Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством образовательной деятельности" (из опыта работы по предмету «Азбука общения»)
статья по теме

Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством образовательной деятельности" основывается на опыте моей работы с дошкольниками старшего возраста по предмету «Азбука общения». Выбор темы не случаен, ведь проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения остаётся сегодня очень актуальной. Каждому здравомыслящему человеку ясно, что развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, если все многообразие знаний и навыков, формирующееся мировоззрение, индивидуальная и социальная активность ребенка пронизаны духовно-нравственным воспитанием. Дошкольное детство – стартовый период формирования ощущения собственных возможностей и потребностей, основных представлений об окружающем мире, добре, зле, семейном укладе и родной земле. Именно этот возраст называют "золотой порой" духовно-личностного становления. Статью рекомендую педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных учреждений, родителям. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы "Гармония" города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством образовательной деятельности

(из опыта работы

педагога дополнительного образования Звягиной Елены Николаевны

по предмету «Азбука общения»)

                   

г. Тихорецк

2015г.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

посредством образовательной деятельности

(из опыта работы по предмету «Азбука общения»)

Вступление.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения остаётся сегодня очень актуальной. Каждому здравомыслящему человеку ясно, что развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, если все многообразие знаний и навыков, формирующееся мировоззрение, индивидуальная и социальная активность ребенка пронизаны духовно-нравственным воспитанием.

Это сложный психолого-педагогический процесс перевода нравственных принципов и моральных устоев общества в личные убеждения и внутренние установки человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни.

Дошкольное детство – стартовый период формирования ощущения собственных возможностей и потребностей, основных представлений об окружающем мире, добре, зле, семейном укладе и родной земле. Именно этот возраст называют "золотой порой" духовно-личностного становления.

Несомненно, приоритетную роль в становлении личности ребенка - дошкольника играет семья. И, несмотря на то, что родители стали уделять больше внимания познавательному развитию детей дошкольного возраста, подготовке их к школе (они с удовольствием покупают своим детям красочные энциклопедии, компьютерные обучающие игры, интерактивные игрушки, не жалея ни денег, ни времени на походы в магазины), на совместный досуг, игры, чтение книг, рукоделие свободного времени не остается. Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто доминируют над духовными, поэтому у детей формируются искаженные представления о справедливости, доброте, патриотизме.

Кто же преподаст ребенку уроки нравственности? Кто научит его быть великодушным, милосердным, толерантным, чутким, честным? Значит, нам, педагогам дополнительного образования, необходимо заполнить образовавшуюся в воспитании духовно-нравственных чувств детей нишу и привлечь к этому родителей. Думаю, именно поэтому с 2009 года в учебный план студии «Малышок» включен предмет «Азбука общения».

Основная часть.

Как же осуществляется образовательная деятельность дошкольников по данному направлению?

Необходимым требованием при организации занятий по предмету «Азбука общения» является создание условий для усвоения детьми общественного социально-исторического опыта.

Форма организации деятельности обучающихся на занятиях - групповая, парная, индивидуальная. Форма проведения занятий преимущественно игровая. Моя цель, как педагога, превратить любое занятие в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Три обязательных правила должны соблюдать дети в ходе занятия:

• не бери без разрешения чужие вещи;

• не отстаивай свою правоту обидными словами и кулаками;

• не ломай результаты труда других людей.

Использую следующие приемы преподавания:

1.        этические беседы или рассказы педагога и детей;

2.        разучивание чистоговорок, пословиц, поговорок;

3.        чтение художественных произведений детских писателей;

4.        работа с картинкой, рисунком, плакатом;

5.        наблюдения в окружающем социуме;

6.        анализ и моделирование заданных ситуаций;

7.        развивающие сюжетные, ролевые, состязательные игры;

8.        подражательные, творческие и практические упражнения;

9.        тематическое рисование.

Методы, используемые мною при проведении учебных занятий разнообразны: сообщающий, объяснительный; иллюстративно-наглядный и др.

Заметное место в образовательном процессе уделяю знакомству с историей возникновения и традициями общенародных праздников. Приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры, восстановление знаний о традиционном русском бытовом укладе осуществляется во всех видах деятельности на занятии. Через воспроизведение стихов, сказок, рассказов; малых фольклорных форм: пословиц, поговорок, загадок; при активном использовании ЭОР: мультимедийных презентаций, обучающих фильмов, аудиозаписей. Каждый этап занятия эмоционально окрашен. По содержанию каждого занятия подбираю картинки, дидактические карточки и игры, произведения детской художественной литературы и т.д. Визуальный ряд делает занятие ярким, запоминающимся.

Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия (в гости к Гигиене, путешествие в страну Витаминию, Неболеек, Вежливости). Важную роль отвожу знакомству с народными традициями и играми. Народная игра, как и любая другая игра, имеет познавательное, развивающее, корректирующее, но главное, воспитательное значение. Она не только объединяет детей, но и укрепляет межпоколенческие связи. Примеры таких игр: "Пасхальные игры", "Заклички солнышка на Масленицу", "Пройди под рушником, «Ручеек», «Колядки» и др.

Эмоциональный отклик в сердцах детей вызывают народные и патриотические песни. На занятиях о малой родине я использую гимн "Ты, Кубань, ты наша родина" и песню "На Кубани мы живем". К 70-летию Победы для дошкольников совместно с педагогами – музыкантами успешно проведено мероприятие "Песни великой Победы". Эти добрые традиции являются фундаментом для формирования личности ребенка.

Изучение раздела «Культура межличностных отношений» поддерживает и развивает в детях интерес к миру взрослых, вызывает желание следовать тому, что достойно подражания и объективно оценивать недостойное поведение человека. Например, изучая темы:

- Что мы Родиной зовем? Моя Россия.

Мы беседуем о величии и красоте России, государственной символике.

- Люблю тебя, мой край родной!

О нашей малой родине – Кубани. Чем дорог сердцу этот уголок, как его сберечь.

- Мои соседи и друзья.

Узнаем, кто живет рядом с нами. Всегда ли знаем мы своих соседей.

- Я и другие: учимся дружить.

Учимся играть вместе с другими детьми.

- Мой семейный альбом.

Узнаем членов семьи, степени родства, отношение друг к другу

- Почтительное и уважительное отношение к старшим.

Разговор со знакомым, но не близким взрослым человеком. Закрепляем обращение к взрослому по имени и отчеству, Учимся внимательно слушать, соблюдая сдержанность, и уважительный тон.

Права и обязанности ребенка.

Познаем, какие права есть у ребенка, и какие обязанности должен он соблюдать.

Земля – наш общий дом: ценим и бережем родную природу.

Человек и природа. Земля – кормилица. Негативное влияние человека на природу.

При составлении конспекта занятия учитываю, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому широкое применение информационно - коммуникационных технологий и игровых приемов важно как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия, а неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса. Каждое занятие подкрепляется продуктивным видом деятельности - тематическим рисованием. Итоги работы воспитанников и наблюдений за ними педагога отражаются в мониторинговых картах, при проведении открытых занятий.

Заключение

Воспитание чувства гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к жителям Земли – задача нелегкая, очень ответственная, но благородная и благодарная. Этот процесс долговременный. Ведь духовно-нравственное воспитание предполагает внутреннее изменение каждого участника, которое может найти свое отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее. Естественно, это затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не умаляет значимости работы педагога.

        Список использованной литературы:

  • Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М.: Аркти, 2005. – 142 с.
  • Котова Е.В. В мире друзей: программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008. - 80с.
  • Нравственное воспитание детей дошкольного возраста/Под редакцией В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2001. – с. 187.
  • Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- СПб: «Детство – Пресс», 2010. – 380с.
  • Чепикова Л.В. Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании нравственной культуры у детей 6-7 лет // Аксиологические проблемы педагогики: сборник научных трудов. – Смоленск, 2003. – С. 145-150.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Духовно-нравственное воспитание школьников в образовательном учреждении" (из опыта работы)

В вечном поиске положительного и доброго  мы, как правило, выходим  на блистательный  образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, к...

Поликультурное воспитание дошкольников посредством изобразительной деятельности. (Кружок «Оч.умелые ручки»)

Изобразительная деятельность на основе поликультурного воспитания –   важнейший компонент  приобщения личности  ребенка к духовным ценностям. Она вводит детей  в мир кра...

Нравственно-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста посредством туристско-краеведческой деятельности. Из опыта работы.

Из опыта работы педагога доплнительного образования МБУ ДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий" по социаализации и воспитанию нравственно-патриотических чувств  детей начальных класс...

«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании» Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»

«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании»Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»...

Консультация для педагогов "Развитие математических способностей дошкольников посредством дидактических игр" (из опыта работы).

Консультация для педагогов "Развитие математических способностей дошкольников посредством дидактических игр" (из опыта работы)....

Формирование у обучающихся компетенции самостоятельной образовательной деятельности (из опыта работы учителя математики)

      Самостоятельная работа - важное условие развития личности, ее творческих  возможностей, путь воспитания самостоятельности. Но, самостоятельная работа вызывает у некото...

Музыкальное воспитание дошкольников посредством использования интерактивных средств обучения и цифровых образовательных ресурсов в современной информационной образовательной среде

laquo;Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Анатолий Гин (Руководитель международной Лаборатории технологий «Образовани...