Технология проектирования учебного занятия. Деятельностная модель ФГОС: от теории к практике.
методическая разработка по теме

Коновалова Елена Геннадьевна

Данное методическое пособие демонстрирует технологию проектирования учебного занятия на деятельностной основе в условиях реализации стандартов второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_proektirovaniya_uchebn-11436.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностная модель ФГОС:

от теории к практике.

В.А.Основина, профессор кафедры Управления ИПКПРО

г. Ульяновска.

Проектирование и организация учебного процесса

на компетентностной  (деятельностной) основе

Состояние освоения и реализации действующего государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области

В процессе изучения состояния деятельности школ по освоению и реализации действующего государственного стандарта общего образования  было проведено исследование с  охватом 283 педагогических работников. В ходе исследования было выявлено  следующее:

1)  92,1 %  респондентов  при проектировании и организации учебного процесса используют старые целевые установки: «дать представление о…», « ввести …», «показать….» и т.п. и под них отбирают учебный материал, без предоставления ученику права выбора  уровня сложности программного материала;

2) 78,3 %  не владеют современными педагогическими технологиями; не умеют использовать   оптимальное сочетание методов обучения и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся для организации продуктивной деятельности учителя и учащихся;

3) 98,7 % респондентов не реализуют требования  Федерального компонента государственного стандарта  о формировании  общих учебных умений, навыков и способов деятельности, хотя они являются необходимым условием развития и социализации учащихся;

4) у 79,7 % педагогов преобладающими формами организации учебно-познавательной деятельности являются фронтальные;

5) 87, 3 % педагогов используют устаревшие контрольно-измерительные материалы (КИМ), которые не обеспечивают: выявление уровня сформированности системы знаний, уровня овладения учащимися умениями и навыками,  способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной  деятельности; предоставление ученику права выбора  уровня сложности КИМа в соответствии с его учебными возможностями и способностями; объективность оценки уровня подготовки учащихся;

В совокупности выявленные проблемы приводят к несоответствию школьной оценки результатам ЕГЭ и другим формам внешнего  независимого контроля знаний.  

Цели  и   задачи  образования, стоящие перед современной школой, определены Концепцией модернизации российского образования, получили своё дальнейшее развитие в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Общеобразовательная школа должна формировать  целостную систему универсальных знаний, умений и навыков (УУД), т.е. ключевые компетентности, определяющие современное  качество образования»

Целями основного общего  образования являются:

  • Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • Приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

  Федеральный компонент государственного стандарта  общего образования определяет основные задачи:

  •  усиление личностной ориентации содержания образования;
  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на  формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на приобретение учащимися опыта этой деятельности;
  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач

Сравните:

Требования к результатам

      Стандарт 2004 года

Стандарт второго поколения

понятие пространственных фигур (куб, многогранник) - по изображению, модели

нахождение фигур в окружающем пространстве, работа с моделями (раскрашивание граней, получение отпечатков вершин, граней, ребер, выполнение сечений и развертки) и др.

Результат - узнавание и называние пространственных фигур

Результат - умение работать с пространственными фигурами, простейшие представления планиметрии, основы для формирования пространственного мышления.

2. Впервые в содержании школьного образования на каждой ступени выделены

Универсальные учебные действия (УУД):

-личностные (желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности)

- регулятивные (планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления)

- познавательные (читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;)

- знаково- предметные (понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме)

- коммуникативные (участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения)

планируемые результаты:

- личностные

- предметные

- метапредметные (использование усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач, достигаются за счет формирования УУД)

Например, вот так может выглядеть самостоятельная работа по физике ( деятельностный подход)

1.Опишите  явление  диффузии по плану изучения явления.

2. Приведите примеры данного явления в природе, быту.

3. Объясните процесс засолки огурцов.

4. Предложите способ быстрой засолки огурцов. Обоснуйте его.

5.Почему сельдь, плавая в соленой океанской воде, не просаливается.

Таблица №1

Ожидаемые результаты

(метапредметные)

Познавательная деятельность

(познавательные УУД)

Информационно – коммуникативная деятельность

(коммуникативные УУД)

Рефлексивная деятельность

( регулятивные УУД)

Выпускник основной школы

- использует для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование);

- умеет определять структуру объекта познания, находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого;

- умеет разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерные причинно-следственные связи;

- определяет адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

-комбинирует известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

-умеет сравнивать, сопоставлять, квалифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

 -умеет различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы;

- исследует несложные практические ситуации, выдвижения предположения, понимает необходимость их проверки на практике;

- использует практические и лабораторные работы, несложные эксперименты для доказательства выдвигаемых предложений;

- описывает результаты этих работ;

- умеет творчески решать учебные и практические задачи: умеет мотивированно отказаться от образца, искать оригинальные решения и самостоятельно выполнять различные творческие работы;

- участвует в проектной деятельности.

- адекватно воспринимает устную речь и способен передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания;

-владеет осознанным беглым чтением текстов различных стилей и жанров;

- проводит информационно-смысловой анализ текста, используя при этом различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое).

- владеет монологической и диалогической речью, умеет вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

- умеет создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и

прочитанную информацию с заданной степенью свёрнутости (кратко, выборочно, полно);

-умеет составлять план, тезисы, конспект, приводит примеры, подбирает аргументы, формулирует выводы, отражает в устной или письменной форме результаты своей деятельности;

- умеет перефразировать мысль (объяснить «иными словами»), выбирает и использует выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

- использует для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

- умеет самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств);

 -владеет навыками контроля и оценки своей деятельности, умеет предвидеть возможные последствия своих действий, искать и устранять причины возникших трудностей;

-умеет оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности, свое физическое и эмоциональное состояние;

-осознанно определяет сферу своих интересов и возможностей;

- соблюдает нормы поведения в окружающей среде, правила здорового образа жизни;

- владеет умениями совместной деятельности;

 -объективно оценивает свой вклад в решение общих задач коллектива;

-учитывает особенности различного ролевого поведения (лидер, подчинённый);

-оценивает свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;

 -умеет использовать свои права и выполнять свои обязанности как гражданина, члена общества и коллектива ОУ.

Выпускник средней (полной) школы

-умеет самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- использует элементы причинно-следственного и структурно функционального анализа;

-умеет исследовать несложные реальные связи и зависимости; определять характеристики изучаемого объекта;

 -самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

- участвует в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвигает гипотезы, осуществляет их проверку, владеет приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умеет отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»;

-самостоятельно создает алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирует полученные результаты;

-умеет создавать собственные произведения с использованием мультимедийных технологий, -использует разнообразные

средства, умеет импровизировать.

-умеет искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа, извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд), отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации адекватно поставленной цели;

 - умеет переводить информацию из одной знаковой системы в другую, выбирает знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- умеет, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

-умеет выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью, свободно работает с текстами разных стилей, понимает их специфику;

-адекватно воспринимает язык средств массовой информации, владеет навыками редактирования, создания собственного текста;

-использует мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации, информации;

 -умеет создавать базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владеет основными видами публичных выступлений, следует этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

-понимает ценности образования как средства развития культуры личности;

- объективно оценивает свои учебные достижения, поведение, черты своей личности; учитывает мнения других людей при определении собственной позиции и самооценки;

- умеет соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;

- владеет навыками организации и участия в коллективной деятельности: в постановке общей цели и определении средств ее достижения, конструктивном восприятии иных мнений и идей, учете индивидуальности партнеров по деятельности, объективном определении

своего вклада в общий результат;

-умеет оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять в практической деятельности и в повседневной жизни экологические требования;

- осознает свою национальность, социальную, конфессиональную принадлежность, толерантен;

-определяет собственное отношение к явлениям современной жизни;

-умеет отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды;

- осуществляет осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Таблица № 2

Последовательность действий учителя и учащихся

 в технологии деятельностного обучения

п/п

Действия

Содержание действий

1.

Самоопределение к деятельности.

Организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке:

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- выделяется содержательная область деятельности («могу»).

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Учащиеся подготавливаются к проектировочной деятельности, учителем организуется:

- актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

- тренировка соответствующих мыслительных операций;

- создается  проблемная ситуация, фиксируются  затруднения учащихся в индивидуальной деятельности.

3.

Постановка учебной задачи.

Учащиеся:

-соотносят свои действия с имеющимся алгоритмом, способом деятельности по изучению теоретического материала, его структурирования, выполнения практического задания;

- выявляют и фиксируют причину затруднения.

Учитель:

-организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации.

 Определяется цель деятельности и формируется тема урока.

4.

Построение проекта выхода из проблемной ситуации, затруднения.

-  Выдвигаются и проверяются гипотезы;

 - организуется коллективная деятельность учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий;

- новый способ действий фиксируется в устной и письменной форме.

5.

Первичное закрепление учебного материала.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия выполняют типовые задания на новый способ действия с обсуждением шагов действий и полученных результатов.

6.

Самостоятельная работа.

Используется индивидуальная форма работы.

Учащиеся:

- самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действия;

- осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая  с образцом;

- оценивают свою самостоятельную работу.

7.

Включение новых знаний в систему и повторение.

Новое знание включается в систему знаний.

Возможна отработка ранее изученных алгоритмов и подготовка к введению новых знаний на последующих уроках.

8.

Рефлексия деятельности (итог урока).

Организуется самооценка учениками деятельности на уроке.

 Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечаются цели последующей деятельности.

  •         1. Умения в познавательной деятельности:
  •         1.1. Использование различных методов познания: наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование;
  •         1.2. Определение структуры объекта познания, выделение функциональных связей между частями целого;
  •         1.3. Выделение причинно-следственных связей;
  •         1.4. Умения различать структурные элементы знаний: факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
  •         1.5. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
  •         1.6. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предложений.
  • 2. Умения в информационно-коммуникативной деятельности:
  •         2.1. Приведение примеров, аргументов, формулирование выводов;
  •         2.2. Перевод информации из одной знаковой формы в другую (из таблицы, схемы, аудиовизуального ряда в текст).
  • 3. Умения в рефлексивной деятельности:
  •         3.1. Организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств);
  •         3.2. Умение прогнозировать результат;
  •         3.3. Поиск и устранение причин, описанных в заданиях трудностей, проблемных ситуаций;
  •         3.4. Оценочные умения.

Технология проектирования учебного занятия

на деятельностной основе.

1 этап.

 Составление Рабочей программы.

В пояснительной записке определяются  предметные, метапредметные, личностные результаты.

В календарно- тематическом планировании прописываются указанные выше предметные, метапредметные, личностные результаты.

В календарно- тематическом планировании обосновывается тип учебного занятия:

- по изучению и первичному закреплению способов деятельности.

 - по комплексному применению знаний и способов деятельности.

- по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.

 - по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности.

В календарно- тематическом планировании обосновывается форма учебного занятия:

Дискуссия, диспут.

Консультация, конференция, консилиум.

Общественный смотр знаний.

Практикум, творческий отчёт.

Семинар, собеседование.

Экскурсия.

Учебная игра.

Нетрадиционные уроки: КВН, урок-суд, пресс-конференция

Урок

2 этап.

Составление технологической карты урока.

  1. Указываются как минимум 5 основных этапов уроков.

- организационно-мотивационный

- предъявление нового материала

- актуализация знаний в новой ситуации

- рефлексия

- прощание « мотив на завтра»

2. Определяются цели каждого этапа.

Требования к обучающим целям:

Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы.

Организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы.

Выявить степень усвоения ЗУНов, способов действий.

Актуализировать субъектный опыт каждого учащегося.

Обеспечить:

   -  усвоение знаний и способов действий по теме урока;

   -  закрепление;

   -  применение знаний и способов действий в разнообразных ситуациях;

   -  проверку и оценку  знаний и способов действий;

   -  условия для формирования ключевых компетенций;

3. Прописывается деятельность учителя на каждом этапе ( из таблицы № 2)

4. Прописывается деятельность учащихся на каждом этапе( из таблицы № 2)

5. Определяется планируемый результат на каждом этапе

( личностный, предметный , метапредметный) ( из таблицы № 1)

3 этап. Самоанализ учебного занятия по карте анализа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из условий достижения качества образования является эффективное управление учебным процессом учителем. Прежде всего, овладение новыми формами   перспективного и текущего планирования у...

«Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий» Изучение темы: «Механическое движение» в 7 классе в режиме информационных технологий

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий.В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе как процессе передач...

Урок музыки 2 класс. Проектирование учебного занятия в формате рекомендаций ФГОС. Тема учебного занятия: «Особенности разговорной и музыкальной речи. Интонация».

Открытый урок проводился на окружном семинаре. Дети делились на 4 группы, вели себя очень октивно, урок всем понравился....

«Проектирование учебного занятия на основе технологии проблемного обучения»

Итоговая работа , написанная на курсах повышения квлификации, в которой я попыталась обобщить материал о применении технологии проблемного обучения на уроках русского языка....

«Проектирование учебного занятия на основе технологии проблемного обучения»

Итоговая работа , написанная на курсах повышения квлификации, в которой я попыталась обобщить материал о применении технологии проблемного обучения на уроках русского языка....

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы ФГОС НОО 2021, УМК Купалова по предмету «Русский язык»

Задачи:1. Научиться сравнивать предложения с прямой речью и косвенной по структуре предложения.2. Научиться анализировать: единицы синтаксиса (предложения с прямой речью и сложные предложения), письме...