторитеты, оторванности содержания книги от реалий жизни читателей и т.п.  Это открывает широкий горизонт для организации диалога до, во время и после чтения книги: интересны и читательские наблюдения, и интерпретации смысла прочитанного и разговоры «за жизнь», спровоцированные содержанием книги современника.

Надеюсь, моя профессиональная и просто человеческая интуиция и дальше подскажет мне, какую книгу открыть вместе с ребенком, который мне дорог, чьё доверие я смогла заслужить. Пережитые чувства и возникшие мысли дополнят жизненный опыт моих учеников. А время покажет, правильно ли были избраны материалы и методы «чему и как учить»…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему " Героико-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

О проблеме героико-патриотического воспитания учащихся среднего звена.Воспитание патриотизма у  школьников-одна из главных задач нашего дня. ...

Статья "Духовно-нравственное воспитание школьников в образовательном учреждении" (из опыта работы)

В вечном поиске положительного и доброго  мы, как правило, выходим  на блистательный  образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, к...

Статья "Уроки нравственного прозрения, или "болевые точки" преподавания литературы (из опыта работы)

Если в преподавании литературы недооцениваются эстетические возможности, то учитель мало чего добьется на уроке. Нравственные ценности произведения можно донести до учащихся при условии определенной с...

Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством образовательной деятельности" (из опыта работы по предмету «Азбука общения»)

Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством образовательной деятельности" основывается на опыте моей работы с дошкольниками старшего возраста по предмету «Азбука общения». Вы...

Статья «Развитие творческих возможностей ученика - путь к литературному образованию». Из опыта работы учителя.

Решение главной задачи современного урока литературы - формирования интереса к чтению - лежит и в психологической области. Учителю должна быть интересна личность ученика в большей степени, чем личност...

Статья " Роль семьи в воспитании детей среднего школьного возраста (из опыта работы)"

Подростковый возраст-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся...

Статья "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

Русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным. Использование игровых технологий на уроках русского языка способствует  приобретению знаний, развитию познава...