Развитие способностей школьников в процессе проектной деятельности.
статья по теме

Шабаев Павел Акимович

Проектирование – процесс интересный и увлекательный для детей. Они испытывают удовлетворение не только от результатов своей работы, но и от сознания, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения собственной значимости. А роль педагога заключается в оказании помощи  и создании  условий для успешной деятельности школьников с учетом их интересов и подготовленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_obuchayushchikhsya.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие способностей школьников в процессе проектной деятельности.

Подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, сформировать развитую, творческую, инициативную и предприимчивую личность – задача современного учителя. Обозначенная задача заставляет искать особые методические приемы, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавать условия для предприимчивости и развития творчества учащихся, позволили бы научить школьников решению выявленных осознанных ими реально существующих технологических задач окружающего мира. Изучение литературы передового педагогического опыта позволило мне апробировать в моей практике элементы одной из технологий, методов, которые бы способствовали сформировать систему интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся, воплощенных в конечные конкурентоспособные потребительские продукты или услуги, способствовали творческому развитию личности.

Это метод творческого проектирования.

Метод проектов (в переводе с греческого "путь исследования") - это система обучения. Гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности ученика путём развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания (под контролем учителя) новых товаров, имеющих практическую значимость.

Наблюдения за процессом учебной проектной деятельности показывают, что учащиеся стремятся самостоятельно добывать нужные сведения для выполнения проекта, производят необходимые работы (учитель при этом превращается из лектора - рассказчика в консультанта - помощника). Он естественно руководит творческой деятельностью учащихся, но делает это ненавязчиво.

 Именно в проектном обучении воплощается в реальность идея развивающего обучения. Внедрение метода творческих проектов в учебный процесс школы позволяет сохранить, как говорил Н. И. Пирогов "самость ребёнка".

Выполняя творческие проекты, школьники учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Ученик становится равноправным участником совместной деятельности с учителем, отвечая за свои успехи, промахи и недостатки. Он сам (на первых порах при участии учителя) анализирует каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участия в коллективном обсуждении различных точек зрения. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, осознанной, продуктивной, а значит более результативной.

Определение проблемной ситуации и темы проектной деятельности, формулировка идеи, изучение рыночного спроса, выбор материалов, оборудования, построения технологического процесса, воплощение идеи и её коррекция, оценка результатов деятельности и защита проекта - все эти процессы и этапы (о которых более подробно я сказала выше) логически взаимосвязаны. Сознание человека, отмечал Рубинштейн, фактически включено в контекст реального бытия, в контекст жизни и деятельности человека.

Исследования показали, что проектная деятельность позволяет ученику более успешно осуществить социально-психологический "вход" в профессию, способствует повышению "ученического" фактора в организации обучения, формирует волевые качества.

Результаты проектного метода обучения уже на ранних стадиях внедрения проявляются в изменении (в лучшую сторону) сферы интересов, расширении кругозора. Проектное обучение создаёт положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих изделий требует систематической работы со справочной литературой. По наблюдениям, выполняя проект, каждый ученик обращается к учебникам и учебно-методической и дополнительной литературе и это важное педагогическое приобретение.

В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:

  • коммуникативные, когда обсуждаются творческие задания, организуются консультации с учителем, защищаются в общении со сверстниками самые смелые идеи.
  • личностные: самобытность и гибкость мышления, фантазия, любознательность, здоровые творческие амбиции.
  • социальные: способность к коллективной деятельности. Готовность соблюдать самодисциплину, терпимость к мнению других.
  • литературно-лингвистические: описание идеи, разработка рекламного прайс- листа, импровизация в процессе защиты.
  • математические: расчёт затрат, сочетание формы, объёма пространства и времени.
  • художественные: разработка дизайна изделий.
  • манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и приспособлениями.
  • технологические: наглядно-образная память; абстрактно-образное мышление.

 Проектирование – процесс интересный и увлекательный для детей. Они испытывают удовлетворение не только от результатов своей работы, но и от сознания, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения собственной значимости. А роль педагога заключается в оказании помощи  и создании  условий для успешной деятельности школьников с учетом их интересов и подготовленности.

Ребята за год выполняют до четырех проектов. Это позволяет совершенствовать познавательную и преобразовательную деятельность школьников, добиваться высокого уровня развития их личностных качеств. Всегда продуманы проекты работ учащихся, и естественно, результаты работы педагогов налицо.  

В своих работах ребята соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. А педагоги могут помочь своим ученикам увидеть необычное в обычном, обустроить  их образное видение мира.

Может быть, их работы не всегда идеальны технически, но зато в них чувствуется огромный вложенный труд с большой любовью.

               Главное, что у них  формируется эстетический вкус, происходит приобщение ребенка к мировой культуре, развиваются их природные задатки и способности, выявляются таланты.

Результаты проектного метода обучения уже на ранних стадиях внедрения проявляются в изменении (в лучшую сторону) сферы интересов, расширении кругозора. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих изделий требует систематической работы со справочной литературой. По наблюдениям, выполняя проект, каждый ученик обращается к учебникам и  учебно – методической и дополнительной литературе и это важное педагогическое приобретение.

В процессе занятий школьники достигают все более высокого уровня самостоятельности, развиваются их способности, формируется мировоззрение, проявляются активность и творчество. В заключение, у проектного метода в системе технологического образования масса психолого-педагогических достоинств. Можно с уверенностью сказать, что проектное обучение, направленное на развитие творчески активной личности, поможет сформировать новых Менделеевых, Туполевых, Калашниковых, поколение творцов, умеющих превращать свои мечты в реальность, приумножая славу государства Российского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...

Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания

Работа посвящена изучению  форм и методов работы, нацеленых на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовательской деятельности, а также на реализацию...

Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания

Работа посвящена описанию форм и методов исследовательской деятельности, применение которых  нацелены на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовате...

Статья " Развитие компетенций учащихся в процессе проектной деятельности на уроках русского языка, литературы, внеклассных мероприятиях"

Данная статья раскрываеет  поэтапность проектной деятельности на уроках литературы, русского языка, во внеклассной работе.  Акцентируется внимание на развитии учебных универсальных действий ...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся в процессе проектно-исследовательской деятельности"

Программа направлена на выявление и развитие творческих способностей обучающихся с целью их самореализации в соответствии со способностями. В программе определены основные направления работы и за...

2021 год Развитие способностей школьников через внеурочную предметную деятельность

Автор делится опытом работы по развитию способностей школьников через приобщение их к внеурочной деятельности....

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АннотацияВ статье рассматриваются вопросы по организации коррекционной работы по развитию зрительной памяти у младших школьников в процессе проектной деятельности. Рассмотрены преимущества применения ...