статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
статья на тему

Яковлева Ирина Ивановна

В 21 веке особенностью образовательного процесса становится опора на личностно-ориентированное обучение, воспитание и развитие духовно-нравственной сферы человека, обеспечивающая образовательным учреждениям и педагогам право свободы выбора содержания и форм обучения, разработки авторских образовательных программ и внедрения инновационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья32.16 КБ
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tekhnologii.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

РЕГИСТРАЦИОННАЯ КАРТА

Участника

II Всероссийской научно-практической конференции

«НОВОЙ ШКОЛЕ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»

Воронеж, 18 – 20 октября, 2012 г.

1

Фамилия

Яковлева

2

Имя

Ирина

3

Отчество

Ивановна

4

Место работы

МАОУ «Лицей № 5» города Губкина Белгородской области

5

Должность

Заместитель директора по ВР

6

Ученая степень

7

Ученое звание

8

Адрес для контактов (индекс, область, город, улица, дом)

309183 Белгородская область, г. Губкин, ул. Севастопольская д.103, кв.106

9

Телефон рабочий (с кодом города)

10

Телефон домашний (по желанию)

8 (47241) 47472

11

Телефон сотовый

89511390608

12

Факс

13

E-mail

1971ira-1971@mail.ru

14

Форма участия в конференции:

                                                   Очная,   Заочная

очная

А) участие с устным докладом

+

Б) участие со стендовым докладом

В) участие с публикацией (-ми), но без доклада

Г) участие без доклада и публикации

15.

Техническое обеспечение доклада

Мультимедийный проектор

Да                        □  Нет

16.

Название доклада

Здоровьесберегающие технологии как механизм инновационного развития образовательного учреждения

17.

Потребность в гостинице

□ Да                        □  Нет

18.

Участие в товарищеском ужине (ориентировочная стоимость 500 рублей)

□ Да                        □  Нет

19.

Участие в экскурсионной программе (ориентировочная стоимость 500 рублей)

□ Да                        □  Нет



Предварительный просмотр:

Яковлева И.И, Прасолова О.В.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

МАОУ «Лицей №5»  г. Губкин, Россия

        В 21 веке особенностью образовательного процесса становится опора на личностно-ориентированное обучение, воспитание и развитие духовно-нравственной сферы человека, обеспечивающая образовательным учреждениям и педагогам право свободы выбора содержания и форм обучения, разработки авторских образовательных программ и внедрения инновационных технологий.

        Направленность на развитие личности, раскрытие способностей человека, реализацию его духовных интересов определяет особую значимость инноваций при решении проблемы формирования творчески мыслящей личности. Ведь эта личность прежде всего должна быть здорова. И не случайно поэтому, что сегодня проблема сохранения здоровья граждан России по праву стала одним из приоритетов государственной социальной стратегии. Государство однозначно сформулировало «госзаказ» на здорового гражданина. Новый ФГОС формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий, деятельности, поведения в интересах здоровья своего, окружающих людей и социоприродного окружения. В пакет документов ФГОС впервые вошла Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. На ее основе каждая школа, используя накопленный опыт формирования культуры здоровья учащихся, конструирует свою одноименную образовательную Программу, учитывающую региональные культурные, этнические, социальные, природные особенности и контингент учащихся. Предусматривается  развитие у учащихся универсальных учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновлении и применении в нестандартных жизненных ситуациях.

        Задача школы – не «дотянуть» ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Следовательно, обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса становится первостепенной задачей школы.

        Отрадно отметить, что в Губкинском городском округе для этого созданы все условия: укрепляется материально-техническая база общеобразовательных учреждений, расширяется сеть детско-юношеских спортивных школ, благоустраивается территория округа, практически в каждом дворе построена спортивная площадка.                                         В ногу со временем идет педагогический коллектив  МАОУ «Лицей №5». Еще в 2004 году нами была разработана программа эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков. В контексте рассматриваемой проблемы и была разработана программа «Здоровьесберегающая организация образовательного процесса в школе», в которой была учтена работа по преодолению отклонений и нарушений в здоровье детей в образовательном пространстве школы.

        За  годы работы  в рамках программы была отмечена положительная динамика состояния здоровья детей, а именно: снижение заболеваемости ЛОР - заболеваниями, ОРВИ (например, на 25%), заболеваний желудочно-кишечного тракта, бронхолегочной системы, неврозов (на 18%), вегето-сосудистых дистоний (на 20%). На фоне эпидемии гриппа последних лет, когда большинство школ закрывалось на карантин, в нашей школе посещаемость была высокая. Поэтому  педагогический коллектив школы пришел к выводу, что мы стоим на правильном пути, и первоочередной задачей на будущее мы поставили  сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них понимания ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

        Оптимизируя учебный процесс, мы поставили цель: переход от эпизодического применения инновационных технологий до широкого систематического внедрения этих технологий в педагогическую практику школы.

        Интересные возможности по сохранению и укреплению здоровья детей,  на наш взгляд, дает технология В.Ф. Базарного,  эффективно  используемая  учителями начальной школы. Благодаря методикам:  «Сенсорно-координаторных упражнений «Четыре угла», «зрительно-координационных упражнений»,  экологическое панно, прописи по Базарному -  учителя добиваются  развития у детей  внимания, памяти, воли, творческого воображения, улучшения зрения, снижения  заболеваний опорно-двигательного аппарата.

        Использование  учителями среднего и старшего звена уникального оздоровительного метода А.Н. Стрельниковой  помогает в лечении органов дыхания, сколиозов,  болезней сердечно-сосудистой системы.  Полезным в плане оздоровления, на наш взгляд, является так называемый гигиенический массаж, который улучшает крово - и лимфообращение, нормализует обмен веществ. Массаж также носит профилактический характер против простудных заболеваний, ангин, катаракты верхних дыхательных путей.

        Большое значение в организации учебного процесса в соответствии с  идеями здоровьесберегающего образования имеют систематически выполняемые кинезиологические упражнения, которые стимулируют творческую деятельность, помогают мобилизоваться учащимся перед интенсивной умственной нагрузкой. Применение данного метода позволяет улучшить  память, внимание, речь, снижает утомляемость, повышает работоспособность, активизирует интеллектуальную деятельность.

        Среди инновационных методик,  используемых в школе, следует назвать хромотерапию. Это бесконтактный метод лечения светом и цветом. Этот метод  влияет на физическое и психическое состояние: синий цвет снимает головную боль, красный – повышает работоспособность, желтый – улучшает настроение, зеленый цвет используют для коррекции зрения. В зависимости от этапа урока  можно добиться  расслабления после интенсивной работы или  повышения работоспособности.

        Все применяемые нами формы работы,  проверены на практике, не наносят вреда здоровью ученика и учителя. Наш главный принцип -  «Не навреди!». Работа по сохранению здоровья детей должна вестись не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке. Подводя итог, хочется сказать, что общеобразовательная школа не только обучает, на наш взгляд, ее основная задача – формирование личности физически, социально и нравственно здоровой, интеллектуальной и гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить, видеть и решать проблемы. Из личностей состоит общество. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российской общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление инновационным развитием образовательного учреждения

Сегодня в стране происходят изменения в национальной образовательной политике.Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Одной из проблем в инновационной д...

Управление развитием образовательных учреждений - инновационных площадок в условиях сетевого взаимодействия. Обобщение опыта работы учителя в рамках инновационной деятельности

Данный материал позволяет представить содержание работы учителя в инновационных условиях, увидеть возможности для достижения нового качества образования. В материале обобщается опыт работы по вопросу ...

Парадокс решения проблем мотивации вовлечения педагогических работников в методическую деятельность и самоопределения педагогов в инновационном развитии образовательного учреждения

В статье рассматриваются проблемы мотивации педагогов дополнительного и общего оборазования к участию в методической работе и инновационной деятельности образовательной организации, а также ошибки, св...

Статья "Инновационный менеджмент: внедрение системы социального партнёрства как механизма прогрессивного развития образовательного учреждения"

Рассматриваются инновационные возможности организации социального партнёрства в образовательном учреждении как способа повышения качества услуг, выполнения ФГОС, как актуальный фактор современнного уп...

Парадокс решения проблем мотивации вовлечения педагогических работников в методическую деятельность и самоопределения педагогов в инновационном развитии образовательного учреждения

Статья отражает проблемы, с которыми сталкиваются методисты при мотивации коллектива к методической работе и самоопределению в профессии. Рассматриваются типичные ситуации затруднений и примеры решени...

Программа методической мастерской "Молодой педагог как ресурс инновационного развития образовательного учреждения"

Программа методической мастерской:Дата проведения: 27 января 2022 годаВремя проведения: 15.00 – 16.30Место проведения: Когалым, МАОУ СОШ №1 (ул. Набережная, 55-А)...