Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников средствами курса внеурочной деятельности «Добро пожаловать в музей».
статья по истории на тему

Садофьева Марина Владимировна

выступление на Августовской конференции 2014 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников средствами

 курса внеурочной деятельности «Добро пожаловать в музей».

Духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для системы образования.

Для реализации поставленных целей и задач разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 11, п. 2) установлено, что «Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,  являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня». Образовательные программы, в свою очередь, определяют содержание образования. «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями». (ст.12, п.1, ФЗ «Об образовании»)

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в  зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

        Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе: нравственного примера педагога; социально-педагогического партнерства; индивидуально-личностного развития; интегративности программ духовно-нравственного воспитания; социальной востребованности воспитания.

В современных условиях  без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

       Организация социально-педагогического партнерства может осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать соответствующее возрасту включение обучающихся в решение реальных проблем социума, приобщение к культурно-историческому наследию.          

        Осуществить подобную деятельность возможно в музее. Музейные занятия способствовали  бы усвоению учащимися общечеловеческих ценностей добра, истины, красоты, а также национальных ценностей любви к своей родине, гордости за подвиги своего народа, уважения к труду и творчеству своих предков и современников, т.е. реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Музеи различного типа обладают огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как сохраняют и экспонируют подлинные исторические документы, факты и некоторые события из жизни людей. Грамотное  использование этого потенциала позволит воспитывать в школьниках дух высокой нравственности, патриотизм. Участие обучающихся в поисковой работе, изучении и описании экспонатов, создание экспозиции, проведении экскурсий способствует развитию их мыслительной и эмоциональной сфер. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами, навыками и основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой (геральдикой, нумизматикой и т.д.)

         В рамках реализации духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся мной была разработана 34 - часовая программа внеурочной деятельности для учащихся 5 - 6 класса «Добро пожаловать в музей». Настоящая программа создает условия для социального, культурного  самоопределения,  самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Реализация программы позволит учащимся расширить свои представления о музее и музейной деятельности. Сформировать культуру бережного отношения к прошлому своей страны, народа. Учащиеся знакомятся с терминами музееведения, получат первичные навыки музейного дела. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. 
Содержание занятий  представляет собой введение в мир музея, а также расширение некоторых вопросов базового предмета – истории. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии,  должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Для эффективности деятельности учащихся желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Учебно-тематический план программы

Название

 раздела

Кол-во часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Место, где живут музы.

1

1

2

История музеев в России

2

1

1

3

Больше музеев хороших и разных!

12

6

6

4

Как работает музей

8

5

3

5

Открываем свой музей

10

10

6

Турнир «Что? Где? Когда?»

1

1

Краткое содержание занятий:

1.«Место, где живут музы» (1 час)

Вводное занятие (стартовая диагностика учащихся).

2. История музеев в России (2 часа)

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

С чего начинались музеи в России

Протомузеи. Экскурсия в Ботанический сад.

3. Больше музеев хороших и разных! (12 часов)

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Художественные музеи

Экскурсия в Детскую картинную галерею

Исторический музеи

Литературный музей

Экскурсия в Музей А.Толстого

Музей под открытым небом. Пешая экскурсия по историческому центру Самары

Естественно-научные музеи

Посещение выставки минералов в ВЦ «Радуга»

Научно-технические музеи

Экскурсия в музей Космонавтики

Отраслевые музеи

Экскурсия в Музей железнодорожного транспорта

4.  Как работает музей (8 часов)

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Музейная экспозиция.

Коллекционирование

Викторина «Своя игра. Коллекции»

Экскурсионная работа. Виртуальная экскурсия по Кремлю. (2 часа)

Конкурс рекламных плакатов музейных выставок.

Учимся в музее.

Викторина «Чему музеи нас научат?»

5.  Открываем свой музей (10 часов)

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Музейный практикум в Музее истории школы (4 часа)

Создание и защита проекта «Мой музей» (6 часов)

6. Турнир «Что? Где? Когда?» (1 час).

         Духовно-нравственное воспитание, которое является на данный момент одним из приоритетов современного российского образования может осуществляться посредством приобщение детей к истории своей страны. Объединить прошлое с настоящим лучшим образом позволяет музей. Чем раньше ребенок получит возможность «потрогать» живую ткань историко-культурного наследия страны, тем лучше он будет ценить, сберегать и преумножать настоящее, тем яснее он будет видеть свое место в будущем России.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" // минобрнауки.рф

     2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  

         гражданина России в сфере общего образования: проект/  

         А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования.  

         М.: Просвещение, 2009.

3. Чумакова Н. Ю. Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников// Молодой ученый, 2013, №7. 

     4. Колесникова И.А. О феномене музейной педагогики

     // Художественный музей в образовательном процессе. - СПб. : СпецЛит,    

     1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии

В содержании всех учебных дисциплин заложены большие возможности для воспитания патриотических и гражданских качеств обучающихся. Весь их комплекс воздействует на гражданское сознание школьников. При ...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Добро пожаловать в Великобританию"

рабочая программа по внеурочной деятельности  "Добро пожаловать в Великобританию" для 7 класса...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности "Добро пожаловать в Великобританию"

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности "Добро пожаловать в Великобританию"...

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (представлена на региональный этап конкурса "За нравственный подвиг учителя 2019г"

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (была представлена на региональный этап конкурса "За нравствен...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Добро пожаловать в Великобританию» по общеинтеллектуальному направлению

Рабочая программа внеурочной деятельности «Добро пожаловать в Великобританию» по общеинтеллектуальному направлению...

Программа внеурочной деятельности "Добро пожаловать в Великобританию"

Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5-9 классов. Программа  направлена на знание истории Британии. Цель программы- формирование социокультурной компетенции- приоб...