ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "ДЕЕПРИЧАСТИЕ", 10 класс
план-конспект урока (10 класс) по теме

Кузнецова Маргарита Сергеевна

Учитель представляет  авторскую  методическую разработку по теме "Деепричастие" для проведения урока с использованием технологии внутренней уровневой дифференции в  физико- математическом классе. Материалы включают в себя связные тексты с дифференцированными заданиями,а также аналитическую справку о проведении урока по данной технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузнецова Маргарита Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ лицея, г.о. Железнодорожный Московской области.

«Технология дифференцированного обучения при изучении  темы « «Деепричастие», 10 класс.

Тема урока. Обобщение изученного материала по теме «Деепричастие.

Цель урока: 1. повторение теоретического материала с опорой на материалы учебника, с. 89-90; закрепление  навыков раздельного написания не с деепричастиями, пунктуации при  обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями; попутное повторение:  правописание –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных;2. формирования умений аргументированно доказывать принадлежность слова к деепричастиям, использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголам- сказуемым и придаточным предложениям; 3. воспитание интереса к чтению классической русской литературы.

Оборудование: доска, учебник А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс», раздаточный материал, интерактивная доска.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Работа по теме урока.
  1. Повторение теоретического материала о деепричастии  по учебнику, с. 89-90.

Обучающая технология: технология  учебного диалога.

  1. Практическая работа  с использованием раздаточного материала (вариант 1,3) и учебника  А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11».-М.,2002, упражнение 184.

Выполняется с использованием внутренней диффренциации класса физико- математического профиля: уровень А – базовый, уровень В – для учащихся данного профиля, избравших в рамках индивидуальной образовательной траектории именно этот уровень изучения русского языка с целью успешно подготовиться к ЕГЭ, к участию в предметных олимпиадах школьников и абитуриентов по русскому языку, индивидуальная карточка (вариант 3) – для слабоуспевающих учащихся.  Выбор уровня осуществляется по рекомендации учителя.

А (базовый уровень). Вариант 1.

-Задание. Прочитайте текст. Укажите название  произведения и его автора. Озаглавьте текст, определите тип речи. Запишите  текст,   в выделенных предложениях укажите деепричастия и  деепричастные обороты,  объясните  постановку знаков препинания графически.

Вскоре засверкали бердские огни. Мы подъехали к оврагам. Савельич от меня не отставал, не прерывая жалобных своих молений. … Нас окликнули. Это был передовой  караул пугачёвского пристанища. Не зная пароля, я хотел молча проехать мимо их. Но они тотчас  меня окружили. Один из них, схватив  лошадь мою под узды, попытался меня остановить. Я выхватил саблю и ударил мужика по голове; шапка спасла его, однако он зашатался и выпустил узду из рук. Прочие, смутившись,  убежали. Я, воспользовался минутой, пришпорил коня и поскакал.

Оглянувшись, я увидел, что Савельича со мной не было.  Бедный старик на своей хромой лошади не мог ускакать от разбойников. Что было делать? Подождав его несколько минут, я поворотил лошадь и отправился его выручать.

(По А.С.Пушкину).

   -   Проиллюстрируйте примерами из текста орфограммы « Правописание не с глаголами», «Правописание не с деепричастиями».

-  Выполните морфологические разборы одного глагола и одного деепричастия из текста (воспользуйтесь для самоконтроля «Порядком морфологического разбора» на  форзаце учебника).

В (уровень, рекомендованный  учащимся, которые избрали для себя более высокий уровень в рамках индивидуальной образовательной траектории). Упражнение 184, с. 90.

Вариант 2.

Задание. Прочитайте текст. Укажите название романа и его автора. Найдите деепричастия и деепричастные обороты, расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку. Как вы думаете, почему здесь такое большое количество прилагательных?

Ты буд..шь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дал.. под солнц..м сверкнёт алый парус. Сияющ..я гр..мада алых парусов белого к..рабля двин..тся ра?секая волны прямо к тебе. Тихо буд..т плыть этот чудес?ный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соб..рётся народу удивляясь и ахая; и ты буд..шь стоять там. Корабль подойдёт велич..стве(н,нн)о к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывёт от него быстрая лодка. «Зачем вы приехали? Кого вы ищите?»- спрос..т люди на б..р..гу. Ты увид..шь храбр..го красивого принца; он буд..т стоять и протягивать к тебе руки. «Здравствуй, Ассоль!-скаж..т он.- Далеко-далеко отсюда я увид..л тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя (на) всегда в своё царство. Ты буд..шь жить со мной в розовой д..лине  (не ) зная горестей и печалей…».

           Индивидуальная карточка (для слабоуспевающих учеников).

            Вариант 3.

          Задание: прочитайте текст, озаглавьте его. Запишите текст, образуя от глаголов, данных в скобках деепричастия. Объясните подчёркнутые орфограммы.

__________________________________________________________________

По  засыпанному галькой берегу шли два медведя. (Шлёпать)  по мелкой воде медведица вышла на противоположный берег.  На правой стороне речушки оставался маленький медвежонок. Он тоже было побрёл по воде, но (достигнуть) глубокого места и не (решаться) идти дальше остановился и жалобно рявкнул.  Медведица в одно мгновение очутилась около медвежонка и передней лапой дала ему такую затрещину, что тот полетел на отмель. (Перевернуться) и (схватиться) обеими лапами за левой ухо он заорал диким голосом. Затем (продолжать) держаться лапой за ушибленное место  он стремительно побежал в сторону леса. Вскоре  семья  исчезла в чаще.

(По Е. Спагенбергу.)

Устно ответьте на вопрос: «Для чего в данном тексте нужны деепричастия и деепричастные обороты?» Для ответа ещё раз перечитайте теоретический материал учебника на с.с.89-90.

  1. Проверка выполнения задания.

 Вариант 1. Задание выполняется с помощью интерактивной доски (один из учащихся по заданию учителя выполнял задание с использованием компьютера).

Вариант 2. Учащиеся проверяют себя с использованием   художественного текста.

Вариант 3. Работы   зачитываются учащимися вслух.

После урока все работы сдаются для проверки учителю.

  1. Подведение итогов урока.

- Для чего  нужны деепричастия?

-Какие орфограммы и пунктограммы связаны с темой «Деепричастие»?

V. На дом:   выполнить упражнение 186 (записать  отрывок из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», расставить недостающие знаки препинания, произвести морфологический разбор причастий и деепричастий; разобрать по составу выделенные слова). Слабые учащиеся выполняют упражнение 185 из учебника.



Предварительный просмотр:

Анализ выполнения работ обучающимися

на уроке по теме « Обобщение изученного материала по теме «Деепричастие», 10 класс.

 Урок проведён в физико- математическом  классе МОУ общеобразовательный лицей г. Железнодорожного Московской области.

На первом этапе урока проведено повторение теоретического материала по теме «Деепричастии» с использованием технологии  учебного диалога: интерпретационного диалога, - потому что  происходил обмен мнениями о деепричастии, рассматривались  точки зрения различных авторов учебных пособий о том, что деепричастие – особая форма глагола или самостоятельная часть речи. Цели интерпретационного диалога: развитие диалогической научно-  учебной речи, осмысление научной информации, оперирование ею.

Второй этап - практическая работа с использованием внутренней диффренциации класса физико- математического профиля:уровень А – базовый, уровень В – для учащихся данного профиля, избравших в рамках индивидуальной образовательной траектории именно этот уровень изучения русского языка с целью успешно подготовиться к ЕГЭ, к участию в предметных олимпиадах школьников и абитуриентов по русскому языку, индивидуальная карточка (вариант 3) – для слабоуспевающих учащихся.  Выбор уровня осуществляется по рекомендации учителя.

Итоги выполнения заданий.

Всего в классе- 22 человека.

Выполняли работу – 17 человек.

Отметки

Первый вариант

Второй вариант

Третий вариант.

5

2

-

-

4

4

4

-

3

-

3

3

2

-

-

1

Допущены ошибки.

Первый вариант.

Не с глаголами -1.

Ь после шипящих -1.

Морфологический разбор деепричастия:

указана  ошибочно начальная форма деепричастия -2;

не указана синтаксическая роль деепричастия -2.

Морфологический разбор глагола:

ошибка в определении разноспрягаемого глагола -2;

определено лицо глагола в форме прошедшего времени -4.

Второй вариант.

Безударные гласные, проверяемые ударением-2.

Чередование  -е-и- в корне – 1.

Правописание  проверяемых согласных в корне слова- 1.

Пунктуация при однородных членах, соединённых одиночным союзом-1.

Пунктуация при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом -1.

Пунктуация при обращении -2.

Третий вариант.

Не озаглавлен текст -1.

Пунктуация при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом -8.

Не выполнено задание- текст  просто переписан -3.

 Морфологический разбор деепричастия:

 У деепричастия определена начальная форма -1.

Выводы.

  1. Технология дифференцированного обучения  эффективно использована на уроке повторения вопросов  морфологии и орфографии:  формы, методы и средства обучения  были применены с учётом индивидуальных особенностей учеников на основе выделения разных учебных требований.
  2. Дифференциация заданий способствовала  выбору различных видов деятельности, вариативности темпа их  выполнения.
  3. Внутренняя дифференциация помогла в работе не только со слабоуспевающими, но и со средними и одарёнными детьми.
  4.  Дифференцирование детей по уровню их знаний и возможностей   помогло  осуществить  индивидуальный подход к разным группам учащихся, большая степень заинтересованности.

Учитель Кузнецова Маргарита Сергеевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология дифференцированного обучения

Материал разработан для портфолио к аттестации в разделе "Методическая деятельность"...

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

Предметно-ориентированные технологии. Технология дифференцированного обучения

1. Предметно-ориентированные технологии1.1. Технология дифференцированного обучения Современное информационное общество предъявляет к школьникам высокие требования в отношении усвоения учебного м...

Технология сотрудничества как наиболее эффективная технология дифференцированного обучения

Мультимедийная методическая разработка по теме "Технология сотрудничества как наиболее эффективная технология дифференцированного обучения" раскрывает понятие технологии сотрудничества, основные вариа...

Технология дифференцированного обучения. Использование технологии деятельностного подхода как средство повышения качества образования.

В формировании человеческих способностей решающее значение имеет деятельность ребёнка, которая умело стимулируется учителем. Объективность требований,  предъявляемых к ученику, обусловлена способ...

"Персональный сайт учителя как эффективное средство реализации современных педагогических технологий на примере технологии дифференцированного обучения. Из опыта работы."

Автор обращает внимание коллег на актуальность ведения персонального сайта и приводит практические примеры использования сайта учителя как эффективного ресурса для применения технологии дифференцирова...


 

Комментарии

Кузнецова Маргарита Сергеевна

Данный материал- авторская методическая разработка урока русского языка по теме "Деепричастие" для 10 класса о практическом использовании технологии внутренней уровневой дифференциации.