Игровые технологии на уроках математики
план-конспект урока по теме

Никонова Инна Николаевна

Игровые технологии на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_na_urokah_matematiki.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Важнейшей задачей школы является воспитание социально-активной ,творческой личности, способной эффективно адаптироваться к социально-экономическим изменениям. В этой связи актуализируется проблема формирования у школьников универсальных социально-личностных компетенций, которые бы обеспечивали более продуктивное решение различных проблем в жизни и будущей профессии. Одним из эффективных средств формирования у школьников компетенций выступает игровая технология.

Это обусловлено тем, что в игровой деятельности моделируются различные ситуации из сфер экономики, политики, культуры и общества в целом. Разрешая их, у учащегося развиваются знания и опыт, которые лежат в основе формируемых компетенций. Участие в игре способствует более эффективному социальному развитию школьника, его самореализации.

Многие исследователи в области педагогики, такие как С.С. Кашлев, Т.Н. Гущина, В.Г. Коваленко, Е.Н. Можар подтвердили высокую эффективность данной технологии. Они пришли к выводу, что использование игровых методик (технологий) на уроке способствует внутренней мотивации к учению, формированию устойчивого интереса к изучению данного предмета. Использование игровых технологий на уроках естественнонаучных предметов способствует в большей мере доступности и прочности усвоения учебного материала. Обучаясь по игровой технологии, у школьника исчезают психологические барьеры. В.Г. Коваленко отметила, что «включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала».

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики — современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Как вариант возможно применение не всей игры в целом, а игровых приемов. Они могут занимать как весь урок, так и часть его. Проведение игрового урока не всегда возможно по разным причинам и не в последнюю очередь из-за малого количества учебных часов, отведённых на предмет, а элементы игры удобно использовать на практически любом уроке.

Целесообразность использования дидактических игр и игровых моментов на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у учащихся вырабатывается положительное отношение к учёбе.  

 

Уроки с использованием игровых технологий:

- способствуют яркому эмоциональному восприятию учебного материала;

- развивают творческие способности школьников и учителя;

- воспитывают веру ученика в собственные силы;

- учат школьника радоваться общению с педагогом и товарищами;

- формируют внимание и стремление к самостоятельной деятельности;

- заставляют взрослого и детей импровизировать;

- активизируют самостоятельную деятельность учащихся;

- учат школьников отстаивать свою точку зрения;

- создают психологический комфорт в классе;

- вызывают интерес у всех школьников.

 . Можно применять разные игровые формы на уроках: при изучении нового материала, для проверки и закрепления знаний, а также способствующие применению знаний на практике.

  Например, игра “Мозаика” для 5-го класса по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей” может выглядеть так:

А для 6-го класса по теме “Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями”:

  . Определение места игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. Коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим целям урока: обучающие, контролирующие, обобщающие. Обучающей будет игра, если учащийся, участвуя в ней, приобретает новые знания, умения и навыки. Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком-наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровой замысел первый структурный компонент игры выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Каждая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока разнообразна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В ходе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе.

 Занимательные задачи.

Усталость - одна из причин падения внимания и интереса к учению. Уменьшить усталость учащихся можно с помощью занимательных задач. Занимательная задача-это настоящая математическая задача, только с нестандартным решением. Такие задачи полезны для развития гибкости ума, выработке навыков мышления, повышения интереса к предмету.

Виды игр на уроках математики.

Ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разнообразными: путешествие, дискуссии, пресс-конференции и др. Чтобы возбудить интерес к счету, можно применить следующие ролевые игры: «Домино», «Найди ошибку», «Кто быстрее», «Эстафета», «Закодированный ответ», «Рыбалка».

В деловых играх на основе замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые игры. Примеры игр: «Строитель», «Магазин», «Почта».

Особенно учащиеся любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Разнообразие уроков зависит от фантазии учителя, многие формы можно почерпнуть из телевизионных игр.

Примеры игровых форм уроков: урок-сказка, Урок- К ВН, Урок-путешествие,

Урок-смотр знаний, игра «Счастливый случай», «Поле чудес», Морской бой».

Значение игровых форм и методов обучения.

Доказано, что ролевые, имитационные игры и другие игровые методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:

-стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения, в общеобразовательном плане.

-развитие навыков,

С помощью игр можно снять утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

В.А.Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»

В играх активизируется внимание детей, творческая фантазия, формируются вычислительные навыки, нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер.

Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом, дидактические игры, я считаю, заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.

Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания

 Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

  1. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игровые технологии на уроках математики

о применении игровых технологий на уроках математики, примеры применения на конкретных уроках...

Использование игровых технологий на уроках математики

Теоретическая часть по игровой технологии с примерами заданий, используемых мною на уроках математики....

Игровые технологии на уроках математики

Научно-исследовательская работа по теме 2Игровые технологии на уроках математики"...

Игровые технологии на уроках математики

Творческая работа по теме "Игровые технологии на уроках  математики"...

Статья "Игровые технологии на уроках математики"

В данной стать рассказывается о игровых технологиях и их значимости....

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...