О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ
статья по теме

Быстрова Мария Владимировна

Основные функции педагогического общения можно предста­вить следующим образом: информационная, социально-перцептивна, презентативная, интерактивная, аффективная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nemnogo_opedagogicheskom_obshchenii.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Немного о педагогическом общении

Деятельность педагога строится по законам общения. Прежде всего, взаимодействие учителя и ученика состоит в обмене между ними информацией различного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным (словесным) путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации (мимика, пантомимика, жесты и т.п.). Таким образом, осуществляется информационная функция общения.

Общение как диалог разворачивается в условиях адекватного (когнитивно сложного) отражения людьми друг друга. Психологически грамотное восприятие учителем ученика помогает установить на этой основе взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Речь идет о социально-перцептивной функции общения.

Функция социальной перцепции в педагогическом общении состоит в том, что учитель внимателен к поведению ребенка, его словам, жестам, интонациям, переменам во внешнем облике и поведении. Но главное — за внешними проявлениями поведения и состояния ребенка учитель «видит» его мысли и чувства, предугадывает намерения и поступки.

Ученик со своей стороны пытается тоже «читать» поведение, настроение, отношение учителя. Поэтому так важно для учителя уметь грамотно проявлять свои чувства, находить подходящие в данный момент вербальные и невербальные формы поведения, быть понятным ученикам, открытым и искренним. Функция самопрезентации в педагогическом общении помогает самовыражению и учителя, и ученика. Вместе с тем общение и психика внутренне связаны: в актах общения осуществляется презентация так называемого внутреннего мира учителя ученикам и, кроме того, сам этот акт предполагает наличие у него такого внутреннего мира.

Совершенно справедливо пишет по этому поводу В.А. Сластенин: «Не измученный, усталый и опустошенный, а интересный, духовно богатый, идейно зрелый человек может стать властителем дум и чувств нового поколения».

В случае, когда учитель с богатым внутренним миром способен грамотно предъявить его ученикам, можно говорить о полном соответствие того, что человек предлагает с помощью тона голоса, движения тела и головы, содержанию его слов, внутренним убеждениям. То, что человек говорит, находится в полной гармонии со всеми органами чувств, выражающими мысль.

Общение — это процесс, в ходе которого осуществляется обмен образами, идеями, переживаниями и т.д.

Кроме того, в общении всегда происходит своеобразное взаимодействие интеллектов людей, их эмоциональных сфер и их воли, а это означает, что в общении фактически постоянно развертывается взаимодействие характеров и, более того, взаимодействие личностей. И понятно, что многое в общении зависит оттого, какие это интеллекты, какие эмоциональные миры, какие воли, какие характеры, какие личности.

Интерактивная функция педагогического общения и состоит в обмене образами, идеями, действиями во взаимодействии и взаимовлиянии учителя и ученика.

Положительно эмоциональное, комфортное общение создаст условия для творческой совместной деятельности, «помогающего поведения», появления особой социальной установки на другого человека, вызывающей чувство уважения, благодарности, симпатии. В состоянии комфортного общения две личности — учитель и ученик — начинают образовывать некое общее эмоционально-психологическое пространство, в котором разворачивается творческий процесс приобщения ученика к человеческой культуре, разностороннего познания окружающей его социальной действительности и себя самого, своих возможностей и способностей, т.е. разворачивается процесс социализации личности ученика. В этом заключается аффективная функция общения.

Итак, основные функции педагогического общения можно представить следующим образом: информационная; социально-перцептивная; презентативная; интерактивная; аффективная.

Центральным звеном этой функциональной структуры педагогического общения является система положительных (личностных) отношений учителя и ученика друг к другу, основанная на безусловном принятии друг друга как ценностей самих по себе и оптимистичности прогноза развития и совершенствования.

Таким образом, труд учителя есть искусство развития и обучения детей. Процесс педагогического труда, основанный на взаимодействии учителя и учащихся, не терпит стандарта и шаблона, хотя масштабы творческих задач учителя могут быть, конечно, разными, начиная от применения новых обучающих методов и кончая решением многообразных частных вопросов, возникающих в конкретных ситуациях деятельности и общения с учащимися. Искусство учителя проявляется в том, как он находит контакты и нужный тон общения с учащимися в тех или иных ситуациях школьной жизни; и в том, каким способом он организует самостоятельную работу учащихся, включая их в решение учебно-познавательных задач; и в том, как он создает креативную атмосферу на уроке; и в том, как он использует свое воображение, интуицию, неосознаваемые компоненты умственной активности. Творчество — это не какая-то отдельная сторона педагогического труда, а наиболее существенная и необходимая ее характеристика. Творчество учителя — это процесс, в котором он реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности, и в котором он сам развивается. «В творчестве созидается и сам творец» (С.Л. Рубинштей).

Творчество и технология в практической педагогике теснейшим образом взаимосвязаны и постоянно переплетаются как в процессе, так и в результате педагогической деятельности. В реальной работе учителя возможна и необходима взаимосвязь эти двух столь непохожих один на другой полюсов труда учителя.

Введение технологии сделает реальным прогнозирование результатов работы учителя, поможет ему и в ежедневном труде.

Использование технологических приемов позволяет актуализировать основные сферы психической жизни учителя.

Технологические приемы развивают у учителя педагогическую направленность на ребенка, любовь к нему.

Применение «эмоциональных технологий»  таким образом изменяет, расширяет, углубляет систему отношений «учитель — ученик».

Отработка приемов вербального и невербального поведения (постановка позы, жеста, походки, интонации, «постановка» улыбки и т.д.) актуализирует поведенческую сферу учителя и оптимизирует систему его воздействия на учеников.

 Не может быть хорошим педагогом человек, нелюбящий детей, какими бы знаниями и умениями он ни обладал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися.

Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуац...

Статья: "Художественно-педагогическое общение в рамках музыкально-педагогической деятельности "

Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической му...

«Конфликты в педагогическом общении" - педагогический совет

выступление на педагогическом совете о причинах и последствиях конфликтов в образовательном процессе и способах разрешения конфликтных ситуаций...

Невербальные средства общения как важная часть различных стилей педагогического общения.

Существует несколько стилей общения учителя с учеником, поэтому, при написании работы я хочу указать основные и выделить наиболее распространенные стили, такие как: невербальное педагогическое общение...

"Педагогическое общение как особый вид творчества" педагогический совет по воспитательной работе

Педсовет направлен на  совершенствование форм и способов взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.  Обучает технике педагогического общения в работе с коллегами, учащимися и...

Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."

В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...

Выступление на педагогическом совете по теме " Мастерство и культура педагогического общения"

Педагогическое общение — это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному ...