Поликультурное воспитание дошкольников посредством изобразительной деятельности. (Кружок «Оч.умелые ручки»)
рабочая программа по теме

юшкова наталья александровна

 

Изобразительная деятельность на основе поликультурного воспитания –   важнейший компонент  приобщения личности  ребенка к духовным ценностям. Она вводит детей  в мир красоты, мир природы, в мир людей, в историю общества, нравственности. Помогает развитию и раскрытию  художественно-творческого потенциала детей. Мир изобразительного искусства должен стать для ребенка привычным пространством, настоящей питательной средой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polikulturnost.docx73.69 КБ

Предварительный просмотр:

Поликультурное воспитание дошкольников посредством изобразительной деятельности.

(Кружок «Оч.умелые ручки»)

Изобразительная деятельность на основе поликультурного воспитания –   важнейший компонент  приобщения личности  ребенка к духовным ценностям. Она вводит детей  в мир красоты, мир природы, в мир людей, в историю общества, нравственности. Помогает развитию и раскрытию  художественно-творческого потенциала детей. Мир изобразительного искусства должен стать для ребенка привычным пространством, настоящей питательной средой.

Многие поколения педагогов, исследователей, художников, отмечая социально-нравственные, воспитательные, образовательные, эстетические функции искусства, настойчиво возвращались к мысли о необходимости художественного просвещения всего  многонационального народа. Действительно, одним из условий успешной человеческой деятельности издавна признается художественное развитие личности, которое влияет, с одной стороны, на духовную культуру человека, а с другой – на реализацию его творческих задатков. Следовательно, художественное развитие личности ребенка и его самоиндетификации,  как части  духовной культуры является способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых происходит нравственное и творческое саморазвитие. А значит художественное образование на основе поликультурного компонента  направлено на формирование культуры восприятия окружающего мира, действительности,  на развитие способности личности и преобразованию себя.

Художественная деятельность учит ребенка видеть мир во всем многообразии его форм, явлений, красок. Бережное отношение к богатому художественному опыту прошлого, к культуре народов, к их ценностям,  народному фольклору, не позволяют разорвать тончайшую нить между прошлым и будущим. Культура людей и народов может измеряться тем, насколько она противостоит забвению народных традиций.  Декоративное народно-прикладное искусство является важным звеном социализации в воспитании дошкольного детства и базируется  на художественных  видах деятельности.

Человек, впитавший в полной мере родной духовный мир толерантен к нравственным ценностям другого народа.

Изобразительное искусство на основе поликультурного компонента является важнейшим звеном социализации детей в многонациональной среде. Целью художественного образования на основе поликультурного воспитания является осознание ведущих ценностных ориентаций современного многонационального Российского общества,  народов мира. Приобщение новых поколений к смыслам родной культуры, развитие внутреннего мира детей ради утверждения ими себя деятельными субъектами сохранения и приумножения богатства отечественной традиции в сфере духовно-нравственного и социокультурного опыта.

Результатами художественно-эстетического развития, как и интернационального, должны быть:

  • понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта;
  • осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами;
  • способность общаться;
  • осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп;
  • понимание необходимости активной межнациональной солидарности и сотрудничества;
  • основанные на понимании особенностей различных культур достижение взаимодействия и взаимообмена;
  • готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса.

 Задачи:

  • привитие интереса к культуре, традициям и обычаям разных народов;
  • расширение знаний об изобразительном искусстве своего народа;
  • пробуждение интереса к художественному творчеству других народов;
  • воспитание у детей толерантного отношения к людям разных национальностей и рас;
  • знакомство детей с представителями разных национальностей и рас;
  • ознакомление детей с костюмами разных народов.

Реализация поставленных задач предполагается через следующие 

виды деятельности:

Виды художественно-творческой деятельности в изостудии «Очумелые ручки»

Методы развития эстетических потребностей и художественно-творческих способностей

Средства развития эстетических потребностей и художественно-творческих способностей

Изобразительная деятельность и Художественный труд

Знакомить детей с разнообразными художественными материалами и техниками, приобретать умение изображать различные образы. Совершенствовать творческие способности детей, художественный вкус в процессе работы с различными материалами.

Зрительный и музыкальный ряд произведений

Самостоятельная изобразительная

Привлекать детей к самостоятельному творчеству: изображение понравившихся

Выбор изобразительных и художественных материалов по желанию.

Подготовка и проведение праздников

Выставка детских работ, обмен мнениями, рассматривание разных работ своих друзей.

Занятия в изостудии проводятся в младшей и средней группе 1 раз вмесяц, в старшей и подготовительных группах – 1 раз в две недели.

Младшая группа.

Сентябрь

Октябрь

«Дружная семья горы свернет»

Цель:

-побеседовать с детьми об их семьях, объяснить им, как важно бережно хранить память о своих предках;

- изобразить свою семью.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, кисти.

«Мой город»

Цель:

- формировать понятие дом, улица, город;

- изображать любимые места в нашем городе (дом, улица, парк).

Материалы: бумага формат А3, гуашь, кисти.

Ноябрь

Декабрь

«Люби и знай свой край»

Цель:

-знакомство с родным краем,  с национальностями ,населяющими волгоградскую область;

- изобразить пейзаж «степь».

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

«Народные забавные игрушки»

Цель:

-знакомство с исскустврм дымки;

- роспись дымковской барышни.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

Январь

Февраль

«Русский костюм»

Цель:

-рассказать детям как называются детали костюма, из какого материала изготовлены;

-предложить детям изготовить элементы костюма.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

«Моя Страна Россия»

Цель:

-рассказать детям о стране Россия, показать место на карте, ландшафт, климатические особенности;

-познакомить с национальными ремеслами, традиционым  национальным костюмом;

-изобразить карту России.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, кисти.

Март

Апрель

«Ай да пряник»

Цель:

-приобретение навыков фигурной лепки. Лепка по мотивам тульских пряников.

Материалы: глина, гуашь, кисти.

 «Ванька-встанька».

Цель:

- знакомство с народными игрушками. Создание выразительных образов народных забавных игрушек.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

Май

«Мы такие разные»

Цель:

-предложить детям изобразить людей разных национальностей;

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

Средняя группа.

Сентябрь

Октябрь

«Семья »

Цель:

формировать у ребенка представление семья;

- воспитывать доброе отношение к родным и близким;

- изображение своей семьи.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, кисти.

«Моя родословная»

Цель:

- продолжать формировать понятие «семья»;

- узнавать о своих корнях, предках;

-изобразить портрет бабушки или дедушки.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, кисти.

Ноябрь

Декабрь

«Россия-страна мастеров»

Цель:

-познакомить детей с народными промыслами России (Хохлома, Гжель);

- украшение миски орнаментом на выбор.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

«Мы все такие разные»

Цель:

-познакомить детей с искусствомИндии;

- изготовление поделки «Лотос».

Материалы: бросовые материалы, клей, картон, гуашь, кисти.

Январь

Февраль

«Игра-путешествие во Францию»

Цель:

- познакомить со страной Францией;

- рассказать, что Париж- столица моды;

- создание эскизов одежды для бумажных кукол.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

«Русская изба»

Цель:

- знакомство с бытом, традициями, ремеслами народов Поволжья;

- изображение интерьера русской избы.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, кисти.

Март

Апрель

«Музей старины»

Цель:

-знакомство с предметами старины (полотенца, крынки, веретено);

-зображение предмета на выбор.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

 «Татарские сапожки-ичиги».

Цель:

- знакомство с народным ремеслом, традиционными элементами украшения.

Материалы: бумага формат А3, , гуашь, акварель, мелки, кисти.

Май

« Земля - наш общий дом»

Цель:

-познакомить детей с различными  народами, населяющими нашу планету;

- воспитывать доброе отношение к различным народностям;

- изобразить на выбор  представителей любой народности.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

Старшая группа.

Сентябрь

«Мой дом, моя семья»

Цель:

-Формировать у дошкольников представление о семье;

-побуждать детей проявлять заботу и любовь к родным;

- воспитывать доброе отношение к родным и близким;

- изображение портрета членов семьи.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, кисти.

«Герб моей семьи»

Цель:

-продолжать формировать понятие семейных ценностей;

- изображение герба своей семьи.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, кисти.

Октябрь

«Профессия моих родителей»

Цель:

-знакомить детей с различными профессиями;

-изображение профессии своих родителей.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

«Мой город»

Цель:

- воспитывать чувство патриотизма за свой родной город;

- знакомить детей с различными достопримечательностями родного города;

-развивать внимательность, фантазию и воображение;

- изображать памятные места города Волгограда.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

Ноябрь

«Русский костюм»

Цель:

-познакомить детей с русским народным костюмом, его основными деталями: рубаха, сарафан или понева, фартук, душегрея, головной убор; декоративными украшениями;

-дать представление, что народны костюм является частью русской культуры;

-воспитывать интерес и уважение к русской истории;

-изображение русского костюма.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

«Русская горница»

Цель:

- знакомить с бытом русских крестьян;

-познакомить с произведениями русских художников, изображающих деревенский быт;

- познакомить с предметами деревенской утвари;

- изображение интерьера русской избы.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, кисти.

Декабрь

«Украина » (Приложение 3)

Цель:

-познакомить детей с  Украиной,  дать детям знания об украинцах;

-познакомила с символами государства: флагом, гимном, столицей – городом Киевом;

 - познакомить с национальным костюмом;

- изображение национального украинского костюма;

-воспитывать уважение к народу Украины.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

 «Интерьер хаты».

Цель:

- познакомить детей с бытом украинского народа;

- познакомить с предметами быта;

- изготовление макета украинской хаты

Материалы: бумага формат А3, картон, солома, природный материал, клей, кисти.

Январь

«Белорусский костюм»

Цель:

-познакомить детей с Белоруссией, детям знания о белорусах;

- воспитывать уважение к белорусскому народу;

-  знакомить с узором вышивки национального костюма;

- изобразить национальный белорусский костюм.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

«Столица Белоруссии - Минск»

Цель:

- познакомились с главным городом Белоруссии – Минском, его архитектурой;

 -познакомить с символикой страны: флагом, гимном, гербом;

- изображение архитектуры столицы Белоруссии города.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

Февраль

«Прибалтика» (приложение 2)

Цель:

- познакомить с разными национальностями (латыши, эстонцы, литовцы) – это прибалтийцы, они все живут около Балтийского моря;  

- знакомить с национальными костюмами;

-найти различия в костюмах прибалтийских народов;

-изображение понравившегося костюма.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

«Ювелирный магазин»

Цель:

- знакомство с национальным ювелирным искусством изготовления украшений из янтаря;

-изготовление «ювелирного украшения».

Материалы: полимерная глина, акриловая краска.

Март

«Кавказ»

Цель:- познакомить детей с кавказскими народностями (Абхазия, Грузия, Армения, Азербайджан);

 - воспитывать уважение к народностям Кавказа;

- познакомить с особенностями кавказских национальных костюмов

 -изобразить национальный костюма.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

«Народные ремесла Кавказа»

Цель:

- познакомить детей с народными ремеслами народов Кавказа;

- познакомить с профессией кузнеца и изделиями из металла;

- изготовление имитации ковки.

Материалы: картон, клей «момент кристалл», краска акриловая (черная, золотая).

Апрель

«Народы средней Азии»

Цель:

- познакомить детей с кавказскими народностями (Узбекистан, Таджикистан, Казахстан);

- познакомить с особенностями азиатских национальных костюмов;

 -изобразить  понравившийся  национальный костюма.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

«Народные ремесла»

Цель:

-познакомить с произведениями народных мастеров;

- познакомить с техникой исполнения глиняных изделий;

- изготовление глиняной посуды.

Материалы: глина, стеки.

Май

«Народы Севера»

Цель:

- познакомить детей с народностями Севера (Ханты, Чукчи, Ненцы);

- прививать у детей любовь уважение к людям, живущим в суровых условиях; уважение к сильным, мужественным и выносливым людям; отличным оленеводам, отважным рыбакам, бесстрашным охотникам;

- познакомить с национальными костюмами народов Севера;

-изобразить  понравившийся  национальный костюма.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

«Фигурки из кости»

Цель:

- знакомить с  искусством резьбы по кости;

- изготовление фигурок животных, имитируя данную технику.

Материалы: соленое тесто, стеки, акриловый лак.

 

 

Подготовительная группа.

Сентябрь

«Широка страна моя родная».

Цель:

-закрепить знания детей о флаге, гербе, гимне нашей страны; о том, что нашу страну населяют множество народов и народностей, национальностей;

-  продолжать знакомить с разнообразием  народных промыслов в России (Гжель, Хохлома);

-  побуждать видеть красоту русского народа;

-  изображение декоративного панно «Ярмарка» с использованием  элементов народных промыслов (коллективная работа).

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

«Моя Россия»

Цель:

-воспитывать интерес и уважение к родной культуре, желание поддерживать и развивать  народные традиции;

- в стране много красивых городов, мастеров – умельцев;

-воспитывать толерантное отношение к разным народам, населяющим страну;

- продолжать знакомить с русскими народными промыслами

( матрешка).

Материалы: силуэты матрешек, гуашь, кисти.

Октябрь

«Москва-столица нашей родины»

Цель:

- знакомство со столицей нашей Родины – Москва;

- познакомить с древнерусской архитектурой Кремля – символом русского народа;

- воспитывать интерес и уважение к родной культуре, желание сохранять созданное потомками;

- изображение Московского Кремля или его отдельных архитектурных зданий.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

«Народы Поволжья»

Цель:

- познакомить детей с культурой  и бытом немцев Поволжья;

- воспитывать уважение к культуре поволжских немцев;

- знакомство с традиционным немецким костюмом;

- изображение национального немецкого костюма.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

Ноябрь

«Казаки Поволжья»

Цель:

-знакомство с традициями и бытом   поволжских казаков;

- познакомить с бытом казаков;

-воспитывать уважение к традициям казачества;

- знакомить с традиционным мужским и женским костюмом казаков;

- создание выразительного образа казака и казачки.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

«Знакомство с декоративно-прикладным искусством Татарстана. Украшение татарского сапожка»

Цель:

-познакомить детей с татарским орнаментом;

- развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус;

- воспитывать любовь к народному искусству;

- закрепить знания ранее полученного материала: основные составляющие национального костюма;

- создание декоративного узора нетрадиционным методом с помощью опилок.

Материалы: мольберт, виды узоров, ичиги, тюбетейка, трафареты ичигов, цветные опилки, клей, кисточки.

Декабрь

«Малая Родина моя»

Цель:

- познакомить с красотой русской природы, ее символом - береза, Волга, раздолье русских степей;

-воспитывать любовь к отчизне и малой Родине;

- изображение пейзажа родного края.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

«Мой детский сад»

Цель:

- вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; 

 - воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь;

-развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;

- рисование детского сада, группы, друзей, любимых игрушек и т.д.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

Январь

«Земля - наш общий дом»

(Приложение 4)

Цель:

- дать детям знания о том, что земля – огромный дом, в котором живут разные люди. Все народы делятся на расы. Люди живут на разных частях земли, которые называются континентами;

-воспитывать желание больше узнать о жизни людей разных рас, их быте, культуре;

-  изображать карту со странами и континентами.

Материалы: акварель, кисти, тушь, бумага формат А4.

«Америка»

Цель:

- познакомить детей с первооткрывателем Америки Колумбом,  племенами индейцев;

- знакомить с внешним обликом индейцев, с жилищем и предметами быта;

- знакомство с людьми, живущими  в Америке;

- знакомство с ковбоями, их обычаями, жильем (ранчо);

- изображение на выбор ковбоя или индейца.

Материалы: акварель, кисти, тушь, бумага формат А4.

Февраль

«Народы мира. Греция »

Цель:

-формировать целостное представление детей о культуре разных, не похожих друг на друга стран, народов;

- знакомство с культурой Древней Греции;

- познакомить  детей с представлениями древних греков о мужской и женской красоте;

- выполнить наброски в греческом стиле.

Материалы: уголь, карандаш, сангина, бумага формат А 4.

«Путешествие по странам континентам. Китай»

Цель:

- познакомить  с традиционным китайским искусством живописи, представлениями японцев о красоте человека, главным образом женской красоте;

- знакомить с традиционным китайским костюмом;

- изображение женского портрета в стиле китайской  живописи.

Материалы: акварель, кисти, тушь, бумага формат А4.

Март

«Япония»

Цель:

- расширение представлений у детей о культурном многообразии и общечеловеческих ценностях в познавательной и художественно-творческой деятельности детей;

- познакомить с традиционной японской культурой;

- знакомить с традиционной японской архитектурой, ее особенностями;

- изображение традиционного японского жилища.

Материалы: краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации.

 

«Индия»

(Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика)
Цель:

- познакомить с культурой и традициями  Индии;

-  знакомить с традиционными  индийскими декоративными орнаментами;

- знакомить с законами  построения орнаментов: симметрия, чередование элементов; 
-
развивать  наблюдательность за растительным и животным миром;

-  самостоятельное составление орнаментов в полосе, прямоугольнике, круге из форм растительного и животного мира, а также из геометрических фигур, 
на основе декоративной переработке форм растительного и животного.

Материалы: краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации.

Апрель

«Африка »

Цель:

-познакомить с культурой Африки и разнообразием живущих там народностей;

-знакомить с культурой и особенностями африканских народов их жилища;

- изображение портретов или жанровых сцен.

Материалы: краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации.

«Африка » (приложение 1)

 Цель:

- знакомить  с климатическими условиями, природой Африки (тропические леса, баобабы, пустыня, каучуковые деревья);

  - знакомить с  животным миром (слоны, антилопы, львы, обезьяны и др.) Африки;

 - изображение животных Африки.

Материалы: краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации.

Май

«Франция»

Цель:

- знакомство с новой страной – Францией с помощью героя сказки, флагом, бытом, языком, костюмом;

-знакомство со столицей Франции – городом Париж через фотовыставку;

-  рисование: «Эйфелева башня» в ночное время.

Материалы: краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации.

«Италия»

 Цель:

-познакомиться со страной Италией: рассматривание карты, иллюстраций отражающих  быт, природу, костюмы народа;

- знакомство с городами Италии (Ватикан  Венеция);

- изготовление венецианских карнавальных масок (папье-маше).

Материалы: бумага (разного формата для изображения животных); гуашь, акварельные краски, кисти для рисования, восковые мелки; клеящий карандаш, полоски двусторонней цветной бумаги, ножницы.

Целевые ориентиры.

Младший дошкольный возраст

На основе наблюдений в своей работе у детей старшего младшего дошкольного возраста:

 - развивается эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства других народов;

-формируются знания:

-что, кроме России, есть и другие страны; запомнить и назвать некоторые из них;

-что все эти страны и Россия находятся на земле – нашей планете;

-что на Земле живет много разных людей, они похожи друг на друга, но и очень отличаются друг от друга;

-что такое страна, сходства и различия разных стран;

 - формируется толерантное отношение к другим народам, их обычаям;

-воспитывается удетей чувство понимания своих сверстников другой национальности и уважение к их культуре, религии, обычаям.

Старший дошкольный возраст

На основе наблюдений в своей работе у детей старшего дошкольного возраста:

–пробуждается интерес к культуре разных народов через знакомство детей с традициями и обычаями, бытом и трудом, национальными костюмами разных народов;

- формируются навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям разных национальностей и рас;

–проявляется способность к творческому саморазвитию и осуществлению этнокультурного и гражданского самоопределения на основе национальных традиций, ценностей российской и мировой культуры;

-происходит адаптация личности ребенка к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур,  взаимодействия между людьми с разными традициями;

-  дети приобщаются  к основам мировой культуры, и воспитание уважения к представителям других народов;

- воспитывается личность ребенка в духе мира, взаимопонимания с другими народами,  приходит осознание  необходимости сохранения культуры мира.

Приложение 1.

Конспект занятия для подготовительной группы по поликультурному воспитанию

на тему:  "Африка"

Задачи:

  • Расширять кругозор, знания детей об экзотических животных жарких стран.
  • Воспитывать интерес к животным, желание изобразить их, передавая характерные особенности:  форму, окраску, строение.
  • Развивать эстетическое восприятие, цветоощущение, умение передавать в работе особенности животных, используя различные нетрадиционные техники рисования: пальчиковая живопись, тампонирование, рисование ладошкой, обрывная аппликация.
  • Продолжать знакомить с искусством графического изображения. Закрепить понятие «художник-анималист».

Совершенствовать технические навыки рисования, используя знакомые приёмы изображения, рисовать в определённой последовательности.

Развивать умение использовать различные художественно-изобразительные материалы: гуашь, акварель, восковые карандаши и  их сочетания образу большей выразительности и более точного воплощения замысла.

Учить детей создавать сюжетную композицию - размещать животных на панораме африканской саванны. Продолжать развивать навыки и умения коллективной работы.

Поощрять самостоятельное детское творчество и фантазию, инициативу, способствовать вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме.

Развивающая среда: панорама африканской саванны; бумага (разного формата для изображения животных); гуашь, акварельные краски, кисти для рисования, восковые мелки; клеящий карандаш, полоски двусторонней цветной бумаги, ножницы.

Зрительные ряды: изображения котёнка-львёнка-тигрёнка; лошади-зебры-жирафа.

Ход занятия:

Воспитатель: 

-Сегодня я расскажу вам историю, которая приключилась с одной девочкой из нашего детского сада. Мама прочитала ей интересную книжку, в которой было много удивительных рассказов про животных. Девочке очень захотелось посмотреть, как выглядят эти удивительные звери. Но, к сожалению, в книге не было картинок. И тогда девочка решила нарисовать этих животных сама. Радостная, она принесла свой рисунок мне. Я посмотрела и удивилась. Что за зверь? И все, кому девочка показывала этот рисунок, улыбались и удивлялись. Девочка очень расстроилась и просит вас помочь ей. Вы готовы? Тогда я покажу вам её рисунок, а вы попробуйте разобраться, в чём дело?
Вот какой чудо-зверь получился у девочки.  
(Показывает рисунок, где изображён зверь с туловищем-панцирем черепахи, лапами и хвостом тигра, шеей жирафа, гривой льва и хоботом слона).
– Каких животных вы в нём узнали? Назовите их. Почему же все удивляются, когда видят этот рисунок?

Ответы детей: Потому что такого зверя не существует.
– Потому что девочка всё перепутала и соединила абсолютно разных животных.

Воспитатель: 

-Давайте поможем девочке и нарисуем для неё животных правильно. А для этого мы с вами отправимся в Африку, где всегда солнечно и жарко, и не бывает холодной зимы и снега. Но прежде чем мы туда отправимся, нам необходимо вспомнить, кого из животных мы можем встретить, с кем можем  близко познакомиться, с кем следует быть осторожными и кого нужно опасаться и обходить стороной.

Воспитатель: 

- много-много удивительных зверей можно встретить в Африке. Мы много рассматривали иллюстраций, фотографий этих необычных животных, поэтому  мы очень хорошо знаем особенности их внешнего облика.
– Как называются художники, которые пишут о жизни животных? Почему?
 Воспитатель: 

-Мы ещё не рисовали африканских животных. Но вы очень хорошо научились изображать домашних животных. И сегодня вам это очень пригодится. Я подскажу, как, умея рисовать домашних животных, можно научиться изображать африканских зверей.
Вот вам моя первая подсказка.
(Вывешиваются изображения котёнка и тигрёнка). 
Вот вам моя вторая подсказка.
(Добавляется картинка с изображением львёнка).

Задание 1: Найдите отличия между котёнком и тигрёнком. (Уши, цвет, хвост).

(Добавляется картинка с изображением львёнка).

Задание 2: Найдите отличия между котёнком и львёнком. (Уши, хвост, цвет, грива).

Вывод 1: Умея изображать котёнка, вы сможете нарисовать и львёнка, если нарисуете детали по-другому. Кто скажет, какие?

Вывод  2: Умея изображать котёнка, вы сможете нарисовать и тигрёнка, если нарисуете некоторые детали по-другому. Кто скажет, какие?

– Вот вам третья моя подсказка.

(Вывешиваются изображения лошади и зебры).

Задание 3: Найдите отличия между лошадью  и зеброй.  (Окрас: полоски, хвост, короткая грива).

(Добавляется картинка с изображением жирафа).

Задание 4: Найдите отличия между лошадью и жирафом.  (Окрас: пятнистый, хвост, короткая грива, длинная шея).

Вывод 3: Умея изображать лошадь, вы сможете нарисовать и зебру, если измените некоторые детали. Кто скажет, какие?

Вывод 4: Умея изображать лошадь, вы сможете нарисовать и жирафа, если нарисуете некоторые детали по-другому. Кто скажет, какие?

Воспитатель: Теперь мы готовы помочь девочке. Приступаем к рисованию.

 Разминка для пальчиков «Я по Африке гулял»

Я по Африке гулял
И зверей там повидал: 
Длинношеего Жирафа
Высотою аж в три шкафа,
Черепаху, Тигра, Льва
И огромного Слона.
Мы с жирафом поиграли: 
Ананасы доставали.
С черепахой у реки
Побежали взапуски.
Мы со львом не отдыхали,
Тигра полосы считали: 
Раз, два, три, четыре, пять… 

Раз, два, три, четыре, пять… 
Всех полос не сосчитать! Со Слоном играли в прятки: 
Он нашёлся! Всё в порядке!
Я катался на Слоне.
Жаль, что было всё во сне.

(«Ходим» по столу указательными 
и   средним пальцами обеих рук.) 
(Пальцы рук складываем в кулаки 
большие пальцы выставляем вверх.) 
(Попеременно соединяем с большими 
пальцами все пальцы, начиная с мизинцев.)
(Складываем из пальцев  «жирафа».   
На второй строчке поднимаем  руки вверх.)
(Складываем из пальцев «черепаху».) 
(«Бежим» по столу указательными и средними пальцами обеих рук.) 
(Складываем из пальцев «льва».) 
(Энергично сжимаем-разжимаем  кулаки.) 
(Загибаем пальцы сначала на на одной руке, потом на другой, начиная с мизинцев.) 
(Разводим руки в стороны.)
(Складываем из пальцев «слона».)
(Пальцы сжимаем в кулаки, большие пальцы 
выставляем вверх пальцы выставляем вверх.)
(Попеременно ударяем  
кулаками  по столу)

Воспитатель предлагает сделать композицию «Африка».

Воспитатель:

- Выбирайте животного из жарких стран, которое вам нравится на «Доске Выбора», а как его лучше нарисовать, подумаем вместе.
Работа на «Доске Выбора» – детям представляется свобода выбора. По ходу выбора педагогам предлагается  техника рисования в зависимости от возможностей каждого ребёнка. Внимание детей  обращается на то, как по-разному можно нарисовать животное.

Дети садятся за рабочие столы, где расставлены материалы для изодеятельности. Дети должны уточнить, что именно каждому  из них предстоит нарисовать. Если дети затрудняются, педагог предлагает ещё раз вспомнить внешние признаки животных, напоминает цветовой окрас животного, предлагает обвести по контуру основные части животного, а затем рисовать. В процессе рисования с каждым ребёнком обсуждаются возможности выбранной техники.

Рисунок-мозаика из рваной бумаги «Жираф»

  • Нарисовать Жирафа по трафарету  (нетрадиционная техника «оттиск поролоном»).
  •  Разорвать полоски коричневого цвета (шириной 1,5см) на небольшие кусочки.
  • Наклеить «пятнышки» на жирафа.

Рисунок-мозаика из рваной бумаги «Черепаха»

  • Нарисовать Черепаху.
  • Разорвать разноцветные полоски цветной бумаги (шириной 1,5см) на небольшие    кусочки.
  • Наклеить на панцирь Черепахи кусочки бумаги, чередуя их по цвету.
  • Вырезать силуэт животного.

Рисунок-аппликация «Львёнок»

  • Обвести по точкам рисунок.
  • Раскрасить львёнка.
  •  Сложить заранее приготовленные полоски жёлтого, красного и оранжевого цвета (лучше двусторонней бумаги, шириной  1,5см) «гармошкой» каждую.
  •  Развернуть и наклеить полоски по контуру головы Львёнка, чередуя их по цвету.

Рисунок-аппликация «Зебра»

  • Нарисовать Зебру.
  • Согнуть полоску чёрного цвета (шириной 1.5см), загладить сгиб.
  •  Отогнуть полоску обратно и разорвать пополам.
  • Наклеить «полоски» на нарисованную Зебру.
  •  Вырезать животное по силуэту.

Рисунок-аппликация «Слон»

  • Положить левую ладошку на лист бумаги и обвести каждый пальчик руки.
  • Перевернуть рисунок. Дорисовать круглую спину Слона, дорисовать складки на хоботе (большой палец  руки), нарисовать глаз и ухо.
  • Бумажную полоску белого цвета (шириной 1,5см) разорвать  пополам. Скрутить бивень: одной рукой держать полоску, а пальцами другой – закрутить её.
  • Сделать так же хвост из половинки чёрной полоски.
  • Из кусочков жёлтой бумаги скатать шарики ногти.
  • Все заготовленные детали приклеить на картинку, крепко прижимая их к листу.
  • Вырезать силуэт животного.

Рисунок  «Жираф»

  • Положить левую ладошку на лист бумаги и обвести все пальчики, кроме большого.
  • Перевернуть рисунок. Дорисовать круглую спину и длинную шею, голову, хвост с кисточкой.
  •  Прорисовать детали: круглые уши, рожки на голове, глаза, копыта, пятнистый окрас.
  • Раскрасить Жирафа соответственно жёлтым цветом с коричневыми пятнами.
  •  Вырезать силуэт животного.

После того, как дети закончили работу над рисунками, предлагается поместить работы на панораму африканской саванны.

Приложение 2

Конспект занятия для детей старшей группы по поликультурному воспитанию на тему: «Прибалтика» 

Цель:

  • Познакомить детей с народами Прибалтики, символами государства: флагом, гимном, гербом; национальным костюмом, их бытом, традициями и обычаями; трудом, животным и природным миром; 
  • воспитывать интерес к жизни народов Прибалтики; 
  • воспитывать толерантное отношение к народу Прибалтики;
  • активизировать словарь детей: Взморье, Прибалтика, латыши, эстонцы, литовцы, Рижский залив, «путры», «путельс»;
  • изображение понравившегося костюма.

Ход занятия :
Воспитатель:
- Дети, сегодня я познакомлю вас еще с одними друзьями, которые живут вблизи моря.
 (Воспитатель выставляет иллюстрацию с видом прибалтийского побережья. )
- Обратите внимание на море. Какое оно большое, не видно другого берега. Оно называется Балтийское море. У моря живут разные народы Прибалтики. Прибалтика разделяется на три государства: Эстония – там живут эстонцы, Литва – литовцы, Латвия – латыши. (Воспитатель показывает иллюстрации с детьми, одетыми в эстонский, литовский и латышский костюмы). На побережье Рижского залива раскинулся красивый город - Рига. Это столица Латвии. 
(Воспитатель снова обращается к куклам, одетым в национальный латышский костюм. Показывает флаг и герб этого государства). 
Воспитатель:
- Сегодня к нам на занятие пришли латышские куклы. Познакомьтесь с ними. Их зовут: Вия и Андрис. Но есть и другие красивые имена: Марта, Линда, Зента, Артур, Ян.

- Давайте рассмотрим, в какие красивые костюмы они одеты (Дети вместе с воспитателем рассматривают кукол). 
(Воспитатель выставляет ширму с фотографиями Риги и рассматривает с детьми, отмечают необычную архитектуру и материал, из которого сделаны здания). 

- Как вы думаете, чем занимаются латыши? (работают, учатся). 

- Дети, как вы думаете, какое главное занятие у латышей, раз они живут у моря? (ловят рыбу). 

- Да очень полезен труд латышей. По морям ходят большие корабли. На них работают люди, которые ловят много рыбы (показ иллюстрации). Рыбаки очень смелые люди. Они не боятся ветра, морской качки, во всякую погоду выходят в море и ловят сетями рыбу. 

«На морских просторах плывут баркасы по волнам 
С туманом, с бурей споря. 
Отважным этим морякам знакомо с детства море. 
Пусть волны в море холодны, 
И дует резкий ветер, 
Но рыбой доверху полны чешуйчатые сети. 
Волна морская в лодки бьет, играет на просторе, 
Но щедро людям отдает свое богатство море. 
И рыбаки плывут домой, везут улов богатый. 
Встречать их на берег морской сбегаются ребята». 

Физкультминутка. 
Воспитатель:
- Еще в Латвии делают разную аппаратуру и технику, которая помогает людям в работе, учебе. 
- В Латвию приезжают отдыхать на море люди из других стран (показ иллюстраций). Но и латыши отдыхают на море после труда. На берегу моря люди находят янтарь. Янтарь – это застывшие капельки смолы от древних сосен. Из янтаря делают ювелирные изделия (показ иллюстраций). Там, на берегу Рижского залива, в красивых залах проходят фестивали песни и юмора. 
- Прибалтийская земля богата творческими людьми: художниками, композиторами (показать портреты), писателями и поэтами (показать портреты). Я хочу вам прочитать стихотворении детского поэта Яниса Райниса. 

«На взморье есть песок, там берег не высок. 
Мы там каналы роем, мы крепости там строим. 
А хочешь стать героем – сядь на кораблик с мачтой. 
Вей, ветер, вей! 
Сейчас прилив и качка. Так что ж – плывем живей! 
Вей, ветер, крепче вей!» 

Воспитатель:
- Как и у всякого народа, у латышей тоже есть национальные блюда: путры - овоще – зерновые каши с добавлением сала, копченого мяса или рыбы; путельс – овсяные или гороховые кисели, которые смешиваются с простоквашей и брусничным соком; мясные и рыбные блюда; разные сыры; разные молочные продукты (показ иллюстраций). 

Воспитатель предлагает нарисовать один из  костюмов народов Прибалтики.

После занятия дети устраивает выставку своих работ.

 Приложение 3

Конспект занятия для старшей группы по поликультурному воспитанию

на тему: «Украина »

Цель:

  • Расширять знания о том, что наша страна многонациональна, все народы живут дружно;
  • познакомить с Белоруссией, ее особенностях: традиции, обычаи, национальная одежда, кушанья, промысел
  • познакомить с символикой этой страны: флаг, гимн, герб; главным городом – Минском;
  • воспитывать добрососедские чувства к жителям Белоруссии;
  • активизировать словарь детей: кокошник, Ульяна, Тарас, рушник, торф, Беларусь, Минск.

Оборудование: куклы одетые в русские национальные костюмы, «Колесо истории», белорусские костюмы для детей, образец торфа, белорусские сувениры из соломки, рушник, угощенья для детей, презентация с рассказом о Белоруссии.

Предварительная работа: дети знакомы с Россией, Украиной.

Ход занятия

Воспитатель:

- ребятки к нам сегодня в гости пришли куклы. Посмотрите, какие они нарядные.

- Во что одета кукла Маша? (Ответы детей)

- А во одет Ваня? (Ответы детей)

- В какие же костюмы они одеты?

Дети. Куклы Маша и Ваня одеты в русские национальные костюмы.

Воспитатель: Как вы думаете, где живут Маня и Ваня?

Дети: Маша и Ваня живут в России.

Воспитатель: 

-у них есть друзья, которые живут в Республике Беларусь и Маша и Ваня приглашают нас в путешествие в Беларусь, чтобы познакомиться с ними, узнать о костюмах и о быте белорусского народа.

Появляются девочка и мальчик, одетые в национальные белорусские костюмы, выносят хлеб-соль на рушнике.

Мальчик: Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки!

Мы, Ульяна и Тарас, очень рады видеть вас.

Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь.

Девочка: Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем,

Он на блюде расписном с белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.

Общий поклон, дети садятся.

Воспитатель: 

-именно так встречают гостей в славянских странах - хлебом-солью. Беларусь большая стана. Главный город в Белоруссии – Минск. В Минске работает правительство Белоруссии вместе с президентом.  У Белоруссии есть свой флаг, герб и гимн.  Беларусь богата лесом.

- Зачем нужен лес? (из него изготовляют мебель, бумагу и разные нужные людям вещи).

- Добывают еще в Белоруссии торф. Кто знает, что это такое? (болотная земля).

- Торф используют для удобрения почвы. Торфом удобряют посадки и даже топят печи. Его нарезают кирпичиками и сушат. Торф горит лучше, чем дрова. На нем работают многие электростанции.

- Раньше белорусы жили очень бедно, кругом были болота, и сеять хлеб было негде. Белорусские крестьяне так и говорили: «Нема земли – одни болота». Была даже поговорка: «Беден как белорусский крестьянин».

- Но потом болота осушили. Теперь в Белоруссии выращивают хлеб, овощи, сахарную свеклу на осушенных полях. Выращивают большие урожаи.

- Один из самых древних народных промыслов у белорусов – гончарное дело.

- Изделия народных мастеров Беларуси мало кого оставят равнодушными, особенно это касается такого направления в творчестве, как предметы из соломки. Сплетенные из соломы звери и птицы использовались в качестве оберега дома. - Было широко распространено ткачество и художественная роспись по материи мастерами-самоучками Ткачихи проявляли художественный вкус в плетении поясов и украшении рушников. - Белорусы умеют не только работать, но и отдыхать. Это танцующий и поющий народ. Очень любят белорусы проводить праздники: «Масленица», «Иван Купала». Обряды – это песня и танец. И еще они очень любят играть.

Воспитатель:

- ребята, обратите внимание в какой наряд одеты Ульяна и Тарас. (рассматривают).

- Что это за костюмы. (Ответы детей)

- Это белорусские национальные костюмы. Посмотрите, какие они красивые. Народный костюм жителей Минской губернии формировался на протяжении столетий, он развивался в контакте с одеждой русских и украинских народов, а также литовцев и поляков, поэтому в одежде этих народностей наблюдается значительное сходство.

- Как вы думаете, чем отличаются и чем похожи русский национальный костюм и белорусский. (Сравнивают с одеждой кукол и на картинках)

- У русской девочки одет сарафан, а у белорусской – юбка с кофточкой, жакет. У обеих – передники, но узоры на них разные. На головах – кокошник. У русского мальчика надета рубашка – косоворотка, сапоги, шаровары, на голове – картуз. У белоруса – рубашка, светлые штаны, жилет. И у тех и у других на ногах надеты лапти.

- Я предлагаю вам сейчас самим стать ткачами и художниками и украсить узорами белорусский костюм.

Дети расписывают узорами белорусский национальный костюм. Дарят их Ульяне и Тарасу.

Воспитатель:

Ну вот и подошло к концу наше путешествие в Республику Беларусь.

Длинным зимним вечерком, хорошо сидеть рядком.

Мы играли и плясали, много нового узнали.

Хорошо в гостях у нас, только поздний нынче час.

Бывайте здоровы, живите богато,

А мы уезжаем до дому, до хаты.

Только как уйдешь пустой? Нынче день у нас такой

Пусть он радостью, весельем

В душах отзовется.

А вот и угощение!

Ульяна, Тарас и воспитатель раздают угощение (пряники, печенье) и, конечно же, каравай. Дети прощаются с Ульяной и Тарасом и змейкой проходят через «колесо истории», возвращаясь, домой.

Воспитатель: 

-ребятки куда мы с вами сегодня путешествовали? Давайте вспомним, что мы с вами узнали. (Ответы детей)

После занятия дети едят каравай.

Приложение 4

Конспект занятия с детьми подготовительной  группы по поликультурному воспитанию на тему: «Земля – наш общий дом»

Цель:

  • дать детям знания о том, что земля – огромный дом, в котором живут разные люди. Все народы делятся на расы. Люди живут на разных частях земли, которые называются континентами;
  • воспитывать желание больше узнать о жизни людей разных рас, их быте, культуре;
  • активизировать словарь детей: раса, континент, Европа, Азия, Монголия.  

Ход занятия :

Воспитатель приглашает детей к карте мира.

- Дети, я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей огромной земле, чтобы познакомиться с разными людьми. Если мы посмотрим на карту мира, то увидим большие участки суши, расположенные среди огромного водного пространства. Они называются материки (показ материков).

- Существует 6 материков: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

- На этих материках живут разные люди (педагог показывает иллюстрации с изображением детей, у которых разный цвет кожи).

- Чем отличаются люди друг от друга? (цветом кожи). 

- Да, для европейской или евроазиатской расы характерна светлая кожа, широкий разрез глаз, мягкие волосы, узкий и резко выступающий нос. У мужчин растут борода и усы (показ портрета представителя европеоидной расы). У монголоидной расы особыми признаками являются желтоватая или красноватая кожа, прямые черные волосы, отсутствие растительности на лице у мужчин, узкий разрез глаз (показ портрета представителя монголоидной расы). Представители негроидной расы отличаются темной кожей, курчавыми волосами, широким носом, толстыми губами (показ портрета представителя негроидной расы). 

- Какие бывают континенты?

- Как называют людей, которые живут в Европе?

- Африке?

- Америке?

- Австралии?

- Но кроме земли – общего дома люди разных континентов строят свои личные дома. Люди Севера и Антарктиды строят иглу – дом из глыб снега (показ). Снег хранит тепло. Для строительства такого дома подходит только такой снег, на котором остается лишь четкий отпечаток ноги человека. Сначала находят ровное место, очерчивают круг на снегу и складывают стены из тяжелых снежных кирпичей. Когда стены готовы, прокапывают вход и выбрасывают снег наружу. Такое жилище мастерят эскимосы за 2-3 часа.

 - Еще строят северные народы такое жилище - чум  (показ). Летом чум покрывают тканью, зимой – оленьими шкурами. В чуме есть дверь – отверстие, завешенное шкурами, и отверстие в потолке, куда выходит дым от костра. Чум можно переносить с места на место.

- Люди монголоидной расы строят юрты (показ). Юрта защищает от сильных ветров и перепадов температур. Из деревянных прутьев делают основу: устанавливают их по кругу и, согнув сверху, связывают. Потом эту основу покрывают очень плотной теплой тканью, оставляя свободным отверстие для двери и небольшое отверстие в центре потолка. Полы застилают коврами, вдоль стен ставят сундуки, кладут одеяла и подушки.

- Европейцы строят избы из бревен (показ).  Щели прокладывают мхом, чтобы не было сырости. По середине дома выкладывали печь из кирпича. В ней поддерживали огонь, готовили еду на печи и спали.

- В жарких африканских странах строят дома на сваях (показ). На сваи водружают дом. В таком доме прохладно и сухо даже в самую сырую погоду. Стены делают из плетеных бамбуковых матов. Окон нет, т. к. свет проникает сквозь щели матов. Крышу делают из пальмовых веток.

- Сколько континентов на нашей земле?

 - С каким цветом кожи живут люди на земле?

 - Названия каких жилищ,  вы запомнили?

 - Почему дома у всех рас разные?

Воспитатель вносит фигурки людей разных рас и предлагает им нарисовать для них дом (дети выполняют задание).

- Дети, посмотрите, какая красивая и разная наша земля. И мы люди давайте беречь ее.

- А как мы можем беречь ее?

- Правильно, ухаживать, дружить с людьми разных рас, стран, не засорять, не загрязнять нашу землю.

Педагог читает стихотворение:

Дарит земля нам чистые зори,

Вешние травы и  птиц на просторе.

За руки крепче мы взяться должны.

Дом свой родимый спасти от беды.

Люди планеты, будем друзьями,

Пусть не погаснут рассветы над нами.

Пусть дальним звездам улыбки даря

Голубем мира кружиться земля.  

Итог занятия.

Библиографический список

  1. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур//Педагогика.-2000.№2.
  2. Гуров В. Н., Вульфов Б. З., Галяпина В. Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие. – М., 2004. – 240с.
  3. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999. – 200с.
  4. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. - М., 1999.
  5. Дмитриев Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип// Педагогика. – 2000. - №10.
  6. Детям о разных народах. Журнал. Дошкольное воспитание. №11, 1967г., стр. 70 – 72.  
  7. Интернациональное воспитание дошкольников. Журнал. Дошкольное воспитание. №8, 1972г., стр. 38 – 44.
  8. Интернациональное воспитание. Журнал. Дошкольное воспитание. №5, 1977г., стр. 21 – 24.  
  9. Интернациональное воспитание дошкольников. Журнал. Дошкольное воспитание. №2, 1981г., стр. 20 – 22.
  10.  Интернациональное воспитание. Журнал. Дошкольное воспитание. №7, 1969г., стр. 22 – 23.
  11. Интернациональное воспитание. Журнал. Дошкольное воспитание. №4, 1963г., стр. 18 – 19.  
  12. Интернациональное воспитание. Журнал. Дошкольное воспитание. №10, 1978г., стр. 16 – 22.
  13. Иванова Н, Мнацаканян И. В поликультурном мире // Высшее образование в России. – 2003. - №1.
  14. Коджаспирова Г. М., Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
  15. Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн. 1 – 2 – е изд. – М.: «Амрита – Русь», 2009. – 288с. – (Серия «Образование и творчество»).
  16. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 1999. - №4.
  17. Менская Т. Б. Поликультурное образование: Программы и методы. В: Общество и образование в современном мире. Сб. материалов из зарубежного опыта. Вып. 2., М., 1993.
  18. Панкеев И. А. Русские народные игры – М.: Яуза, 1998. – 240с.
  19. Педагогический энциклопедический словарь (гл. ред. Б. М. Бим – Бад. М.: Больш. Российская  энциклопедия, 2002.
  20.  Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научное издание, пособие: В. 3 ч. 2. : педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста. – 2 – изд., стереотип – СБб.: Изд. – во РГПУ им. А. И. Герцена, 209. – 383с.
  21. Синова И. В. Народы России. История и культура, обычаи и традиции (Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 96с.: ил. – (Серия «Моя Родина – Россия»).
  22. Супрунова Л. Л. Поликультурное образование в современной России // Magister.  – 2000. - №3.
  23. Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе// Педагогика. – 1999. - №2.

Список художественных произведений к блоку программы по поликультурному воспитанию «Оч.умелые ручки»

1.Венецианов «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Спящий пастушок» (1823–1824) и «Крестьянские дети» , «Девушка с бурачком», «Крестьянка с васильками» , «Крестьянская девушка за вышиванием» , «Жнецы»  «Пряха»,  «Захарка» «Старик-крестьянин» ;

2.Михаил Шибанов  «Празднество свадебного договора»

3.ВикторМихайлович Васнецов  «Богатыри», «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Иван-царевич на сером волке»

4.МихаилАлександрович Врубель  «Царевна Лебедь» , «Царевна-лягушка» 

5.Андрей Петрович Рябушкин «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате»  

6. Василий Иванович Суриков «Едут!», «Пожалован шубой с царского плеча».

7.Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный».

8 Рябушкин «Утро стрелецкой казни»

9.Бориса Михайловича Кустодиева  «Купчиха за чаем», «Купчиха», «Купчиха с зеркалом»,«Купчихи» 

10. А. Шохина «Торопчанки в старинных костюмах»

11.Филипп Андреевич Малявин  «Девки», «Две бабы»,«Вихрь»

12.Ефим Волков « украинский пейзаж с хатой»

13. П.П.Верещагин « набережная»

14. А.Я.Головин «нескучный сад»

15.Шейх Полина  «белорусский костюм»

16.Лобачевская О.А., Зимина З.И. «Белорусский народный костюм»

17. Макс Тильке «Восточные костюмы их дизайн и расцветка»

18. Г.Г.Гагарин «Сцены, пейзажи, нравы и костюмы  Кавказа»

19. Ф.Васильев « Весенний день на Украине», «Деревенская улица»

20. А.Бубнов « Тарас Бульба»

21. В.Зарубин «Пляски на Днепре»

22. А.Корзухин «Девичник»

23. К.Маковский «За чаем»

24. А. Бородин. Две матери. В тундре.

25. В. Раткин. «Поселок у океана. По Чукотке»

26. В. Игошев. «Четыре поколения»

27. И Рыбачук. « Чукчаночка»

28. К. Шебеко. «Северята»

29. В. Игошев  «Наташа»

30. Ю.Брандт «Разговор у колодца», « Прощание», «С прачками»

31. А .П. Ракштуль «Соенбикэ ханбикэ», «Казан буйсындыру»

32. Баки Идрисович Урманче «Шурале»,  «Сенной базар»

33. Чарльз Бед Кинг "История США" , «Пять мужчин из племен ото, канза (коу), миссури, омаха и поуни, посетившие Вашингтон и другие восточные города в 1821 г.»

34. В.Верещагин « Двери Тамерлана», «Мавзолей Тадж Махала», «Всадник-воин в Джайпуре», «Буддиский лама на празднике в монастыре Пемиончи», «Бания (торговец)»

35. Натали Солер  «Американские индейцы»,

36. Луи  Жуйна  «Девченки»

37. William Alexander "The Costum of China"

38. Пантелис Заграфос  «Греческие акварели»

39. Репродукции «Фресок КАПЕЛЛЫ ДЕЛЬ АРЕНА Джотто ди Бондоне»

40. Mining the Kaolin, «china Gouache on pape»

41. Мидори Ямато «суйбокуга - японской живописи тушью»

42. Поль Гоген « День божества»,  « Аве Мария», «Бретонские крестьянки»

43. Э.Мане «Бар В Фоли –Бержер», «Завтрак в мастерской»

44. Винсент Ван Гог  « Лодки в Сен Мари», «Звездная ночь над Роном»

45. Наталия Хромых « Италия, Венеция», «г. Фьюмальбо»

46. А.Малюков «Италия в картинках»

47. С.Ярешко « Италия, Венеция, Санта Мария»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автореферат магистерской диссертации "Развитие продуктивного воображения детей 5 - 7 лет посредством изобразительной деятельности в системе дополнительного образования"

Во многих образовательных учреждениях до сих пор существует формальный подход к усвоению знаний детьми по изобразительной деятельности, особенно при обучении рисованию.  Использование однообразны...

Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством образовательной деятельности" (из опыта работы по предмету «Азбука общения»)

Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством образовательной деятельности" основывается на опыте моей работы с дошкольниками старшего возраста по предмету «Азбука общения». Вы...

Оценка индивидуальных возможностей в воспитании школьников посредством изобразительного искусства и их познавательных интересов.

При преподавании предметов области «Изобразительное искусство» важным условием становится учет индивидуальных особенностей учащихся: мотивационная сфера - склонности, направленность и т.д.; когнитивна...

«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании» Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»

«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании»Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»...

Социальный проект "Нравственное воспитание дошкольников посредством мультфильмов «Ура! Мультики»

Цель проекта: создать систему социально-личностного развития воспитанников путём использования мультфильмов в педагогическом процессе ДОУ.Задачи проекта:·...

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования экологической культуры"

Воспитывая у дошкольников сочувствие и сострадание к окружающей природе, мы тем самым ненавязчиво учим любить окружающий мир, Родину, болеть душой за родной дом, семью, народ....

Музыкальное воспитание дошкольников посредством использования интерактивных средств обучения и цифровых образовательных ресурсов в современной информационной образовательной среде

laquo;Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Анатолий Гин (Руководитель международной Лаборатории технологий «Образовани...