Рабочая программа курса ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". 4 класс.
рабочая программа на тему
Данная рабочая программа составлена для модульногокурса ОРКСЭ по модулю "Основы светской этики". Полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к рабочим программам. Прошла опробирование в 2012-2013 учебном году, имеет в приложение КТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse._osnovy_svetskoy_etiki.doc | 175.5 КБ |
ktp.orkse_._osnovy_svetskoy_etiki.xls | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования, культуры и спорта Администрации городского округа «Поронайский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Поронайска
Рассмотрено на заседании М.О. | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Протокол №_______________ | зам. директора по УВР | Директор МБОУСОШ №1 |
__________________________ | _____________________ | _____________________ |
руководитель ШМО образовательных областей «обществознание» | Соколова Е.Г. | Ким Чун Сан |
«____»_________2013 г. | «____»_________2013 г. | «____»_________2013 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Предмет: ОРКСЭ (основы религиозной культуры и светской этики)
Модуль: «Основы светской этики»
Уровень, ступень образования: 1 ступень, 4 класс
Срок реализации программы:2013/2014 учебный год, 1 год
Рабочая учебная программа составлена на основе
Программы Данилюка А.Я. по основам духовно-нравственной культуры.
4-5 класс. Москва. Просвещение, 2012 год.
Учитель: Демидова Елена Николаевна
/ Ф.И.О. учителя составившего рабочую учебную программу/
Поронайск
2013 г
Содержание
Стр.
- Титульный лист……………………………………………… 1
- Пояснительная записка …………………………………….. 3
- Цели и задачи изучения курса (предмета) ………......3
- Концепция, заложенная в содержание учебного
материала …………………………………..............................4
- Указание:
- срок реализации данной учебной программы ……. 4
- ведущие методы, формы и технологии обучения… 4
- Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации учебной программы …. 5
- Тематический план ………………………………………… 9
- Перечень зачетных уроков ……………………………….. 12
- Содержание учебного материала ………………………… 12
- Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса ………………………………….. .14
- Литература для учащихся …………………………………. 17
- Литература для учителя……………………………………. 17
Приложения.
Основная образовательная программа начального общего образования.
Материально-техническое обеспечение курса
Календарно-тематическое планирование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» преподаётся на основе нормативно-правовой базы:
- Приказа МОН РФ от 31.01.2012 № 69,
- Приказа МОН РФ от 1.02.2012 № 74,
- приказа МО СО от 13.12. 2011 № 01-110/6434,
- приказа МО СО от 14.12.2011 № 1404-ОД,
- Письма МО СО от 17.02.2012 № 01-110/858,
- Приказа УОКиС от 15.12.2011 № 779,
- Письма УОКиС от 16.12.2011 № 2046 (информационная поддержка на сайте: http://orkse.org),
- методических рекомендаций МО Сахалинской области от 22.08.2012 № 08-250 «О введении учебного курса по ОРКСЭ», консультативная и информационная поддержка районного методического кабинета (ответственный: Шулунова С.В.),
- личных заявлений родителей и лиц их заменяющих,
- учебного плана МБОУ СОШ № 1 г. Поронайска от 30.08.2013 г. 4 класс – 1 час в неделю.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
- развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Концепция построения модулей курса ОРКСЭ, комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов религии и этики базируется на принципе общеобразовательного, светского характера курса.
Рабочая учебная программа создана на основе авторской программы А. Я. Данилюка без изменений.
Срок реализации: 2013-2014 учебный год.
Ведущими методами обучения являются:
- метод моральной дилеммы, дисуссий;
- эвристический;
- исследовательский;
- проектирование;
- диалоговый.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная, семейная.
Технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативные.
Общее количество часов на изучение предмета – 34 часа, из них на изучение предмета – 30, на оформление и защиту проекта – 4 часа.
Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации данной программы.
На основе заявлений родителей для изучения предмета ОРКСЭ взяты два модуля.
Модуль «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», Данилюк А.Я., Москва, «Просвещение», 2012 дает знания, помогающие учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше. Для повышения уровня мотивации к изучению предмета, формированию ИКТ компетенций учащихся привлечены материалы CD-диска к курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г, материалы с курсовой подготовки ИРОСО на диске СD-R и DVD – R, интернет-ресурсы: www.pravolimp.ru
Для учителя методическими пособиями явились следующие: «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», Данилюк А.Я. Программы. 4-5 класс. Москва. «Просвещение», 2012 г., Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», справочные материалы для общеобразовательных учреждений под редакцией Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д.. Книга для учителя 4-5 класс. Москва. «Просвещение», 2012 г., привлечены материалы CD-дисков ко всем шести модулям курса ОРКСЭ: «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г,
- «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г
- «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г.
- «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мусульманской культуры. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г.
- «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г.
В работе используются материалы следующих интернет-ресурсов:
2. Специализированный портал www.orkce.ru
3. Информация на портале размещена в следующих разделах:
- "Новости и СМИ об ОРКСЭ",
- "Нормативные материалы",
- "Методический кабинет преподавателя-тренера и тьютора», "Региональный опыт апробации".
4. Для обмена мнениями на портале располагается форум
- Практические разработки учителей и электронные образовательные ресурсы по тематике курса также размещаются на сайтах: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru
6. Основной ресурс сети социально-педагогических сообществ представлен по адресу: www.openclass.ru
7. В субъектах Российской Федерации:
- Вологодская область (www.openclass.ru/vologda),
- Калининградская область (www.openclass.ru/kaliningrad),
- Камчатский край (www.openclass.ru/kamchatka),
- Пензенская область (www.openclass.ru/penza),
- Тамбовская область (www.openclass.ru/tambov),
- Томская область (www.openclass.ru/tomsk),
- Чувашская Республика (www.openclass.ru/chuvashia).
- Тематические интернет-сайты
- Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru;
- Государственный музей истории религии - www.gmir.ru.
- Информация о религиозных организациях размещена на следующих Интернет-ресурсах
- Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), http://www.otdelro.ru/
Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;
- http://www.muslim.ru. Совет муфтиев России;
- http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов;
- http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России.
- Сайт Министерства образования Сахалинской области
http://obrazovanie.admsakhalin
- Сайт районного методического кабинета
- Образовательная газета «Основы религиозных культур»
- Журнал «Актуальная библеистика» ООО Издательство «Мировая библеистика»,613040, Кировская область, г.Кирово-Чепецк, пр-т Кирова, 16, а/я№798 Тел.(83361)4-64-32, 4-30-88, Факс: (83361)4-40-52 E-mail: www.bibleistika.com
Тематический план
№ пп | Наименование разделов, тем | Количество часов | В т.ч. на лабораторные и практические занятия |
2012-2013 учебный год, 4 «а» класс, 4 «б» класс. ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики» | |||
Блок 1. Введение. Духовно-нравственные и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | 1 | ||
1. | Россия – наша Родина. | 1 | |
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. | 16 | ||
2. | Что такое светская этика. | 1 | |
3. | Культура и мораль. | 1 | |
4. | Особенности морали. | 1 | |
5. | Добро и зло. | 1 | |
6. | Добро и зло. | 1 | |
7. | Добродетель и порок. | 1 | |
8. | Добродетель и порок. | 1 | |
9. | Свобода и моральный выбор человека. | 1 | |
10. | Свобода и ответственность. | 1 | |
11. | Моральный долг. | 1 | |
12. | Справедливость. | 1 | |
13. | Альтруизм и эгоизм. | 1 | |
14. | Дружба. | 1 | |
15. | Что значит быть моральным? . | 1 | |
16-17 | Праздничный проект: «Культура и религия». | 2 | Творческие работы учащихся. |
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. | 12 | ||
18. | Род и семья – исток нравственных отношений. | 1 | |
19. | Нравственный поступок. | 1 | |
20. | Золотое правило нравственности. | 1 | |
21. | Стыд, вина и извинения. | 1 | |
22. | Честь. | 1 | |
23. | Совесть. | 1 | |
24. | Образцы нравственности. | 1 | |
25. | Нравственные идеалы. | 1 | |
26. | Образцы нравственности в культуре Отечества. | 1 | |
27. | Этикет. | 1 | |
28. | Семья и семейные праздники. | 1 | |
29. | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Долг, свобода, ответственность, труд. | 1 | |
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. | 5 | ||
30. | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | |
31-34 | Итоговый проект: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» | 4 | Презентация учебных проектов. |
Перечень зачетных уроков.
№ пп | Название зачетного урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
16-17 | Праздничный проект: «Культура и религия» | 2 | 27.12 17.01. | |
31-34 | Итоговый проект: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия». | 4 | 02.05. 16.05. 23.05. 30.05. |
Содержание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки, изучаемые соответственно в 4, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Литература для учащихся:
- Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник. Издательство «Просвещение». Москва, 2012г.
- Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник. Издательство «Просвещение». Москва, 2012 .
- Электронное приложение к учебнику CD-диск к курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г.
- Электронное приложение к учебнику «CD-диск к курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г.
Литература для учителя:
- Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник. Издательство «Просвещение». Москва, 2012г.
- Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник. Издательство «Просвещение». Москва, 2012 .
- Электронное приложение к учебнику CD-диск к курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г.
- Электронное приложение к учебнику «CD-диск к курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г.
- Данилюк А.Я. Программы. 4-5. Москва, Просвещение, 2012.
- Данилюк А.Я. Книга для родителей. Москва, Просвещение, 2012.
- Книга для учителя. Москва, Просвещение, 2012.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Преподавание модулей предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» в будущем будет происходить в рамках основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Результаты образования предполагаются следующие:
·личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
·метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
·предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты формируются за счёт реализации, как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
·воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
·переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
·ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
·признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
·учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
·обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
·разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития
Личностные универсальные учебные действия
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
• нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия
обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия
включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного,
научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников
и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Главная цель курса по изучению основ религиозных культур и светской этики – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
В связи с тем, что начало изучения учебного курса осуществляется в начальной школе, а завершается в основной школе, целесообразно организовать специализированный класс-кабинет, который станет той информационной средой, в которой будут проходить не только уроки по курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная деятельность учащихся.
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
- экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
- религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
- печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по предмету основы светской этики 4-5 классы
рабочая программа по предмету основы светской этики 4-5 классы ...
Дидактические и методические материалы для сопровождения курса ОРКСЭ (модуль светская этика)
Рекомендации и материалы к урокам ОРКСЭ, собранные за годы преподавания. Их можно использовать как дополнительный материал в своей работе....
Прграмма по курсу ОРКСЭ. Модуль "Светская этика"
Прграмма по ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". 4 класс.В программе имеется :Пояснительная записка.Цели и задачи и т д....
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...
Рабочая программа . Курс ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Коррекционная школа VIII вида.
Рабочая программа. Курс ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Коррекционная школа VIII вида....
Проект по учебному курсу ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Мой класс – мои друзья". 4-й класс
Проект по учебному курсу ОРКСЭ (модуль светская этика)Тема: "Мой класс – мои друзья". 4-й класс...
Праздник для обучающихся 4 класса и их родителей «Тепло родного очага» Курс ОРКСЭ. Модуль «Светская этика»
Данный файл- это внеклассное мероприятие для обучающихся 4 класса по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") Тема: "Тепло семейного очага"...