Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников средствами проектной деятельности на уроках литературы и краеведения
статья (9 класс) по теме

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников

средствами проектной деятельности на уроках литературы и краеведения

Пихтелева З.А., учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №24 г. Тамбова

 Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.  

         Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни,  создаются условия для усвоения и принятия ими базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Требования к воспитанию обучающихся в сфере личностного развития,  общественных и государственных отношений четко сформулированы в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России.  Концепция ДНР является   методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Именно  в сфере общего образования   наиболее системно, последовательно и глубоко происходит духовно-нравственное развитие и воспитание личности.   

         Нравственные знания являются  основой жизни человека в обществе.  Еще К.Д. Ушинский называл нравственность «золотой оправой образования». Именно   нравственные знания определяют мировоззрение, деятельность, поведение и поступки людей. Усвоение нравственных знаний происходит на протяжении всего периода обучения ученика в школе.  Современная школа имеет богатый опыт  проведения урочных, внеурочных и внешкольных занятий в данном направлении. Безусловно, ведущая роль в урочной деятельности принадлежит  гуманитарной составляющей содержания учебных предметов и   воспитательному потенциалу уроков.        

         Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Как повысить эффективность обучения? На мой взгляд, через использование  современных педагогических технологий. Одной из  популярных педагогических технологий в современном преподавании стал метод проектов с использованием ИКТ.  В чем преимущества метода проектов?  Работая над проектом, учащиеся приобретают опыт самостоятельных действий в самых разных жизненных ситуациях, учатся ставить пред собой цель, определять способы ее достижения, прогнозировать результат и  действовать по самостоятельно намеченной программе.

        В своей деятельности я, как учитель литературы и краеведения,  отдаю предпочтение проектам практического типа – исследовательским.  Причем, стараюсь, чтобы выполненные проекты использовались не только в урочной, но и во внеурочной,  внешкольной деятельности. Планируя работу на учебный год, я определяю, в какой форме я проведу контрольную работу за учебную четверть или по окончанию раздела учебника. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является  форма  защиты исследовательского проекта.  Так, например, начиная в 9-м классе раздел «Русская литература XIX в.» или  раздел «Русская литература XX в.»,  я даю школьникам перспективное задание: подготовить проект на тему «Золотой век русской литературы. Портрет моего любимого поэта (писателя)», «Серебряный век русской литературы. Портрет моего любимого поэта (писателя)».  Затем пошагово движемся вперед. Вместе с учениками определяем группы (девятиклассники отдают предпочтение группам из 2-х, 3-х человек), конкретизируем темы, формулируем проблемные вопросы, форму защиты проекта. Как правило,  это публичное выступление с представлением презентации, реже публичное выступление с представлением буклета.  Затем школьники самостоятельно изучают литературу, подбирают материал, размышляют, интерпретируют полученные данные. Обращаю внимание ребят на необходимые требования к составлению презентации. Отсылаю их к брошюре С.Л.Островского «Как сделать презентацию к уроку?», фестиваль педагогических идей «Открытый урок», Первое сентября, 2010.    

       Формулируя проблемные вопросы, я стараюсь направить деятельность учеников на исследование проблем духовно-нравственного начала в творчестве выбранного ими писателя или поэта, например: «Любовь и дружба – морально - нравственное кредо лирики А.С.Пушкина», «Долг, честь, ответственность - составляющие высокой нравственности героев романа «Евгений Онегин», «Одиночество – трагедия в жизни человека? (по творчеству М.Ю.Лермонтова)», «Любовь к Родине – морально-нравственное кредо Н.В.Гоголя», «Неразрывная связь человека с природой – непреложная истина высокой нравственности  человека (по творчеству С.Есенина)» и т.д.

       Очевидно также, что  при выполнении данных работ у школьников повышается уровень владения компьютерными технологиями,  они учатся  вести поиск информации, использовать и оценивать ее. Кроме того обучающиеся приобретают навыки работы в команде  и навыки публичного выступления.

       Каждый год в самом в конце третьей четверти  предлагаю приготовить ребятам проект, в основе которого лежит совместная деятельность детей и взрослых, родителей, бабушек или дедушек. Проекты: «Моя семья в годы войны», «Семейная реликвия», «О чем мне поведал семейный альбом», «О подвигах, о мужестве..», - не оставили равнодушным ни одного ученика. Работая над проектом, школьники перебирали семейные архивы, расспрашивали родителей,  родственников о военном прошлом. Форма защиты этих проектов была разной – сочинения, презентации, представление семейного фотоальбома и фронтовых писем. Очень важно, чтобы  часть работ в дальнейшем была доработана и представлена на городские и областные  конкурсы сочинений и исследовательских работ. Материалы детских презентаций с моих уроков были положены в основу общешкольных мероприятий «Мы - помним, мы - гордимся», «Дорогой дедов и отцов», наиболее интересные отправлены на городские конкурсы, размещены на школьном сайте.   Так, например, исследование семейного архива Михиных   позволило  школьникам узнать о славном боевом пути Героя Советского Союза Михина А.Н.  Материал о великом подвиге скромного человека, артиллериста, был положен в основу сценария литературно-музыкальной композиции «О подвигах, о мужестве..», представленного  на городской конкурс литературно-музыкальных композиций «Тамбов героический».  Конкурс был посвящен 375-летию основания города Тамбова. Непосредственными участниками и исполнителями были мои девятиклассники. Не одну репетицию мы искали нужную интонацию прочтения, продумывали элементы  движений. Результат большого совместного труда -   2-е призовое место в городском конкурсе.

      Такая деятельность, на мой взгляд, обеспечивает единство элементов школьного пространства: урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.     В основе общего дело педагога, обучающихся и их родителей лежит метод проектов, который позволяет более эффективно создавать  условия для передачи духовно-нравственных норм жизни,  усвоения и принятия школьниками таких  базовых  национальных ценностей как долг, ответственность, семья, патриотизм.

 

Список используемой  литературы

1. Васильев В. В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. М., 2000. - № 9.

2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я.,. Кондаков А.М,   Тишков В.А. -  М.:  «Просвещение», 2009

3. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2005.

4. Островский С.Л. Как сделать презентацию к уроку? – Первое сентября, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2010

5. ФГОС начального общего образования / под ред. Кондакова А.М. и Кузнецова А.А. – М.: Просвещение, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников средствами проектной деятельности предмета информатики

Формирование познавательных универсальных       учебных действий школьников средствами   проектной деятельности предмета информатики...

формирование ключевых компетенций школьников через проектную деятельность на уроках математики с использованием икт.

В работе представлены фрагменты проектов учащихся.Определяется роль проекта на уроке математики....

Формирование информационной культуры младших школьников средствами проектной деятельности

В данной статье обобщен материал, позволяющий показать возможности использования проектной деятельности в качестве средства формирования информационной культуры младших школьников....

Формирование коммуникативной и информационной компетентностей средствами проектной деятельности на уроках истории и обществознания.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на  вхождение в мировое образовательное пространство. С введением ФГОС в развитии образовательной системы Ро...

Проектная деятельность на уроках литературы как средство развития способностей учащихся по роману Ч. Айтматова "Плаха". "Как выжить человеку и человечеству?"

По произведению Ч. Айтматова "Плаха" был составлен проект:" Как выжить человеку и человечеству?". Определена цель, выявлены проблемы исследования, сформулирована гипотеза, про...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"...