Подготовка школьников к проектной деятельности
проект на тему

Борзина Альбина Евгеньевна

Проектная деятельность - ведущая деятельность школьников, которая осуществляется в соответствии  с требованиями ФГОС. Через проектную деятельность формируются  УУД (коммункиативная, регулятивная, познавательная, личностная).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_shkolnikov_k_proektnoy_deyatelnosti.doc610.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

г. Иркутска

средняя   общеобразовательная  школы  №34

Подготовка   школьников  к проектной  деятельности

(факультативный  курс для  8-9 классов) 

Иркутск,  2012

ПАСПОРТ

программы курса

"Подготовка школьников к проектной деятельности"

Наименование программы

Подготовка школьников    к  проектной деятельности.

Основания для

разработки

Программы

1.Закон РФ «Об образовании».(2007, с поправками);

2.Стратегия «Школа-2020» (2008);

3.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010);

4.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения» (2009);

5.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России(2009).

Реализация основополагающих идей и целей Программы развития школы на 2006-2010 гг.

Заказчик Программы

Администрация, коллектив учителей, учащихся, родителей МОУ СОШ № 42 г. Иркутска,  администрация, коллектив учтелей, учащихся, родителей  МБОУ  г. Иркутска  СОШ №34

Основные разработчики Программы

Пасынкова С.А., учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 42 г. Иркутска,  Борзина  А.Е.,  учитель истории и обществознания МБОУ СОШ№34, Алимова  О.В.,  учитель  русского и  литературы  МБОУ СОШ №34

Научный консультант

Программы

Стефановская Т.А., доктор педагогических наук, профессор, академик Международной  Академии наук педагогического образования, РАЕ, зав. кафедрой теории   и методики воспитательной работы Иркутского института  повышения квалификации работников образования.

Цель создания Программы

Обучение учащихся технологии  создания  учебных  проектов                                                                

Срок реализации Программы

2010-2015 гг.


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Создание условий для реализации ФГОС второго поколения, предполагающее новое качество образования, представленное личностными, метапредметными, предметными результатами.

 Положительная динамика в познавательной, социальной активности школьников; личностный рост детей с различными стартовыми возможностями..

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА.

Данная программа разработана на основе Программ развития школ  №34, №42, Программ воспитания школьников и является примерной, т.к. её содержание, формы проведения занятий могут модифицироваться в зависимости от индивидуальных особенностей класса.

Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е «умения учиться».

     «Средняя  ступень школьного  образования  является исключительно  благоприятным периодом  для развития  коммуникативных  способностей и сотрудничества, кооперации  между  детьми,  а также  для  вхождения  в проектную  деятельность».[1] 

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920-е г.г. американским философом и педагогом Дж. Дьюи на основе гуманистических идей. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат.

В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время.   Русский педагог С.Т. Шацкий с небольшой группой коллег  (А.Г. Автухов, П.П. Блонский,  Б.В. Всесвятский, Ш.И. Ганелин, В.Ф. Натали, Б.Е. Райков, И.Ф. Сладковский и др.) пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Термин  «проект» нами понимается   как   целенаправленное управляемое изменение, фиксированное  во  времени.

Под термином  «учебный проект»  нами понимается специально организованный  учителем и самостоятельно выполняемый  учащимися  комплекс  действий  по решению проблемы,  завершающихся созданием  продукта, состоящего  из объекта труда, изготовленного  в процессе проектирования, и представление  этого   продукта  в  рамках  устной  или  письменной  презентации.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, и значим для самих открывателей. Учебные   проекты готовятся и   защищаются    в рамках школьных предметов, их  тематика привязана  к темам, изучаемым  в ходе учебных курсов. Учебный проект, выполняется обучающимися  в рамках одного  или нескольких  учебных  предметов  с  целью продемонстрировать  свои достижения в самостоятельном  освоении  содержания  и методов избранных областей  знаний  или   видов  деятельности и способность проектировать  и осуществлять  целесообразную  и результативную  деятельность.

      Факультативный  курс  «Учимся проектировать»  рассчитан на  обучающихся  8-9 классов.  Факультативный  курс  разработан с  учетом:

  1. Психолого-педагогических  особенностей  развития    подросткового возраста.
  2. Особенностей усвоение знаний в подростковом возрасте, которое  происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению.

Учебные проекты   являются одно из составляющих  системы  внутришкольного  мониторинга  образовательных достижений. Также  учебные проекты являются итоговой оценкой достижения метапредметные  результатов.

Факультативный курс  состоит  из разделов:

Раздел 1.   Цели и задачи  факультативного  курса  «Подготовка  школьников  к  проектной деятельности».

Раздел 2.  Учебно-тематический план  и краткое содержание  занятий  факультативного  курса.

Раздел 3. Диагностическое сопровождение курса  «Подготовка   школьников  к проектной деятельности».

Раздел 1.   ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ  ФАКУЛЬТАТИВНОГО   КУРСА  

«Подготовка   школьников  к  проектной деятельности»

Цель:  включение  учащихся в исследовательскую и проектную деятельность  как  один  из путей  повышения мотивации  и  эффективности  учебной  деятельности в  основной школе.

Задачи:  

  1. Создание  условий для  повышения компетенции обучающихся  в предметной  области  определенных  учебных дисциплин.
  2. Создание  продукта, имеющего  значимость для других.
  3. Обеспечение  школьников  различными видами   познавательной  деятельности.  
  4. Развитие личности способной  к самообразованию, саморазвитию;  способной   к сотрудничеству  в трудовом процессе; умения пользоваться полученными знаниями;  навыков поисковой и исследовательской деятельности,  развитие критического  мышления.
  5. Развитие  коммуникативных способностей  через  процесс  совместного  планирования  деятельности  по  работе над проектом учителя и  учащихся.  

Курс рассчитан  на  34 часа и  направлен   на  формирование умений:

  1. Добывать  информацию, оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать  различные  источники информацию
  2. Распознавать проблему  и преобразовывать ее   в  цель  собственной  деятельности.
  3. Ставить стратегическую цель  и разбивать  ее  на  тактические шаги.
  4. Видеть ошибки  и не допускать их  в будущем.
  5. Проводить  исследований (проектных работ)  с  поэтапным контролем  и  коррекцией результатов.

Прогнозируемые результаты  проектной деятельности:

  1. Приобретение  опыта  проектной деятельности   как особой формы  учебной работы, способствующей воспитанию, самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации, что способствует росту личностного  смысла учения, эффективности учебной деятельности.
  2.  Развитие способности  к разработке нескольких вариантов  решений,  к  поиску нестандартных решений, поиску и осуществление наиболее  приемлемого  решения.[2]
  3. Формирования действий целеполагание,  включая способность  ставить   новые учебные  цели и задачи, планировать их реализацию,  в том  числе  во внутреннем плане,  осуществлять  выбор эффективных  путей  с  средств достижения  целей.

Результат (продукт)  проектной деятельности.


Виды  работ

Конкретные примеры

1.

Письменная работа

Эссе,   реферат, аналитические материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовых доклад.

2.

Художественная творческая  работа

Область литературы,  изобразительного  искусства, экранных  искусств  и  т.д.

3.

Материальный объект,  макет.

Конструкторское изделие.

4.

Отчетные  материалы  по социальному проекту

Тексты,  мультимедийные  продукты.

Критерии оценки проектной деятельности.[3]

  1. Способность  к самостоятельному  приобретению знаний и решению проблем.
  2. Сформированность предметных знаний  и способов  действий.
  3. Сформированность регулятивных  действий.
  4. Сформированность коммуникативных  действий.
  5. Положительная тенденция в профессиональном росте учителей.

Этапы проектной  деятельности:

Раздел 2.  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  И

КРАТКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ФАКУЛЬТАТИВНОГО   КУРСА.

Раздел I         Подготовка  проекта.

Тема 1.           Изучение интересов учащихся. . 

Введение в тематику курса. Изучение ситуации в местном сообществе. Подготовка исследования. Составление анкеты.

Тема 2.       Сбор первичной  информации.

Анкетирование. Ответы на вопросы интервью. Записи исследователя в карточках наблюдения.

Тема 3.       Анализ и выводы.     

Обработка бланков анкет. Обработка собранного материала. Творческий отчет.            

Тема 4.        Определение проблемы.

Составление словаря. Анализ социальной проблемы по основным направлениям. Четкое определение проблемы.

Тема 5.        Изучение собственных возможностей.

Изучение возможности проектной группы. Оценка способности участников группы. Помощь учителя, родителей.

Тема 6.        Определение цели и задач проекта.

Составление словаря. Определение цели и задач, их формулировка.

Тема 7.        Практическое занятие: « Цель и задачи проекта».

Определение социальной группы, которая является носителем социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект. Формулирование основной цели социального проекта; задач, раскрывающих содержание работы по решению социальной проблемы.

Тема 8.        Составление плана реализации проекта.

Рекомендации к составлению плана. Анализ примерной схемы плана работы.

Тема 9.        Практическое занятие: « План реализации проекта».

Групповое составление плана: определение перечня основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта. Определение лиц, ответственных за каждый пункт плана.

Тема 10.        График работы.

Рекомендации к составлению графика. Анализирование графика работы по образцу.

Тема 11.         Практическое занятие: « Составление рабочего графика».

Составление графика выполнения всех пунктов плана и оформление его  в виде таблицы.

Тема 12.        Обязанности и их распределение внутри команды.

Определение обязанностей и их перечень. Описание обязанностей.

Тема 13.         Практическое занятие: « Обязанности, необходимые для реализации плана».

Распределение обязанностей между членами команды.

Тема 14.         Ресурсы.

Составление словаря. Список необходимых ресурсов с указанием их объема. Определение источников получения каждого вида ресурса.

Тема 15.        Составление бюджета.

Составление словаря. Беседа с бухгалтером о финансовых затратах проекта. Распределение денежных средств в соответствии с планом работы над проектом.

Тема 16.         Оценка проекта.

Составление словаря.   Определение основных критериев, подлежащих оценке. Описание показателей оценки каждого критерия, способов оценки каждого показателя.

Тема 17.        Обучение членов команды.

Объяснения и распределение обязанностей для каждого члена команды.

Тема 18.        Практическое занятие: « Обучение членов команды различным видам профессиональной деятельности (социологический опрос, интервью и др.)».

Практикумы и тренинги.

Тема 19.        Формирование общественного мнения.

Опрос общественности. Согласование результатов опроса с мнением экспертов.

Тема 20.        Практическое занятие. Работа с общественностью.

Составление листовок. Проведение встреч и бесед с жителями. Оформление подписных листов.

Раздел II                  Реализация проекта.

 Тема 21.        Составление предложений по проекту.

Анализ составленного плана, его изменения с учетом социальной ситуации. Составление краткого текста со своими предложениями для будущих деловых партнеров.

  Тема 22.         Практическое занятие: « Оформление документации».

Составление текста договора о совместной деятельности проектной группы и деловых партнеров, участвующих в реализации плана проекта.

Тема 23.        Поиск деловых партнеров.

Определение списка организации и лиц, способных помочь в реализации проекта. Сбор информации о предполагаемых деловых партнерах. Установление адресов, телефонов, предполагаемой даты переговоров.

Тема 24.        Проведение официальных переговоров.

 Разработка плана предстоящей встречи. Ведение переговоров. Подписание соглашения (договора) двух сторон.

Тема 25.        Получение необходимых ресурсов для реализации проекта.

Ведение документации о получении и расходовании ресурсов (денежных средств и материальных ценностей).

Тема 26.        Проведение запланированных мероприятий.

Поэтапное проведение мероприятий.

Тема 27.        Оценка и контроль выполнения плана.

Подведение промежуточных итогов деятельности учащихся.

Тема 28.        Практическое занятие: « Составление и заполнение "Листа контроля"».

Оценка проведенных мероприятий.

Тема 29.        Изменение плана по итогам оценки и контроля выполнения запланированных мероприятий.

Обсуждение учащимися выполненной работы, сопоставление всех данных с пунктами плана.                                 

Раздел III.        Подведение итогов работы

Тема 30.        Анализ результатов работы над проектом.

Анализ выполнения поставленных задач. Сопоставление результатов  с поставленной целью.

Тема 31.        Информирование общественности о результатах работы.

Информирование общественности с помощью СМИ и государственных органов об итогах социального проекта, пресс-конференция.

Тема 32.        Подготовка к презентации проекта.

Составление схемы презентации. Оформление презентационного материала.  Составление речи, отражающей суть проекта.

Тема 33.        Защита проекта.

Представление материала, защита проекта, вынесение оценок.

Тема 34.        Итоговое занятие.

 Самооценка результатов  создания проектов.

Критерии оценки проектной работы[4] разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев[5].

Примерное содержательное описание каждого критерия

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самосто-ятельное приобре-тение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регуля-тивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии;

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

Продолжение

некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Комму-никация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

Раздел 3.  ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

КУРСА «Подготовка   школьников  к  проектной деятельности»

  1. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся

(составлена на основе материалов пособия Р.В. Ончаровой)

Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте не них только «да» или «нет».  Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа ставьте знак «+», если отрицательный то «-». Представьте себе типичные ситуации инее задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

        Вопросы:

  1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к приятию ими Вашего мнения?
  2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  3. Нравиться ли Вам заниматься общественной работой?
  4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли вы отступаете от задуманного?
  5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
  7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
  9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
  10. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам  не удается закончить начатое дело?
  12. Правда ли, что  Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
  15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
  16. Верно ли, что Вы стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не сразу принято Вашими товарищами?
  17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  18. Часто ли Вы опаздываете  на деловые встречи, свидания?
  19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
  20. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей.

Лист ответов

 

1

6

11

16

2

7

12

17

3

8

13

18

4

9

14

19

5

10

15

20

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных вопросов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:

  1. низкий уровень – 0,1-0,45;
  2. ниже среднего – 0,46-0,55;
  3. средний уровень – 0,56-0,65;
  4. выше среднего – 0,66-0,75;
  5. высокий уровень – 0,76-1.

  1. Методика изучения социализированности  личности учащегося

(разработана профессором М.И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптации, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения.  Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

        4 – всегда;

        3 – почти всегда;

        2 – иногда;

        1 – очень редко;

        0 – никогда.

  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  11. Если я что-то  задумал, то обязательно сделаю
  12. Мне нравиться помогать другим.
  13. Мне хочется, что бы со мной все дружили.
  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  16. Переживаю неприятности других, как свои.
  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставиться оценка.

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

        Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и деления этой суммы на пять.  Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализации ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух балов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

5. Изучение сформированности творческих способностей

Цель: определить уровень сформированности творческих способностей.

Респонденты: учителя; воспитатели; родители.

Время выполнения не ограниченно.

Оборудование: бланк вопросника, письменные принадлежности.

Инструкция: необходимо внимательно прочитать содержание анкеты и напротив каждого пронумерованного пункта поставить слово «да», если утверждение совпадает с Ваши мнением об учащемся, или «нет», если не совпадает.

Бланк ответов вопросника

Дата _________             Школа___________           Класс ___________

Возраст  _________   Ф.И. учащегося ___________________________

Ф.И.О. респондента, заполняющего анкету _______________________

Утверждения:

  1. Как правило, легко приспосабливается к людям, идеям.
  2. Ребенку нравиться решать типовые, стандартные задачи.
  3. Охотнее создавал бы или конструировал новое, чем улучшал бы, совершенствовал старое.
  4. Обычно расчетлив, когда работает в группе с детьми.
  5. В большинстве случаев действует самостоятельно, без эмоций и подсказки.
  6. Никогда не пытается изменить отношения между собой и своими товарищами.
  7. Нередко воздерживается от выдвижения идей, предложений, хотя имеет их.
  8. Часто находит нестандартные, оригинальные решения задач.
  9. Ребенку нравится, когда происходит быстрая смена различных видов деятельности.
  10. Характерно стремление реализовывать одновременно несколько идей, решать несколько проблем.
  11. Вступает в спор со сверстниками или старшими.
  12. Как правило, легко соглашается и подчиняется коллективному мнению.
  13. У ребенка часто возникают оригинальные идеи.
  14. Ему нравиться выполнять работу по отработанной схеме, плану.
  15. Всегда охотно распространяет новые идеи.
  16. Предпочитает выполнять работу по-новому.
  17. Обычно работает без существенных изменений, отклонений от тех рекомендаций, которые дают учителя, родители.
  18. Нередко оправдывает свои действия инструкциями, рекомендациями или авторитетами.
  19. Выполняет задания исследовательского характера.
  20. Всегда до конца отстаивает свою точку зрения.

Уровень сформированности общих творческих способностей можно определить по следующим показателям, которые получаться после подсчета общего количества баллов:

  1. набрано 33-40 баллов – оценивается как очень высокий уровень;
  2. набрано 26-33 балла – оценивается как высокий уровень;
  3. набрано 13-25 баллов – оценивается как средний уровень;
  4. набрано 6-12 баллов – оценивается как низкий уровень;
  5. набрано 0-5 баллов – оценивается как очень низкий уровень творческих способностей.

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Общее кол-во баллов

Ответ «Да»

1

2

4

6

7

12

14

17

18

В графе общее количество баллов указывает максимальное число: 2х10=20

20

Оцениваются двумя баллами ответы №

Подсчитывается полученное количество баллов, оценивая отмеченные ответы двумя баллами.

Ответ «Нет»

В графе общее количество баллов указывается максимальное число

3

5

8

10

11

13

15

16

19

20

20

Оцениваются двумя баллами ответы №

Подсчитывается полученное количество баллов, оценивая отмеченные ответы двумя баллами

6. Эмоциональная сфера

  1. Эмоциональный самоконтроль (ЭС) – определите визуально, насколько ученик способен управлять своими эмоциями.

3 балла – высокий уровень самоконтроля, ученик в состоянии регулировать свое эмоциональное состояние. Когда необходимо, он способен сдерживать эмоции, когда надо – выплеснуть, способен проявлять сочувствие, сопереживание, выражать их эмоционально.

2 балла – средний (неустойчивый) уровень самоконтроля.

1 балл – низкий уровень самоконтроля, ученик не способен сдерживать свои эмоции.

  1. Преобладающее настроение на уроке (В).

3 балла – рабочее, мажорное настроение;

2 балла – неустойчивое настроение;

1 балл – нерабочее, минорное настроение.

  1. Волевые качества (В). Определите визуально, в какой степени проявляются у ученика волевые качества на уроках и при выполнении домашнего задания.

3 балла – высокий уровень развития волевых качеств, проявляющийся в настойчивости и достижении  желаемых результатов, умении заставить себя что-то делать в случае необходимости,  трудолюбии, усердии.

2 балла – средний (неустойчивый) уровень.

1 балл – низкий уровень, проявляющийся в вялости, лени, неумении взять себя в руки в случае необходимости.

4. Реактивность (Р) – вспомните особенности поведения ученика на уроках и определите, проставив в диагностической карте буквы И, Р, Н преобладающий характер поведения  ученика.

И – импульсивное поведение: ученик склонен действовать по первому побуждению под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, не обдумывает свои поступки, не оценивает все «за» и «против». Он быстро и непосредственно реагирует и столь же бурно раскаивается в своих действиях.

Р – рефлексивное, обдуманное поведение, осознанное, не быстрое, разумное.

Н – неустойчивое поведение, либо вы не можете определить преобладающий характер поведения.

7. Ценностные ориентации.

Коммуникативно-адаптационные способности

  1. Ценности коммуникативной деятельности (ЦКД). Оценивается реальное место и роль учащегося в коммуникативных отношениях в классе. Место и роль учащегося в коммуникативных отношениях могут быть выражены в качественных характеристиках: лидер (Л), признаваемый (П), отвергаемый (О).

Л – лидер: человек, имеющий высокий уровень авторитет в группе сверстников или во всем классе. Позиция лидера проявляется во всех учебной и внеучебной деятельности, он желанный ученик классных дел и желанный субъект общения.

П – признаваемый. Авторитетный человек, с чьим мнением считаются в классе, в каких-то отношениях, учебных или внеучебных делах (его круг общения в классе уже, чем у лидера, обычно он член компании).

О – отвергаемый. Постоянного круга общения в классе нет. Контакты носят случайный характер, в классные дела и игры приглашают редко.

  1. Методика А.В.Запорожца

Методика направлена на  выявление уровня развития целенаправленных  волевых действий, содержание нравственных  мотивов поведения, соподчинение мотивов.

В основе лежит предположение, что неадекватность сопереживаний у некоторых детей,  отсутствие у них глубины сочувствия к положительному персонажу проявится в конфликтной ситуации, которая требует  совершить нравственный выбор.

Материал – сказка О.Уайлда «Звездный мальчик» (музыкальный спектакль, записанный на пластинку). Испытуемым предлагается послушать только первую часть сказки, которая заканчивается описанием эпизода, когда звездный мальчик, прекрасный и нарядный, забрасывает камнями свою мать – нищенку, проискавшую его по белому свету 10 лет. Сын отказывается признать свою мать и прогоняет её с поразительной жестокостью. Испытуемые дважды прослушивают пластинку.

Далее испытуемым предъявляется два панно с изображением полярных персонажей сказки. Детям давалась инструкция, в которой разъясняется смысл метафорического выражения «Отдать кому-то свое сердце», и каждому ребенку предлагается «отдать» вырезанное из бумаги сердечко тому персонажу, который больше всего ему понравился, показался самым хорошим.

Процедура дарения «сердца» проводится строго индивидуально; дети по одному подходят к большому красочному панно, на котором изображены два нравственно полярных персонажа (по первой части сказки): звездный мальчик и мать-нищенка. Испытуемым рассказывает экспериментатору о том, кому он отдал свое «сердце» и почему.

Далее испытуемым предлагается еще раз встретиться с теми же персонажами, однако на этот раз герои сказки сами желают подарить детям что-то на память: при этом принять подарок можно только от одного из персонажей.  Экспериментатор напоминает испытуемым, что подарки обычно принимаются от тех, кто нравиться им и дорог. Каждый испытуемый, принимая подарок от лучшего, по его мнению, персонажа, должен обосновать свой выбор.

2. Методика А.Карстен

Позволяет оценить степень волевой активности при достижении результатов в неблагоприятных условиях.  

Методика исходит из предложения, что при относительно длительном выполнении однообразной деятельности возникает психическое  насыщение, при котором положительное отношение  к выполняемым  действиям утрачивается, изменяясь на нейтральное или слабоотрицательное.

Детям предлагают заложить фишками клетки шахматной доски. В одном варианте доска состоит из 64 клеток, а в другом – из 156. Фишки изготавливают из плотной бумаги непривлекательного серого  и коричневого  цвета блеклых тонов.

Фиксируют: вариации в выполнении задания в момент их появления, речевые и эмоциональные реакции, выражения нежелания продолжать работу, количество закрытых  фишками до появления нежелания и после.

Если ребенок закладывает фишками  всю доску, считается, что он выполнил задание, если же бросает задание – недостижение цели.

Характер выполнения различался по отсутствию или наличию вариаций – по цвету фишек и порядку их раскладывания.  В случае невыполнения  выделяется полный отход от цели, и недоведение начатого до конца как проявление насыщения и нежелания продолжать деятельность.

3. Методика В.И.Калина

Оценивает способность выполнять заданную деятельность (как результат волевого усилия)  в условиях воздействия  раздражителей – помех.

При этом помеха сама по себе не безразлична ребенку, а наоборот, значима, но в результате волевого усилия цель большинством детей должна быть достигнута.

Детям предлагается прокатить мяч до указанной черты, слега подталкивая его двумя руками по узкой площадке (расстояние от 5 до 12 мм.). Задание дается индивидуально. Когда половина дороги пройдена, навстречу мячу пускают красивую игрушечную машину, новую для детей.

Реакция фиксируется.

Если ребенок, увидев машину, только бросает взгляд на него и продолжает идти с мячом, отмечается выполнение задания при отсутствии отвлечения.

Если же он останавливается и  какое-то время  занимается машинкой, а затем вновь катит мяч, фиксируется отвлечение.

Когда машина заставляет ребенка вовсе забыть о цели, задание считается невыполненным.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Абрамова С.В., Дмитренко Г.В. Система гражданского образования школьников / Г.В. Дмитренко,  Т.С. Зорина, Т.В, Черникова – М.: Глобус 2006.
  2. Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения. // Директор школы. - 1995. - № 6.
  3. Лебедева Г.А. Технология обучения педагогическому проектированию // Педагогика , 2002, № 1.
  4. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! /В.А. Караковский,  Л. И. Новикова, Н.Я. Селиванова.-М., 2000.
  5. Килпатрик  В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л., 1925.
  6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.
  7. Лебедева Г.А. Технология обучения педагогическому проектированию // Педагогика , 2002, № 1.
  8. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова .-М., 2003
  9. Прутченков А. Социальное проектирование в воспитательной работе школы. //Воспитание школьников.-2002.- № 1-2.
  10. Сергеева В.П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности:  Учебно-методическое пособие. - М.: УЦ "Перспектива", 2008.
  11. Стефановская Т.А. Методология и теория педагогического исследования /Т.А. Стефановская . – Иркутск, 2004


ГЛОССАРИЙ.

АКТУАЛЬНОСТЬ — показатель исследовательского этапа проекта. Определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью практики. Обосновать актуальность — значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

ВОПРОСЫ проекта — вопросы, на которые предстоит ответить участникам проектной группы, чтобы в достаточной мере уяснить и раскрыть тему проекта.

ВЫХОД проекта — см. продукт проектной деятельности.

ГИПОТЕЗА — обязательный элемент в структуре исследовательского проекта; предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего гипотезы формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями. Например: «Здоровье детей в малодетных семьях лучше, чем в многдетных».

ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ — совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

ДИЗАЙН (ДИЗАЙН-СПЕЦИФИКАЦИЯ) — важнейшая разновидность проектирования, целостный процесс изготовления изделия от идеи до реализации, нацеленный на то, чтобы изделие, отвечая потребностям человека, соединяло в себе красоту и функциональность.

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ — проект продолжительностью от одной четверти и более (до нескольких лет).

ЖАНР проекта — то же, что и форма продукта проектной деятельности.

ЗАДАЧИ проекта — это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.

ЗАКАЗЧИК проекта — лицо или группа лиц (внутри или вне школы), испытывающих затруднения в связи с имеющейся социальной проблемой, разрешить которую призван данный проект.

ЗАЩИТА проекта — наиболее продолжительная и глубокая форма презентации проекта, включающая вопрос-ответный и дискуссионный этапы. Используется, как правило, для исследовательских проектов.

ИГРОВОЙ ПРОЕКТ см. ролевой проект.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ — проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ — проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации (подробнее см. «Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся» ).

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ — проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы (подробнее см. «Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся» ).

КОНСУЛЬТАНТ — педагог или специалист, выполняющий роль эксперта и организатора доступа к необходимым ресурсам. Приглашается к участию в проекте, если содержательная компетенция руководителя лекоммуникационного или международного проекта).

КООРДИНАЦИЯ проекта — способ управления работой проектной группы учащихся; может быть открытой (явной) или скрытой. В последнем случае координатор не обнаруживает себя как руководитель проекта, а выступает как один из участников, наравне с остальными.

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ — проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — основные способы проведения исследования.

МОНОПРОЕКТ — проект, проводящийся в рамках одного учебного предмета (в отличие от межпредметного проекта).

ОЗНАКОМИТЕЛЬНО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ проект — см. информационный проект.

ОППОНЕНТ — на защите проекта учащийся, имеющий цель с помощью серии вопросов выявить в проекте противоречия или другие недочеты.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ см. индивидуальный проект.

ПОРТФОЛИО (ПАПКА) проекта — подборка всех рабочих материалов проекта.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ — проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо социальной проблемы прикладного характера (подробнее см. «Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся»).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ проекта — публичное предъявление результатов проекта.

ПРОБЛЕМА — социально значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, напр., противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения, недостаток информации о чем-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др.

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.

ПРОЕКТ: 1) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости. 2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ: 1) Процесс разработки проекта (в знач. 1) и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; практическое оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии; защита проекта. 2) Возможный элемент содержания образования, в отличие от проекта, как метода обучения. (Ср.: обучать проектированию обучать с использованием метода проектов). Как правило, «проектирование» является разделом образовательной области «Технология».

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.

ПРОЕКТНЫЕ СИТУАЦИИ (для педагога) — различные социальные проблемы, которые можно разрешить с использованием метода проектов.

РЕЗУЛЬТАТЫ проекта: 1) выход проекта; 2) портфолио проекта; 3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сфер ученика, формировании у него определенных ОУУН и др.

РЕЦЕНЗЕНТ — на защите проекта учащийся или педагог (специалист), представивший рецензию на подготовленный проект.

РОЛЕВОЙ ПРОЕКТ — проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.

РУКОВОДИТЕЛЬ проекта — педагог, непосредственно координирующий проектную деятельность группы индивидуального исполнителя.

СКРЫТАЯ КООРДИНАЦИЯ см. координация проекта.

СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ — проект продолжительностью от одной недели до одного месяца.

СТРУКТУРА проекта — последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по ее достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на нее продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведенного проекта. Может включать и другие (необязательные) этапы.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ — проект, центром которого является творческий продукт — результат самореализации участников проектной группы (подробнее см. «Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся»).

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ (учебный) — групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ — проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.

ЦЕЛЕВОЙ АКТ (ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА) — одно из названий педагогического метода проектов, принятое в американской и переводной литературе в 1910-1920-е гг.

ЦЕЛЬ проекта — модель желаемого конечного результата.

ЭТАПЫ проекта — основные периоды работы проектной группы.

Индивидуальный план проектной  деятельности ученика_______________________________________________________

по предмету______________________ (заполняется  учителем предметником, руководителем)              

Вопросы, обсуждаемые совместно  с  учеником

Решение принятое совместно  с  учеником

Сроки

Почему  выбрана  именно  эта тема проекта

Проблема   проекта

Что надо сделать,  чтобы решить  данную проблему

Цель проекта

Что  та сделаешь, чтобы  цель была  достигнута

Образ проектного  продукта (ожидаемый результат)

Если ты  сделаешь такой продукт, достигнешь ли  ты  цели проекта  и будет ли  в этом  случае решена его проблема

Существует  ли  необходимая связь между проблемой,  целью  и проектным продуктом.

     Какие шаги ты должен проделать от

     проблемы проекта до реализации   цели проекта

Перечисление основных этапов  работы

Все ли у тебя есть, чтобы проделать

эти шаги (информация, оборудование

и прочее для проведения исследо-

ваний, материалы для изготовления

продукта, чего не хватает, где это

найти, что ты уже умеешь делать и

чему придется научиться)

Развернутый план работы

    Когда ты будешь осуществлять все

необходимое

Индивидуальный график проектной

работы

Как  ты  будешь выступать  на защите  проекта (презентация)  

 Планирование  выступления

8 класс.  

Карта  отслеживания  исследовательских  и  проектных умений  школьников

 (заполняется  учителем предметником, руководителем)              


ФИО  

Ученика








Умение видеть проблему

Умение ставить вопросы

Умение  выдвигать гипотезы

Умение структурировать тексты

Умение  давать определение понятиям

Умение делать  выводы и умозаключения

Умение  работать  с  метафорами

Умение  классифицировать

Умение  поиска  материала, который будет использован  в работе

Умение  использовать разные источники информации

Умение планировать сообщение о проведении  исследования

Умение  устанавливать причинно-следственные связи

Умение осуществлять сравнение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Д – достаточной   уровень для  8-9 классов

О – оптимальный  уровень

Н – низкий  уровень.

9 класс.  

Карта  отслеживания  исследовательских  и  проектных умений  школьников

 (заполняется  учителем предметником, руководителем)              


ФИО  

Ученика








Умение видеть проблему

Умение ставить вопросы

Умение  выдвигать гипотезы

Умение структурировать тексты

Умение  давать определение понятиям

Умение делать  выводы и умозаключения

Умение  работать  с  метафорами

Умение  классифицировать

Умение  поиска  материала, который будет использован  в работе

Умение  использовать разные источники информации

Умение планировать сообщение о проведении  исследования

Умение  устанавливать причинно-следственные связи

Умение осуществлять сравнение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Д – достаточной   уровень для  8-9 классов

О – оптимальный  уровень

Н – низкий  уровень.

Предпроектная

подготовка

Планирование

Организационно-

исследователь-

ский

представление

 результатов


[1] Примерная основная образовательная  программа  образовательного учреждения. Основная школа/сост. Е.С. Савинов. – М.:  Просвещение. 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения)

[2] Поливанова  К.Н. Проектная  деятельность школьников: пособие  для учителя /К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011     - 192 с. – (Работаем по новым стандартам)

[3] Примерная основная образовательная  программа  образовательного учреждения. Основная школа/сост. Е.С. Савинов. – М.:  Просвещение. 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения)

[4] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.

[5] Образовательное учреждение может уточнить, дополнить и/или изменить предложенные критерии с учётом особенностей используемой в данном образовательном учреждении системы оценки, а также с учётом предметной направленности осуществляемых проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как формировать УУД школьников через проектную деятельность.

Изучив программу формирования УУД, мы стараемся организовать учебно-воспитательный процесс с ориентировкой на деятельностный подход к обучению. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю,...

Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность

Этот материал можно использовать на выступлении на семинарах, педагогических советах...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников средствами проектной деятельности предмета информатики

Формирование познавательных универсальных       учебных действий школьников средствами   проектной деятельности предмета информатики...

формирование ключевых компетенций школьников через проектную деятельность на уроках математики с использованием икт.

В работе представлены фрагменты проектов учащихся.Определяется роль проекта на уроке математики....

"Психологические аспекты мотивации школьников в проектной деятельности. Выявление мотивационной направленности школьников "

Разработал: Александрова Дарья Юрьевна преподаватель физической культурыГБОУ Средняя школа №12 с углубленным изучение английского языка Наиболее благоприятные условия для формирования учебно...